Конспект урока "У войны - не женское лицо" 8 класс

  • Культурные мероприятия
  • Мероприятия
  • docx
  • 26.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока "У войны - не женское лицо" 8 класс.Урок внеклассного чтения в 8 классе «У войны - не женское лицо» (анализ стихотворения Юлии Друниной «Зинка» в группах). Цель: 1. обучающая: продемонстрировать женское восприятие войны на примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка»; показать, как все уровни текста помогают выразить чувства и переживания женщины на войне (композиция, подбор лексики, выбор средств художественной выразительности и т.д.) 2. развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов учащихся; 3. воспитательная: способствовать воспитанию патриотических, гражданских чувств; воспитывать внимательное отношение к слову.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок внеклассного чтения в 8 классе «У войны ­  не женское лицо» (анализ стихотворения Юлии Друниной «Зинка» в группах). Цель: 1. обучающая: продемонстрировать женское восприятие войны на  примере стихотворения Ю.Друниной «Зинка»; показать, как все уровни текста помогают выразить чувства и переживания женщины на войне               (композиция, подбор лексики, выбор средств художественной  выразительности и т.д.) 2. развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов  учащихся; 3. воспитательная: способствовать воспитанию патриотических,  гражданских чувств; воспитывать внимательное отношение к слову. 1Оборудование: женские портреты разных художников разных эпох, портрет  Ю.Друниной (желательно, в военной форме). Ход урока. 1. Интрига. 1)Эвристическая беседа.  На доске подобраны иллюстрации к сегодняшнему уроку. Как думаете,  о чём будем говорить сегодня?  В чём основное предназначение женщины, с вашей точки зрения?  Почему невозможно совместить понятия «женщина» и «война»? Следовательно, тема урока «У войны – не женское лицо». 2)Слово учителя. Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись  художники и поэты, музыканты и композиторы. Она была мечтой, улыбкой и  грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Её звали Лаура,  Беатриче, Елена, Мария… Многие из этих имён стали символами: преданности и верности – Пенелопа, красоты и женственности – Елена, вдохновения и почитания – Лаура и Беатриче, всепочитающей, заступнической любви к людям – Мария. Женщина, призванная давать жизнь…Женщина – величайшее из творений. Война… Она тоже женского рода, война, отнимающая жизнь, дарованную  женщиной. Война – величайшее из проклятий.  2Женщина и война… Женщина на войне. Женщина и на войне остаётся  женщиной, хранительницей Любви, Добра и Сострадания. Даже война не вытравила из души Юлии Друниной ни чистоты, ни любви к  людям, к родной земле, к жизни. В хватившей «окопного лиха» девочке,  перетаскавшей под огнём несчитанное число раненых и столько раз видевшей, как на морозе у бойца «исчезает облачко у рта», жило сострадание к  замученным бедами, хворями «солдатикам», её ровесникам, вроде той Зинки  – Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, её однополчанки. 2. Первичное восприятие текста. 1)Чтение наизусть сихотворения учителем (текст прилагается). 2)Рефлексия.  Какие чувства вызывает стихотворение? (Буря чувств: и сострадание, и  сожаление, и негодование. Описать их достаточно сложно). 3. Анализ текста. 1)Слово учителя. Для Юлии Друниной война – это проклятие, отнимающее самое дорогое,  самое ценное: дом, родных, друзей и любимых… Это хорошо прослеживается  на всех уровнях текста. Стихотворение одновременно лирическое, доброе и  жёсткое, в нём звучит то песня­тоска по родному дому, то жёсткий военный  марш.  Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.  2) Работа в группах. 1 группа. 3 Какими автор показывает бойцов в минуты затишья? ( Девчонки­  подружки, которым интересно поболтать обо всём на свете. Это вовсе  не герои, а обыкновенные люди, вчерашние школьницы. Автор не  случайно выбирает совершенно не характерную для стихотворения  форму – диалог, во время которого девчонки изливают друг другу  душу, говорят о самом сокровенном. Наверное, можно даже сказать, что присутствует некий исповедальный мотив ).  О чём говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой  родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?  (Малая родина живёт в душе каждого солдата: близкие люди: мама, мамка, любимый; родные просторы: яблочное захолустье, весна за порогом, дом, кус­ тики; запахи дома, тепла и уюта: квашня, т.е. свежеиспечённого хлеба,  дым, т.е. русская печь. Ощущение чего­то близкого, бесконечно родного, с одной стороны; а       с другой ­  грусть,  тоска по родному дому).  Первую часть стихотворения можно дополнительно разделить. Как?   (Затишье – разговор подруг – военные будни. На протяжении 1 части  даже ритм меняется несколько раз: от напевного до чеканного).  От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в первой части? ( От ритма, заданного автором: затишье – разбитая ель, гнилая, продрогшая земля; разговор подруг – яблочное захолустье, беспокойная дочка; военные будни – сырая шинель, светлокосый солдат – какое страш­ ное сочетание!) Последняя строфа является связующей между 1 и 2 частями. 2 группа.  Какие события нашли отражение во второй части? Какие чувства они 4Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего?  вызывают? Подтвердите свои мысли словами­опорами. (Окружение – атака – бой – гибель Зинки. Окружение: «с каждым днём становилось горше» –  ощущение близости смерти, чего­то неотвратимого, страшного;  «потрёпанный батальон» ­ чувство безысходности; «шли без митингов и  знамён» ­ без энтузиазма, с поникшей головой; атака: «мы хотели со славой жить» ­ стремление выжить; гибель Зинки: «кровавые бинты», «её тело»,  «укрывала, зубы сжав» ­ боль от потери близкого человека. Война всегда  трагедия).  (Потрёпанный батальон, чёрная рожь, смертные рубежи, кровавые бинты,  посмертная слава. Какие страшные слова!)  бинты, чёрная рожь). Почему?  даёт этот приём? Как называется этот приём? (Звук  р  ­ имитация грохота  боя, ужас происходящего).  ? (Переход к третьей части. Словно даже природа тоскует о смерти  молодой, красивой, талантливой девушки). Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады» Какими красками окрашена война в памяти автора? (Кровавые  Найдите во второй части наиболее часто повторяющийся звук. Что  3 группа.  Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с первой  частью, хотя слова употребляются практически одни и те же? (Если в  первой части даже грусть светла, то в третьей она сродни безысходной  тоске.  Возникает ощущение коварства и трагичности жизни в военное  время. Меняется и форма по сравнению с первой частью – монолог,  обращённый к погибшей подруге и самой себе).  Каким предстаёт перед читателем образ матери? ( Типичный образ  матери, молящейся о своём ребёнке, просящей заступничества высших сил. Возможно, образ родины, ведущей к победе. Символично упоминание  зажжённой свечи – огонёк надежды).  Докажите текстом, что война отнимает у людей самое дорогое.  (Душевная боль героини подчёркивается недосказанностью,  употреблением многоточий, восклицательных и вопросительных  предложений. Страшно, когда родителям приходится хоронить детей!) 4. Подведение итогов. В жизни каждого человека есть близкие женщины: мамы, бабушки, сёстры,  жёны, матери… Любите своих близких! Берегите их! 55. Творческая работа. 1) Если бы у вас была возможность задать автору вопросы, о чём бы вы  спросили? 2) Как могли бы сложиться судьбы подруг, если бы не было войны?  Выберете один из вопросов и ответьте на него письменно. 6. Д/З: читать повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» 67