Данный урок проводится в конце букварного периода. В форме необычного путешествия учащиеся обобщают полученные знания.
Цель урока: Закрепить знания учащихся об изученных буквах.
Задачи: 1.Формирование навыков осознанного правильного выразительного чтения.
2. Развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей.
3. Воспитание интереса к чтению, чувства коллективизма, взаимопонимания, уважения друг к другу.
Урокпутешествие « Волшебные буквы»
Цель: Закрепить знания учащихся об изученных буквах.
Задачи: 1.Формирование навыков осознанного правильного выразительного чтения.
2. Развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей.
3. Воспитание интереса к чтению, чувства коллективизма, взаимопонимания,
уважения друг к другу.
Оборудование: тренажеры по чтению, карточки лото, карточки с буквами, билетики
для букв, тренажеры для глаз, учебник.
Ход урока.
I . Мобилизующая часть урока.
1,2 – выше голова,
3,4 – плечи шире,
5,6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II . Закрепление опорных знаний.
Ребята,
мы с вами выучили все буквы русского алфавита. Хорошо
потрудились. Поэтому сегодня я предлагаю немного отдохнуть. А как вы отдыхаете?
А теперь угадайте, как будем отдыхать мы.
Учащимся предлагается прочитать слово, зашифрованное в карточке.
Учитель направляет учащихся к каждой следующей букве: первая буква выделена
красным цветом, затем три клеточки вправо, одна вниз, две вниз, две влево, три
вверх, одна вправо, две вниз, две влево, одна вверх, две вправо.
П
И
В
М
Е
Я
Б
Ш
С
Е
Т
Н
У
Т
Ж
Е
Получилось слово – путешествие.
Правильно, мы будем путешествовать. А как можно путешествовать?
А вот мы с вами отправимся в небольшое путешествие на паровозике. Но
поедем мы не одни, с собой мы позовем все буквы, которые изучили.
Проводится работа с тренажерами по чтению.
В П Р Т
М Р Д Н
Р Д Н В
К Л Д Т
В К П Г
Ш С Л Т
Б Ж Н К
С П Р ЛЖ Г К С
Н Ш В Б
Ж К В С
Л М К Р
М В П Д
Б В С Н
Д Т В Г
Ш В М Д
Учащиеся сначала работают в парах – поочередно называют согласные
буквы, написанные на листочках. Затем они читают слоги с этими буквами с той
гласной, которая прилагается к карточке. У каждой пары своя гласная. Затем
объединяются в группы, и каждая пора читает свои слоги.
Молодцы! Буквы мы позвали. Они купили билет и пришли к поезду, но
поспешили и перепутали билеты. Поможем буквам найти свой вагон и место.
Игра «Билетик для буквы».
Учитель показывает билет, на котором указаны вагон (синий или красный,
в зависимости от того, какая это буква гласная или согласная), полка (верхняя,
если гласная указывает на мягкость согласного, либо это звонкий согласный;
нижняя, если гласная указывает на мягкость согласного, либо это глухой
согласный); место (красное, если звук гласны; зеленое и красное, если звук гласный
йотированный; синее, если звук согласный твердый; зеленое, если согласный
мягкий; синее и зеленое, если звук может быть и твердым и мягким, белые
билеты получают твердый и мягкий знаки).
А теперь все удобнее усаживайтесь на своих местах. Вот уже слышен
паровозный гудок ( делается глубокий вдох, а на выдохе все произносят: «Ту – у –
у!»), закрываются двери ( снова вдох, а на выдохе: «С –с –с»), и поезд начинает ход
(вдох, выдох: «Ш – ш – ш!).
Поезд набирает ход.
Физкультминутка.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат, (руками показывают движение колес поезда)
А в поезде нашем ( разводят руки в стороны)
Ребята сидят. (поворачивают голову в разные стороны)
Поезд так быстро мчится, что я даже не успеваю читать различные вывески и
названия за окном. Попробуем это сделать вместе.
Игра « Три О».
(Учащимся предлагаются карточки со словами, в которых пропущены три
буквы О. Они должны угадать слово. Чтение орфографическое и орфоэпическое).
М Л К
Д Л Т
Х Р Ш
П Л Т Н
В Л С К
М Л Т К
Наш поезд продолжает путь, настало самое время завести разговор с соседями.
Разучивание скороговорки.
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.(Дети рассказывают скороговорку по ролям, с выделением звука п ,
шепотом)
А теперь самое время поиграть с соседями в лото.
Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает карточку с
шестью предложениями. Дети читают предложения. Затем учитель читает
карточки с предложениями, а дети должны найти их у себя на карточке. Затем
ктото из группы читает предложения.
А можно ли эти предложения считать текстом? Почему?
Если все предложения собраны правильно, то, перевернув карточки, дети
смогут собрать картинку.
Ребята, прочитайте слово, которое у вас получилось. Найдите схему, которая
подходит к вашему слову, а под каждой буквой поставьте точку цветным
карандашом, определяя звук, который она обозначает.
Дети делают звукобуквенный анализ каждого слова
.
Наш поезд мчится вперед. А что же там за окошком?
Гимнастика для глаз: посмотреть вдаль, затем на деревья перед окном.
Какое время года у нас за окошком?
А сейчас каждый из вас придумает слово, относящееся к зиме. Составьте
предложения с этими словами.
Какая сегодня погода на улице? Послушайте, какое стихотворение написал
Юрий Коваль. (Учебник «Русская азбука» с. 204)
Учитель читает стихотворение.
О чем это стихотворение? Прочитайте его сами.
Жужжащее чтение, затем чтение по цепочке.
Работа над выразительностью.
А если бы вы были художниками, то какую бы взяли краску для того, чтобы
нарисовать метель?
Работа с тренажером для глаз: метель – глазками по синим кружочкам,
метель пришла в сосновый лес – по зеленым, вдруг выглянуло солнышко – по
желтым, ослепило глазки по красным.
Пока весь класс работал по тренажеру, нескольким учащимся было дано
задание составить «живую» картинку по одной из строчек стихотворения.
Остальные дети должны узнать какую строчку «нарисовали». А затем
инсценировка всего стихотворения.
Возможно, что когда вырастет ктонибудь из вас станет настоящим поэтом и
сам напишет стихи. А сейчас попробуем придумать рифмы к словам.
Рак – (мак)
Роса – (коса)
Рама – (мама)
Речка – (печка)
Молодцы! Нам пора уже возвращаться. Наш паровозик поворачивает домой.
Ш. Итог урока.
Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего заинтересовало?
Что вызвало затруднение?