Конспект урока ,,Условное наклонение глагола,,6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения и первичного закрепления нового материала. цель: сформировать представление об условном наклонении. тип урока: урок-путешествие.• Сформировать представление об условном наклонении глагола. Образовательные: познакомить с условным наклонением глагола, способом его образования, значением; закрепить знания учащихся об изъявительном наклонении; формировать отличать формы изъявительного и условного наклонений. Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, к изучению космоса; вызвать чувство гордости за заслуги страны в освоении космоса; формировать правильное отношение к слову.
Иконка файла материала конспект.docx
Пояснительная записка Учитель русского языка и литературы 6 Условное наклонение глагола Русский язык 6 класс (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. –  2016 г.) Урок изучения и первичного закрепления нового учебного  материала. Урок ­ путешествие 1 час Сформировать представление об условном  наклонении глагола. Образовательные: познакомить с условным наклонением глагола, способом его образования, значением; закрепить  знания учащихся об изъявительном наклонении;  формировать  отличать формы изъявительного и  условного наклонений.  Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать  навык безошибочного письма, правильного выделения  орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно­логическое  мышление; развивать умение работать с дополнительными  источниками информации. Воспитательные:   воспитывать интерес к изучению  русского языка, к изучению космоса; вызвать чувство  гордости за заслуги страны в освоении космоса;  формировать правильное отношение к слову. Личностно­ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая,  метод проблемного изложения, исследовательский метод  (подготовка учащимися сообщений, творческие работы  учащихся), репродуктивный метод (сообщение учителя,  пропедевтическая беседа), метод творческого чтения (написание  мини­сочинения, выразительное чтение стихотворения). Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы:  беседа, самостоятельная работа, творческая работа, учебный  диалог. компьютер, проектор, мультимедийный экран,  электронная презентация с необходимыми  изображениями, учебник, шаблон таблицы, карточки. Должность Класс Тема  Базовый учебник Тип урока Вид урока Кол­во часов Цель Задачи Методы и  технологии  обучения Формы  организации  познавательной  деятельности Необходимые  технические  средства и  наглядности 1Ожидаемые учебные результаты Личностные  Предметные Метапредметные  Уважительное отношение к родному языку, к истории своей страны; оценка и самооценка учебной  деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?). Формирование навыка определять условное наклонение глагола, его значение; образовывать его и отличать  от изъявительного наклонения; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам;  ставить знаки препинания при письме. Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий;  осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;  оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать  собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую  информацию из различных источников;  использовать полученные на уроке знания в жизни. Структура урока I.  Организационный момент. Психологический настрой на урок. II.  Повторение пройденного материала. III. Определение темы и цели урока учащимися. IV.  Изучение нового материала. V. Работа с учебником (стр 117­118) , первичное закрепление; Физминутка  VI. Закрепление. 1) командная работа с взаимопроверкой; 2)самостоятельная работа с самопроверкой. VII. Итог урока. Домашнее задание: параграф 92, сочинение «Если бы я был волшебником…» Конспект урока № Этап урока Деятельность учителя 1. Организационный  момент. Мотивация к учебной  деятельности. (слайд 1) ­Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на своих местах удобнее. Наш урок мне  хотелось бы начать с поздравления.  ­ Какой праздник отмечает сегодня весь мир? (слайд 1) ­ Я поздравляю всех с Днем авиации и космонавтики.  Ну какой мальчишка, а может быть, и девчонка не мечтали стать космонавтом,   полететь к далеким звездам. Об этом написано стихотворение Э.Барковой «Я  мечтаю», его прочитает _____ Я мечтаю о звёздных полётах, Намечаю маршруты путей, Межпланетным я стану пилотом, Только б вырасти мне поскорей. 2Всё о жизни Сатурна узнаю, С марсианами дружбу сведу, По пути на Луне побываю, К дальним звёздам дорогу найду. Небо синее ласково манит И к бескрайним просторам зовёт. Знаю я, что минута настанет ­ В дальний рейс поведу звездолёт. ­ Вы хотели бы побывать в космосе?  ­ Давайте попробуем совершить космическое путешествие. А для этого нам  понадобится хорошее настроение, немного воображения, настойчивость и  старание. ­Вы готовы? Если да, то давайте зажжем, как ориентир, самую яркую звездочку.  ­Надеюсь, вы сегодня будете активны, внимательны, любознательны. (слайд 2) ­Кто скажет, почему именно 12 апреля отмечаем этот праздник?  ­Правильно, именно в этот день  совершил первый полет в космос Юрий  Алексеевич Гагарин, советский космонавт.  Это особенный день – день триумфа науки и всех тех, кто сегодня занимается  космической отраслью. Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным  прорывом в освоении космоса. В этом году во всём мире отмечают 57 годовщину  со дня полёта человека в космос. (слайд 3) ­Ребята, а что вы знаете о космосе? (КОСМОС (греч. Космос – вселенная), то же, что  Вселенная, – мир в целом, бесконечный во времени и в пространстве и бесконечно  разнообразный по формам. Что мы можем встретить в космическом пространстве? Правильно, планеты,  звезды, метеориты, спутники и другие космические тела. Все это Вселенная…Во  Вселенной находится бесконечное множество галактик. Галактика – это  огромная звездная система. Самая известная Галактика называется Млечный  путь. ГАЛАКТИКА (позднегреч. Galaktikos — молочный, млечный, от греческого gala — молоко) –  гигантская звездная система.) ­Давайте откроем наши тетради, вернее бортовые журналы, и запишем: Двенадцатое апреля Классная работа 2. Актуализация  знаний и  фиксирование  затруднения в  пробном действии. ­Ребята, как думаете, можно ли прямо вот так, без подготовки,  отправляться в полет? ­Конечно, нельзя. Ведь чтобы все прошло удачно, нужно подготовиться,  выполнить какие­то определенные условия. (слайд 4) ­Ребята, каждый из вас может сказать: «Я …» (на слайде 1 столбик) Занимаюсь                          занимался бы 3Читаю                                читал бы Тренировался                      тренировался бы Прыгал                                прыгал бы Стараюсь                           старался бы Выучу                                  выучил бы Послушаю                          послушал бы ­ Какие действия  обозначают эти глаголы? В каком они наклонении?  Что такое  наклонение? ­А как бы  сказали, если бы вас выбрали для полета. Продолжите предложение:  «Если бы я готовился к полету,  в течение долгого времени что делал бы? сделал бы? …» (открывается 2 столбик) 3. Построение  проекта выхода из  затруднения. ­ Наклонение глагола выражает отношение действия к реальности. Можно ли с  помощью изъявительного наклонения передать желаемые или возможные при  определенных условиях действия? ­Как думаете, что будем изучать  сегодня? Сформулируйте тему нашего урока. Запишем ее в тетради. И пусть она станет названием нашего космического  корабля. (слайд 5) ­ Отталкиваясь от темы, попробуем определить цели урока.  (слайд 6) 4. Реализация  построенного  проекта.  Осмысление. ­ Ребята, я думаю, теперь мы уже можем нажать кнопку «Пуск» и сказать  заветное слово,  которое произнес  перед стартом Ю.А.Гагарин.  ­Чтобы выйти на орбиту, нужно выполнить задание. Посмотрите на доску. В  какой форме даны глаголы? Мечтать   мочь  готовиться  полететь ­Попробуйте изменить их, чтобы указать на возможность или желательность  действия. Мечтал бы, могло бы, готовился бы, полетели бы ­Во втором столбике мы записали глаголы в условном наклонении. От какой  основы глагола образуется условное наклонение? ­Какой суффикс и какая частица  участвуют в образовании условного  наклонения? Давайте запишем в тетради схему: Условное наклонение Основа глагола н.ф. + суфф.л + частица бы ­Заметили ли вы, как изменяются глаголы в условном наклонении? ­Откройте учебники на с.118, еще раз повторим все, что узнали об условном  4наклонении. Какое дополнительное сведение дал нам учебник?  ­Что­то захотелось помечтать. Можно?       Стать бы мне опять ребёнком …       Ходить бы опять в школу…       Учиться бы вместе с вами в 6 классе…   (сделать запись на доске)    ­   Высказала ли я сейчас свои желания?      ­ Глаголы стоят в условном наклонении? (да) Но обратите внимание, какая форма глагола использована мною вместо  прошедшего времени? (неопределён.ф.) Иногда для выражения желания может быть использована неопр.  форма глагола с частицей бы. Приведите свои примеры.            (пойти бы, написать бы, забить бы) Иногда Н. ф. глагола + частица  бы (б) увидеть бы ­Об этом наклонении Дж. Родари написал шуточное стихотворение. Внимательно  послушайте  ­ как поэт называет условное наклонение. Я решил бы... Я сказал бы... Поспешил бы... Написал бы... До чего же замечательное Наклоненье сослагательное! Никогда не чертыхается, не скандалит, не кричит, В кресло мягкое забьётся и мечтательно журчит: Я б турецкий изучил... Я бы радио включил... Нет, постойте­ка! Вначале я сыграл бы на рояле... Я сыграл бы, Коль умел бы, Если мог бы, Полетел бы, Я бы съел вагон пирожных, Если только их имел бы!..  ­Условное наклонение еще называют сослагательным. ­А теперь, если все хорошо поняли, поднимите яркую звездочку. У кого еще  остались вопросы – другую. Менее яркую. (слайд 7) ­Итак, экипаж, наш полет проходит успешно, вокруг нас яркие звезды, далекие  планеты, проносятся метеориты.  ­Внимание! Один из метеоритов угрожает столкновением  с нашим кораблем.  Чтобы избежать аварии, нужно проверить курс, а для этого выполнить задание. Из предложений выписать в 2 столбика глаголы: в изъявительном  наклонении и в условном наклонении. ­Давайте ещё раз скажем, что  помогает отличить глагол в условном наклонении  5 5. Первичное  закрепление6. физкультминутка 7. Закрепление  изученного  материала от других? Где она может стоять?    Солнце оказывает огромное влияние на жизнедеятельность Земли, оно  участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме  человека. Солнечный ветер вызывает геомагнитные бури и именно его  проникновение в слои земной атмосферы вызывает такое красивейшее  природное явление, как северное сияние, называемое еще полярным. Если бы  Солнце перестало светить, жизнь на Земле вскоре бы угасла. Если бы  растения не получали солнечных лучей, они бы не смогли поглощать углерод и  насыщать воздух кислородом.  ­Ребята, а какой союз сопутствует условному наклонению? ­Молодцы, можем продолжать полет. Чтобы сбросить напряжение от полета, чтобы мышцы не ослабли в состоянии  невесомости, немного разомнемся. Поднимаем руки выше,  Опускаем руки вниз.  Ты достань сначала крышу,  Пола ты потом коснись Выполняем три наклона,  Наклоняемся до пола,  А потом прогнемся сразу  Глубоко назад ­ два  раза.   Выполним рывки руками  – Раз, два, три, четыре, пять.   А теперь мы приседаем,  Чтоб сильней и крепче стать. (слайд 8) ­Внимание,  перед нами неизвестная планета. Хотите ее изведать?  Предупреждаю, она особенная. Какой вы сами ее себе представите, такой она и  окажется. ­Чтобы немного узнать о ней, выполним задание. Чтобы получилось быстрее,  работать будете в парах. Каждому из команды достанется по пять слов. На доске записаны глаголы (для двух команд). В каком наклонении они даны? ­Вы должны преобразовать эти глаголы в глаголы в условном наклонении. (на  доске) ­Затем каждый из вас подберет существительное к своим глаголам (в условном  наклонении) в тетради, представляя эту планету. А затем подготовьте устно  предложение по данному началу (на доске), используя некоторые свои примеры. Начало предложения. Если бы я придумал свою планету, то там … ­Проверьте правильность выполнения работы другой командой и оцените. Летают                          бегают Сверкает                        блестит Смеются                        радуются Переливается                искрится Звенят                            щелкают Мечтают                      фантазируют Цвели                             распускались 68. Самостоятельная  работа  Порхали                         перепрыгивали Льется                          течет Встречает                   принимает ­Очень  интересная  получилась у нас планета, веселая, дружелюбная. Молодцы. ­Какое у вас настроение? Какая звезда соответствует ему? (слайд 9) ­А сейчас  нам предстоит встреча с Марсом. Информацию  о нем нам прочитает   ______. А вы внимательно следите и отмечайте глаголы в условном наклонении.      Марс ­ ближайший сосед нашей Земли. Второе название Марса — Красная  планета. Ученые выдвинули гипотезу, что такой цвет вызван присутствием в атмосфере планеты большого количества оксидов железа.       Что бы вы увидели, если б побывали там? Почву красно­бурого цвета,  глубокие долины, кратеры потухших вулканов, русла сухих рек, которые  тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимается ветер,  начинаются страшные пылевые бури. Учёные посылают к нему  автоматических разведчиков, чтобы они узнали о жизни на этой планете.  Если бы человек глотнул марсианского воздуха, он сразу бы задохнулся.  Учёные объясняют это тем, что в атмосфере Марса почти отсутствует  кислород. ­Да, ребята, сейчас  Марс необитаем. Но ученые мечтают освоить его и создать  там возможные для жизни человека условия. И не только ученые. Вот  послушайте песню группы «Браво». ­Какими глаголами автор песни выразил свою мечту? При каком условии она  осуществилась бы? ­Чтобы нам благополучно  покинуть эту планету, выполним задания. Вы можете  выбрать для себя подходящий уровень сложности. Карточка 1. Выпишите все глаголы условного наклонения. Сколько  их?       (9 гл.)  Если бы даже пчёлы не давали ни капли мёда и ни кусочка воска, если бы их  яд не лечил ран и ожогов, всё рано мы ухаживали бы за ними, строили бы им  домики­ульи и зимой берегли от холода. Ведь пчёлы дают нам урожай  фруктов, ягод и овощей. Без пчёл очень скоро исчезла бы гречневая каша,  пропали бы полевые цветы, леса. Много всего плохого случилось бы в природе,  если бы пчёлы перестали летать с цветка на цветок. Карточка 2. Заменить глаголы будущего времени изъявительном  наклонении глаголами в условном наклонении.  Записать их. (9 гл.) (раздаточный материал).  Будут у елочки ножки, побежит она по дорожке,  запляшет она вместе с нами,  застучит  она  каблучками.   Закружатся  на  елочке  игрушки  –  разноцветные  фонарики хлопушки.  Завертятся на елочке флаги из пунцовой из серебряной  бумаги.  Засмеются на елочке матрешки и захлопают от радости в ладошки. У ворот постучался новый год,  новый, молодой с золотою бородой. Карточка 3.  Расставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы,  7указать глаголы в условном наклонении. (11 гл.) Богаты водой кл_довые земли. Если(бы) (не)было воды под землей_  (не)журчали(бы) р_дники на дне лесных оврагов_ (не)бежали(бы) ручейки из  ра_щелин горных скал_ (не)р_сли(бы) на земле деревья_ (не)колосились(бы)  хлеба. Н_кто (не)увид_л(бы) сказочных пещер_ подземных озер_ г_рячих и  холодных источников.  Людям пр_шлось(бы) с_лит_ся по берегам рек_ что(бы) п_льзоват_ся водой.  Но вскоре реки начали(бы) усыхать_ а зимой и совсем перестали(бы) теч_ _  потому(что) в это время (не)идут дожди_ (не)тают снега и льды. Если(бы)  (не)прои_ходило вечное дв_жение воды под землей_ на земле и над землей_  и_чезла(бы) жизнь на Земле. (слайд 10) ­Мы благополучно покинули Марс и возвращаемся обратно. Дорога домой всегда легче. ­Что нового узнали сегодня? ­Назовите ключевые слова нашего урока­путешествия. ­С приобретенными знаниями мы  и приземляемся. ­ Давайте напоследок зажжем последнюю звезду, которой соответствует ваше  настроение от сегодняшнего урока. (слайд 11) ­ Я тоже очень довольна вашей работой, вы все молодцы и заслуживаете лучших  отметок. ­Дома предлагаю вам написать небольшое сочинение на тему «Если б я был  волшебником…»  А сейчас наш урок закончен, всем спасибо. До свидания. 9. Рефлексия учебной деятельности 10. Домашнее задание Сильным ученикам Закончить  предложения,  употребить  в  них  глаголы  в  условном                                              В качестве  примера привести высказывания:  наклонении (раздаточный материал)                                                                                 Если  бы  каждый   человек  на  куске  земли  своей  сделал  бы,  что  он  1.Как прекрасна была бы наша земля, если бы…                                                        может, как прекрасна  была бы земля наша. (А.П. Чехов)  2. В наших водоемах было бы много рыбы, если бы…                                                      Если  бы  мне  иметь   сто  жизней,  они  не  насытили  бы  всей                3. Вода в наших реках стала бы прозрачной и чистой, если бы…                           жажды   познания,  которая сжигает меня. (В. Брюсов) 4. Если бы…, похорошели и очистились наши леса                                                          Если бы искусство  вдруг исчезло из нашей жизни, то жизнь  5. Наша земля превратилась бы в цветущий сад, если бы…                                    невероятно обеднела бы.  (Кабалевский)  Устная работа со стихотворением «Если бы я был...» Шела Сильверстейна (раздаточный материал). ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ... Если я был бы маленький­маленький гном,                                                                                                 Задания к  прочитанному стихотворению: Я б умывался каплей одной дождя,                                                                                               1. Выразительно  прочитайте стихотворение вслух. Я бы на божьей коровке ездил верхом,                                                                                         2. Определите  тему и основную мысль стихотворения. 8Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.                                                                                        3. Определите  речевую ситуацию и стиль текста, докажите свою точку зрения. Я под дверями бы запросто проходил,                                                                                       4. Как глаголы в  усл. накл. помогают создать образ маленького забавного гнома?  Мне бы комар казался огромным орлом,                                                                                       Можно ли было  обойтись без них? Почему? Блюдце – широким озером, если б я был... Если б я был маленький­маленький гном. Я бы ни папу, ни маму обнять не мог, Разве мизинчик, и то – не наверняка. Я бы в испуге шарахался из­под ног Даже полуторамесячного щенка. Если бы мне подарила конфету «Полет» Тетя, которая очень любит меня, Я бы эту конфету ел целый год, Фантик один разворачивал бы полдня. Чтоб написать короткое слово «привет», Я бы с неделю ворочал бы вечным пером... (Эти стихи я писал четырнадцать лет, Я ведь и есть маленький­маленький гном.) Повторение пройденного материала________________________________15 мин Объяснение нового материала______________________________________8 мин Формы организации учебной деятельности Рассматриваемые вопросы Чтение лингвистической Планета «Наклонение» (слайд 11) сказки учителем В одной большой стране жило множество глаголов, каждый из них имел своё  9наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в  разговоре всегда встречалась многообещающая частица БЫ, из­за которой  они прослыли болтунами. Их обещания всерьёз не воспринимались, и другие  глаголы над ними подтрунивали: «Если бы да кабы». Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и приказывали другим  жителям: «Принеси! Сделай!» Глаголы же изъявительного наклонения  пользовались уважением и авторитетом. Но однажды случилось несчастье. На страну напали враги. На защиту своей родины должны были встать все  глаголы. Однако глаголы повелительного наклонения стали только  указывать, заставлять других, ничего не делая сами; глаголы условного  наклонения – только обещать, а глаголы изъявительного наклонения  мужественно сражались и одержали победу. За это правительство присвоило  им высшую награду – Время. Благодаря этому, о них знали в прошлом, знают  в настоящем и будут знать в будущем. Давайте запишем в тетрадь, глаголы каких наклонений встречаются нам в  языке. Записать в тетрадь классификацию.(слайд 11) Ребята, какой это признак глагола: постоянный или непостоянный? (слайд12) Показ цифрового образовательного ресурса на тему «Изъявительное наклонение глагола» Ребята, какой отличительный признак глагола в изъявительном наклонении?  (слайд 13) Закрепление нового материала__________________________________ 5 мин. Формы организации учебной деятельности Самостоятельная работа, опрос обучающихся Запись выводов в тетрадь Индивидуальный опрос Рассматриваемые вопросы Из текста выписать глаголы изъявительного наклонения и определить их морфологические  признаки. (Слайд 14) Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет в открытом космосе. Космонавты уже видят мерцающие звезды. Делается вывод о том, что в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и  числам, в прошедшем времени – по числам и родам (в ед.ч). Выполнение теста по данной теме (рабочие тетради в конце урока собираются). (слайд 15) 1.В каком ряду глаголы относятся к одному виду? а) люблю, придумывал, работать, спел; б) заснул, открылся, бегите, ищу; в) вспомню, покорми, прошелся, увижу; г) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем. 102. Определите время глаголов в предложениях. 1. Солнце жгло. 2. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. 3. Завтра трубы затрубят, завтра громы загремят. а) настоящее время; б) будущее время; в) прошедшее время 3. Действие реально происходит во времени. Какому наклонению соответствует данное  суждение? а) Повелительное наклонение; б) условное наклонение; в) изъявительное наклонение. 4. Укажите глагол в изъявительном наклонении. а) Отдохните; б) помогаешь; в) думал; г) сделал бы. 5. Как изменяется глагол в настоящем времени? а) По лицам и числам; б) по лицам и родам; в) по числам; г)по родам. Подведение итогов урока_____________________________________5 мин Формы организации учебной деятельности Слово учителя Инструктаж по выполнению домашнего задания Рефлексия Рассматриваемые вопросы Ребята, я очень хочу, чтобы и сейчас, через 50 лет в России совершались такие поступки, которые вновь и вновь  вызывали бы интерес к России, к русскому языку. Думаю, что Юрий Алексеевич Гагарин даже не задумывался, на  каком языке произнести первые слова на космической орбите. Он произнёс их на своём родном русском языке! Этот язык и останется первым языком космоса! Вы хорошо поработали на уроке. Наша экспедиция оказалась очень плодотворной. И вашу работу я хотела бы  оценить (выставляются оценки). Домашнее задание у вас будет творческим. Я предлагаю вам составить памятку для своего космического экипажа  “Как надо себя вести, чтобы полёт прошёл успешно”. У вас на партах лежат небольшие смайлы, отражающие отличное настроение, грустное и равнодушное. При выходе  прикрепите свой смайл на доску, как свидетельство того, что мы с вами побывали в путешествии по звездному небу. (Слайд 16) А сейчас наш урок закончен, всем спасибо. До свидания.(слайд 17) 1112