Конспект урока в 3 классе по теме:«Правописание суффиксов –ик, -ек-»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
07.06.2018
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-.doc
Конспект урока в 3 классе по теме:«Правописание суффиксов –ик, ек»,
демонстрирующий обоснованное и эффективное использование учителем
начальных классов МАОУ СОШ №1 Демченко Е.А.
здоровьесберегающих, проблемно диалогических технологий, ИКТ в
образовательном процессе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов имён
существительных –ик, ек.
Планируемые результаты:
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с
суффиксами ик, ек (организовать наблюдение над словами, подвести детей
к открытию способа проверки),
содействовать развитию навыка
каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать
развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной
мотивации к учению.
Метапредметные:
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить
делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение
необходимой информации;
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в
соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной
деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное
задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по
намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную
деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать
других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы,
сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения,
высказывают своё собственное, аргументировать его;
Формы организации познавательной деятельности: групповая,
индивидуальная, фронтальная. Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
по уровню познавательной активности: частично поисковый;
Образовательные ресурсы:
учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 3 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2012.
электронное приложение к учебнику. Тема «Правописание суффиксов»
мультимедийный проектор
фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков»;
шаблоны с алгоритмом
карточки для групповой работы;
Ход урока.
1. Организационный момент. ( 2 мин.)
( диалог учителя и учащихся)
Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)
Только начался урок? (Да!)
Хотите учиться?(Да!)
Значит можно садиться!
Прочтите эпиграф.
Объясните его смысл.
Что нужно делать если хочешь получить новые знания о строении слова?
Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о
написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте
успеха.
С чего начнете работу на уроке?(С повторения) 2. Каллиграфическая минутка. ( 3 мин.)
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
По образцу напишите сочетания букв.
(Прописывают соединения ик, ек).
Дайте характеристику согласному звуку.
Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать
хорошо.
(Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно»)
На строчку посмотрите,
Что заметили, скажите.
Написали суффиксы.
Кто догадался. О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
О суффиксах.
3.Актуализация знаний. ( 5 мин.)
Продолжите предложение.
Суффикс – это (часть слова), которая стоит (после корня) и служит (для
образования новых слов).
Я предлагаю вспомнить, что вы знаете о правописании суффиксов и
поработать в группах.
Задание группам.
На столах у вас карточки. Вам нужно вставить пропущенные буквы.
Определить в какой части слова орфограмма, объяснить ее написание.
1 группа
Учит . ль, строит . ль, спасат . ль, двигат . ль.
2 группа
Храбр. сть, мудр .сть, рад . сть, хитр . сть.
3 группа
Врем . на, сем . на, плем . на, им . на.
4 группа
Мыш . нок, галч . нок, бельч . нок, медвеж . нок.
Оцените работу групп.
О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. ( 7 мин.)
Запишите слова и вставьте пропущенные буквы.
Сн..жок, к..рмушка, зв..рек, ключ..к.
Объясните правописание орфограмм.
Какое слово вызвало затруднение? Почему?
Кто не записал последнее слово? Что вы не смогли сделать? Кто правильно записал последнее слово, каким правилом вы
воспользовались?
Какой следующий шаг вы должны будете сделать?
Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого
разберем слова по составу.
В какой части слова встретились орфограммы?
Безударную гласную в корне мы умеем проверять?(Расскажите правило).
Какое задание вы должны были выполнить?
Как вы выполняли задание?
В чем затруднение?
Почему же возникло затруднение? Какую цель вы поставите перед собой на
уроке?
В суффиксе мы можем проверить написание гласной?
Знаем ли мы эту орфограмму?
Всегда ли в суффиксе пишется буква и? Может быть вы встречали и знаете
слово с похожим суффиксом, но в нем пишется буква е, а значит суффикс ек.
У нас возникла проблема в написании суффикса! Почему так бывает: в одном
слове пишется суффикс ик, а в другом –ек? Когда же писать –ик,
а когда –ек?
Заглянем в сказку Гераскиной «В стране не выученных уроков». Какая
проблема встала перед Витей Перестукиным мы сейчас посмотрим!
(Мультфильм отрывок №1)
Какая проблема встала перед Витей?
Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте тему
урока.. (Правописание суффиксов ек ик.).
5. Физминутка. ( 3 мин.)
6. Работа по теме урока. ( 8 мин.)
Знаем ли мы как пишутся суффиксы ек ик ? Как мы можем узнать об
этом?
Какой путь вы выбираете?
Правило лучше запоминается, когда его выводишь сам, понимаешь его и
применяешь на письме. Итак, ребята, давайте выведем правило о том, как правильно писать
суффиксы ек, ик. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся
поразному.
Чтобы вы смогли сами открыть правило. Я предлагаю вам работать по плану.
На доску вывешивается план:
1. Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой
группе.
2. Сравнить между собой группы слов.
3. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с
темой урока.
4. Создать эталон о правописании суффиксов –ик, ек.
Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете
делать.
У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их.
Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
Кузнечик, орешек,
горошки.
птенчики, горошек, кузнечики, орешки, птенчик
На какие две группы можно разделить слова?
Разделите слова в два столбика
В каждой паре слов выделите суффикс.
Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно
их разделить?
Расположите слова в 2 группы.
Назовите слова 1 группы.
Назовите слова 2группы.
Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса?
Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и.
Гласная и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе
слов во мн. числе.
А в словах 2 группы что происходит?
Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах ек, ик?.
Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 150.
Прочитаем правило Знакомство с алгоритмом.
1. Измени по числам слово.
2. Определи, «Убегает» ли гласная.
3. Если да – пиши –ек. Если нет –ик.
7. Закрепление изученного материала. ( 8 мин.)
1) Работа по учебнику
Найдите упр. 101 на стр. 150. Прочитайте. Как вы поняли задание?
(Задание выполняется по алгоритму, комментировано под руководством
учителя)
2). Игра соревнования.
Найдите ошибки и исправьте, распределите слова по корзинам: в одну
помести слова, где пишется суффикс –ик; в другую помести слова, где
пишется суффикс –ек.
На доске: мальчики, столек, мячек, песочик, барашик, платочик, цветочик,
билетик, зубик, кармашик, орешик, хвостек, кузнечек, слоник, арбузик,
гвоздек, кирпичек, шарик, листик, замочик, ключек, гномик, ножик.
8. Итог урока. ( 2 мин.)
Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?
Смогли мы еѐ достичь?
Кто из вас смог сам открыть новое знание?
Для чего учимся писать суффиксы –ек и –ик?
Докажите.
Кто встретил трудности? В чем? Почему?
9. Рефлексия. ( 2 мин.)
Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки
с числами один два три.
1 Я все понял, но у меня есть еще вопросы.
2 Я все понял, могу работать по эталону.
3 Я все понял, могу объяснить другим.
Домашнее задание: с. 151, упр. № 104, правило.
Конспект урока в 3 классе по теме:«Правописание суффиксов –ик, -ек-»
Конспект урока в 3 классе по теме:«Правописание суффиксов –ик, -ек-»
Конспект урока в 3 классе по теме:«Правописание суффиксов –ик, -ек-»
Конспект урока в 3 классе по теме:«Правописание суффиксов –ик, -ек-»
Конспект урока в 3 классе по теме:«Правописание суффиксов –ик, -ек-»
Конспект урока в 3 классе по теме:«Правописание суффиксов –ик, -ек-»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.