Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".
Оценка 5

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка +1
4 кл
05.09.2017
Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".
Конспект урока в 4 классе. Содержательная линия: музыкальная. Тема: Музыка разных народов мира. Тема урока: «Музыка славянских народов». Цели урока:Продолжить знакомство с музыкальной культурой славянских народов,формировать эмоциональную сферу, воспитание художественного вкуса. Задачи: Образовательная:Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, через стратегии: «Мозговая атака», «Пока звучит музыка», «Сундучок мудрости», при которых они самостоятельно расширят знания об особенностях музыки и музыкальных традиций славянских народов, и помогут в обучении друг другу в различных видах музыкальной деятельности. Помочь обучающиммся выявить общность музыкальной культуры народов России, Украины и Белоруссии. Развивающая:,Развивать ассоциативное мышление, продолжать развивать исполнительские навыки учащихся. Учить петь без напряжения. Развивать вокальные данные учащихся посредством хорового исполнения. Воспитательная:Воспитывать воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в музыке, воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре разных народов. Ожидаемый результат:Учащиеся знают особенности музыки славянских народов, музыкальные инструменты, композиторов, которые использовали народный танец в своих произведениях.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному славянскому фольклору. Метапредметные: Познавательные УУД Учащийся получит возможность научиться: Формирование умения воспринимать, анализировать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний. Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и то, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД Учащийся получит возможность формирования: Эмоционального восприятия народных песен славянских народов.Наличия эмоционально-ценностного отношения к искусству. Планируемые результаты изучения темы Предметные результаты: Учащиеся умеют применять полученные знания при прослушивании музыкального произведения, выполнении музыкально – ритмических движений. Учащиеся могут творчески подойти к выполнению задачи: показать движения танца, изобразить настроение музыкального произведения, объяснить однокласснику отличие музыки славянских народов. Тип урока:углубление в тему,комбинированный. Вид художественной деятельности:слушание, пение, импровизация, пластическое интонирование. Терминологический словарь:Цимбалы - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др. Украинские думы – это драматические или лирические повествования. Многие из них посвящены историческим событиям. Творцами и исполнителями дум были народные сказители – кобзари. Думы исполнялись под аккомпанемент кобзы. «Бульба» - это плясовая шуточная песня. Её исполняли в сопровождении цимбал, скрипок, баяна, дудки-жалейки. Бандура – поздняя разновидность кобзы и родственница русских гуслей. Ранние сведения о бандуре относятся к 15-16 векам. Большой популярностью она пользовалась в Запорожской Сечи. Позже стала неизменным спутником нищих-слепцов. Кобза – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Гопак – украинский народный танец удалого, весёлого характера Обеспечение, материалы::персональный компьютер (ПК), демонстрационный экран, мультимедийный проектор. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word. Художественно - педагогические технологии:«Групповая дискуссия»,«Техникапостановки вопросов», применение стратегий критического мышления, «мозговая атака». Скан: конспект урока Форма урока: урок – путешествие, Дидактический материал. Проектор, мультимедийная презентация изображение муз.инструментов славянских народов, ноты четвертные и восьмые для выкладывания ритма. Иллюстративный материал. Изображение музыкальных инструментов и народных костюмов, таблички с названием страны и «музыкальные сокровища» всех стран. Ход урока: I.Организационный момент Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», учащиеся входят в класс, рассаживаются по местам. Учитель: Музыкальное приветствие. У: - Ребята, сегодня в плавание по океану знаний делается остановка, т.е. на сегодняшнем уроке мы спускаем якоря. А на уроке у нас сегодня пройдет проверка ваших кораблей, а точнее трюмов, которые вы заполняли на каждом уроке. IIАктуализация опорных знаний. У: - С музыкой, каких стран мы с вами познакомились на прошлом уроке? (после того, как назвали страны; Украина, Белоруссия, Россия – вывешивается плакат с кораблём, на котором ребята якобы путешествуют по различным странам и знакомятся с музыкой той или иной страны.) У: - А откуда зародилась музыка во всех странах? Ученик:- В древности. У: - Корнями, какие считаются народы? Ученик: - Славянские народы. Поэтому мы с вами говорим о музыке славянских народов. У: - Можно ли сказать, что музыка этих стран не похожа друг на друга? Ученик: - Музыка этих стран очень похожа: белорусская и русская, украинская и белорусская. Стратегия «Вопрос, еще вопрос». Учащиеся задают друг другу вопросы по пройденной теме. 1.Чтобы восстановить в памяти «музыкальные сокровища» (под «музыкальными сокровищами» мы с ребятами подразумеваем: название музыкальных инструментов, произведений, жанры песен, танцев каждой страны), я вам предлагаю следующую ситуацию: У:- Перед вами таблички с названием страны и «музыкальные сокровища» всех стран. Ваша задача: правильно разложить всё то, что относится к каждой стране. Задание понятно? Проверка выполнения задания: - Молодцы, ребята вы правильно всё сделали. У: - Так какие виды музыкального творчества были в каждой стране? (ответы детей). 3. Мотивация учебной деятельности. У : – Но мало знать к какой стране относится песня, танец, муз.инструмент, произведение, но необходимо ещё и на слух определять музыка какой страны звучит. Поэтому следующая задача для вас будет такова: -Вашему вниманию будут предоставлены несколько музыкальных произведений, прослушав их, вам необходимо определить: как называется произведение и какому народу принадлежит. Карточки у вас на столе. (звучат «Веснянки» украинского, белорусского, русского народов.) У: - Ребята, можем ли мы на слух отличить музыку разных стран? Ученик: - Нет, по музыке мы не сможем понять чья музыка звучит? У: - А в чём же отличие песен? Ученик: - В тексте слов. У:-Стратегия «Мозговая атака»: Чтение музыкальной сказки «Музыка-чародейник». Белорусский народ - музыкальный народ. Он не только поёт и играет, но создаёт сказки о музыке, о её волшебных свойствах. Одна из них называется «Музыка-чародейник». Чтение в сопровождении мультимедийной презентации. «...Жил на свете парень, на скрипке, дудочке или на чём другом сыграть был он великий мастер. Люди прозвали его Музыка. Приведут хлопцы и девки коней на луг, пляшут, смеются, песни поют. А Музыка как заиграет на своей дудочке, все разом притихнут. И сдаётся, словно какая сладость в сердце входит, словно какая сила подхватывает и несёт всё выше и выше, к ясным зорькам, в чистое, широкое, синее небо. Заиграет Музыка на дудочке протяжно, жалостливо. Заплачут тогда и лес, и дубрава, откуда ни возьмись, тучки набегут, с неба слёзы польются. А Музыка возьми да и сверни от жалостливого на весёлое. Что тут сделается! Пляшут старики, пляшут малые детки, пляшут кони, пляшут дубравы, пляшут зорьки, пляшут тучки - всё пляшет, всё смеётся! Вот какой был Музыка-чародейник! Что захочет, то с сердцем сделает». У:-Какова главная идея белорусской народной сказки «Музыка-Чародейник»? Ответы детей. 4. Обобщениеи систематизация изученного материала. У:- Музыкальное искусство белорусского народа родственно музыке русских и украинцев. Песни-колядки, веснянки, щедровки, жневные, а также хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни входят в богатейшую сокровищницу славянской народной музыки. Музыкальные инструменты: русские гусли, белорусские цимбалы, украинская бандура. Немало зажигательных произведений создал белорусский народ, но особенно любима им «Бульба». Это плясовая шуточная песня. Её исполняли в сопровождении цимбал, скрипок, баяна, дудки-жалейки. Слушание музыки: Народная плясовая «Бульба». Творческое задание: Стратегия «Пока звучит музыка». Послушай белорусскую народную плясовую песню «Бульба» и определи её настроение, средства музыкальной выразительности. Прочитайте в музыкальном словаре информацию о цимбалах. Расскажи об этом инструменте. У:- Я предлагаю Вам поиграть в игру «Михасик». Участники игры становятся в круг, внутри которого находятся несколько пар нарисованных «лаптей». Под музыку песни «Бульба» игроки двигаются поскоками. Ведущий поёт: «Ты, Михасик, не зевай! Лапоточки обувай!» С окончанием музыки игроки «обувают лапти». Участ¬ник, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он считается победителем. У;- Очень певуча, чарующая музыка украинского народа. Задание: посмотреть в таблице основные данные, касающиеся музыки украинского народа (чтение с остановками). В таблице 3 графы: песни, инструменты, танцы. В народной памяти украинского народа сохранились календарные песни разнообразных жанров – трудовые, обрядовые, заклинательные и другие. В народных песнях самое большое распространение получили исторические, лирические, шуточные, хороводные песни и думы. Украинские думы – это драматические или лирические повествования. Многие из них посвящены историческим событиям. Творцами и исполнителями дум были народные сказители – кобзари. Думы исполнялись под аккомпанемент кобзы. Кобза – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким грифом. Бандура – поздняя разновидность кобзы и родственница русских гуслей. Ранние сведения о бандуре относятся к 15-16 векам. Большой популярностью она пользовалась в Запорожской Сечи. Позже стала неизменным спутником нищих-слепцов. Украинских народных певцов и музыкантов, сопровождающих пение игрой на бандуре, называют бандуристами. Многие народные песни, особенно шутливые и свадебные, исполнялись под аккомпанемент различных музыкальных инструментов: сопилок, рожков, бубнов, скрипки и других. Помимо сопровождения к песням на народных инструментах исполнялись пастушьи наигрыши и танцевальная музыка. Существует много народных украинских танцев. Особой популярностью пользуются гопак и казачок. Гопак – украинский народный танец удалого, весёлого характера. Особую популярность получил гопак из оперы М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка», написанной на сюжет произведения русского писателя Н.В.Гоголя. Действие оперы заканчивается свадьбой, песнями и танцами. Гопак написан на мелодию украинской народной песни «На бережку у пруда». Слушание музыки: «Гопак»из оперы М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка». У:- Что характерно для этого украинского танца? Ученик. Онвеселый, задорный, зажигательный, звучит в быстром темпе. У: Молодцы, ребята вы все правильно сказали, а это значит, что плавая, по странам, вы обращали внимания на все моменты, о которых я вам рассказывала. У:-А теперь давайте, используя уже выученные движения украинского танца станцуем Гопак. .Художественное исполнение У:- Ребята, но произведения можно и прочувствовать. Как? Ученик: Исполнить их. У: - Совершенно верно. Но исполним мы их несколько необычно. - Каждая парта получает конверт, в нем дана одна строчка песни, но слова в этой строчке переставлены. Ваша задача : - определить, что это за песня; -как она называется; - какого народа; -исполнить дуэтом песню. Распевание. Исполнение песен.(«Савка и Гришка» белор. народная песня, «Подоляночка» украинская народная песня. АРТ-ПРАКТИКА Сочинение – сочиненного. Последней звучала песня «Два веселых гуся». У: -Ребята, а как вы думаете можно ли на эту музыку сочинить другие слова? Ученик: - Наверное, можно. У: - Конечно, ребята можно. И это очень даже интересно. Сейчас мы с вами попробуем к этой музыке сочинить новые слова. Но, чтобы нам было легче – выложим ритм. (С помощью хлопков определяем ритм и выкладываем ноты, четвертные и восьмые). У: - О чём, ребята мы сочиним песню Ученик: -Я предлагаю о школе. У: Хорошо, сочиним о школе. (Далее идёт процесс сочинения слов, учитель с помощью наводящих вопросов подводит учащихся к тем или иным словам, словосочетаниям.Каждую строчку учитель вместе с учащимися проверяют по ритму по нотам). Такое четверостишие получилось в процессе сочинения: Мы пришли учиться Будем не лениться Очень дружно, дружно с классом, Станем мы трудиться. У: - Ребята, сложно сочинять слова? Попробуйте и вы, каждый дома, самостоятельно, сочинить на эту же музыку, ещё одно четверостишие. Это ваше домашнее задание. 5. Закрепление изученного материала. Итог урока: У: - Ребята, у всех трюмы полные: никто ничего не растерял во время плавания? Рефлексия. Стратегия «Сундучок мудрости». Запишите все, что было интересного и нового на уроке на смайликах, лежащих у вас на столе. Эти знания мы сложим в Сундучок Мудрости Вывод по уроку: Сегодня на уроке мы говорили о музыкальных традициях славянских народов. Мы слушали и разучивали народные песни белорусского, русского и украинского народов, играли в белорусскую народную игру «Михасик». Что вам понравилось на уроке больше? Что вы уже знали? Что узнали нового? Где вы можете применить знания, полученные на уроке? Оценивание учащихся. Домашнее задание: Стратегия «Рисунок». (нарисовать понравившийся музыкальный инструмент славянских народов). Учитель: - Сегодня на уроке мы убедились, что трюмы полные. И я думаю, что на следующем уроке можно отправляться в плавание дальше. IV. Под музыку класс выходит («Комаринская» русский народный танец).Класс: 4 Форма урока: урок – путешествие. Тип урока: комбинированный. Тема урока: «Музыка славянских народов». Цели урока:Продолжить знакомство с музыкальной культурой славянских народов,формировать эмоциональную сферу, воспитание художественного вкуса. Задачи: Образовательная: Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, через стратегии: «Мозговая атака», «Пока звучит музыка», «Сундучок мудрости», при которых они самостоятельно расширят знания об особенностях музыки и музыкальных традиций славянских народов, и помогут в обучении друг другу в различных видах музыкальной деятельности. Помочь обучающиммся выявить общность музыкальной культуры народов России, Украины и Белоруссии. Развивающая:,Развивать ассоциативное мышление, продолжать развивать исполнительские навыки учащихся. Учить петь без напряжения. Развивать вокальные данные учащихся посредством хорового исполнения. Воспитательная: Воспитывать воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в музыке, воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре разных народов.
Конспект урока в 4 классе.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА ХАРЦЫЗСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ  № 24  ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Разработка урока по музыкальному искусству в 4 классе. Тема урока:   «Музыка славянских народов» для участия в республиканском конкурсе профессионального мастерства  «Педагогический АРТ­ФАКТОР» для учителей предметов  художественно­эстетического цикла и руководителей кружков  художественно­эстетического профиля                                                                        искусства: Жданова Р.С. Подготовила  учитель музыкального 2017 г Конспект урока в 4 классе. Содержательная линия: музыкальная. Тема: Музыка разных народов мира. Тема урока:   «Музыка славянских народов». Цели урока:Продолжить знакомство с музыкальной культурой славянских  народов,формировать эмоциональную сферу, воспитание художественного  вкуса. Задачи: Образовательная:Создать условия для активизации мыслительной  деятельности учащихся, через стратегии: «Мозговая атака», «Пока звучит  музыка», «Сундучок мудрости», при которых они самостоятельно расширят  знания об особенностях музыки и музыкальных традиций славянских народов, и помогут в обучении друг другу в различных видах музыкальной  деятельности.  Помочь обучающиммся выявить  общность   музыкальной культуры народов  России, Украины и Белоруссии. Развивающая:,Развивать ассоциативное мышление, продолжать развивать  исполнительские навыки учащихся. Учить петь без напряжения. Развивать  вокальные данные учащихся посредством хорового исполнения. Воспитательная:Воспитывать  воспитывать речевую культуру, умение  слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в музыке,  воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре разных  народов. Ожидаемый результат:Учащиеся знают особенности музыки славянских  народов, музыкальные инструменты, композиторов, которые использовали  народный танец в своих произведениях.Развитие художественного вкуса и  интереса к музыкальному славянскому фольклору. Метапредметные: Познавательные УУД Учащийся получит возможность научиться: Формирование умения воспринимать, анализировать музыку и выражать своё  отношение к музыкальным произведениям. Делать выводы на основе  обобщения полученных знаний. Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено обучающимися, и то, что ещё неизвестно.  Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: Применение знаково­символических и речевых средств, для решения  коммуникативных и познавательных задач. Планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД Учащийся получит возможность формирования: Эмоционального восприятия народных песен славянских народов.Наличия  эмоционально­ценностного отношения к искусству. Планируемые результаты изучения темы  Предметные результаты: Учащиеся умеют применять полученные знания при прослушивании  музыкального произведения, выполнении музыкально – ритмических  движений.  Учащиеся могут творчески подойти к выполнению задачи: показать движения танца, изобразить настроение музыкального произведения, объяснить  однокласснику отличие музыки славянских народов.  Тип урока:углубление в тему,комбинированный. Вид художественной деятельности:слушание, пение, импровизация,  пластическое интонирование. Терминологический словарь:Цимбалы ­ многострунный ударный  музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав  народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины,  Молдавии и др. Украинские думы – это драматические или лирические повествования.  Многие из них посвящены историческим событиям. Творцами и  исполнителями дум были народные сказители – кобзари. Думы исполнялись  под аккомпанемент кобзы. «Бульба» ­  это плясовая шуточная песня. Её исполняли в сопровождении  цимбал, скрипок, баяна, дудки­жалейки. Бандура – поздняя разновидность кобзы и родственница русских гуслей.  Ранние сведения о бандуре относятся к 15­16 векам. Большой популярностью  она пользовалась в Запорожской Сечи. Позже стала неизменным спутником  нищих­слепцов. Кобза – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким  грифом. Гопак – украинский народный танец удалого, весёлого характера Обеспечение, материалы::персональный компьютер (ПК),  демонстрационный экран, мультимедийный проектор. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word. Художественно ­ педагогические технологии:«Групповая  дискуссия»,«Техникапостановки вопросов», применение стратегий  критического мышления, «мозговая атака».     Скан: конспект урока  Форма урока: урок – путешествие,  Дидактический материал. Проектор, мультимедийная  презентация изображение муз.инструментов  славянских народов, ноты четвертные и восьмые для выкладывания ритма. Иллюстративный материал. Изображение музыкальных инструментов и народных костюмов, таблички с  названием страны и «музыкальные сокровища» всех стран. Ход урока:     момент I.Организационный    Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», учащиеся входят в класс,  рассаживаются по местам. Учитель: Музыкальное приветствие. У: ­ Ребята, сегодня в плавание по океану знаний делается остановка, т.е. на сегодняшнем уроке мы спускаем якоря. А   на уроке у нас сегодня пройдет проверка ваших кораблей, а точнее трюмов, которые вы заполняли на каждом уроке. IIАктуализация опорных знаний. У: ­ С музыкой, каких стран мы с вами познакомились на прошлом уроке? (после   того,   как   назвали   страны;   Украина,   Белоруссия,   Россия   – вывешивается плакат с кораблём, на  котором ребята якобы путешествуют по различным странам и знакомятся с музыкой той или иной страны.) У: ­ А откуда зародилась музыка во всех странах? Ученик:­ В древности.  У: ­ Корнями, какие считаются народы? Ученик: ­ Славянские народы. Поэтому мы с вами говорим о музыке славянских народов. У: ­ Можно ли сказать, что музыка этих стран не похожа друг на друга? Ученик:   ­   Музыка   этих   стран   очень   похожа:   белорусская   и   русская, украинская и белорусская. Стратегия «Вопрос, еще вопрос». Учащиеся задают друг другу вопросы по пройденной теме. 1.Чтобы   восстановить   в   памяти   «музыкальные   сокровища»   (под «музыкальными   сокровищами»   мы   с   ребятами   подразумеваем:   название музыкальных   инструментов,   произведений,   жанры   песен,   танцев   каждой страны), я вам предлагаю следующую ситуацию: У:­ Перед вами таблички с названием страны и «музыкальные сокровища» всех стран. Ваша задача: правильно разложить всё то, что относится к каждой стране. Задание понятно? Проверка выполнения задания: ­ Молодцы, ребята вы правильно всё сделали. У: ­ Так какие виды музыкального творчества были в каждой стране? (ответы детей). 3.      Мотивация учебной деятельности. У : – Но мало знать к какой стране относится песня, танец, муз.инструмент,  произведение, но необходимо ещё и на слух определять музыка какой страны  звучит. Поэтому следующая задача для вас будет такова: ­Вашему вниманию будут предоставлены несколько музыкальных  произведений, прослушав их, вам необходимо определить: как называется  произведение и какому народу принадлежит. Карточки у вас на столе. (звучат «Веснянки» украинского, белорусского, русского народов.)  У: ­ Ребята, можем ли мы на слух отличить музыку разных стран? Ученик: ­ Нет, по музыке мы не сможем понять чья музыка звучит? У: ­ А в чём же отличие песен? Ученик: ­ В тексте слов. У:­Стратегия «Мозговая атака»: Чтение музыкальной сказки «Музыка­ чародейник». Белорусский народ ­ музыкальный народ. Он не только поёт и  играет, но создаёт сказки о музыке, о её волшебных свойствах. Одна из них  называется «Музыка­чародейник». Чтение в сопровождении мультимедийной презентации. «...Жил на свете парень, на скрипке, дудочке или на чём другом сыграть был  он великий мастер. Люди прозвали его Музыка. Приведут хлопцы и девки коней на луг, пляшут, смеются, песни поют. А  Музыка как заиграет на своей дудочке, все разом притихнут. И сдаётся,  словно какая сладость в сердце входит, словно какая сила подхватывает и  несёт всё выше и выше, к ясным зорькам, в чистое, широкое, синее небо. Заиграет Музыка на дудочке протяжно, жалостливо. Заплачут тогда и лес, и  дубрава, откуда ни возьмись, тучки набегут, с неба слёзы польются. А Музыка возьми да и сверни от жалостливого на весёлое. Что тут сделается! Пляшут  старики, пляшут малые детки, пляшут кони, пляшут дубравы, пляшут зорьки,  пляшут тучки ­ всё пляшет, всё смеётся! Вот какой был Музыка­чародейник!  Что захочет, то с сердцем сделает». У:­Какова главная идея белорусской народной сказки «Музыка­ Чародейник»? Ответы детей. 4.     Обобщениеи систематизация изученного материала. У:­ Музыкальное искусство белорусского народа родственно музыке русских  и украинцев. Песни­колядки, веснянки, щедровки, жневные, а также  хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни входят в богатейшую  сокровищницу славянской народной музыки. Музыкальные инструменты: русские гусли, белорусские цимбалы, украинская бандура. Немало зажигательных произведений создал белорусский народ, но особенно  любима им «Бульба». Это плясовая шуточная песня. Её исполняли в  сопровождении цимбал, скрипок, баяна, дудки­жалейки. Слушание музыки: Народная плясовая «Бульба». Творческое задание: Стратегия «Пока звучит музыка». Послушай  белорусскую народную плясовую песню «Бульба» и определи её настроение,  средства музыкальной выразительности. Прочитайте в музыкальном словаре информацию о цимбалах. Расскажи об  этом инструменте. У:­ Я предлагаю Вам поиграть в игру «Михасик». Участники игры становятся в круг, внутри которого находятся несколько пар нарисованных «лаптей».  Под музыку песни «Бульба» игроки двигаются поскоками. Ведущий поёт:  «Ты, Михасик, не зевай! Лапоточки обувай!» С окончанием музыки игроки  «обувают лапти». Участник, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он считается  победителем. У;­ Очень певуча, чарующая музыка украинского народа. Задание: посмотреть в таблице основные данные, касающиеся музыки  украинского народа (чтение с остановками). В таблице 3 графы: песни, инструменты, танцы. В народной памяти украинского народа сохранились календарные песни  разнообразных жанров – трудовые, обрядовые, заклинательные и другие. В  народных песнях самое большое распространение получили исторические,  лирические, шуточные, хороводные песни и думы. Украинские думы – это драматические или лирические повествования.  Многие из них посвящены историческим событиям. Творцами и  исполнителями дум были народные сказители – кобзари. Думы исполнялись  под аккомпанемент кобзы. Кобза – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и широким  грифом. Бандура – поздняя разновидность кобзы и родственница русских гуслей.  Ранние сведения о бандуре относятся к 15­16 векам. Большой популярностью  она пользовалась в Запорожской Сечи. Позже стала неизменным спутником нищих­слепцов. Украинских народных певцов и музыкантов,  сопровождающих пение игрой на бандуре, называют бандуристами. Многие народные песни, особенно шутливые и свадебные, исполнялись под  аккомпанемент различных музыкальных инструментов: сопилок, рожков,  бубнов, скрипки и других. Помимо сопровождения к песням на народных  инструментах исполнялись пастушьи наигрыши и танцевальная музыка. Существует много народных украинских танцев. Особой популярностью  пользуются гопак и казачок. Гопак – украинский народный танец удалого, весёлого характера. Особую  популярность получил гопак из оперы М.П.Мусоргского «Сорочинская  ярмарка», написанной на сюжет произведения русского писателя Н.В.Гоголя.  Действие оперы заканчивается свадьбой, песнями и танцами. Гопак написан на мелодию украинской народной песни «На бережку у пруда». Слушание музыки: «Гопак»из оперы М.П.Мусоргского «Сорочинская  ярмарка». У:­ Что характерно для этого украинского танца? Ученик.  Онвеселый, задорный, зажигательный, звучит в быстром темпе. У: Молодцы, ребята вы все правильно сказали, а это значит, что плавая, по  странам, вы обращали внимания на все моменты, о которых я вам  рассказывала. У:­А теперь давайте, используя уже выученные движения украинского танца  станцуем Гопак. .Художественное исполнение У:­ Ребята, но  произведения можно и прочувствовать. Как?  Ученик:  Исполнить их.  У: ­ Совершенно верно. Но исполним мы их несколько необычно.    ­  Каждая парта получает конверт, в нем дана одна строчка песни, но слова в этой строчке переставлены.  Ваша задача : ­ определить, что это за песня;                           ­как она называется;                           ­ какого народа;                           ­исполнить дуэтом песню.  Распевание. Исполнение песен.(«Савка и Гришка» белор. народная песня,  «Подоляночка» украинская народная песня. АРТ­ПРАКТИКА   Сочинение – сочиненного.   Последней звучала песня «Два веселых гуся». У: ­Ребята, а как вы думаете можно ли на эту музыку сочинить другие слова? Ученик: ­ Наверное, можно. У: ­ Конечно, ребята можно. И это очень даже интересно. Сейчас мы с вами  попробуем к этой музыке сочинить новые слова. Но, чтобы нам было легче –  выложим ритм. (С помощью хлопков определяем ритм и выкладываем  ноты, четвертные и  восьмые). У: ­ О чём, ребята мы сочиним песню Ученик: ­Я предлагаю о школе. У: Хорошо, сочиним о школе. (Далее идёт процесс сочинения слов, учитель с помощью наводящих вопросов  подводит учащихся к тем или иным словам, словосочетаниям.Каждую  строчку учитель вместе с учащимися проверяют по ритму по нотам).  Такое четверостишие получилось в процессе сочинения:                  Мы пришли учиться                  Будем не лениться                  Очень дружно, дружно с классом,                   Станем мы трудиться. У: ­ Ребята, сложно сочинять слова? Попробуйте и вы, каждый дома,  самостоятельно, сочинить на эту же музыку, ещё одно четверостишие. Это ваше домашнее задание. 5. Закрепление изученного материала.       Итог урока: У: ­ Ребята, у всех трюмы полные: никто ничего не растерял во время  плавания? Рефлексия. Стратегия «Сундучок мудрости». Запишите все, что было интересного и  нового на уроке на смайликах, лежащих у вас на столе. Эти знания мы сложим в Сундучок Мудрости  Вывод по уроку: Сегодня на уроке мы говорили о музыкальных традициях славянских народов. Мы слушали и разучивали народные песни белорусского, русского и  украинского народов, играли в белорусскую народную игру «Михасик». Что вам понравилось на уроке больше? Что вы уже знали? Что узнали нового? Где вы можете применить знания, полученные на уроке? Оценивание учащихся. Домашнее задание: Стратегия «Рисунок». (нарисовать понравившийся  музыкальный инструмент  славянских народов). Учитель: ­ Сегодня на уроке мы убедились, что трюмы полные. И я думаю,  что на следующем уроке можно отправляться в плавание дальше. IV. Под музыку класс выходит («Комаринская» русский народный  танец). Рефлексивный анализ урока в 4 классе. Класс: 4 Форма урока: урок – путешествие. Тип урока: комбинированный. Тема урока: «Музыка славянских народов». Цели урока:Продолжить знакомство с музыкальной культурой славянских  народов,формировать эмоциональную сферу, воспитание художественного  вкуса. Задачи: Образовательная: Создать условия для активизации мыслительной  деятельности учащихся, через стратегии: «Мозговая атака», «Пока звучит  музыка», «Сундучок мудрости», при которых они самостоятельно расширят  знания об особенностях музыки и музыкальных традиций славянских народов, и помогут в обучении друг другу в различных видах музыкальной  деятельности. Помочь обучающиммся выявить  общность   музыкальной культуры народов  России, Украины и Белоруссии. Развивающая:,Развивать ассоциативное мышление, продолжать развивать  исполнительские навыки учащихся. Учить петь без напряжения. Развивать  вокальные данные учащихся посредством хорового исполнения. Воспитательная: Воспитывать  воспитывать речевую культуру, умение  слушать, определять оттенки чувств и настроения, выраженных в музыке,  воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре разных  народов. Цели  урока были реализованы за счет  создания условия для активизации  мыслительной деятельности учащихся, через стратегии: «Мозговая атака»,  «Пока звучит музыка», «Сундучок мудрости», при которых обучающиеся  самостоятельно расширяют знания об особенностях музыки и музыкальных  традиций славянских народов, и помогают в обучении друг другу в различных  видах музыкальной деятельности. Методы контроля: устные: опрос, беседа, стратегии: «Вопрос, еще вопрос»,  «Мозговая атака», «Пока звучит музыка», «Сундучок мудрости», Оборудование и техничнские средства обучения: Проектор,  мультимедийная  презентация «изображение муз.инструментов славянских  народов. Наглядные пособия:  Изображение музыкальных инструментов и народных костюмов,  таблички  с  названием   страны   и «музыкальные   сокровища»  всех стран,   карточкм   с   названием   песен,   словари     славянских   народных инструментов, конверты со строчками из песен. Контроль усвоения материала проводился на основе:Творческого  задания: Стратегия «Пока звучит музыка», анализа, сравнения. Ожидаемый результат: Учащиеся знают особенности музыки славянских  народов, музыкальные инструменты, композиторов, которые использовали  народный танец в своих произведениях. Развитие художественного вкуса и  интереса к музыкальному славянскому фольклору. Метапредметные: Познавательные УУД Учащийся получит возможность научиться: Формирование умения воспринимать, анализировать музыку и выражать своё  отношение к музыкальным произведениям. Делать выводы на основе  обобщения полученных знаний. Регулятивные УУД Учащийся получит возможность научиться: Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,  что уже известно и усвоено обучащимися, и то, что ещё неизвестно.  Коммуникативные УУД Учащийся получит возможность научиться: Применение знаково­символических и речевых средств, для решения  коммуникативных и познавательных задач. Планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД Учащийся получит возможность формирования: Эмоционального восприятия народных песен различных стран.Наличия  эмоционально­ценностного отношения к искусству. Планируемые результаты изучения темы  Предметные результаты: Учащиеся умеют применять полученные знания при прослушивании  музыкального произведения, выполнении музыкально – ритмических  движений.  Учащиеся могут творчески подойти к выполнению задачи: показать движения танца, изобразить настроение музыкального произведения, объяснить  однокласснику отличие музыки славянских народов.  І Начальный этап включал в себя:Организационный  момент Звучала русская народная песня «Во поле береза стояла», учащиеся входят в класс,  рассаживаются по местам, музыкальное приветствие. ІІ Цель начального этапа: Организация   класса,   включение   учащихся   в   деятельность   на   личностно   – значимом   уровне:   «   Хочу,   потому   что   могу».   Создание   положительно   – эмоциональной   направленности,   включение   в   деятельность,   выделение содержательной области. Задачи: закрепление изученного, организация работы учащихся с  информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для  нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока.  Методы: словесные –опрос устный, фронтальный,подготовка учащихся к  восприятию нового материала; стратегия «Вопрос, еще вопрос», наглядные:  иллюстрации и ТСО, репродуктивный – направлен на обобщение  предшествующего жизненного и музыкального опыта школьников с новыми  полученными умениями и навыками. Деятельность детей Деятельность педагога Примечание Стратегия «Вопрос, еще  вопрос». Анализ сказки «Музыкант – чародейник». Музыкальное приветствие. Беседа о музыке славянских  народов – проверка усвоения полученных знаний,  выявление качества усвоения материала. Мотивация учебной  деятельности. Стратегия «Мозговая атака» ІІІ Изучение нового учебного материала Цель: активизация мыслительной деятельности обучающихся, использование  опыта учащихся. Задачи:воспитание  целостности восприятия материала, обращение к  различным видам искусства – живописи, сказке, поэзии, а также способы  активизации мышления и воображения уч­ся – сравнение, развитие  познавательных интересов, развитие воображения – репродуктивного, творческого, мышления, умения анализировать, синтезировать, сравнивать,  абстрагировать, конкретизировать, обобщать,. Методы:Проблемно­поисковый, сравнения и анализа. Деятельность детей Деятельность педагога Примечание Работа со словарем Слушание и анализ  белорусского народного  танца «Бульба» Объяснение нового  материала учителем при  помощи учащихся. Опора на презентацию. ІV Практическая работа (АРТ­ПРАКТИКА) Сочинение – сочиненного. Цель:научиться делать что – то лучше других Задачи:воспитывать эмоционально – исполнительскую деятельность  учащихся. Методы:методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и  индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа  учащихся. V      Этап совершенствования Деятельность детей Деятельность педагога Примечание Слушание и анализ танца  «Гопак» из оперы М.П.  Мусоргского «  Сорочинскаяярморка» Движения под музыку. Исполнение песни « Савка и  Гришка» Сравнительный анализ  танца«Гопак» из оперы  М.П. Мусоргского «  Сорочинскаяярморка». Вокально – хоровая работа  над песней «Савка и  Гришка». VІ      Закрепление учебного материала. Цель: выделение главного, изученного на уроке, подведение итога урока. Задачи: формирования активной учебной деятельности, самостоятельного  мышления, познавательных интересов. Методы: Метод эмоциональной драматургии,помог учащимся впитывать в  себя опыт эмоционально­нравственного отношения к уроку, заключенной в  музыкальных произведениях, обобщения Деятельность детей Деятельность педагога Примечание Стратегия «Сундучок  мудрости». Подведение итогов урока,  рефлексии, определение  домашнего задания. Урок был продуман таким образом, чтобы одновременно обобщить  полученные ранее знания и сформировать новые. Дети были заинтересованы , вовлечены в работу. Этому способствовал подбор музыкального материала, а также рассказы,объяснения, игры, мозговаяатака,  стратегии «Пока звучит музыка», «Сундучок мудрости», которые дополняли  эмоцобраз, возникший во время слушания делали музыкальное восприятие  наиболее качественным. Урок   начался   с  игрового   момента  ­  проверка   кораблей,  а   точнее   трюмов, которые   учащиеся   заполняли   на   каждом   урок    Затем   ­    повторение пройденного   материала.   Беседа   о   музыке   народов   (Украины,   Белоруссии, России) с которой познакомились на прошлом уроке. Активному   восприятию   учебного   материала   способствовала   наглядная презентация к уроку. Особый   интерес всегда  вызывает у   ребят   знакомство   с   музыкальными инструментами.  Слушание   музыкального   фрагмента   из   оперы   «Сорочинскаяярморка» Мусоргского   было   активизированоисполнением   самого   танца   Гопак.   Это задание ребята выполняли с явным удовольствием.После прослушивания была организована   работа   по   определению? Выявлениюсредств   музыкальной выразительности   произведения.Дети   активно   отвечали.   Иногда   им требовались наводящие вопросы.В уроке также использовались   творческие задания   сочинить   слова   к   знакомой   мелодии.   Ребята   справились   с   этим заданием  превосходно.   Я стараюсь правильно расставить или рассадить в классе обучающихся, чтобы дети поющие и интонирующие чисто помогали и другим учащимся. Целостности   восприятия   материала   способствовало   обращение   к различным видам искусства – живописи, сказке, поэзии, а также способы активизации мышления и воображения уч­ся – сравнение, обобщение.  Во время   данного   урока   были   обозначены   элементы   межпредметных   связей. Ребята смотрели на картины художников, услышали сказку, стихотворение. Активному   восприятию   способствовалапрезентация   музыкальных инструментов славянских народов.   На протяжении урока старалась делать сравнения, обобщения, развивать воображение учащихся. Урок   закончился   Рефлексией,  которая   вызвала   интерес   у   ребят   и   явилась хорошим   показателем   усвоения   материала,   т.   к.   большинство ребят с   ним справились. Информационная насыщенность урока была обусловлена достаточно большим объемом   материала,   желанием   сформировать   у   ребят   целостное представление об истории  музыки славянских народов.Реализации замысла способствовало поддержание динамичности урока, хорошего темпа. Урок   получился   целостным,   завершенным,   драматургически   выстроенным, хорошо вписывался в контекст предыдущих и последующих уроков. На мой взгляд, цели и задачи, сформулированные в начале урока, достигнуты. КАРТА участника Республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагогический АРТ­ФАКТОР» для учителей предметов художественно­эстетического цикла и руководителей кружков художественно­эстетического профиля Общие сведения ) Фамилия, имя, отчество участника  (полностью   Жданова Рита Степановна Дата рождения 23.11 1967г Домашний адрес, телефон, эл. почта г. Харцызск ул. Героев  Сталинграда д.9 кв 52 .,  т.0952596987.,  rita.jdanova2015@yandex.ru Специальное образование (учебное  заведение, год окончания обучения,  специальность по диплому) Донецкре педагогическое  училище 1988г (учитель музыки,  музыкальный руководитель).,  ДИСО (психолог) Общий педагогический стаж 29 лет Квалификационная категория, звания,  награды Учитель высшей категории Место работы ОШ №24 Срок работы в данном учреждении 10 лет Возрастная группа (класс), в котором  работаете 1­8 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сведения о прохождениикурсовой  переподготовки 2014 год Музыкальное искусство Профессиональные достижения 1 2 Активное участие в проведении  методических мероприятий на разных  уровнях (семинары, семинары­ практикумы, мастер­класс, встреча за  круглым столом, вебинары, скайп­ конференции) Мастер­класс по вокально­ хоровому кружку, участие в  вебинаре ДРИП Развитие  вокально­хоровых навыков у  учащихся Участие в разработке разных  видовметодических  материалов(программы, методические рекомендации, пособия и т.д.) Участие в разработке пособия:  Методы и приемы  интерактивного обучения». Личностные качества 1 Ваша личная черта как педагога Коммуникативность,  организаторские способности,  тактичность. Какие качества личности помогают  Вам в решении проблем, связанных с  воспитанием детей? Долг, ответственность.,  оптимизм. 2 3 Какие направления образовательной  работы с детьми больше всего  соответствуют Вашим  индивидуальным способностям 4 Ваше хобби, увлечения, кредо Развити художественно –  эстетического вкуса,     формирование  эмоционально­ волевых качеств и  общечеловеческих  ценностей;творческих  способностей. Слушание классической музыки,  путешествие. Кредо:Учитель без  любви к ребенку – все равно, что  певец без голоса, музыкант без  слуха, живописец без чувства  цвета. Директор ОШ № 24                                         Л.В.Аксенова

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".

Конспект урока в 4 классе "Музыка славянских народов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2017