Конспект урока в 5 классе "Словосочетание"
Оценка 4.8

Конспект урока в 5 классе "Словосочетание"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
05.01.2017
Конспект урока в 5 классе "Словосочетание"
презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
урок Словосочетание.docx

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Словосочетание

Цель:  формировать представления о словосочетании, о главном и зависимом  слове в словосочетании; закрепить знания об отличии словосочетания от слова и предложения;

              развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); расширить словарный запас учащихся; 
развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект; развивать навык самостоятельной работы; 

                воспитывать в детях интерес к предмету, к творчеству русского поэта М. Лермонтова, творческую активность.

 

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация к уроку; раздаточный материал; видеосюжет с записью грома, аудиозапись поэзии М. Лермонтова «Тучи»

Ход урока

I.                  Организационный момент

1.     Видеосюжет «Гром и тучи» (0:07 – 0:54)

2.     Слово учителя (на фоне видеосюжета с 0:31)

Вы обратили внимание, какая большая туча нависла над нашим кабинетом? А чтобы разогнать тучи, мы должны потрудиться и поможет нам в этом наша тема урока «Словосочетание»

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

 

II.               Формулирование  целей и задач урока, запись даты и темы в тетрадь

 

III.           Изучение нового материала

1.     «Наблюдаем, анализируем, делаем выводы»

а) Прослушайте стихотворение М. Лермонтова «Тучи». Определите тему и основную мысль. Какое поэтическое значение образа «тучи» использует поэт в стихотворении?

                            Тучи

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

б) Словарная работа

Ø Странник - 1. Человек, странствующий пешком. 2. Тот, кто постоянно передвигается, странствует, не находится на месте

Ø Лазурный - Имеющий цвет лазури; светло-синий

Ø Изгнанник - Тот, кто находится в изгнании и лишен возможности жить на родине

Ø Клевета - Ложь, распространяемая с целью опорочить кого-либо, что-либо.

 

в) Запишите выделенные сочетания слов. От какого слова к какому можно поставить вопрос? Как связаны слова между собой?

 

2.     Работа с теорией:

а) Слово учителя (презентация)

б) Запись схемы словосочетания в тетрадь

в) Работа с учебником (самостоятельно читают теорию на стр. 282)

г) Игра «Детективное агентство»: Дайте ответы на вопросы:

Что такое словосочетание?

- Для чего служит словосочетание?

- Строение словосочетание

- Как устанавливается смысловая связь?

- Как выражается в словосочетании грамматическая связь?

IV. Физкультминутка «Игра в мяч»

Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой      «сущ. + прил.»

Ø Цветок из стекла  (стеклянный цветок)

Ø Сок из малины  (малиновый сок)

Ø Окунь из моря   (морской окунь)

Ø Дождь летом   (летний дождь, дождливое лето)

Ø Дорога у деревни  (деревенская дорога)

Ø Мороз ночью  (морозная ночь, ночной мороз)

Ø Рано утром   (раннее утро)

Ø Весна, пришедшая рано – ранняя весна. 

Ø Утро весной – весеннее утро. 

Ø Цветок из стекла – стеклянный цветок. 

Ø Сок из малины – малиновый сок. 

Ø Окунь из моря – морской окунь. 

Ø Дождь летом – летний дождь, дождливое лето. 

Ø Дорога у деревни – деревенская дорога. 

Ø Мороз ночью – морозная ночь, ночной мороз. 

Ø Суп из грибов – грибной суп. 

Ø Каша из гречки - гречневая каша. 

 

V.     Закрепление темы

1.     Работа с текстом

а) Прочитайте отрывок из материала сайта http://lermontov.sch1262.ru

      Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки...

 

б) Выпишите из текста  4 словосочетания, соответствующие схеме:

1 вариант – «сущ. + прилаг.»

2 вариант – «глаг. + сущ.»

От главного слова к зависимому поставьте вопрос, определите грамматические признаки зависимого слова

 

2.     Рубрика «Личность»

а) Слово учителя

б) чтение текста (презентация «М. Лермонтов) + текст на столе у детей

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) – великий русский поэт и прозаик.

Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой.

После домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы, Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

За произведение Лермонтова «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку, во время которой творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью.  

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией «Отечественных записок».

Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются одними из лучших.

в) Беседа:

- Что вы узнали об известном русском поэте?

г) Игра «Детективное агентство»

Учитель: «Детективное агентство» продолжает свою работу:

Выпишите из текста рубрики «Личность» словосочетания, которые соответствуют схемам:

а) «прилаг. +  сущ.»

б) «глаг. + сущ.»

в) «сущ. + предлог + сущ.»

 

3.     Размышляем, спорим, дискутируем

Обсудите с одноклассниками поэтические строки М. Лермонтова

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

 

VI. Подведение итогов

1.     Слово учителя

С давних пор известны памятники в честь мифологических богов и героев. На протяжении веков скульпторы прославляли святых, царей, полководцев. Но поэты — от Горация до А. С. Пушкина — воздвигали себе «памятники нерукотворные» - это их произведения.  

По определению Энциклопедического словаря: «Памятник — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий, скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятника — мемориальные сооружения».

Среди памятников Лермонтову — монументальная скульптура, небольшие бюсты, обелиски, отмечающие даже кратковременное пребывание поэта в том или ином месте, так или иначе связанном с его жизнью и творчеством. 

2.     Просмотр презентации «Памятники М. Лермонтову»

Информация для учителя: Улица Лермонтова – улица в Центрально-городском районе г. Кривого Рога. Строительство улицы началось в 19 веке. Улица расположена в историческом центре Кривого Рога. Берет начало от площади Освобождения, параллельно улице Пушкина. Примыкает к улице Кобылянского.  В 1964 году здесь поблизости с домом № 9 был установлен памятник русскому поэту

3.     Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал (научился, открыл для себя)…

4.     Слово учителя

Смотрите! Появилось солнышко за тучами, нужно будет выполнить домашнее задание (задание на тучках с солнышком)

VII. Домашнее задание:

        Задание 1

Опираясь на материал урока, подготовить устный рассказ «Моё знакомство с Лермонтовым». Самостоятельно составьте и запишите        6-8 словосочетаний, которые помогут вам рассказать о знакомстве с поэтом. Записанные словосочетания прочитайте родителям. Узнают ли они, о каком поэте идет речь?

       Узелок на память

Поверь мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.

                                        (М. Лермонтов)


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Тучи Тучки небесные , вечные странники!

Тучи Тучки небесные , вечные странники!

Как выражается в словосочетании грамматическая связь?

Как выражается в словосочетании грамматическая связь?

От главного слова к зависимому поставьте вопрос, определите грамматические признаки зависимого слова 1

От главного слова к зависимому поставьте вопрос, определите грамматические признаки зависимого слова 1

VI . Подведение итогов 1.

VI . Подведение итогов 1.

Узелок на память Поверь мне — счастье только там,

Узелок на память Поверь мне — счастье только там,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017