Урок русского языка в 5 классе
Тема: Словосочетание
Цель: формировать представления о словосочетании, о главном и зависимом слове в словосочетании; закрепить знания об отличии словосочетания от слова и предложения;
развивать
умение находить в предложении пары слов (словосочетания); расширить словарный запас учащихся;
развивать речь, мышление, познавательный
интерес, интеллект; развивать
навык самостоятельной работы;
воспитывать в детях интерес к предмету, к творчеству русского поэта М. Лермонтова, творческую активность.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация к уроку; раздаточный материал; видеосюжет с записью грома, аудиозапись поэзии М. Лермонтова «Тучи»
Ход урока
I. Организационный момент
1. Видеосюжет «Гром и тучи» (0:07 – 0:54)
2. Слово учителя (на фоне видеосюжета с 0:31)
Вы обратили внимание, какая большая туча нависла над нашим кабинетом? А чтобы разогнать тучи, мы должны потрудиться и поможет нам в этом наша тема урока «Словосочетание»
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но неравны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
II. Формулирование целей и задач урока, запись даты и темы в тетрадь
III. Изучение нового материала
1. «Наблюдаем, анализируем, делаем выводы»
а) Прослушайте стихотворение М. Лермонтова «Тучи». Определите тему и основную мысль. Какое поэтическое значение образа «тучи» использует поэт в стихотворении?
Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
б) Словарная работа
Ø Странник - 1. Человек, странствующий пешком. 2. Тот, кто постоянно передвигается, странствует, не находится на месте
Ø Лазурный - Имеющий цвет лазури; светло-синий
Ø Изгнанник - Тот, кто находится в изгнании и лишен возможности жить на родине
Ø Клевета - Ложь, распространяемая с целью опорочить кого-либо, что-либо.
в) Запишите выделенные сочетания слов. От какого слова к какому можно поставить вопрос? Как связаны слова между собой?
2. Работа с теорией:
а) Слово учителя (презентация)
б) Запись схемы словосочетания в тетрадь
в) Работа с учебником (самостоятельно читают теорию на стр. 282)
г) Игра «Детективное агентство»: Дайте ответы на вопросы:
- Что такое словосочетание?
- Для чего служит словосочетание?
- Строение словосочетание
- Как устанавливается смысловая связь?
- Как выражается в словосочетании грамматическая связь?
IV. Физкультминутка «Игра в мяч»
Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой «сущ. + прил.»
Ø Цветок из стекла (стеклянный цветок)
Ø Сок из малины (малиновый сок)
Ø Окунь из моря (морской окунь)
Ø Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)
Ø Дорога у деревни (деревенская дорога)
Ø Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)
Ø Рано утром (раннее утро)
Ø Весна, пришедшая рано – ранняя весна.
Ø Утро весной – весеннее утро.
Ø Цветок из стекла – стеклянный цветок.
Ø Сок из малины – малиновый сок.
Ø Окунь из моря – морской окунь.
Ø Дождь летом – летний дождь, дождливое лето.
Ø Дорога у деревни – деревенская дорога.
Ø Мороз ночью – морозная ночь, ночной мороз.
Ø Суп из грибов – грибной суп.
Ø Каша из гречки - гречневая каша.
V. Закрепление темы
1. Работа с текстом
а) Прочитайте отрывок из материала сайта http://lermontov.sch1262.ru
Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки...
б) Выпишите из текста 4 словосочетания, соответствующие схеме:
1 вариант – «сущ. + прилаг.»
2 вариант – «глаг. + сущ.»
От главного слова к зависимому поставьте вопрос, определите грамматические признаки зависимого слова
2. Рубрика «Личность»
а) Слово учителя
б) чтение текста (презентация «М. Лермонтов) + текст на столе у детей
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841) – великий русский поэт и прозаик.
Родился в семье офицера, воспитывался бабушкой.
После домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы, Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
За произведение Лермонтова «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку, во время которой творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью.
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией «Отечественных записок».
Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются одними из лучших.
в) Беседа:
- Что вы узнали об известном русском поэте?
г) Игра «Детективное агентство»
Учитель: «Детективное агентство» продолжает свою работу:
Выпишите из текста рубрики «Личность» словосочетания, которые соответствуют схемам:
а) «прилаг. + сущ.»
б) «глаг. + сущ.»
в) «сущ. + предлог + сущ.»
3. Размышляем, спорим, дискутируем
Обсудите с одноклассниками поэтические строки М. Лермонтова
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
VI. Подведение итогов
1. Слово учителя
С давних пор известны памятники в честь мифологических богов и героев. На протяжении веков скульпторы прославляли святых, царей, полководцев. Но поэты — от Горация до А. С. Пушкина — воздвигали себе «памятники нерукотворные» - это их произведения.
По определению Энциклопедического словаря: «Памятник — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий, скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятника — мемориальные сооружения».
Среди памятников Лермонтову — монументальная скульптура, небольшие бюсты, обелиски, отмечающие даже кратковременное пребывание поэта в том или ином месте, так или иначе связанном с его жизнью и творчеством.
2. Просмотр презентации «Памятники М. Лермонтову»
Информация для учителя: Улица Лермонтова – улица в Центрально-городском районе г. Кривого Рога. Строительство улицы началось в 19 веке. Улица расположена в историческом центре Кривого Рога. Берет начало от площади Освобождения, параллельно улице Пушкина. Примыкает к улице Кобылянского. В 1964 году здесь поблизости с домом № 9 был установлен памятник русскому поэту
3. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал (научился, открыл для себя)…
4. Слово учителя
Смотрите! Появилось солнышко за тучами, нужно будет выполнить домашнее задание (задание на тучках с солнышком)
VII. Домашнее задание:
Задание 1
Опираясь на материал урока, подготовить устный рассказ «Моё знакомство с Лермонтовым». Самостоятельно составьте и запишите 6-8 словосочетаний, которые помогут вам рассказать о знакомстве с поэтом. Записанные словосочетания прочитайте родителям. Узнают ли они, о каком поэте идет речь?
Узелок на память
Поверь
мне — счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
(М. Лермонтов)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.