«Использование современных технологий в обучении истории и обществознания
Отчёт по теме самообразования:
для реализации ФГОС основного общего образования».
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он может осуществиться
в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
Цель: использование современных педагогических технологий для повышения
профессионализма и повышение и качества обучения истории и
обществознания.
Задачи:
Продолжить работу над повышением научнотеоретического уровня в области
теории и методики преподавания истории и обществознания,
планировать учебновоспитательный процесс по предмету с учетом конкретных
условий школы, республики, региона;
творчески применять профессиональнопедагогические знания в решении
конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных,
индивидуальных, социальнопсихологических особенностей учащихся;
формировать интерес учащихся к урокам истории и обществознания;
организовать учебновоспитательную работу с учащимися на уровне современных
психологопедагогических, медикобиологических, дидактических и методических
требований;
выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы
учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с
решаемыми задачами;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися;
учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Направления самообразования:
а) методическое:
• Повышение педагогической квалификации
• Изучение методики преподавания истории и обществознания
б) профессиональное:
• Изучение новых программ и учебников, их особенностей и требований;
• Расширение и углубление знаний по преподаваемым предметам.
1 Форма самообразования: индивидуальная.
Предполагаемый результат:
повышение качества преподавания предмета;
проведение открытого урока;
обобщение опыта по исследуемой теме.
Источники самообразования:
1.Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»;
2.Приложение газеты «Первое сентября» по истории;
3.Методические пособия и учебники по углубленному изучению;
4.Интернет;
5.Мероприятия по обмену опытом;
6.Курсы повышения квалификации.
В связи с практической ориентированностью современного образования
основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний,
умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно
смысловая, общекультурная, учебнопознавательная, информационная,
коммуникативная, социальнотрудовая, личностная).
Одним из приоритетных направлений современного российского образования
является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей
одновременно гибким мировоззрением и целостным представлением о мире,
владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного
пространства общества.
Для реализации новых стандартов, нужно сформировать мотивацию ребенка к
необходимости познания окружающего мира, продемонстрировать ему, что
школьные занятия и уроки это не получение отвлеченных от жизни знаний, а
наоборот необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск полезной
информации и способы ее применения в реальной жизни. Необходимое
условие профессиональной деятельности педагога самообразование.
Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой
учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и
тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися
условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в
самореализации.
Система моего самообразования представлена совокупностью следующих
компонентов:
1. Мотивационноцелевой.
Формируя мотивацию, система нацелена на удовлетворение потребностей,
побуждающих учителя к самообразованию:
∙ необходимость поиска и анализа новой информации;
∙ соответствие современным требованиям;
2 компонент
∙ конкуренция;
∙ общественное мнение;
∙ интерес к делу.
2. Содержательный
Определяется образовательным стандартом и желанием учителя вложить
знания в своих учеников.
3. Инструментальнотехнологический
Совокупность технологий, методов, форм и приемов моей педагогической
деятельности.
4. Организационный компонент
Педагогическое творчество и мастерство, позволяет сделать уроки не
похожими один на другой, запоминающимися и уникальными.
5. Рефлексивнооценочный
Результат, анализируя который можно оценить результаты деятельности моей
собственной и моих учеников.
Темой моего самообразования является «Использование современных
технологий в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС
основного общего образования».
В соответствии с темой самообразования я использую в своей деятельности
современные педагогические технологии и технологию «Образовательное
путешествие», разнообразные формы, методы и приемы обучения, а также
принцип сотрудничества и систему деятельностного метода обучения, одна из
форм которого «обучение в команде».
Наибольший интерес, результативность в деятельности учащихся вызывает
групповая работа (динамические пары, команды, группы), так как создаёт
ситуацию успеха для каждого участника образовательного процесса, дает
ощущение творческого единения, перспективу личного роста, приращение знаний,
уверенность в себе.
На каждом уроке невозможно использовать сразу все приемы, формы, методы
групповой работы. Как правило, я применяю их на уроках изучения нового
материала с довольно большим теоретическим объемом, на уроках повторения и
обобщения.
Особый интерес у ребят 5го класса вызывают урокисоревнования. А в 6 и 7
классах при изучении темы «Основные сословия российского общества» ребята не
только выделяют основные категории населения и дают их характеристику, но и
получают индивидуальное творческое задание «Представить быт и нравы
сословий». Я уверена, данная технология не только способствует повышению
эффективности обучения истории и обществознания, но и помогает становлению
личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
С групповым подходом к обучению (на основе деятельностного метода
обучения) органично сочетается технология проектной деятельности. Метод
проектов всегда предполагает решение обозначенной проблемы,
3 предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения и
интегрирование умений и знаний из различных областей.
Использование метода проектов и технологии образовательного путешествия,
помогает мне формировать ключевые компетенции учащихся: умение планировать
свою деятельность, работать с информацией, оценивать результат, проявлять
индивидуальные творческие способности, отстаивать своё мнение, подбирать
аргументы и факты из личного жизненного опыта, представлять результаты своей и
коллективной деятельности на уроках, конкурсах, т.е. то, что им будет
необходимо во взрослой жизни.
Проектная и исследовательская деятельность школьника при изучении истории
и обществознания тесно взаимосвязана. Поэтому на своих уроках применяю
элементы поисково исследовательской технологии.
Данная технология основывается на использовании метода опережающего
задания. В результате, учащиеся получают возможность самореализации через
исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с
различными источниками, о структуре исследовательской работы, умение
анализировать различную информацию.
Закономерным итогом подобной работы становится приобретение новых
знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания творческих
проектов, реферативных и проектно исследовательских работ.
Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ. Для
того, чтобы видоизменять процесс преподавания и рационально организовывать
познавательную деятельность учащихся я применяю компьютерные технологии
обучения, организую работу с ресурсами Интернет на уроке двумя способами: в
режиме online, с непосредственным доступом в Интернет и опосредованным
доступом в Интернет. В этапы урока включаю информационные средства
обучения: презентации, аудио и видеофрагменты, электронные энциклопедии и
учебники, справочную, художественную и энциклопедическую литературу,
школьной и сельской библиотек, а также материалы из фондов школьного музея
(воспоминания очевидцев, фотографии и архивные документы из летописи школы
и села», творческие работы предыдущих выпускников.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с
современными информационными технологиями помогают существенно повысить
эффективность образовательного процесса, решить как образовательные, так и
задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Деятельность бессмысленна, если отсутствует некий продукт, либо достижения.
Самый главный результат для меня это неподдельный интерес и желание
учеников участвовать в познании и изучении преподаваемых мною дисциплин
истории и обществознанию.
Положительной мотивацией моей работы является то, что в классах, в которых
я работаю, наблюдается позитивная динамика оценки и качества знаний учащихся
по истории и обществознанию.
4 Не менее важной составляющей процесса самообразования и его результатом
является личное участие в обмене опытом и его распространение через
размещение материалов в сети Интернет.
Опыт работы (публикации разработок уроков, мероприятий, рабочих
предметных программ, программы элективного курса «История Бурятии»,
краеведческого кружка «Юный краевед», работу в школьном музее) я размещаю в
библиотеке личного сайта, на страницах мини сайтов образовательных порталов
«Инфоурок», «Знанио», «Фоксфорд».
Это позволяет мне, как учителю предметнику представлять свой опыт работы в
виртуальном учительском сообществе, где коллеги могут познакомиться с
содержанием моих публикаций, воспользоваться результатами, дополнить,
оставить свои комментарии, отзывы и оценить.
Полученные знания, я использую в профессиональной деятельности, для
педагогического самосовершенствования.
К источникам знаний относятся:
1. заочное обучение на ИФ БГУ,
2. участие в методических семинарах объединениях учителей предметников,
3.
посещение мастер классов и открытых уроков коллег, научных
конференций,
4. посещение музеев,
5. курсы повышения квалификации (очные, дистанционнные)
6. телевидение,
7. интернет,
8. участие в тематических медианарах, вебинарах,
9. онлайн тестирование,
10.литература (методическая, научно публицистическая, художественная),
11. экскурсии (очные, заочные, виртуальные).
Весь материал, собранный в процессе самообразования, я сохраняю на
электронных носителях, а также в личной методической библиотечке.
Моя работа по самообразованию продолжается, потому что происходит
постоянное обновление требований к преподаваемым предметам (ФГОС, Историко
культурный стандарт, изменения в содержании учебной и методической
литературы и пособиях) и личного подхода к урокам.
Мысль Б. Паскаля «Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому,
что предмет познания бесконечен» выражает моё стремление как педагога к
самосовершенствованию, к профессиональному росту в своей деятельности.
Учитель истории и обществознания
МОУ «Кикинская ООШ» Семиохина Т.Н.
23.05.2017 г.
5 6
Конспект урока в 8 кл "Золотой век Екатерины II"
Конспект урока в 8 кл "Золотой век Екатерины II"
Конспект урока в 8 кл "Золотой век Екатерины II"
Конспект урока в 8 кл "Золотой век Екатерины II"
Конспект урока в 8 кл "Золотой век Екатерины II"
Конспект урока в 8 кл "Золотой век Екатерины II"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.