План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему:
Конспект урока в 8 классе по теме "Предложения с обращениями"Конспект урока по теме "Предложения с обращениями" содержит материал, позволяющий обобщить и систематизировать все знания, полученные обучающимися до 8 класса. Задания в формате ОГЭ позволяют закрепить материал.
Предложение с обращениями 8 класс
ход урока
Здравствуйте, дети. Открываем тетрадь. Записываем дату. Прежде чем мы запишем тему
нашего урока, прошу вас прочитать письмо, которое лежит у вас на столах.
Письмо Н.Островского к его матери.
(1)Милая мама!
(2) Все твои письма мне прочли. (3) Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость.
(4)Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить. (5) Прошу тебя, моя родная, очень
прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. (6) Выполни мой
наказ, мамочка!
(7) Самое главноебереги себя.
(8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
(9) Твой сын.
Какие добрые слова, ласковые и нежные нашел Н.Островский для своей матери.
Чувствуется, что он был очень заботливым сыном. Как он называет свою мать?
Как называются такие слова? Определите тему урока. Тема: «Предложения с
обращениями». Запишите в тетради тему урока. Определите цель урока — изучить
предложения с обращениями. Какие задачи надо поставить и решить, чтобы достичь
поставленной цели?
дать определение обращения;
определить функции обращения;
изучить структуру и способы выражения обращений;
научиться выполнять синтаксический разбор предложений с
обращениями.
Начнем с определения. Вспомните, что такое обращение? Откройте учебник и
прочитайте определение, сравните свое определение.
Вернемся к письму Островского Н.А. В каких предложениях вы нашли обращения?
Назовите номера этих предложений. (Пока не трогаем первое). Работаем с
предложениями 4, 5, 8. Как выделяются обращения на письме? А в устной речи? Какое
место может занимать обращение в предложении?
Построим схемы указанных предложений.
4)Мамочка, я хочу с тобой серьезно поговорить.
, …
˅˅˅
(5) Прошу тебя, моя родная, очень прошу, даже требую, чтобы ты не несла никакой
тяжелой работы.
…, , …
˅˅˅
(8) Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
…,
˅˅˅
(1)Милая мама!
1! …
˅˅˅
Теперь обратите внимание на 1 предложение. Чаще всего обращения выделяются
запятыми, но эмоционально окрашенные обращения, стоящие в начале предложения,
выделяются восклицательным знаком.
Посмотрите на состав (чем может быть выражено), структуру обращений
(распространенные и нераспространенные).
Давайте определим основные функции обращений. Какая основная функция? (Звать,
звательная)
1. Звательная
Как Островский обращается к матери (с нежностью, заботой, любя)
2. Оценочная
Сравните предложения из письма Островского со следующими:
Молчи, червяк! бросил ему с трагическим жестом Славянов (Купр.)
Да что робилто, дурья голова? (Купр.)
Ах, милый мой, жизнь так прекрасна (Купр.)
Чем отличаются эти предложения с обращениями? О какой функции обращений можно
говорить? (они дают оценку того, кого называют)
(проговорить про значение слова робилто)
3. Изобразительная
Обратимся к следующим предложениями
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что разгадать не могу! (Ес.)
Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая!
(Исак.)
Какова функция обращений в этих предложениях?
Микровывод по сказанному. На слайде схема
1. Основная функция обращения ___________
слушателя, читателя
2. В художественной литературе являются ____
______________ нашего языка
3. Является _______________ того, кто говорит, и того, к
кому обращаются с речью
4. __________ обращения ________________
различные _____________ говорящего
1А
Синтаксический разбор предложения с обращением.
Мой друг решил сделать мне подарок.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П.)
Вывод: в первом предложении — подлежащее+ определение
во втором — обращение.
Каким членом предложения является обращение? (не является) Выполнить
синтаксический разбор предложений.
Придумать свои предложения со словами:
Россия, ребята, звезды ясные, буйное море.
Закрепление.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите
Б. средством выразительности
А. привлечение внимания
Сравните предложения:
В. средством оценки
Г. Интонация помогает передать чувства и настроения
2Б
3В
4Г
2цифры, обозначающие запятые при обращении.
А знаешь, (1) дедушка, (2) сказал он, (3) немцы говорят, (4) Гитлер уже в Москву
вошел. (Ответ №1. 12)
Проверочная работа в формате ОГЭ (слайд 13), самопроверка (слайд 14)
Домашнее задание.
3