Конспект урока "Виды предложений эмоциональной окрашенности"
Оценка 4.6

Конспект урока "Виды предложений эмоциональной окрашенности"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.04.2018
Конспект урока "Виды предложений эмоциональной окрашенности"
Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания). Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А. В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД. Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc

Урок 33. Восклицательные предложения

Знать: виды предложений по интонации; об употреблении восклицательного знака.

Уметь: распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные).

 

I. Проверка домашнего задания.

1. Проверка выполнения упр. 140.

2. Один из учащихся составляет таблицу «Виды предложений по цели высказывания».

Т а б л и ц а   6

Предложение по цели высказывания

Примеры

 

 

 

Затем таблица заполняется примерами.

 

1. Вы взяли в руки учебник русского языка. 2. Познакомьтесь с ним. 3. Что написано на его переплете?

 

II. Устная синтаксическая пятиминутка. Выделите из предложений главные члены.

 

1. Мой сад с каждым днем увядает. (А. Майков.) 2. Над трепещущей осиною легкий месяц заблестел. (А. Ахматова.)

 

— Почему поэтесса называет осину трепещущей?

 

III. Объяснение нового материала.

Выразительное чтение стихотворения А. Тетивкина о восклицательном знаке (с. 59).

— В каких случаях употребляются восклицательные предложения? (Для выражения каких-то сильных чувств — эмоций.)

Запись в «Словарь трудных слов»: эмоции.

Какие чувства может испытывать человек? (Радость, восторг, печаль, любовь, злобу, восхищение, обиду, иронию, страх и пр.)

 

IV. Учащимся дается задание прослушать предложения и определить, какие чувства (радость, зависть, восхищение, удивление, не доброжелательность и др.) выражаются в них.


1 Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

                                           (А. Пушкин.)

(Выражение злости, зависти.)

2. Что за диво!

Все так чисто и красиво.

                             (А. Пушкин.)

(Выражение восхищения.)


3. Хорошо живет на свете

Винни-Пух!

Оттого поет он эти

Песни вслух!

                        (Б. Заходер.)

(Чувство радости.)

 

— Какой знак ставится в конце восклицательных предложений? Учитель сообщает учащимся, что в русском языке есть специальные «восклицательные средства»: слова ну и, вот (частицы), ах, ох, эх (междометия), кто, как, каков, сколько (местоименные слова)[1]. Эти слова записываются на доске и в тетрадях.

Иногда восклицательный знак может ставиться и в середине предложения. Это происходит тогда, когда хотят особо подчеркнуть важность отдельных слов, отношение (согласие, одобрение, иронию возмущение и т. д.) автора к высказыванию. В таких случаях восклицательный знак может заключаться в скобки.

— Выразительно прочитайте предложения парами. Объяснит постановку восклицательных знаков. Что изменится, если их убрать?

 

Я тебе покажу!!! — Я тебе покажу.

Я! буду! учиться! — Я буду учиться.

Он всегда (!!!) говорит правду. Он всегда говорит правду.

 

V. На доску с помощью графопроектора спроецированы предложения. Учащиеся должны распределить эти предложения по двум колонкам.

Повествовательные предложения      |     Побудительные предложения

 

1. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! 2. Уходи отсюда со своей противной трубой! 3. Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов.)

 

Домашнее задание: § 29; по выбору учащихся: упр. 151; выписать из «Хрестоматии по литературе» 5 восклицательных предложений, в которых используются «восклицательные средства».


Скачано с www.znanio.ru



[1] Без указания на часть речи.

Урок 33. Восклицательные предложения

Урок 33. Восклицательные предложения

Хорошо живет на свете Винни-Пух!

Хорошо живет на свете Винни-Пух!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018