Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Урок 29. Виды словосочетаний. Разбор словосочетания
Знать: виды словосочетаний (именные, глагольные); схему разбора словосочетания.
Уметь: различать именные и глагольные словосочетания; строить словосочетания по
схемам; разбирать словосочетания.
Повторение: орфограммы (гласные и согласные) в корне слов.
I. Проверка домашнего задания.
Дополнительные вопросы:
— Как связываются слова в словосочетании? (По смыслу и грамматически.)
— Как выражается смысловая связь между словами в словосочетании? (С
помощью вопроса от главного слова к зависимому.)
— Какими средствами может выражаться грамматическая связь между словами в
словосочетания? (С помощью окончания зависимого прилагательного, существительного, с
предлогом или без него, по смыслу, если зависимое слово выражено наречием.)
II. Запись под диктовку словосочетаний.
Обозначьте, какой частью речи выражены главные и зависимые слова. Составьте
схему словосочетания.
(По мере написания словосочетаний проводится работа по объяснению написания
безударных гласных в корнях слов.)
Громадные ели, тянуться по дороге, освещать местность, громко свистнуть, участвовать в
походе, гигантские кедры, хлестнуть веткой, виднеться в долине, дрожать от холода, объединение в
группы, посвящение другу.
Какими частями речи могут выражаться главные слова в словосочетаниях?
Делается вывод о том, что словосочетания могут быть с главным словом —
существительным и главным словом глаголом.
Учитель сообщает учащимся, что словосочетания с главным словом
существительным называется и м е н н ы м, глаголом — г л а г о л ь н ы м.
III. Закрепление материала.
Составление таблицы.
Виды словосочетаний по строению
Именные
Глагольные
Т а б л и ц а 5
При составлении таблицы проводится беседа.
— На какое слово надо обратить внимание, когда мы делим словосочетания на
группы по строению? (На главное слово.)
— Что мы должны узнать о главном слове? (Какой частью речи оно выражено.)
— Следовательно, по какому признаку делятся словосочетания на виды? (По
тому, какой частью речи выражено главное слово.)
1 — Какие виды словосочетаний по строению можно выделить? (Именные и
глагольные.)
Коллективно таблица заполняется 3—4 примерами; 2—3 слово сочетания
разбираются (вначале под руководством учителя, затем самостоятельно, используя образец
разбора на с. 51 учебника).
IV. Учащимся сообщается,
что словосочетания «существительное +
прилагательное» могут быть средством выразительности речи. Это происходит тогда,
когда прилагательные, входящие в состав словосочетания, не только сообщают
определенные сведения о предмете, нужные для понимания смысла, но и ярко, образно
рисуют предмет, передают чувства, отношение автора к нему. Такие прилагательные
называются эпитетами.
Сравните два предложения: Высокая рябина мокнет под дождем.—
Чахлая рябина мокнет под дождем.
(Плещеев.)
В первом предложении прилагательное высокая просто сообщает сведения о
рябине — ее высоте, во втором — благодаря эпитету чахлая создается образ.
— Составьте словосочетания с данными словами, используя прилагательные,
которые: 1) сообщат какието сведения о предмете; 2) могут придать тексту, если
использовать их в нем, образность, выразительность.
Осина (возможные варианты: прямая, голая, трепетная, нарядная, серебристая,
горькая и пр.); туча (большая, темная, свянцовая, угрюмая, снежная, грозная и пр.).
Домашнее задание: § 25, 26, упр. 133. Составить связный рассказ о видах
словосочетаний.
2
Конспект урока "Виды словосочетаний"
Конспект урока "Виды словосочетаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.