Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале представлен конспект урока внеклассного чтения по рассказу американского писателя Р. Брэдбери "Улыбка". Урок построен на анализе текста, для учащихся составлен ряд вопросов, позволяющих вчитываться в текст внимательно. Вопросы помогают увидеть отличие главного героя от остальных персонажей. А так же дают возможность учащимся сделать собственный вывод о прочитанном.
Иконка файла материала для публикации.docx
Великая сила искусства Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Рэя Брэдбери «Улыбка» Эпиграф:  «Земля, в конце концов, выветривается, и пыль улетает с ветром, все её люди  умирают, исчезают, бесследно, кроме тех, кто занимается искусством. Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной, а произведения искусства живут  вечно».   (Э.Хемингуэй)Рэймонд   Дуглас   «Рэй»   Брэдбери   (22   августа 1920 г. — 5 июня 2012 г. )   — американский  писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов   «Марсианские   хроники»   и   частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков». За   свою   долгую   жизнь   Брэдбери   создал   более   восьмисот разных   литературных   произведений,   в   том   числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей,  заметок  и стихотворений. Его  истории  легли  в  основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений. Брэдбери   традиционно   считается   классиком   научной   фантастики,   хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. Часто   в   своих   произведениях   он   показывает   общество   потребления, лишённое   всякой   возможности   задумываться   о   жизни,   начисто   утратившее способность   к   творчеству   как   таковому.   Но,   всё   же,   писатель   сохраняет оптимистичный   настрой,   —   прозревшие   одиночки   учитывают   ошибки человечества,   вспоминают   все   ценности,   которые   дают   людям   спасение   и гарантируют будущим поколениям спокойствие и мир. ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА:  Поскольку Рей Брэдбери был писателем­фантастом, время действия некоторых   его   произведений   отнесено   в   будущее.  В   каком   году происходит   действие   в   рассказе?   Каким   мы   видим   будущее   в рассказе Брэдбери?  События в рассказе разворачиваются в 2061 году. Теперь нам кажется, что это совсем недалекое будущее, т.к. мы живем с вами уже в третьем тысячелетии. Но   тогда,   в   далеком  1952   году  это   время   представлялось   поистине фантастическим.Будущее,   показанное   Брэдбери,   страшно,   мир   изменился,   в   нём   даже  кофе ненастоящий  («его   заварили   из   каких­то   ягод,  собранных   на   лугах   за  городом,   и   продавали   по   пенни   чашка,   согреть  желудок"   но   мало   кто покупал, мало, кому это было по карману»), города    от   бомбежек   словно         вверх­вниз,         пила,         поля           по         ночам   светятся,   – «   груды       развалин, дороги радиоактивные...»  Почему   Брэдбери   изобразил   такое   страшное   будущее?   Из­за   чего   такая ситуация? Автор пишет: «Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с  Прошлым. Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало.» Все дело в цивилизации, по утверждению людей. Люди будущего связывают  слово «цивилизация» с разрушением. Воюя с прошлым, люди уничтожают все то,   что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолеты,  автомобили; типографию, — так и то, что относится к духовной культуре, —  книги, живопись. Если мы обратимся к энциклопедии, прочитаем, что ­ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ­ (от лат. civilis — гражданский, государственный)  1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития,  материальной и духовной культуры. Цивилизация – это достижение культуры, созидание. Может ли она быть причиной происходящих в рассказе событий? – Нет! Истинной причиной стали долгие разрушительные войны, которые лишили людей всего того, что они имели. Они нанесли не только материальный урон людям, но и духовный.  В центре рассказа описание праздника. Какие ассоциации у вас  возникают при слове «праздник»?  Радость, счастье, веселье. То, что объединяет людей. И в рассказе мы видим, что описанное событие тоже объединяет людей. Как   люди   будущего   понимают,   что   такое   ПРАЗДНИК? Приведите примеры из текста. «Том   мысленно  перебрал   праздники,   в   которых   участвовал   за последние годы.  Вспомнил, как  рвали и жгли книги на площади, и  все смеялись,   точно   пьяные  .  А  праздник   науки  месяц   тому   назад,   когда   притащили   в   город   последний   автомобиль,   потом   бросили   жребий,   и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой!.. Но  лучше   всего,­  продолжал   вспоминать  Григсби, ­ было  в  тот  раз,   когда  громили   завод,   который   еще   пытался   выпускать   самолеты.    И отвели же мы душеньку! А потом нашли типографию и склад боеприпасов ­ и взорвали их вместе!» ­     Разрушение материальных ценностей приносили радость, имели счастливые воспоминания.  Что произошло с людьми? Какими они стали и почему так  случилось? Люди из цивилизованных превратились в вандалов. Все нравственные идеалы  были разрушены. Люди ожесточились, озлобились, они утратили потребность в любви, уважении. В  их сердце поселилась ненависть, свое отношение к окружающему миру они  выражают через агрессию и разрушение.  Все ли одинаково относятся к прошлому? Какие «хорошие  стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из  очереди?  «Еще появится башковитый человек, человек с душой», «человек, у  которого душа лежит к красивому».  Какое событие привело людей на праздник? Люди собрались, чтобы осквернить известное произведение искусства – картину  Леонардо да Винчи «Мона Лизу». Им было разрешено плюнуть на картину, а  потом и уничтожить ее. Что вы знаете об этой картине? Автор этой известной картины ­ великий итальянский художник и изобретатель  эпохи Возрождения Леонардо даВинчи. Картина «Мона Лиза», она же  «Джоконда» находится в Лувре, в одном из самых посещаемых музеев не только  во Франции, но и во всем мире. Женщина, изображенная на полотне,  является  загадкой, с ней связано множество мифов и легенд, и никто не знает, кто она на  самом деле. Мы можем только смотреть на нее и восхищаться.  Когда толпа приближалась к картине, люди обсуждали лишь одно, кто как  плюнет на холст. Только Том думал о другом. Почему он замер перед  картиной, словно оцепенел? Почему он не последовал толпе? «Говорят, она улыбается… Говорят, она сделана из краски и холста… Говорят, ей четыреста лет…» Том не склонен к насилию, его не волнует настроение толпы, он идет к картине, как к чему­то особенному, большой ценности. Том потрясен. Когда он увидел портрет, был заворожен ее красотой. «Женщина на картине улыбалась таинственно­печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Давайте вспомним сцену уничтожения картины.  Подберите  слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то, что было  совершено толпой из рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» по  отношению к картине.  ВАНДАЛ ЗМ,ИИ повреждение материальных объектов (в особенности культурных ценностей).  бессмысленное и не вызванное необходимостью разрушение или   Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы. Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо  подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста,  дернул и упал...» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из  толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски»,  рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть  Том сознательно старается уберечь «кусок холста».  Так чем же отличается Том от очереди?  Тома отличает от других героев рассказа то, что он — «человек с душой», в  появлении которого так уверен «один из очереди». Том – тот самый одиночка,  достигнувший просветления. Он понял ценность того, что отрицал Григсби и  ему подобные. Этот мальчик, встречавший в своей жизни только жестокость,  неприветливость, смог отстраниться от всего этого и выбрать свой путь, путь  духовного и нравственного возрождения. Он усвоил, что такое культурные  ценности, он прочувствовал это всем сердцем.  В рассказе противопоставляются громкие звуки реального мира, озлобленной  толпы и тишина внутреннего мира Тома, необходимая для того, чтобы «слышать музыку»: «Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами,  которые громко  разговаривали между собой...   звук голосов казался вдвое громче», «Том и  ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине.  Резкий звук рвущегося холста... Толпа выла... Один Том стоял притихший в  стороне от этой свистопляски», «Кругом царила тишина», «Он...  тихо  повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...») Какой смысл автор вкладывает  в название?   Почему улыбка? Улыбка Джоконды озадачивает своей ироничностью и какой­то тайной.  Смеется флейта Плачет скрипка ­ Не расставались будто с ней, А легендарная улыбка Меж тем с годами все ясней. Не меркнет и не угасает, Светлее дня Сильнее тьмы. Джоконда, видно, что­то знает, Чего еще не знаем мы. (МАРК ЛИСЯНСКИЙ  УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ) Том умеет тонко воспринимать красоту. Он уносит домой, спасая от  уничтожения, маленький обрывок бесценного полотна — и в его бережных руках  продолжает сиять неумирающая улыбка Моны Лизы. "Чудесная, ласковая,  добрая улыбка..." сделала жизнь мальчика не такой беспросветно мрачной, как  раньше. Настоящее искусство бессмертно. Оно выживает и тогда, когда даже  самым оптимистически настроенным наблюдателям кажется безвозвратно  погибшим. Будущее именно за такими людьми, как Том. Можно быть уверенным, что он сохранит «улыбку» как реликвию, как надежду и мечту и будет стараться изменить что­то в своем страшном мире. Ведь не зря говорят: дети ­ наше будущее... Вот потому­то у нас есть надежда на другие времена и нравы. Итог:Связав воедино прошлое, настоящее и будущее, писатель позволяет понять, что в наших руках "построить" спасительный мост над бездной, куда неудержимо устремляется человечество ­ мост, сложенный из важных духовных  составляющих: нравственности, традиции, любви, красоты. Без этого  человечество обречено на вырождение и гибель.