Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)
Оценка 5

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
8 кл
12.02.2018
Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)
В материале представлен конспект урока внеклассного чтения по рассказу американского писателя Р. Брэдбери "Улыбка". Урок построен на анализе текста, для учащихся составлен ряд вопросов, позволяющих вчитываться в текст внимательно. Вопросы помогают увидеть отличие главного героя от остальных персонажей. А так же дают возможность учащимся сделать собственный вывод о прочитанном.
для публикации.docx
Великая сила искусства Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Рэя Брэдбери «Улыбка» Эпиграф:  «Земля, в конце концов, выветривается, и пыль улетает с ветром, все её люди  умирают, исчезают, бесследно, кроме тех, кто занимается искусством. Экономика тысячелетней давности кажется нам наивной, а произведения искусства живут  вечно».   (Э.Хемингуэй) Рэймонд   Дуглас   «Рэй»   Брэдбери   (22   августа 1920 г. — 5 июня 2012 г. )   — американский  писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов   «Марсианские   хроники»   и   частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков». За   свою   долгую   жизнь   Брэдбери   создал   более   восьмисот разных   литературных   произведений,   в   том   числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей,  заметок  и стихотворений. Его  истории  легли  в  основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений. Брэдбери   традиционно   считается   классиком   научной   фантастики,   хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. Часто   в   своих   произведениях   он   показывает   общество   потребления, лишённое   всякой   возможности   задумываться   о   жизни,   начисто   утратившее способность   к   творчеству   как   таковому.   Но,   всё   же,   писатель   сохраняет оптимистичный   настрой,   —   прозревшие   одиночки   учитывают   ошибки человечества,   вспоминают   все   ценности,   которые   дают   людям   спасение   и гарантируют будущим поколениям спокойствие и мир. ОБСУЖДЕНИЕ РАССКАЗА:  Поскольку Рей Брэдбери был писателем­фантастом, время действия некоторых   его   произведений   отнесено   в   будущее.  В   каком   году происходит   действие   в   рассказе?   Каким   мы   видим   будущее   в рассказе Брэдбери?  События в рассказе разворачиваются в 2061 году. Теперь нам кажется, что это совсем недалекое будущее, т.к. мы живем с вами уже в третьем тысячелетии. Но   тогда,   в   далеком  1952   году  это   время   представлялось   поистине фантастическим. Будущее,   показанное   Брэдбери,   страшно,   мир   изменился,   в   нём   даже  кофе ненастоящий  («его   заварили   из   каких­то   ягод,  собранных   на   лугах   за  городом,   и   продавали   по   пенни   чашка,   согреть  желудок"   но   мало   кто покупал, мало, кому это было по карману»), города    от   бомбежек   словно         вверх­вниз,         пила,         поля           по         ночам   светятся,   – «   груды       развалин, дороги радиоактивные...»  Почему   Брэдбери   изобразил   такое   страшное   будущее?   Из­за   чего   такая ситуация? Автор пишет: «Тут все дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с  Прошлым. Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало.» Все дело в цивилизации, по утверждению людей. Люди будущего связывают  слово «цивилизация» с разрушением. Воюя с прошлым, люди уничтожают все то,   что имеет отношение к материальной культуре: завод, выпускающий самолеты,  автомобили; типографию, — так и то, что относится к духовной культуре, —  книги, живопись. Если мы обратимся к энциклопедии, прочитаем, что ­ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ­ (от лат. civilis — гражданский, государственный)  1) синоним культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития,  материальной и духовной культуры. Цивилизация – это достижение культуры, созидание. Может ли она быть причиной происходящих в рассказе событий? – Нет! Истинной причиной стали долгие разрушительные войны, которые лишили людей всего того, что они имели. Они нанесли не только материальный урон людям, но и духовный.  В центре рассказа описание праздника. Какие ассоциации у вас  возникают при слове «праздник»?  Радость, счастье, веселье. То, что объединяет людей. И в рассказе мы видим, что описанное событие тоже объединяет людей.  Как   люди   будущего   понимают,   что   такое   ПРАЗДНИК? Приведите примеры из текста. «Том   мысленно  перебрал   праздники,   в   которых   участвовал   за последние годы.  Вспомнил, как  рвали и жгли книги на площади, и  все смеялись,   точно   пьяные  .  А  праздник   науки  месяц   тому   назад,   когда   притащили   в   город   последний   автомобиль,   потом   бросили   жребий,   и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой!.. Но  лучше   всего,­  продолжал   вспоминать  Григсби, ­ было  в  тот  раз,   когда  громили   завод,   который   еще   пытался   выпускать   самолеты.    И отвели же мы душеньку! А потом нашли типографию и склад боеприпасов ­ и взорвали их вместе!» ­     Разрушение материальных ценностей приносили радость, имели счастливые воспоминания.  Что произошло с людьми? Какими они стали и почему так  случилось? Люди из цивилизованных превратились в вандалов. Все нравственные идеалы  были разрушены. Люди ожесточились, озлобились, они утратили потребность в любви, уважении. В  их сердце поселилась ненависть, свое отношение к окружающему миру они  выражают через агрессию и разрушение.  Все ли одинаково относятся к прошлому? Какие «хорошие  стороны» прежней цивилизации имел в виду один человек из  очереди?  «Еще появится башковитый человек, человек с душой», «человек, у  которого душа лежит к красивому».  Какое событие привело людей на праздник? Люди собрались, чтобы осквернить известное произведение искусства – картину  Леонардо да Винчи «Мона Лизу». Им было разрешено плюнуть на картину, а  потом и уничтожить ее.  Что вы знаете об этой картине? Автор этой известной картины ­ великий итальянский художник и изобретатель  эпохи Возрождения Леонардо даВинчи. Картина «Мона Лиза», она же  «Джоконда» находится в Лувре, в одном из самых посещаемых музеев не только  во Франции, но и во всем мире. Женщина, изображенная на полотне,  является  загадкой, с ней связано множество мифов и легенд, и никто не знает, кто она на  самом деле. Мы можем только смотреть на нее и восхищаться.  Когда толпа приближалась к картине, люди обсуждали лишь одно, кто как  плюнет на холст. Только Том думал о другом. Почему он замер перед  картиной, словно оцепенел? Почему он не последовал толпе? «Говорят, она улыбается… Говорят, она сделана из краски и холста… Говорят, ей четыреста лет…» Том не склонен к насилию, его не волнует настроение толпы, он идет к картине, как к чему­то особенному, большой ценности. Том потрясен. Когда он увидел портрет, был заворожен ее красотой. «Женщина на картине улыбалась таинственно­печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка».  Давайте вспомним сцену уничтожения картины.  Подберите  слово, которое наиболее емко, точно определяло бы то, что было  совершено толпой из рассказа Р. Брэдбери «Улыбка» по  отношению к картине.  ВАНДАЛ ЗМ,ИИ повреждение материальных объектов (в особенности культурных ценностей).  бессмысленное и не вызванное необходимостью разрушение или   Подумайте, чем поведение Тома отличается от поведения толпы. Вначале Том становится невольным участником уничтожения картины: «Слепо  подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста,  дернул и упал...» Однако, после того как «толчки и пинки вышибли его из  толпы на волю», Том стоит «притихший в стороне от этой свистопляски»,  рука его «судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его», то есть  Том сознательно старается уберечь «кусок холста».  Так чем же отличается Том от очереди?  Тома отличает от других героев рассказа то, что он — «человек с душой», в  появлении которого так уверен «один из очереди». Том – тот самый одиночка,  достигнувший просветления. Он понял ценность того, что отрицал Григсби и  ему подобные. Этот мальчик, встречавший в своей жизни только жестокость,  неприветливость, смог отстраниться от всего этого и выбрать свой путь, путь  духовного и нравственного возрождения. Он усвоил, что такое культурные  ценности, он прочувствовал это всем сердцем.  В рассказе противопоставляются громкие звуки реального мира, озлобленной  толпы и тишина внутреннего мира Тома, необходимая для того, чтобы «слышать музыку»: «Мальчишка стоял сразу за двумя мужчинами,  которые громко  разговаривали между собой...   звук голосов казался вдвое громче», «Том и  ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине.  Резкий звук рвущегося холста... Толпа выла... Один Том стоял притихший в  стороне от этой свистопляски», «Кругом царила тишина», «Он...  тихо  повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка...»)  Какой смысл автор вкладывает  в название?   Почему улыбка? Улыбка Джоконды озадачивает своей ироничностью и какой­то тайной.  Смеется флейта Плачет скрипка ­ Не расставались будто с ней, А легендарная улыбка Меж тем с годами все ясней. Не меркнет и не угасает, Светлее дня Сильнее тьмы. Джоконда, видно, что­то знает, Чего еще не знаем мы. (МАРК ЛИСЯНСКИЙ  УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ) Том умеет тонко воспринимать красоту. Он уносит домой, спасая от  уничтожения, маленький обрывок бесценного полотна — и в его бережных руках  продолжает сиять неумирающая улыбка Моны Лизы. "Чудесная, ласковая,  добрая улыбка..." сделала жизнь мальчика не такой беспросветно мрачной, как  раньше. Настоящее искусство бессмертно. Оно выживает и тогда, когда даже  самым оптимистически настроенным наблюдателям кажется безвозвратно  погибшим. Будущее именно за такими людьми, как Том. Можно быть уверенным, что он сохранит «улыбку» как реликвию, как надежду и мечту и будет стараться изменить что­то в своем страшном мире. Ведь не зря говорят: дети ­ наше будущее... Вот потому­то у нас есть надежда на другие времена и нравы. Итог: Связав воедино прошлое, настоящее и будущее, писатель позволяет понять, что в наших руках "построить" спасительный мост над бездной, куда неудержимо устремляется человечество ­ мост, сложенный из важных духовных  составляющих: нравственности, традиции, любви, красоты. Без этого  человечество обречено на вырождение и гибель.

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)

Конспект урока внеклассного чтения "Великая сила искусства" (8 класс)
Скачать файл