Конспект урока "Внешняя политика России при Иване Грозном" (7 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Опрос домашнего задания предусматривает проверку составленного плана к пункту учебника, пересказ и индивидуальные задания. Перед изучением нового материала на слайде вниманию обучающихся представлена карта, на основании которой они делают предположение о чём пойдёт речь на уроке. Изучение нового материала основано на работе в группах и работу с учебником по составлению хронологии хода Ливонской войны.
Иконка файла материала Конспект урока по теме Внешняя политика России при Иване Грозном.docx
Тема: Внешняя политика России при Иване Грозном. Цель: Дать представление о присоединении Казани и Астрахани к России, ходе Ливонской войны. Планируемые результаты: Предметные: 1.Умение объяснять значение понятий темы, знание основных дат и хронологии событий, определять задачи и направления внешней политики Ивана IV, показывать по исторической карте направления походов русских войск против Казанского и Астраханского ханств. 2. Умение   раскрывать   причины   Ливонской   войны,   представлять   результаты   изучения Ливонской войны в виде таблицы, показывать по исторической карте направления походов, места важнейших сражений и территории, потерянные Россией по результатам Ливонской войны,   раскрывать   причины   и   следствия   поражения   России   в   Ливонской   войне, формулировать выводы об итогах внешнеполитической деятельности Ивана IV. Метапредметные: Познавательные УУД: умение давать определения понятий, воспроизводить информацию по   памяти,   работать   с   различными   источниками   информации,   устанавливать   причинно­ следственные   связи,   структурировать   информацию,   описывать   события,   строить логическое рассуждение. Регулятивные   УУД:   умение   формулировать   цель   и   задачи   учебной   деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы.  Коммуникативные   УУД:   умение   планировать   общие   способы   работы,   проявлять инициативу Личностные: Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. Умение соблюдать дисциплину на уроке.  1. Присоединение Казани и Астрахани. 2. Ливонская война. План Оборудование урока:  Учебник «История России» Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; карта. Ход урока I. Орг. момент II. Актуализация знаний 1. Проверка составленного  плана по п.3. 2. Пересказ по пунктам плана. 3. Индивидуальные задания. Карточки 1. Дополни таблицу «Важнейшие приказы в XVI веке». Название приказа Посольский Разрядный Пушкарский Поместный Чем занимался Боролся с преступникамиРазбирал просьбы населения 2. Отметьте правильное утверждение, относящиеся к реформам Избранной рады, знаком  «+», неправильные – знаком «­ ». В 1549 г. был созван первый Земский собор – собрание  представителей высших сословий государства. В 1550 г. был принят новый Судебник, отменявший право  перехода крестьян от владельца в Юрьев день. Была проведена реформа налогообложения – отменялись  кормления, налоги собирались с сохи – определённого количества  земли. Для учёта населения и землевладения проводились переписи, а по  их результатам составлялись родословные книги. Была упорядочена военная служба, создано стрелецкое войско. III. Мотивационно­целевой этап. Рассмотрите карту. Слайд 2 ­ О чём пойдёт разговор сегодня на уроке? ­ Какие вопросы внешней политики мы будем рассматривать? Обобщение: сегодня на уроке мы будем говорить о внешней политике России при Иване  Грозном, рассмотрим присоединение Казани и Астрахани, познакомимся с причинами,   ходом и итогами  Ливонской войны. IV. Изучение нового материала. Слайд 3. 1. Рассказ учителя. В результате распада Золотой Орды образовались Казанское, Астраханское, Крымское ханства, постоянно угрожавшие русским землям. Основными задачами внешней политики России во временна правления Ивана Грозного оставались: на западе – борьба за выход кБалтийскому морю, на юго­востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана. Астраханское и Казанское ханства держали в своих руках Волжский торговый путь. Это были   районы   плодородной   земли   (Иван   Пересветов   называл   их   «подрайскими»),   о которых давно мечтало русское дворянство. К   освобождению   от   ханской   зависимости   стремились   народы   Поволжья   –   марийцы, мордва и чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их. После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г.150­тысячное   войско   Ивана   Грозного   осадило   Казань,   которая   представляла   тогда первоклассную военную крепость. Чтобы облегчить задачу взятия Казани, в верховьях Волги (в районе Углича) была сооружена деревянная крепость, которую в разобранном виде сплавили вниз по Волге до впадения в неё реки Свияги. 2. Работа по группам. 1группа – взятие Казани. 2 группа – взятие Астрахани. Слайд 4. 3. Запись хронологии событий. 1552 г. – взятие Казани. 1556 г. – взятие Астрахани. 4. Ливонская война Слайд 5. Работа с учебником. Заполнение таблицы «Ливонская война». Хронологические рамки Причины войныПовод к войне Основные этапы Итог войны Проверка таблицы и показом хода военных действий на карте. V. Рефлексия. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я научился… у меня получилось … я смог… VI. Домашнее задание Пар.3, стр.43, з.2Раздаточный материал 1. Дополни таблицу «Важнейшие приказы в XVI веке». Название приказа Посольский Разрядный Пушкарский Поместный Чем занимался Боролся с преступниками Разбирал просьбы населения 2. Отметьте правильное утверждение, относящиеся к реформам Избранной рады, знаком  «+», неправильные – знаком «­ ». В 1549 г. был созван первый Земский собор – собрание  представителей высших сословий государства. В 1550 г. был принят новый Судебник, отменявший право  перехода крестьян от владельца в Юрьев день. Была проведена реформа налогообложения – отменялись  кормления, налоги собирались с сохи – определённого количества  земли. Для учёта населения и землевладения проводились переписи, а по  их результатам составлялись родословные книги. Была упорядочена военная служба, создано стрелецкое войско. 3. Работа с учебником. Заполнение таблицы «Ливонская война». Хронологические рамки Причины войны Повод к войне Основные этапы Итог войны1. Дополни таблицу «Важнейшие приказы в XVI веке». Название приказа Посольский Разрядный Пушкарский Поместный Чем занимался Боролся с преступниками Разбирал просьбы населения 2. Отметьте правильное утверждение, относящиеся к реформам Избранной рады, знаком  «+», неправильные – знаком «­ ». В 1549 г. был созван первый Земский собор – собрание  представителей высших сословий государства. В 1550 г. был принят новый Судебник, отменявший право  перехода крестьян от владельца в Юрьев день. Была проведена реформа налогообложения – отменялись  кормления, налоги собирались с сохи – определённого количества  земли. Для учёта населения и землевладения проводились переписи, а по  их результатам составлялись родословные книги. Была упорядочена военная служба, создано стрелецкое войско. 1. Дополни таблицу «Важнейшие приказы в XVI веке». Название приказа Посольский Разрядный Пушкарский Поместный Чем занимался Боролся с преступниками Разбирал просьбы населения2. Отметьте правильное утверждение, относящиеся к реформам Избранной рады, знаком  «+», неправильные – знаком «­ ». В 1549 г. был созван первый Земский собор – собрание  представителей высших сословий государства. В 1550 г. был принят новый Судебник, отменявший право  перехода крестьян от владельца в Юрьев день. Была проведена реформа налогообложения – отменялись  кормления, налоги собирались с сохи – определённого количества  земли. Для учёта населения и землевладения проводились переписи, а по  их результатам составлялись родословные книги. Была упорядочена военная служба, создано стрелецкое войско.