Конспект урока "Внутренние воды России"
Оценка 5

Конспект урока "Внутренние воды России"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
8 кл
03.04.2017
Конспект урока "Внутренние воды России"
Конспект урока по географии России 8 класс по теме: "Внутренние воды России". В начале урока была создана проблемная ситуация. Проводилась работа по группам в ходе изучения нового материала. На уроке дети создавали мини- проекты. При выполнении практической работы дети учились находить уклон реки, падение реки.
урок Внутренние воды России.docx
Урок проводится в 8классе  по учебнику ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО в части2 Природа России, по теме «Внутренние воды и  водные ресурсы». Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Дронова.  авторы  В, П.Дронов,  И, И,  Баринова,  В, Я,РОМ, А, А, Лобжанидзе  Пояснительная записка Конспект урока составлен в технологии системно – деятельного метода обучения. Тема урока: «Разнообразие внутренних вод России. Реки».           Цель урока: Сформировать представление о разнообразии внутренних вод России       Расширить и углубить знания о реках и значении их в природе и жизни человека Задачи урока: Образовательные: Ввести понятие уклон и падение реки Освоить умение определить уклон и падения Развивающие  (уметь называть, показывать внутренние воды, реки России): Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное и развивать внимание, память, речь, творческие способности,  коммуникативные умения Воспитывающие: Воспитывать любовь к России, родному краю. Основное содержание темы: Изучение внутренних вод России: понятия, характеристика рек, работа с картой, учебником. Термины и понятия: источники питания, режим реки, падение и уклон реки, годовой сток, паводок. Планируемый результат: 1.Личностные умения – проявление желания активно работать на уроке 2.Метапредметные на уроке: Познавательные: применять знания на практике, объяснять влияние климата и рельефа на реки, обосновывать свое суждение. Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью, самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом, оценивать результаты учебной деятельности. Коммуникативные: Пользоваться речью для регуляции своего действия, Согласовывать позиции и находить общее решение, Представлять результат деятельности. 3.Предметные: сформировать представление о разнообразии внутренних вод России, уметь определять уклон и падение реки, знать значение внутренних вод в природе и жизни человека, применять полученные знания в различных ситуациях. Организация образовательного процесса. Информационный материал – ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО под редакцией В.П.Дронова Тема урока: «Разнообразие внутренних вод России. Реки».           Цель урока: Наглядный материал: Сформировать представление о разнообразии внутренних вод России Расширить и углубить знания о реках и значении их в природе и жизни человека «Физическая карта России», Климатическая карта, Атлас 8 ­9 класс, Презентация (слайды) Этап урока Целевая установка Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационны й момент(1мин) 1.Подготовить учащихся предстоящей работе на уроке.     к 2.Создать эмоциональный настрой.   положительный Актуализация знаний и пробное учебное действие (2мин)   1. 2. Повторить материал, открытия нового знания.   изученный   необходимый   для Определить индивидуальные   затруднения, указывающие на недостаточность   имеющихся знаний   Я рада приветствовать вас на уроке, посмотрели на меня, на своих соседей, улыбнулись друг другу и настроились на новые познания в географии. Я буду помощником в ваших познаниях.  Вода   –   один   из   важнейших   видов   ресурсов.   Без   нее невозможно существование живой природы.  «Вода – это жизнь»,   гласит   народная   пословица.   «Без   воды   нет жизни».   Человек   не   может   прожить   без   воды   более   8 дней.   Именно   8   дней   имеют   в   запасе   горноспасатели, которые   ведут   спасение   шахтеров,   оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.  (слайд1) Готовят рабочее место. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Думают и объясняют смысл пословицы. Предлагают   варианты   ответов   и сами называют тему урока. А какую воду человек использует в хозяйстве? Пресную воду. Скажите, какую роль играла вода в исторической судьбе народов Русский народ хорошо знал и любил свои реки, величая их   уважительноласково:   Волга   –   матушка,   Дон   – Иванович. Вода – чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет 2% гидросферы. У славян реки служили источником воды, пищи (рыбная ловля), преградой от кочевников. Никто не имел права отказать в воде человеку – этот неписаный закон нашел отражение в поговорке «как   пить   дать».   С   водой   связаны   поверья, приметы,   гаданья,   а   также   сказки,   былины, эпосы. Планируемые результаты УУД Познавательны е, общеучебные, коммуникативн ые. Регулятивные, целепологание, коммуникативн ые. 1.Обсуждение   получения   новых знаний, способов, методов. 2.Создание атмосферы, заинтересованности. благоприятной   Построение проекта   выхода из   затруднения. Открытие нового   знания (10 мин) Практическая работа. Вопрос   к   классу:   «А   где   на   суше   находится   пресная вода?»   Об   этом   мы   будем   говорить   на   уроке.   Вы   уже поняли   –   это   внутренние   воды,   которых   в   России разнообразие. Вспомните, виды внутренних вод мы уже изучали   на   уроках   географии   в   6   и   7   классах? Разнообразны ли они? А каких особенно больше всего в России?   Действительно   –   рек.   Итак,   вы   молодцы, самостоятельно   определили   тему   урока   –   это «Разнообразие внутренних вод России. Реки» (слайд2­3) Учитель   в   ходе   беседы   активизирует   опорные   знания школьников о внутренних водах. А теперь познакомимся с интересной статистикой о   внутренних водах России и узнаем много нового и интересного. Какие из них созданы человеком? Внутренние   воды   связаны   со   всеми   компонентами природы.   (Слайд4)  А   какие   компоненты   природы   вы знаете? Главными  компонентами,  являющими на воду являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек. Россия страна не только великих равнин, но и многочисленных рек,   их   насчитывается     более   2,5млн   крупных   рек   и маленьких речушек. Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренний бессточной области. (слайд 5­6) Задание№1: 1 группа определяет, какие реки относятся к бассейну   Северного   Ледовитого   океана   и   нанести   на контурную карту.  Почему крупнейшие реки текут север? (слайд7) 2 группа – реки, относящиеся к бассейну Тихого океана  Почему крупных рек на востоке России не так много, как  на севере?  Перечисляют виды внутренних вод. Записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся еще раз перечисляют виды внутренних  вод.   Сообщение   о   внутренних   водах.   Пруды. Водохранилища, каналы. Работа с картой. Коммуникатив ные, регулятивные  Работа с учебником стр 108 рис41«Взаимосвязь внутренних вод с компонентами природы». Объясняют   влияние   каждого   компонента природы на внутренние воды. Высказывают свое мнение.   Высказывают   свои   ассоциации   со словом река.  1 группа:  Большая часть рек впадает в  Северный Ледовитый океан. Он занимает 65%  территории страны. Сюда относится самая  длинная река Лена, самая полноводная река  Енисей и река с крупнейшим по площади  бассейном – Обь. Большая территория России  имеет уклон к северу 2 группа: К бассейну Тихого океана относится  крупная река Амур, по которой проходит  граница страны, а также река Анадырь.  На  побережье Тихого океана горные хребты, реки  короткие, стекающие с восточных склонов  хребтов 3 группа – реки, относящиеся к бассейну Атлантического  океана и внутреннему бессточном Итак, рельеф влияет на характер течения. – Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех  есть общее – это части реки. (СЛАЙД).Вспомним части  реки.. В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа:  горные и равнинные. (слайд8)  Равнинных рек больше. Почему?  Равнинная река имеет широкие долины, спокойное  течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное  течение. На горных реках встречаются пороги и  водопады. (СЛАЙД) Они мало пригодны для  судоходства.  А я вам предлагаю вспомнить какие­нибудь строки из  песни или стихотворения о равниной реке.  Рельеф   влияет   еще   на   две   величины:   падение   и   уклон реки. Учитель предлагает по учебникустр.110­111 найти и дать определение новым понятиям: 1 уклон реки 2 падение реки Познакомится с тем, как их можно рассчитать. (учебник стр.111) Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м!!!. Если  река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в  озере является высотой устья. Если река вытекает из  озера, то уровень поверхности воды является высотой  истока реки. Мы уже говорили о том, что климат оказывает решающее  влияние на реки. Давайте обсудим высказывание. Работа с 3 группа: К бессточной области относится  великая русская река Волга, Терек, Урал. К  бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева. Называют понятие. Повторяют части реки.  Работа с картой. Большая часть территории России – равнинная. Из далека долго течет река Волга (слайд9) Познавательны е, коммуникативн ые, регулятивные Учащиеся объясняют влияние климата на Реализация построенного проекта мин)   (10 1.Знать новые понятия 2.Уметь определять падение и уклон реки. 3.Называть и показывать реки на  карте России Первичная проверка понимания   мин) Самостоятельна я работа (5 Практическая часть (10 мин). Решение   задач на   определение падения   реки   и уклон реки Организовать   освоение   учащимися нового   форме коммуникативного взаимодействия знания в       Организовать самостоятельную деятельность учащихся по закреплению   применению   новых знаний.     учебником стр.112 рис 44 «типы водного режима»   (слайд10) 1 режим питания реки 2 полноводность «Зачем человеку необходимо знать особенности режима  питания рек?» (отвечают устно) И делают выводы о типах водного режима. Находим ответ в учебнике. Учитель дополняет. Работаем   с   новыми   понятиями   (половодье,   паводок, годовой сток, наводнение) Фронтальный   опрос.   Учитель   задает   вопросы,   слушает, корректирует ответы. 1 как влияет климат на реки? 2 как влияет рельеф на реки? 3 отличие горных рек от равнинных 4 как защититься от наводнения? 5.Значение внутренних вод в жизни человека? (слайд11­ 12) Задание №2. Учащиеся используют для определения  раздаточный материал «Реки России».  Н = Н1 – Н2, где Н1 – абсолютная высота истока Н2 – абсолютная высота устья. Величина падения влияет на другую важную  характеристику:  УКЛОН – отношение падения реки (в  см) к ее длине (в км) (СЛАЙДЫ) Отвечают  на вопросы, работают в парах. Личностные УУД. Регулятивные. Группа № 1.Определить падение реки Ангары. Исток   –   озеро   Байкал   –   456   м Устье   –   река   Енисей   –   76   м 456 – 76 = 380 м. Коммуникатив ные Группа № 2. Определить падение реки Невы. Исток – Ладожское озеро – 4 м Устье – Финский залив – 0 м. 4 – 0 = 4 м Группа № 3.Определить падение реки Лены. Исток – Байкальский хребет – 930 м Устье – море Лаптевых – 0 м 930 – 0 = 930  Группа № 1: Определить уклон реки Ангары. Падение = 380 м = 38000 см Длина реки 1826 км I = Н :  L,  где I – уклон; H – падение;  L – длина. Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км Задание №3 Определить уклон реки пользуясь формулой  и справочным материалом. Группа № 2: Определить уклон Невы. Падение = 4 м = 400см Длина = 74 км Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км Группа № 3: Определить уклон реки Лены. Падение = 930 м = 93000 см Длина реки = 4400 Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км Предлагает выполнить самоконтроль по эталону  Проверка выполненной работы Слушает выступление учащихся по коррекции ЗУНОВ Учащиеся говорят о допустимых ошибках   выставляют Учащиеся за самостоятельную   работу   по   критериям   и индивидуальную   работу   на   уроке   (устные ответы) оценки     Отвечают на вопросы учителя Определяют   уровень   достижения   своих результатов Учитель предлагает критерии оценок 0 ошибок – 5 1­2 ошибки  ­ 4 3 ошибки  ­ 3 Больше 3 ошибок ­ 2 Учитель предлагает вопросы: 1 Какую цель и задачи ставили? 2 Удалось ли выполнить поставленные цели и задачи? 3 Какие получили результаты, и что нужно сделать еще? 4 где можно применить новые знания? 5 Что на уроке получилось хорошо и над чем еще надо работать? Предлагаю дополнить предложения:  Самым интересным для меня было…. Мне не понравилось…. Я научился… Я был бы рад… Регулятивные, коммуникативн ые Регулятивные, коммуникативн ые Регулятивные, коммуникативн ые 2Осуществление учащимися контроля 3Осуществление коррекции 4   Оценивание учащихся   Самостоятельно проверить выполнение работы. Задания работы по эталону Выявить   коррекцию. провести ошибки,   Оценка результатов деятельности Рефлексия учебной деятельности   (1 мин) 1.Учить   учащихся   объективно оценивать собственную деятельность. 2.Соотнести   цели   и   результаты деятельности и наметить дальнейшие цели. Домашнее Выполнить задания по выбору Предлагает домашнее задание на выбор: Выбирают домашнее задание и записывают его в задание (1 мин) Завершение урока дневник 1.Нанести   на   контурную   карту   реки   трех     бассейнов (всем) 2 Составить 7­8 вопросов по параграфу 23 3.Составить кроссворд или тест по новым понятиям 4.Дать характеристику реки (по выбору) по плану Благодарит   своих   учеников   за   совместную   работу   и говорит о том, что они были активными, было приятно слушать   их   умные   ответы.   Работал   весь   класс.   Умеете ставить   вопросы   и   отвечать   на   них,   вести   диалог, отбирать   из   материала   нужную   информацию.   Просто молодцы! Спасибо вам!   что Говорят, урок был   интересным   и понравился. Приложение №1. Слайд 1 Без воды нет жизни! Слайд №2 Реки России Слайд3 Части реки Слайд4 Связь внутренних вод с другими компонентами природы Слайд5 Бассейны рек Слайд 6 Внутренние воды России Слайд 7 Влияние рельефа на реки Слайд 8 Река Волга Слайд 9 Виды рек Слайд10 Типы водного режима рек Слайд11­12 Значение внутренних вод Приложение №2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР № Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 Компьютерная презентация «Наши реки» презентация демонстрация 2 Информационно­образовательный ресурс ЭОР иллюстрация /card/3747/vnutrennie­vody­i­vodnye­resursy­raznoobrazie­vnutrennih­ vod­rossii­reki­i1.html «Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие  внутренних вод России» 3 Информационно­образовательный ресурс «Реки  России» (блок «Водный режим рек России») ЦОР иллюстрация http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/8017491b­dee2­47cb­a411­ 3630d272b3b4/006.swf Приложение №3 ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах Н = Н1 – Н2, где              Н1 –абсолютная высота истока,                       Н2 – абсолютная высота устья УКЛОН – отношение падения реки (в см ) к ее длине (в км) I = H : L, где         I – уклон,          Н – падение,              L – длина. Приложение №4 Реки Исток Устье Длина реки, км Высота истока, м Высота устья, м Справочный материал «Реки России». Амур Б. Хинган Охотское море Волга Валдайская возвышенность Каспийское море Дон Среднерусская возвышенность Азовское море Енисей Восточный Саян Карское море Индигирка хребет Сунтар­Хаята Восточно­Сибирское море Лена Байкальский хребет море Лаптевых Нева Ладожское озеро Финский залив Обь (от  слияния Бии и  Катуни) Г. Алтай в месте соединения рек  Бия и Катунь Карское море Урал Уральские горы (г. Ямантау) Каспийское море 4440 3531 1870 4102 1726 4400 74 3650 2428 1000 300≈ 300 1000 1000 930≈ 4 1000 0 ­28 0 0 0 0 0 0 800 ­28 Ангара озеро Байкал река Енисей 1826 456 76 Приложение №5                                           План характеристики реки. 1. Географическое положение. 2. Исток реки. 3. Устье реки. 4. В каком направлении течет. 5. Основные притоки (правые и левые). 6. Характер течения (горная или равнинная). 7. Режим реки. 8. Падение реки. 9. Уклон реки. 10. Неблагоприятные явления и их причины. 11. Использование человеком (оценка ресурсов реки). 12. Экологические проблемы.

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"

Конспект урока "Внутренние воды России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017