Конспект урока "Воды суши. Подземные воды"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по теме «Воды суши. Подземные воды.» Цели: 1. Сформировать представление о видах подземных вод. 2. Воспитывать бережное отношение к подземным водам. 3. Развивать умение работать с учебником, картами атласа. Оборудование: песок, глина, 2 пустых стакана, 2 воронки, стакан с водой.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Урок по теме «Воды суши. Подземные воды.» Цели:  1. Сформировать представление о видах подземных вод.               2. Воспитывать бережное отношение к подземным водам.               3. Развивать умение работать с учебником, картами атласа. Оборудование: песок, глина, 2 пустых стакана, 2 воронки, стакан с водой. Ход урока. Организационный момент. Изучение нового материала. I. II.   ­ Ребята, давайте вспомним, какую большую тему вы сейчас изучаете?   ­ А что такое гидросфера?   ­ Вспомните, в каких состояниях бывает вода в природе?   ­ Какие части Мирового океана вам известны?   ­ Какие виды внутренних вод вы знаете?   Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с одним из видов внутренних  вод – подземными водами.   ­ Как вы думаете, что такое подземные воды?   ­ А как вода могла попасть на землю? Опыт: просачивание воды через песок и глину. Вывод: есть породы, которые легко пропускают воду, а есть породы, которые              её почти не пропускают.  ­ Попробуйте объяснить, от чего будет зависеть скорость прохождения воды    сквозь горные породы?   Поры – промежутки между частицами горных пород. водопроницаемые водонепроницаемые Горные породы ­ Разделите горные породы по столбикам: песок, мрамор, гранит, кварцит,                                                                         гравий. При строительстве нужно учитывать, какие горные породы составляют  земную кору, чтобы не было провалов. Есть горные породы, которые легко  вымываются водой: гипс, известняк, карст. В этих случаях в земной коре  образуются пещеры. Пещеры – пустоты в земной коре, имеющие один или несколько выходов на                  земную поверхность. Самой известной среди пещер Челябинской области является Игнатьевская пещера в Катав ­ Ивановском районе (7 километров от деревни Серпиевка). Это самая посещаемая (1,5 – 2 тысячи человек в год) пещера, в ней находится  самая древняя «картинная галерея». Самой длинной пещерой мира является Мамонтова (США, штат Кентукки). Её длина 341 километр. На Урале одной из самых известных является Кунгурская ледяная пещера.­ Откройте учебник на странице 85 рисунок 55. На поверхности лежит слой песка, ниже которого находится глина. ­ К каким породам относится песок? ­ А глина? ­Что произойдёт, если будут выпадать обильные осадки? Образуется водоносный слой – слой, насыщенный водой. Грунтовые воды – вода, содержащаяся в водоносном слое, не прикрытом                                 сверху водоупорными породами. ­ Как будет меняться уровень грунтовых вод по сезонам? ­ Где вода будет чище: в колодцах или реках? Почему вы так считаете? Летом мы часто слышим слово источник или ключ. Давайте попробуем  составить определение этого термина с помощью учебника (страница 85  второй абзац).  Родник – выход грунтовых вод на поверхность. Физ. минутка. Если слова относятся к Мировому океану – топаем, к водам  суши – хлопаем, ни к тому, ни к другому – мотаем головой. Слова: волна, океан, реки, вулкан, пролив, болото, озеро, гейзер, полезные             ископаемые, подземные воды. Вернёмся к учебнику, страница 86 рисунок 56. ­ Найдите на этом рисунке межпластовые воды. Попытайтесь сформулировать  их определение. Межпластовые воды – вода, находящаяся между двумя водоупорными слоями. Давайте прочитаем как используются подземные воды (страница 85 ­ 86 пункт  третий). Домашнее задание: параграф 29, вопросы после него.  Дополнительно: приготовить дополнительный материал о пещерах, родниках,                                минеральных источниках (возможно в форме презентаций). Закрепление: ­ Как вы думаете, почему подземные воды в колодцах     III.                                    нашей области расположены на глубине от 8­12 метров до                                    30 метров, а в пустынях до 200 метров?                                 ­ Почему колодцы копают зимой?                                 ­ Вы пошли в поход. Вода, которую вы взяли с собой                                     закончилась, где будите искать родник?                                 ­ Что будет служить дном колодца в нашей местности?