Конспект урока "Возникновение средневековых городов" (6 класс, история)

Конспект урока "Возникновение средневековых городов" (6 класс, история)

Разработки уроков
doc
история
6 кл
28.01.2017
В конспекте урока подробно описан ход урока.Тип урока - объяснение нового материала. Урок проходит в виде беседы учителя с учащимися класса путём постановки вопросов проблемного характера. Беседа сопровождается показом слайдов, а так же работой с аппликациями на доске. Учащиеся работают с картой и с документальными материалами. В конце урока учащиеся выполняют тестовую работу.Доклад содержит описание применения современных интерактивных методов на уроках истории. Приводятся конкретные примеры уроков и конкретные материалы, которые использую на уроках.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Возникновение средневековых городов.doc
План­конспект урока Тема урока: Возникновение средневековых городов. Форма урока: изучение  нового материала. Тип и вид урока Усвоение   и   закрепление   первичных   знаний   /деятельностный   ­ учебный практикум/ Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века,   продолжить   формирование   умений   анализировать   исторические   факты,   раскрывать причинно­следственные связи, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Задачи урока: Образовательная:  выяснить,   почему   и   как   успехи   в   хозяйстве   привели   к   отделению ремесла   от   сельского   хозяйства   и   возникновению   городов   –центров   ремесленно­   торговой деятельности; Развивающая:   развитие     внимания   и   памяти   через   просмотр   презентации,   схем   с опережающим заданием, работу с логической схемой, мышления через проблемные ситуации, развитие речи через включение в процесс обсуждения, продолжить   формирование   навыков   работы   с   исторической   картой,   иллюстративным материалом, продолжить работу по выработке умения определять причинно­следственные связи; работа с новыми понятиями и терминами. Воспитательная: способствовать воспитанию чувства непримиримости к эксплуатации, к угнетению. Воспитывать уважение к труду и людям труда (крестьянам и ремесленникам). Планируемые результаты Предметные результаты:умение   изучать   и   систематизировать   информацию   из   различных исторических   и   современных   источников,   раскрывая   её   социальную   принадлежность   и познавательную ценность; Личностные результаты: осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих поколений Метапредметные   результаты:  устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить логическое рассуждение, делать выводы . Оборудование: учебник «История средних веков» Агибалова Е. И., карта «Европа в XIV­ XV  вв.»,  аппликации  по  истории   средних  веков,  презентация  «Возникновение  средневековых городов», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с заданиями Ход урока План изучения темы: I. Вводная беседа и сообщение цели урока. II. Основная часть: 1. Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла. 2. Отделение ремесла от сельского хозяйства. 3. Возникновение городов, как центров ремесла и торговли. 4. Работа с картой 5. Борьба городов с сеньорами. 6. Составление логической схемы по теме урока 7. Работа с документами. III.Заключительная часть.  Рефлексия ( Тестирование) Водная часть урока. Объяснение учителем   места темы о городах в общем разделе (города – центры ремесла и торгов­ли): В   эпоху   германских   вторжений   население   городов   резко   сократилось.   Теперь   города занимали   лишь   часть   территории   внутри   античных   стен;   другую,   большую   часть   составляли пустыри, пастбища и поля. Остатки античных сооружений постепенно разбирали на камень для строительства. Города в это время утратили свою роль центров ремесла и торговли, оставаясь прежде всего укрепленными пунктами, резиденциями епископов и светских сеньоров. Занятия горожан не очень отличали их от крестьян.  С 10­11вв в Западной Европе снова начали расти прежние города и появляться новые. Цель нашего урока выяснить причины возникновения и развития средневековых городов. Фронтальная беседа   Какой способ земледелия был распространен у франков? (трехполье).  Какие орудия труда они применяли?  Что такое натуральное хозяйство? Почему оно господствовало в Европе в период средневековья?  Как вы думаете, было ли тогда ремесло отделено от сельского хозяйства?  Были ли города в Древнем мире? (учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города: в Египте по берегам Нила, в Греции Афины, на Аппенинах – Рим)   Что произошло с городами Римской империи после завоевания ее германцами? Итак, до X века производство всех необходимых вещей и продуктов было сосредоточено в сельской местности. Городов в Северо­Западной Европе не было. А теперь посмотрите на карту «Европа в XIV­XV вв.». Вся территория покрыта густой сетью городов. Сегодня мы с вами вместе выясним, почему в Западной Европе возникли города. I. Основная часть урока (новый материал) 1. Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла. Вопросы проблемного характера  Объясните, почему труд крепостных крестьян был производительнее труда раба?  Что привело к успеху в развитии сельского хозяйства и ремесла? Какие новые орудия труда появились в сельском хозяйстве?  Посмотрите   на   рисунках   стр.   103­104   учебника,   какие   новые   орудия   труда появились (колесный плуг, хомут для лошади, верхнебойное колесо, плавильные печи, ткацкие станки) /Показ слайдов с изображением новых орудий труда./  Как вы думаете, почему с успехами в развитии хозяйства стали появляться люди, специализирующиеся на каком­либо занятии? 2. Отделение ремесла от сельского хозяйства Вопросы проблемного характера  К чему привели успехи в сельском хозяйстве? (рост урожая излишки продуктов).  Что из этого вытекает? (излишки продуктов меняют на ремесленные изделия).  Мог   ли   ремесленник,   изготавливавший   сложные   орудия   труда,   одновременно заниматься земледелием? (нет)   К чему это привело? (ремесленник занялся только ремеслом). Появляются в деревне «умельцы».  Где они берут продукты питания?(обменивают на свои изделия)  Какой   можно   сделать   вывод?   (ремесло   отделяется   от   сельского   хозяйства, крестьяне занимаются только земледелием, а ремесленники только ремеслом)  Мог   ли   ремесленник   всю   жизнь   жить   в   своей   деревне?   (нет,   он   уже   всех обеспечивал своими изделиями , у него не покупали )  Как   вы   думаете,   что   делал   ремесленник   ?(«Умельцы»   начинают   уходить   из деревень).  3. Возникновение городов как центров ремесла и торговли. Вопросы проблемного характера  Как вы думаете, куда ремесленники уходят? (к замку феодала, к монастырям, к мосту, к броду через реки, к перекресткам дорог, к удобным гаваням, где можно продать свой товар и добыть сырье для ремесла). Одновременно   с   беседой   идет   показ   на   доске   с   помощью   закрепления   магнитами картинок­аппликаций уход и селение ремесленников у моста, монастыря, замка.  Подумайте,   что,   кроме   мастерской   ремесленника,   возникает   еще   в   этом   месте? (постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников). Все это в виде аппликаций прикрепляется на доску.  Что делают жители этого поселения, чтобы обезопасить свою жизнь? (крепостные стены)  Аппликацией огораживается поселение.  Итак, появляется новый город. Ему дают название. Обычно в названии на конце города есть   окончание   «бург»   (гора),   «фурт»,   «форд»   (брод,   переправа),   «бридж»   (мост),   «честер» (крепость, замок), «дам» (дамба, плотина)   4. Работа с картой В IX веке возродились старые и возникли новые города в Италии, на юге Франции. В X–XI веках появились города и в других странах Западной и Центральной Европы.  Посмотрите на карту «Европа в XIV­XV вв.», вы видите сколько много городов уже на территории Европы образовалось  к XV веку. Задание  по рядам.  Игра «Кто быстрее». Каждому ряду нужно найти на  политической карте Европы города с одинаковым окончанием. I ряд на «бург»;  II ряд на «фурт»; III ряд на «берг» 5. Борьба городов с сеньорами.  На чьей земле возникали города? (на земле феодала)  Как   вы   думаете,   как   вели   себя   феодалы   по  отношению   к   городам?   (собирали   оброк, налоги, вмешивались в их дела)  К чему это привело?( города стали бороться за свою свободу) Рассказ учителя В начале города находились под властью феодалов, так как располагались на господской земле.   Горожане   выплачивали   феодалу   налоги,   различные   пошлины,   оброк   товарами ремесла. Феодал мог судить горожан, взымать с них штрафы. Города тяготила такая зависимость. Жители стремились от неё освободиться. В   X–XIII   веках   во   всех   странах   Западной   Европы   происходила   борьба   городов   с сеньорами Одни города получали свободу в ходе долгих войн и восстаний. Другие откупались от феодалов. Но большинство мелких городов независимости не получили. Основным   достижением   борьбы   городов   с   сеньорами   стало   освобождение   горожан   от феодальной зависимости. Города получили право на самоуправление.  Горожане выбирали совет, его главу – м ра (бургомистра) и других должностных лиц. Имели собственный суд, ополчение, финансы, устанавливали налоги. ээ 6. Составление логической схемы по теме урока.  Почему возникли средневековые города? В тетради записываем цепочку­схему возникновения средневекового города. Успехи в с/х и  ремесле Выделение  «Умельцев» Уход «Умельцев» из  деревни Отделение с/х от  ремесла Поселение ремесленников  отдельно в удобном месте Возникновение  города 6. Работа с документами. 1. Чтение документа о возникновении города Брюгге стр. 109.  Почему люди стали селиться у моста?  Кто  были первыми поселенцами? 2. Вопросы к раздаточному материалу о городе Шильде.(см. ниже)  Что в тексте указывает на то, что город был уже независим от феодала?  О каких занятиях жителей города можем узнать из текста? 3. Вопросы к отрывкам из документов: Первые   дома   и   улицы   города   Арля   на   юге   Франции   располагались   на   гладком, похожем   на   стол   месте,   имевшем   правильную   овальную   форму.   По   краям   этого овала   тянулись   каменные   засыпанные   песком     ступени,   широким   полукольцом охватывающие поселение.   Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?   В возникших вдоль Рейна городах было установлено правило, что купеческие корабли, плывшие мимо них, обязаны останавливаться в гаванях, выгружать там свои товары и в течение некоторого времени выставлять их для продажи.    Кому был выгоден такой порядок? Какие он мог иметь последствия для города? В документах сообщается, что первые сеньоры ряда городов освобождали всех, кто прибудет   на   постоянное   место   жительства,   от   пошлин   и   налогов   на   городскую землю.   Чем вы объясните такие действия сеньоров вновь созданных городов? . III   . Заключительная часть. Рефлексия. Выполнение теста. 1.В каком веке в Европе начинается активное появление новых городов? 1. IX­X 2. X­XI 3. XI­XII 2. Какова причина появления новых городов? 1. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли. 2. Укрепление феодального землевладения. 3. Войны между государствами. 3. Где появлялись города? 1. На пересечении торговых путей. 2. У мостов и морских гаваней. 3. У стен больших монастырей и замков феодалов 4. Верно все, что указано. 4. Почему горожане огораживали город рвом и валом?   1. Для защиты от нападений врагов. 2. Чтобы обозначить границы города. 3. Для защиты от сглаза завистников Домашнее задание: Читать и пересказывать параграф 13 стр. 102­106, вопрос 4 стр. 110 . Вопросы: ­ Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте,   имевшем   правильную   овальную   форму.   По   краям   этого   овала   тянулись   каменные засыпанные песком  ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.     Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?  ­ В возникших вдоль Рейна городах было установлено правило, что купеческие корабли, плывшие мимо   них,   обязаны   останавливаться   в   гаванях,   выгружать   там   свои   товары   и   в   течение некоторого времени выставлять их для продажи.      Кому был выгоден такой порядок? Какие он мог иметь последствия для города? ­В документах сообщается, что первые сеньоры ряда городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства, от пошлин и налогов на городскую землю.     Чем вы объясните такие действия сеньоров вновь созданных городов? Домашнее задание: §13, 1,2,3 вопросы стр. 115.
скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)