Цели и задачи:
Образовательные.
1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
2. Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.
3. Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
4. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
Развивающие.
Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей,
развивать географическое мышление школьников.
Воспитательные:
Воспитание толерантности, коммуникативной и социальной компетентности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок точно вовремя и в срок.
Все готовы отвечать и пятерки получать?
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок хватило силы
Работаем старательно, слушаем внимательно.
2. Проверка домашнего задания.
Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в глубины литосферы. Но перед тем как отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.
Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок с географической минутки: отвечаем все вместе дружно « Да» « Нет»: (если нет надо объяснить, как правильно)
- На земном шаре 7 материков – нет
- Неровности земной поверхности называются рельеф - да
- На земле 4 океана - да
- Экватор разделяет Землю пополам - да
- Меридианы, это линии проходящие с запада на восток - нет
- Земля имеет форму шара – да
- Глобус – это модель Мирового океана - нет
А теперь повторим географические термины, а для этого мы проведем словарную работу. У вас на партах лежат этикетки с терминами. Я буду называть определения, а вы, у кого на парте данная этикетка - ответ, должны показать всему классу. Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках.
1. Как называется твердая оболочка Земли? ( Литосфера)
2. Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало, плащ»(Мантия)
3. Природные однородные вещества из которых состоят горные породы ( Минералы).
4. Эти горные породы образовались из остатков живых организмов ( Органические)
5. Волны, возникающие в результате землетрясений. (Цунами)
6. Эта земная кора имеет толщину от 80 км. ( Материковая)
7. Неровности земной поверхности ( Рельеф)
8. Колебания земной коры, вызванные подземными толчками ( Землетрясение)
9. Место на земной поверхности, расположенное над очагом во время землетрясения (Эпицентр)
10. Прибор, с помощью которого изучают землетрясения( сейсмограф)
12. Внутри земли находится (Ядро)
Учитель: Итак, багаж собран. Можно отправляться в путь!
3. Новый материал.
Мотивация.
В апреле 2010 года в Европе было закрыто воздушное пространство. Авиасообщение было парализовано на 5 дней. Не работали 300 аэропортов, отменено 63000 рейсов, не смогли осуществить вылет в места назначения 7 млн. пассажиров. Какое явление повлияло на эту ситуацию?
И вы сразу узнаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить. Так о каком природном явлении сегодня пойдет речь? Правильно – это вулкан.
Просмотр фрагмента: о вулканах.
Открываем тетради и записываем тему урока «Вулканы»
- Ребята, а вы раньше слышали слово вулкан? Что вы слышали, что знаете? Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).
Вы уже немного знакомы с этим грозным природным явлением. Давайте попробуем внести в таблицу информацию о вулканах, которая вам известна и чтобы вы хотели узнать.
Заполнение таблицы «Плюс – минус – интересно» в тетради. (Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания. Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом).
Конечно, вам наверное интересно узнать, а что же такое вулкан? Какое строение он имеет, как происходит извержение вулкана. Вот на все эти вопросы мы и должны сегодня на уроке найти ответы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.