Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русский язык
4 кл
09.06.2018
Урок поэзии подготовила учитель начальных классов Каюмова Г. Т.
Тема: «Я в гости к Пушкину спешу…»
Цели: ввести учащихся в мир пушкинского слова, показать огромное влияние Арины Родионовны на развитие поэтического таланта Пушкина, способствовать развитию интереса к литературе
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, DVD-ROM, толковый словарь Ожегова, словарь языка Пушкина, книги ПушкинаКонспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
0001590a-17f62dd9.docx
«Я в гости к Пушкину
спешу…»
Конспект урока
по литературному чтению в 4 классе
УМК «Школа России»
1 Урок поэзии подготовила учитель
начальных классов Каюмова Г. Т.
Тема: «Я в гости к Пушкину спешу…»
Цели: ввести учащихся в мир пушкинского слова, показать
огромное влияние Арины Родионовны на развитие
поэтического таланта Пушкина, способствовать развитию
интереса к литературе
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, DVD-
ROM, толковый словарь Ожегова, словарь языка Пушкина,
книги Пушкина
Организационный момент (1 слайд)
I.
II. Объявление темы и цели урока
1. Предисловие к уроку:
- Урок поэзии. Сегодняшний урок мы посвящаем
Александру Сергеевичу Пушкину. Почему?
(Потому что Александр Сергеевич Пушкин – великий
русский писатель)
-Что вы знаете о Пушкине как о детском писателе, что он
написал для детей?
(Пушкин никогда специально для детей не писал. Все его
произведения могут читать и взрослые и дети)
-Да, просто для каждого возраста есть как бы свой уровень
понимания, своя глубина. Нужно только, чтобы читатель
обладал поэтическим чутьем. Так говорил сам Александр
Пушкин
-А в вашем возрасте, что больше всего любят читать дети
у Пушкина?
(Конечно же, сказки)
2 -Сколько сказок написал Пушкин?
(Сам поэт А. С. Пушкин долгое время считал, что написал 7
сказок, ошибочно принимая за сказку балладную песню
«Жених». Сказок Пушкина 6.)
-Назовем все сказки Пушкина в порядке их написания:
(1. Сказка о Медведихе – незаконченная сказка, 1830
2. Сказка о попе и работнике его Балде – самая
насмешливая, 1830
3. Сказка о царе Салтане… - самая добрая и просторная,
1831
4. Сказка о рыбаке и рыбке – самая лиричная, 1833
5. Сказка о мертвой царевне… - самая печальная и
безысходная, 1833
6. Сказка о золотом петушке – самая непонятная,
страшная, недоговоренная, 1834)
-Какие еще произведения, кроме сказок, вы читали у
Пушкина?
Ответы детей…
-Это было предисловие к уроку, а тема урока «Я в гости к
Пушкину спешу…»
2. Почему «в гости», поясните….
(В гости ходим к знакомым, которых любим, поделиться
своей радостью, узнать что-то новое, поговорить…)
-Это и есть цель нашего урока
3. 2 слайд. А проходить будет урок в форме устного
журнала, 1-я страница которого, будет называться
«Пушкинское слово»
2-я страница – «Что за прелесть эти сказки!»
3 3-я страница – «Все к Пушкину тянет, все к
Пушкину…»
4-я страница – «Ариной Родионовной Россия
склоняется над Пушкинской строкой»
III. Устный журнал (3 слайд)
-Итак, 1-я страница «Пушкинское слово»
-А какое оно пушкинское слово?
(Дети перечисляют)
-Давайте обобщим и еще раз назовем словарь,
характеризирующий пушкинское слово:
простое
понятное
живое
загадочное
образное
точное
легкое
русское
-Какое слово пропустила? (старинное)
-Объясните, как вы понимаете, старинное слово?
(бывшее в употреблении)
-Где можно узнать значение слова, если непонятно?
(в толковом словаре)
-Перед вами отрывки из произведений Пушкина.
Прочитайте и попробуйте найти старинные слова. (4
слайд)
4 -Подберите синонимы
-Значение таких слов можно поискать в «Словаре языка
Пушкина» (показ). Например…
-За использование таких старинных слов в сказках, в свое
время критики даже ругали Пушкина. Говорили, что сказки
из-за этого слишком народные. Но время показало
ошибочность их мнений. Сейчас о сказках Пушкина мы
можем сказать словами самого Пушкина: «Что за
прелесть эти сказки!»
(5 слайд) - Так называется и наша следующая страница.
Где мы посмотрим фрагменты из сказок Пушкина. Кадры я
буду останавливать, а вы продолжите слова героя или
предположить, что будет происходить дальше…
-Понравилось смотреть? Сколько бы ни смотрели, сколько
бы ни читали Пушкина, все равно нас будет тянуть к нему.
Евгений Евтушенко так и сказал: «И все к Пушкину
тянет, все к Пушкину…» (6 слайд)
-Это следующая страница нашего журнала. Где прозвучат
стихотворные строки Пушкина
Читают 3 ученика наизусть
1 стих.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея блещут небеса.
5 Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
2 стих.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч,
И первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
3 стих.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
6 Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
-Какие чувства и мысли вызвали строки Пушкина?
(размышления детей)
IV Физминутка
Дети выполняют танцевальные упражнения
V. Продолжение устного журнала
- Пушкин тоже любил ходить на бал, в театр и любил
собираться с друзьями. Эти «дружеские сборища» они
назвали кружок «Зеленая лампа». Обычно собирались в
кружок по вечерам у одного богатого приятеля
Всеволожского. Сходились друзья вокруг стола, на
который ставили лампу под неизменным зеленым
абажуром. Шутили, смеялись, пели хором, спорили и
читали стихи…
-Зеленой лампы, конечно, у нас нет, но круглый стол мы
организовать можем и даже три. У нас это называется
работа по группам.
Каждая группа готовится к конкурсу чтецов. Для этого
внутри группы каждый ученик читает приготовленное
дома стихотворение Пушкина, группа выслушивает и
решает, кого выставить на конкурс.
Выбор победителя…
-Вдохновенные стихи. А кто был первой
вдохновительницей Пушкина?
(Арина Родионовна Яковлева)
(7 слайд)
7 -Ей посвящена следующая страница нашего журнала:
«Ариной Родионовной Россия склоняется над
Пушкинской строкой»
И о ней писатель И. С. Аксаков писал:
«Так вот кто первая вдохновительница,
Первая муза первого истинно русского поэта,
Это – няня.… Да будет же ей,
Этой няне,
От лица русского общества вечная
благодарность…»
-А что вы можете рассказать о няне Пушкина?
(ответы детей)
-Подобно материнскому молоку впитал поэт ее песни и
сказки, древнюю культуру и обычаи русского народа и
навеки запечатлел свою мамушку, свою няню в стихах.
Одну, из которых вы сейчас и услышите. Называется
«Зимний вечер». Послушайте и вдумайтесь в это
стихотворение. Для этого представьте: глухой зимний
вечер, буря…
(8 слайд)
-Что ощущали, когда слушали это стихотворение?
Попробуйте выразить свои мысли и чувства
литературными словами, поделитесь вашими первыми
впечатлениями….
(размышления детей)
VI. Обобщение. Итог
-Проходят десятилетия, столетия, а Арина Родионовна
всегда с нами, как и великий Пушкин. (9 слайд)
8 В нескольких километрах от села Михайловское на
высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной,
которого похоронен Александр Сергеевич Пушкин. А вот
великой няне Россия не поставила памятника, затерялась
ее могила…
Но со всего света все люди идут в Михайловское на поклон
к Пушкину и его няне…
Идут, чтобы поклониться и сказать «спасибо». Вот и мы,
побывав в гостях у Пушкина, скажем ему «спасибо». А за
что вы бы сказали «спасибо» Пушкину? (10 слайд)
(ответы детей)
-Я присоединяюсь к вашим словам благодарности и еще от
имени вас и от себя лично, я хочу попросить прощения у
великого поэта:
«Прости мой Пушкин, что за столько лет
К тебе приехать мне, не выходило,
И гениальности твоей бессмертный свет
Я лишь сегодня сердцем ощутила…»
-А вам, ребята, в заключении хочу посоветовать:
почаще бывать наедине с поэтом, «ходить» к нему в гости
и тогда вы ощутите, как по-новому, свежо и сильно
зазвучат в вашей душе все «чувства добрые», что
«лирой пробуждал» великий Пушкин.
Список использованной литературы и дидактического
материала:
9 1. Климентовская З. В. Уроки поэзии в начальных
классах.- Москва: Владос,2002
2. Электронный учебник «Александр Сергеевич Пушкин»
3. Музыка Чайковского «Времена года»
4. Книги А. С. Пушкина
5. http://www.museumpushkin.ru/museum/new.php?id=286
6. Кузнецова Н. И., Мещерякова М. И., Арзамасцева И. Н.
Детские писатели (справочник для учителей и
родителей).-Москва:Баллас,1995
10
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Конспект урока "Я в гости к Пушкину спешу..." 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.