Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
24.02.2018
Предмет - География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
урок 49.docx
Сомова Л. В. учитель географии
МБОУ «Русскокандызская СОШ»,
Северного района.
Предмет География
Класс – 9
УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и
хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил.
Уровень образования – базовый
Тема урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный
потенциал.
Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 2
Место урока в системе уроков по теме –1 урок по теме: «Юг Европейской части страны»
Цель урока: формирование представления об истории формирования района, специфике
его географического положения и особенностях природы.
Задачи урока:
Образовательные: выявление черт географического положения региона, особенности
районирования, состав Европейского Юга.
Развивающие: развитие познавательного интереса к изучению географии своей страны,
развитие мышления и творческих способностей учащихся, развитие умения
самостоятельно работать с картами, учебником, делать выводы на основе их анализа.
Воспитывающие: воспитание бережного отношения природе нашей страны, осознание
целостности географической среды, ответственного отношения к учебе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
административный состав Европейского Юга;
историю освоения территории;
особенность природы Европейского Юга;
Учащиеся должны уметь:
называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока;
определять факторы влияющие на развитие хозяйства в регионе;
самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом; Техническое обеспечение урока (ссылки на интернетресурсы):
дополнительный материал, атласы 9 и 8 классов, интерактивная доска, проектор.
учебник,
https://ria.ru/spravka/20121111/910190392.html
http://www.b17.ru/blog/37894/
http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.li4ki.ru%2F
https://geooge.sdamgia.ru/test?id=215558
http://www.rgo.ru/ru/2010/12/prirodarossii
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
Иванищева Н.А. География России: население, хозяйство и экономические районы:
учебное пособие для магистров и учителей географии. Оренбург: ООО «Агентство
«пресса», 2016.;
С.В. Банников, С.В. Жукова. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких,
Н.И. Алексеевского, Н.Н. Клюева «География» для 9 класса общеобразовательных
организаций. Москва «Русское слово» 2015 год.
Содержание урока
I.Организованный момент.
Приветствие. Проверка подготовки к уроку.
II.Проверка домашнего задания.
Работа по вопросам в рубрике «Проверим знания», «А теперь более сложные вопросы»;
Перечислить ареалы выращивания основных культур региона.
III.Изучение нового материала.
Проблемный вопрос
Почему в состав региона включают как равнинные территории, так и горные?
Решаем данную проблему.
План урока.
1. Административный состав Европейского Юга.
2. История хозяйственного освоения территории.
3. Достоинства и недостатки географического положения района.
4. Особенности природы территории региона.
Дети слушают учителя и делают записи.
Состав.
Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино – Балкарская, Карачаево –
Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская. Края: Краснодарский, Ставропольский.
Область: Ростовская.
S = 355,1 тыс.км2 .
Население – 19,8 млн. чел., плотность – 55,7 чел/км2 , доля городского населения
составляет 55%.
Используя текст учебника на стр. 272 274 А.И. Алексеева, В.В. Николина и
дополнительный материал (приложение 1) составить по этапам историю становления
региона.
ЭГП Европейского Юга:
1. ЮГ Европейской части России.
2. Положение приморское, на востоке омывается Каспийским морем – это выход к
Казахстану, Туркмении, Ирану, Азербайджану. На западе – Чёрное море и Азовское. Моря
внутренние но через проливы Босфор и Дарданеллы есть выход в Средиземное море.
3. Северный Кавказ имеет приграничное положение – граничит по Кавказским горам с
Грузией и Азербайджаном.
4. На севере соседями являются – Украина, Поволжье и Центрально Чернозёмный
экономические районы России.
5. Транспортная сеть достаточно развита только на равнинной части Северного Кавказа, а в
горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережий проложены. Через главный
хребет проходит Военно Грузинская автодорога.
Оцените по картам атласа, тексту в учебнике природные условия Европейского Юга и
сделайте вывод.
Результаты оформите в виде таблицы.
Рельеф
Климат
Воды
Почвы
Природные зоны
IV. Физминутка.
Музыкальный шлэшмоб
V.Рубрика «Готовимся к OГЭ».
Географические явления и процессы в геосферах.
(задания проецируются на доску, приложение 2).
VI. Закрепление изученного материала.
Работа с вопросами на стр. 208 с рубрикой «Проверим знания».
V. Итог урока. Домашнее задание: п 38; нанести на к.к. состав Европейского Юга, подготовить сообщение
на тему: «Кавказские минеральные воды».
VI.Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.
Приложение 1.
XVI—XIX века
В XVI—XVII вв. СевероВосточный Кавказ стал предметом борьбы между Османской
империей и Ираном. Эпоха иранских завоеваний в Закавказье и на СевероВосточном
Кавказе связана с деятельностью иранских шахов из династии Сефевидов. Походы на
Северный Кавказ проходили под лозунгом распространения шиизма. В свою очередь,
турецкие султаны вели завоевания на Кавказе под предлогом обращения в ислам ещё не
ставших мусульманами горцев Кабарды, Чечни и СевероЗападного Дагестана, а также
борьбы с шиитской «ересью». Они использовали войска крымских ханов из династии
Гиреев. Правители и «вольные общества» СевероВосточного Кавказа вынуждены были
лавировать между двумя державами. Кайтаг традиционно придерживался проиранской
ориентации. Чеченские и ингушские тейпы, аварский хан и кумыкские беки признавали над
собой власть крымских Гиреев.
Со 2й половины XVI века на политической арене Северного Кавказа появилась ещё одна
сила — Московское царство. Южная граница России стала проходить по Северному
Кавказу. В 1556 году хан Большой Ногайской орды Исмаил принял русское подданство
вместе с большинством ногайцев. Ногайцы, не пожелавшие оказаться под русским
владычеством, ушли в Приазовье с ханом Казыем, образовав Малую Ногайскую орду
(Казыев Улус присоединен к России в конце XVIII в.).
В правление Ивана IV Грозного многие кабардинские князья, не имея возможности
самостоятельно противостоять натиску Турции и Крымского ханства, владевших тогда
Северным Кавказом (кроме Карачая, Осетии, Ингушетии, Чечни и части Дагестана)
ориентировались на Москву. В ноябре 1552 года с просьбой принять их в русское
подданство в Москву прибыли два черкесских князя. В августе 1555 году приехала
делегация во главе с князьями Сибоком, Ацымгуком и Тутарыком, от имени всех жителей
земли Черкесской просившая о помощи против турецких и крымских властителей и о
вступлении в русское подданство. В подданство России таким образом вступили
кабардинцы, северозападные адыги, абазины, и др. Обещая помощь в противостоянии
крымской агрессии, Иван Грозный, однако, отказался вступать в конфликт с Турцией,
сославшись на заключенный с ней мир.
В 1567—1568 гг. при впадении в Терек реки Сунжи была построена русская крепость
Терки. В ней были поселены казаки, получившие с того времени название терских. В XVI—
XVIII вв. казачье население на левобережье Сунжи и правобережье Терека росло. В 1580х
годах началось сооружение Терской укрепленной линии. В 1582 году 300 донских казаков
под предводительством атамана Андрея перешли Терек и поселились в предгорьях Чечни
на реке Акташи («на Гребнях»), отчего их потомки стали называться гребенскими
казаками. С расширением Российского государства на Кавказ власти начали всё чаще
использовать терское и гребенское казачьи войска как иррегулярное войско для охраны
южных границ и в войнах с горцами. В 1614—1615 гг. царю Михаилу Фёдоровичу присягнули западные черкесы, в 1643—
1645 гг. — абазины. В 1645 г. царю Алексею Михайловичу принесли присягу Малая и
Большая Кабарда. Кабардинские князья играли роль посредника в связях русских властей
с другими народами региона. Алексей Михайлович, Иван Алексеевич и Петр Алексеевич
назывались царями «кабардинской земли, черкасских и горских князей».
С середины XVII века заметно усилилась турецкая экспансия. Однако существенной
помощи христианам Кавказа Москва оказать не могла. Российская политика на Северном
Кавказе активизировалась лишь в начале XVIII века, когда в эпоху петровских реформ
Османская империя была осознана как важный исторический противник, в борьбе с
которым стратегическая значимость Кавказа становилась очевидной. В это время
обозначилось и стремление упрочиться в Прикаспии (Персидский поход Петра I). В этот
же период, 3040е годы XVIII века, стало усиливаться военное присутствие и
политическое влияние Ирана на Кавказе. Турция, потерпев в 1733 году поражение в войне
с ним, временно отказалась от претензий на Дагестан. Персия в результате походов Надир
шаха 1734—1742 годов вновь завоевала Закавказье и побережье Каспия. В этих условиях
дагестанскими владетелями было направлено несколько посольств в Петербург, но они
оказались безрезультатными.
РусскоТурецкая война 1735—1739 годов потребовала значительных усилий, но итоги
оказались для России неблагоприятными. По Белградскому договору она признавала
султана покровителем Черкесии и нейтралитет Кабарды. Последнее вызвало усиление
борьбы группировок адыгской знати, среди которой были и те, кто стремился к сближению
с Крымом и Турцией, и те, кто придерживался российской ориентации. С другой стороны,
в течение 4050х годов XVIII века крымцы и турки периодически производили набеги на
СевероЗападный Кавказ, добиваясь вассалитета адыгов, впрочем, безуспешно.
Набеги Османской империи и крымских татар усиливали политическую ориентацию края
на Россию. В 1747 году русское правительство разрешило принимать в подданство осетин и
ингушей, а в 1749—1752 гг. СанктПетербург посетило осетинское посольство. В
результате переговоров предгорья Центрального Кавказа, бассейн рек Ардон и Фиагдон
признавались русским правительством свободной территорией. В 1763 году началось
переселение горцев в урочище Моздок и строительство крепости Моздок, а в 1774 году по
итогам переговоров астраханского губернатора П.Н.Кречетникова с 20 членами посольства
состоялось присоединение Осетии.
В 60е гг. XVIII в. в Кабарде были построены военные укрепления от Кизляра, заложенного
в 1736 году, до Моздока (1763 год), что положило начало возведению Кавказской линии и
усилению военноказачьей колонизации в верховьях Кумы, по Лабе, Урупу, Малке, Сунже.
С 1769 году русская военная администрация учредила в Кабарде приставское управление.
Кабардинские князья и дворяне все свои действия должны были согласовывать с ним.
Таким образом, складывается система военнонародного управления.
По условиям КючукКайнарджийского договора с Турцией 1774 года Россия получила
правый берег Кубани и в её состав вошла Кабарда. В 1777 году был утверждён проект
соединении всех русских форпостов на Северном Кавказе от устья Дона до Терека в
укрепленную линию — АзовоМоздокскую. В 1783 г. Крымское ханство было упразднено,
а в 1784 году провозглашено присоединение Крыма к России. К 1785 году все кордонные
пограничные укрепления составили единую линию от Каспийского до Чёрного моря.
Весной 1785 года учреждено Кавказское наместничество во главе с Г.А.Потёмкиным (из
Кавказской и Астраханской областей), началась раздача земель дворянству по Моздокской линии (всего 623 тыс. десятин). В том же году была учреждена Кавказская губерния из
шести уездов с центром в Екатеринограде (ныне Екатериноградская ст. в Кабардино
Балкарии).
В 1792 году начинается переселение запорожских казаков на Кубань (первоначально 25
тысяч человек), где в 1794 году был основан город Екатеринодар.
Постепенно в первой половине 19го века был установлен контроль России над большей
частью Северного Кавказа. Одновременно усиливается приток переселенцев из
Центральной России. В 1834 году был основан Армавир, основываются немецкие колонии,
усиливается приток греков, болгар и др. Усиление контроля над территорией вызывает
протест среди местного населения, периодически вспыхивают восстания. Длительное
время длится вялотекущая Кавказская война. В заключительный этап война вступила в
1856—1857 годах, когда отряд генерала Н.И.Евдокимова выбил лидера сопротивления
Шамиля из Чечни и добился покорения всех «немирных» селений. В 1859 году Шамиль
сдался князю Барятинскому. После капитуляции имама отправили с семьей в ссылку в
Калугу.
В середине XIX века возникло мухаджирство — переселенческое движение значительной
части кавказских народов в Османскую империю, во многом вызванное военно
политическими методами присоединения региона к России. В 1860 году царские власти
переходят к систематическому заселению занимаемых земель казачьими станицами и
выселению горцев на плоскость. Специальная комиссия, созданная в 1862 году, выделяла
эмигрантам по 10 рублей серебром на семью, организовывала отправку адыгов в Турцию. В
1864 году было выселено около 6 тыс. шапсугов, более 21 тыс. убыхов, до 20 тыс. бжедугов
и абадзехов, около 400 семей карачаевцев, а в 1880е и в 1905—1906 гг. число мухаджиров
карачаевцев составило 1315 тыс. человек.
национальной автономности,
21 марта 1888 году был принят указ «Об учреждении управления Кубанской и Терской
областями и Черноморским округом», по которому у горских народов отменялись
элементы гражданского управления,
над ними
устанавливалось военноказачье управление (наказные атаманы и начальники областей).
Государственным языком становился русский, в том числе в школах. В 1891 году введена
паспортная система для горцев. В 1905 году на Северном Кавказе было 5 казачьих, 5
пехотных полков, конный полк, Осетинский конный дивизион, 9 резервных батальонов, 2
пластунских батальона, 4 артбригады, 6 артиллерийских рот, 8 сотен терской постоянной
милиции. В начале XX в. на Кубани более 90% населения составляли русские (включая
украинцев, которые вместе с русскими тогда рассматривались как одна этническая
группа), в том числе 56% — войсковое сословие, местное население насчитывало 5,4%
(адыгейцы, карачаевцы, черкесы, кабардинцы, абхазы и др.).
Советский период
В ноябре 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области
Центральным комитетом Союза объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана было
провозглашено государство Горская республика. Этим же решением ЦК Союза
объединённых горцев был преобразован в Горское правительство. Весной 1919 г. Дагестан
заняли войска генерала Деникина, после чего Горское правительство заявило о
самороспуске и эвакуировалось в Тифлис.
Историкокультурологический аспект определения территории Следует заметить, что термин Северный Кавказ имеет в равной степени как
географический, так и историкокультурнополитический смыслы, в котором немалую
роль играет и конфессиональный состав населения. Однако в историкокультурном смысле
термин Северный Кавказ распространяется и на Абхазию, которая в свою очередь
находится на южном склоне хребта. Здесь имеет место тот факт, что абхазы разговаривают
на одном из северокавказских языков, и культурно себя относят к черкесскому (северо
кавказскому) миру. Северный Кавказ — территория суннитского ислама и русского
православия, характеризующаяся большим количеством титульных народностей на
сравнительно небольшой территории. Закавказье — территория грузинского православия,
армянского православия (миафизитской доктрины) и азербайджанского шиизма,
территория официально мононациональных государств, увеличение численности
национальностей Ближнего Востока — курдов, айсоров и иных.
Приложение 2
1 Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных
пород на обрыве у берега реки.
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их
возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся
последовательность букв.
А) кварцит
Б) известняк
Пояснение.
При горизонтальном залегании пород самые древние породы залегаю внизу, самые мо
лодые — вверху.
2 Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных
пород
на обрыве у берега реки. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их воз
раста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последо
вательность букв.
А) жёлтый песок
Б) серый песок
В) суглинок
Пояснение.
При горизонтальном залегании пород самые древние породы залегаю внизу, самые мо
лодые — вверху.
Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.