Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Оценка 4.9

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
9 кл
24.02.2018
Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Предмет - География Класс – 9 УМК – Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил. Уровень образования – базовый Тема урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
урок 49.docx
Сомова Л. В. ­  учитель географии МБОУ «Русскокандызская СОШ», Северного района. Предмет ­ География Класс – 9 УМК  –   Е.М.   Домогацких,   Н.И.   Алексеевский,   Н.Н.   Клюев.   География:   Население   и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.– 5 е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 280 с.: ил. Уровень образования – базовый Тема урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал. Общее количество часов, отведённое на изучение темы – 2 Место урока в системе уроков по теме –1 урок по теме: «Юг Европейской части страны» Цель урока: формирование представления об истории формирования района, специфике его географического положения и особенностях природы.   Задачи урока: Образовательные:  выявление   черт   географического   положения   региона,   особенности районирования, состав Европейского Юга. Развивающие:  развитие познавательного интереса к изучению географии своей страны, развитие   мышления   и   творческих   способностей   учащихся,   развитие   умения самостоятельно   работать   с   картами,   учебником,   делать   выводы   на   основе   их   анализа. Воспитывающие:  воспитание   бережного   отношения   природе   нашей   страны,   осознание целостности географической среды, ответственного отношения к учебе. Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: ­ административный состав Европейского Юга; ­ историю освоения территории; ­ особенность природы Европейского Юга; Учащиеся должны уметь: ­ называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока; ­ определять факторы влияющие на развитие хозяйства в регионе; ­ самостоятельно работать с картами, учебниками, дополнительным материалом; Техническое   обеспечение   урока   (ссылки   на   интернет­ресурсы):  дополнительный материал, атласы 9 и 8 классов, интерактивная доска, проектор. учебник, https://ria.ru/spravka/20121111/910190392.html http://www.b17.ru/blog/37894/ http://infourok.ru/go.html?href=http%3A%2F%2Fwww.li4ki.ru%2F https://geo­oge.sdamgia.ru/test?id=215558 http://www.rgo.ru/ru/2010/12/priroda­rossii Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Иванищева   Н.А.   География   России:   население,   хозяйство   и   экономические   районы: учебное   пособие   для   магистров   и   учителей   географии.   Оренбург:   ООО   «Агентство «пресса», 2016.; С.В. Банников, С.В. Жукова. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.   Алексеевского,   Н.Н.   Клюева   «География»   для     9   класса   общеобразовательных организаций. Москва «Русское слово» ­ 2015 год.   Содержание урока I.Организованный момент. Приветствие. Проверка подготовки к уроку. II.Проверка домашнего задания. ­ Работа по вопросам в рубрике «Проверим знания», «А теперь более сложные вопросы»; ­ ­ Перечислить ареалы выращивания  основных культур региона. III.Изучение нового материала. Проблемный вопрос ­ Почему в состав региона включают как равнинные территории, так и горные? Решаем данную проблему. План  урока. 1. Административный состав Европейского Юга. 2. История хозяйственного освоения территории. 3. Достоинства и недостатки географического положения района. 4. Особенности природы территории региона. Дети слушают учителя и делают записи. Состав. Республики:  Адыгея,   Дагестан,   Ингушетия,   Кабардино   –   Балкарская,   Карачаево   – Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская. Края: Краснодарский, Ставропольский. Область: Ростовская. S = 355,1 тыс.км2 . Население   –   19,8   млн.   чел.,   плотность   –   55,7   чел/км2  ,   доля   городского   населения составляет 55%. ­   Используя   текст   учебника   на   стр.   272   ­274   А.И.   Алексеева,   В.В.   Николина   и дополнительный   материал   (приложение   1)   составить   по   этапам   историю   становления региона. ­ ЭГП Европейского Юга: 1. ЮГ Европейской части России. 2.   Положение   приморское,   на   востоке   омывается   Каспийским   морем   –   это   выход   к Казахстану, Туркмении, Ирану, Азербайджану. На западе – Чёрное море и Азовское. Моря внутренние но через проливы Босфор и Дарданеллы есть выход в Средиземное море. 3. Северный Кавказ имеет приграничное положение – граничит по Кавказским горам с Грузией и Азербайджаном. 4.   На   севере   соседями   являются   –   Украина,   Поволжье   и   Центрально   Чернозёмный экономические  районы России. 5. Транспортная сеть достаточно развита только на равнинной части Северного Кавказа, а в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережий проложены. Через главный хребет проходит Военно ­ Грузинская автодорога. ­ Оцените по картам атласа, тексту в учебнике природные условия Европейского Юга и сделайте вывод. Результаты оформите в виде таблицы. Рельеф Климат Воды Почвы Природные зоны IV. Физминутка. Музыкальный шлэшмоб  V.Рубрика «Готовимся к OГЭ». Географические явления и процессы в геосферах.  (задания проецируются на доску, приложение 2).   VI. Закрепление изученного материала. Работа с вопросами на стр. 208 с рубрикой «Проверим знания». V. Итог урока. Домашнее задание: п 38;  нанести на к.к. состав Европейского Юга, подготовить сообщение на тему: «Кавказские минеральные воды». VI.Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание. Приложение 1. XVI—XIX века В   XVI—XVII вв.   Северо­Восточный   Кавказ   стал   предметом   борьбы   между   Османской империей   и   Ираном.   Эпоха   иранских   завоеваний   в   Закавказье   и   на   Северо­Восточном Кавказе   связана   с   деятельностью   иранских   шахов   из   династии   Сефевидов.   Походы   на Северный   Кавказ   проходили   под   лозунгом   распространения   шиизма.   В   свою   очередь, турецкие султаны вели завоевания на Кавказе под предлогом обращения в ислам ещё не ставших мусульманами горцев Кабарды, Чечни и Северо­Западного Дагестана, а также борьбы   с   шиитской   «ересью».   Они   использовали   войска   крымских   ханов   из   династии Гиреев. Правители и «вольные общества» Северо­Восточного Кавказа вынуждены были лавировать   между   двумя   державами.   Кайтаг   традиционно   придерживался   проиранской ориентации. Чеченские и ингушские тейпы, аварский хан и кумыкские беки признавали над собой власть крымских Гиреев. Со 2­й половины XVI века на политической арене Северного Кавказа появилась ещё одна сила —   Московское   царство.   Южная   граница   России   стала   проходить   по   Северному Кавказу. В 1556 году хан Большой Ногайской орды Исмаил принял русское подданство вместе   с   большинством   ногайцев.   Ногайцы,   не   пожелавшие   оказаться   под   русским владычеством,   ушли   в   Приазовье   с   ханом   Казыем,   образовав   Малую   Ногайскую   орду (Казыев Улус присоединен к России в конце XVIII в.). В   правление   Ивана   IV   Грозного   многие   кабардинские   князья,   не   имея   возможности самостоятельно противостоять  натиску  Турции  и Крымского  ханства, владевших  тогда Северным   Кавказом   (кроме   Карачая,   Осетии,   Ингушетии,   Чечни   и   части   Дагестана) ориентировались   на   Москву.   В   ноябре   1552   года   с   просьбой   принять   их   в   русское подданство   в   Москву   прибыли   два   черкесских   князя.   В   августе   1555   году   приехала делегация во главе с князьями Сибоком, Ацымгуком и Тутарыком, от имени всех жителей земли  Черкесской просившая  о помощи  против турецких и  крымских  властителей и  о вступлении   в   русское   подданство.   В   подданство   России   таким   образом   вступили кабардинцы,   северо­западные   адыги,   абазины,   и   др.   Обещая   помощь   в   противостоянии крымской   агрессии,   Иван  Грозный,  однако,  отказался   вступать  в  конфликт  с   Турцией, сославшись на заключенный с ней мир. В 1567—1568 гг.  при  впадении  в Терек  реки  Сунжи  была  построена  русская  крепость Терки. В ней были поселены казаки, получившие с того времени название терских. В XVI— XVIII вв. казачье население на левобережье Сунжи и правобережье Терека росло. В 1580­х годах началось сооружение Терской укрепленной линии. В 1582 году 300 донских казаков под предводительством атамана Андрея перешли Терек и поселились в предгорьях Чечни на   реке   Акташи   («на   Гребнях»),   отчего   их   потомки   стали   называться   гребенскими казаками.   С   расширением   Российского   государства   на   Кавказ   власти   начали   всё   чаще использовать терское и гребенское казачьи войска как иррегулярное войско для охраны южных границ и в войнах с горцами. В   1614—1615 гг.   царю   Михаилу   Фёдоровичу   присягнули   западные   черкесы,   в   1643— 1645 гг. —   абазины.   В   1645 г.   царю   Алексею   Михайловичу   принесли   присягу   Малая   и Большая Кабарда. Кабардинские князья играли роль посредника в связях русских властей с другими народами региона. Алексей Михайлович, Иван Алексеевич и Петр Алексеевич назывались царями «кабардинской земли, черкасских и горских князей». С   середины   XVII   века   заметно   усилилась   турецкая   экспансия.   Однако   существенной помощи христианам Кавказа Москва оказать не могла. Российская политика на Северном Кавказе активизировалась лишь в начале XVIII века, когда в эпоху петровских реформ Османская   империя   была   осознана   как   важный   исторический   противник,   в   борьбе   с которым   стратегическая   значимость   Кавказа   становилась   очевидной.   В   это   время обозначилось и стремление упрочиться в Прикаспии (Персидский поход Петра I). В этот же   период,   30­40­е   годы   XVIII   века,   стало   усиливаться   военное   присутствие   и политическое влияние Ирана на Кавказе. Турция, потерпев в 1733 году поражение в войне с ним, временно отказалась от претензий на Дагестан. Персия в результате походов Надир­ шаха 1734—1742 годов вновь завоевала Закавказье и побережье Каспия. В этих условиях дагестанскими владетелями было направлено несколько посольств в Петербург, но они оказались безрезультатными. Русско­Турецкая   война   1735—1739   годов   потребовала   значительных   усилий,   но   итоги оказались   для   России   неблагоприятными.   По   Белградскому   договору   она   признавала султана   покровителем   Черкесии   и   нейтралитет   Кабарды.   Последнее   вызвало   усиление борьбы группировок адыгской знати, среди которой были и те, кто стремился к сближению с Крымом и Турцией, и те, кто придерживался российской ориентации. С другой стороны, в течение 40­50­х годов XVIII века крымцы и турки периодически производили набеги на Северо­Западный Кавказ, добиваясь вассалитета адыгов, впрочем, безуспешно. Набеги Османской империи и крымских татар усиливали политическую ориентацию края на Россию. В 1747 году русское правительство разрешило принимать в подданство осетин и ингушей,   а   в   1749—1752 гг.   Санкт­Петербург   посетило   осетинское   посольство.   В результате переговоров предгорья Центрального Кавказа, бассейн рек Ардон и Фиагдон признавались   русским   правительством   свободной   территорией.   В   1763   году   началось переселение горцев в урочище Моздок и строительство крепости Моздок, а в 1774 году по итогам переговоров астраханского губернатора П.Н.Кречетникова с 20 членами посольства состоялось присоединение Осетии. В 60­е гг. XVIII в. в Кабарде были построены военные укрепления от Кизляра, заложенного в 1736 году, до Моздока (1763 год), что положило начало возведению Кавказской линии и усилению военно­казачьей колонизации в верховьях Кумы, по Лабе, Урупу, Малке, Сунже. С 1769 году русская военная администрация учредила в Кабарде приставское управление. Кабардинские князья и дворяне все свои действия должны были согласовывать с ним. Таким образом, складывается система военно­народного управления. По условиям Кючук­Кайнарджийского договора с Турцией 1774 года Россия получила правый берег Кубани и в её состав вошла Кабарда. В 1777 году был утверждён проект соединении   всех   русских   форпостов   на   Северном   Кавказе   от   устья   Дона   до   Терека   в укрепленную линию — Азово­Моздокскую. В 1783 г. Крымское ханство было упразднено, а в 1784 году провозглашено присоединение Крыма к России. К 1785 году все кордонные пограничные   укрепления   составили   единую   линию   от   Каспийского   до   Чёрного   моря. Весной 1785 года учреждено Кавказское наместничество во главе с Г.А.Потёмкиным (из Кавказской и Астраханской областей), началась раздача земель дворянству по Моздокской линии (всего 623 тыс. десятин). В том же году была учреждена Кавказская губерния из шести   уездов   с   центром   в   Екатеринограде   (ныне   Екатериноградская   ст.   в   Кабардино­ Балкарии). В 1792 году начинается переселение запорожских казаков на Кубань (первоначально 25 тысяч человек), где в 1794 году был основан город Екатеринодар. Постепенно в первой половине 19­го века был установлен контроль России над большей частью   Северного   Кавказа.   Одновременно   усиливается   приток   переселенцев   из Центральной России. В 1834 году был основан Армавир, основываются немецкие колонии, усиливается приток греков, болгар и др. Усиление контроля над территорией вызывает протест   среди   местного   населения,   периодически   вспыхивают   восстания.   Длительное время длится вялотекущая Кавказская война. В заключительный этап война вступила в 1856—1857  годах,  когда   отряд  генерала   Н.И.Евдокимова   выбил  лидера   сопротивления Шамиля из Чечни и добился покорения всех «немирных» селений. В 1859 году Шамиль сдался князю Барятинскому. После капитуляции имама отправили с семьей в ссылку в Калугу. В середине XIX века возникло мухаджирство — переселенческое движение значительной части   кавказских   народов   в   Османскую   империю,   во   многом   вызванное   военно­ политическими методами присоединения региона к России. В 1860 году царские власти переходят   к   систематическому   заселению   занимаемых   земель   казачьими   станицами   и выселению горцев на плоскость. Специальная комиссия, созданная в 1862 году, выделяла эмигрантам по 10 рублей серебром на семью, организовывала отправку адыгов в Турцию. В 1864 году было выселено около 6 тыс. шапсугов, более 21 тыс. убыхов, до 20 тыс. бжедугов и абадзехов, около 400 семей карачаевцев, а в 1880­е и в 1905—1906 гг. число мухаджиров­ карачаевцев составило 13­15 тыс. человек.   национальной   автономности, 21 марта 1888 году был принят указ «Об учреждении управления Кубанской и Терской областями   и   Черноморским   округом»,   по   которому   у   горских   народов   отменялись элементы   гражданского   управления,   над   ними устанавливалось  военно­казачье  управление  (наказные  атаманы  и начальники  областей). Государственным языком становился русский, в том числе в школах. В 1891 году введена паспортная система для горцев. В 1905 году на Северном Кавказе было 5 казачьих, 5 пехотных полков, конный полк, Осетинский конный дивизион, 9 резервных батальонов, 2 пластунских батальона, 4 артбригады, 6 артиллерийских рот, 8 сотен терской постоянной милиции. В начале XX в. на Кубани более 90% населения составляли русские (включая украинцев,   которые   вместе   с   русскими   тогда   рассматривались   как   одна   этническая группа), в том числе 56% — войсковое сословие, местное население насчитывало 5,4% (адыгейцы, карачаевцы, черкесы, кабардинцы, абхазы и др.). Советский период В   ноябре   1917   года   на   территории   Дагестана   и   горских   округов   Терской   области Центральным комитетом Союза объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана было провозглашено   государство   Горская   республика.   Этим   же   решением   ЦК   Союза объединённых горцев был преобразован в Горское правительство. Весной 1919 г. Дагестан заняли   войска   генерала   Деникина,   после   чего   Горское   правительство   заявило   о самороспуске и эвакуировалось в Тифлис. Историко­культурологический аспект определения территории Следует   заметить,   что   термин Северный   Кавказ имеет   в   равной   степени   как географический,   так   и   историко­культурно­политический   смыслы,   в   котором   немалую роль играет и конфессиональный состав населения. Однако в историко­культурном смысле термин   Северный   Кавказ   распространяется   и   на   Абхазию,   которая   в   свою   очередь находится на южном склоне хребта. Здесь имеет место тот факт, что абхазы разговаривают на одном из северо­кавказских языков, и культурно себя относят к черкесскому (северо­ кавказскому)   миру.   Северный   Кавказ —   территория   суннитского   ислама   и   русского православия,   характеризующаяся   большим   количеством   титульных   народностей   на сравнительно небольшой территории. Закавказье — территория грузинского православия, армянского   православия   (миафизитской   доктрины)   и   азербайджанского   шиизма, территория   официально   мононациональных   государств,   увеличение   численности национальностей Ближнего Востока — курдов, айсоров и иных.   Приложение 2 1 Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их  возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.   А) кварцит Б) известняк Пояснение. При горизонтальном залегании пород самые древние породы залегаю внизу, самые мо­ лодые — вверху. 2 Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород  на обрыве у берега реки. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их воз­ раста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последо­ вательность букв.   А) жёлтый песок Б) серый песок В) суглинок Пояснение. При горизонтальном залегании пород самые древние породы залегаю внизу, самые мо­ лодые — вверху.

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.

Конспект  урока: Юг Европейской части страны. Географическое положение и природный потенциал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2018