Тема урока: «Задачи на увеличение числа в несколько раз»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Оборудование урока для учителя:
Оборудование урока для учащихся:
1.М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Учебник «Математика» для 3 класса, М.,2013 г;
2. рабочая тетрадь;
3. раздаточный и счетный материал.
- индивидуальные карточки с числами (результаты таблицы умножения на 2, 3,
4);
- образец письма цифры 4;
- карточки с названием действий и их компонентов;
- счётный материал (квадраты, круги, треугольники);
- карточки для краткой записи задачи (цена, количество, стоимость).
Ход урока:
I Организационный момент
1. Настрой на урок
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Послушайте внимательно четверостишие и скажите: «О каком времени года идет
речь?».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. /Бунин Иван «Листопад»/
-(об осени)
- О каких осенних признаках говориться в стихотворении?
(О разноцветных осенних листьях)
- Сегодня я вам хочу предложить украсить осеннее дерево листочками, ведь совсем
скоро листьев на деревьях не останется, а наше дерево будет вечно- красивым.
Согласны украсить дерево? Чем больше решим заданий, тем больше листьев наберем.
II Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа. Закрепление знаний таблицы умножения.
Это задание принесла веточка…(какого дерева), верно – рябины. (Ученики должны отгадать загадку)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябина)
(Ученики получают карточки с заданием)
Множитель |
7 |
4 |
3 |
4 |
Множитель |
|
6 |
|
|
Произведение |
21 |
|
18 |
16 |
Множитель |
3 |
|
4 |
7 |
Множитель |
|
4 |
5 |
|
Произведение |
12 |
36 |
|
21 |
Множитель |
2 |
|
4 |
3 |
Множитель |
|
3 |
4 |
8 |
Произведение |
16 |
12 |
|
|
2. Фронтальный опрос таблицы умножения и деления на 3, 4 по карточкам.
3. Групповая работа (дети работают у доски)
Соотнесите названия компонентов с действием (на доске карточки):
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
(Справившись с заданием, ребята приклеивают на «дерево» листик рябины)
4. Работа с задачами
Это задание принесла веточка…(какого дерева), верно – дуба. (Ученики должны отгадать загадку)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
(Учитель читает задачу. Учащиеся поднимают карточку со знаком действия, которым она решается, и называют ответ)
Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили её на дерево и стали наблюдать за птицами. ( И я вам советую уже сейчас начинать мастерить кормушки для птиц)
· Клевать сало прилетели синички. Они заняли 3 веточки, сев по 4 синички на каждую веточку. Сколько синичек прилетело? (. ,12)
· Полакомиться рябиновыми ягодами решили 12 снегирей. Они сели на 2 кормушки поровну. Сколько снегирей сидело на каждой кормушке? (: , 6)
· У воробья 2 крыла. Сколько крыльев у 7 воробьёв? (. , 14)
5.Минутка чистописания
(Анализ образца цифры. Письмо цифры 4 по инструкции учителя):
- Напишите цифру 4 три раза, ещё два раза. Сколько цифр написали? (5)
- Напишите на две цифры меньше. Сколько напишете цифр? (3) Сколько всего
написали цифр? (8)
- Сколько цифр надо дописать, чтобы их стало 10? (2)
- Допишите строчку до конца.
6. Математический диктант
- Запишите только ответы:
(При проверке последнего задания возникает проблемная ситуация, мотивирующая вывод правила увеличения числа в несколько раз). Я думаю, что сегодня на уроке вы сами постараетесь найти ответ на последний вопрос.
III Самоопределение к деятельности
Работа в группах:
(Учитель спрашивает название геометрических фигур, находящихся у учащихся)
1-я группа работает с кругами
2-я группа с квадратами
3-я группа с квадратами
- положите на парту 2 синие фигуры.
-под ними положите 2 красные фигуры. Что можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Их поровну)
-Положите ещё 2 красных фигуры. Что теперь можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Синих фигур на 2 меньше, чем красных, а красных на 2 больше, чем синих)
- Положите ещё 2 красных фигуры. Что теперь можно сказать о количестве синих и красных фигур? (Синих фигур на 4 меньше, чем красных, а красных на 4 больше, чем синих)
- Положите ещё 2 красных фигуры. Сколько раз по 2 красных фигуры мы брали? (4 раза)
-Можно сказать, что красных фигур в 4 раза больше, чем синих? А что можно сказать о синих фигурах? ( Их в 4 раза меньше, чем синих)
- Кто понял, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Решать задачи на увеличение числа в несколько раз)
IV Работа по теме урока
1-Ребята, а кто догадался, каким действием решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?
2 ? 4 ═ 8 |
2- Показ таблицы
Увеличить в ….. раз
|
3.Физминутка
4.Просмотр видеофильма по теме «Решение задач на увеличение числа в несколько раз»
5.Работа по учебнику
Прочитайте запись рядом с красной чертой на с. 36. Каким действием находят число, которое в несколько раз больше данного? (Умножением)
№ 1 (с. 36)
- Прочитайте задачу. Сколько зелёных мячей купили? Нарисуйте их.
- Сколько красных мячей купили? Что значит «в 3 раза больше»? (Число 5 повторяется 3 раза)
-Нарисуйте красные мячи.
O O O O O
O O O O O O O O O O O O O O O
- Запишите решение задачи. (5 ∙ 3 = 15 (м).)
V Закрепление изученного материала
Это задание принесла веточка…(какого дерева), верно – берёзы. (Ученики должны отгадать загадку)
Она такая тонкая и нежная
Надела платье белоснежное
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречает осени приход (Береза)
- Сделайте рисунок и решите задачу самостоятельно.
Ластик стоит 2 рубля., а тетрадь в 4 раза дороже. Сколько стоит тетрадь?
(Проверка по образцу. Самооценка)
O O
O O O O O O O O
Решение: 2· 4 = 8 (руб)
Ответ: 8 рублей.
Дополнительное задание
№ 2 (с. 36)
Цена |
Количество |
Стоимость |
3 руб. |
9 т. |
? руб. |
3 руб. |
? т. |
27руб. |
? руб. |
9 т. |
27руб. |
№ 5 (с. 36) ( решение примеров самостоятельно)
VI Рефлексия
VII Подведение итогов урока
- С каким видом задач познакомились сегодня на уроке?
-Что значит в …раз больше?
-Как же увеличить 4 в 8 раз ? ( 4·8 = 32)
- Для чего необходимо уметь решать задачи? Где это может пригодиться?
-Удалось ли вам украсить наше «Чудо-дерево» своим трудом? Где мы сможем его использовать? (Для оформления сцены к празднику, выставки осенних поделок и т. д.)
Домашнее задание
Рабочая тетрадь с. 9.
Дополнительный материал к уроку (если останется время на уроке, учащиеся могут выступить с сообщениями)
Высокое содержание в плодах рябины калия и магния – гарантия хорошего самочувствия для сердечников и гипертоников, поскольку два этих элемента очень способствуют нормализации тонуса сосудов и сердечной мышцы. Чай из рябины – замечательный диуретик, снимающий отеки: для того чтобы избавиться от лишней нагрузки на сердце и сосуды, достаточно выпивать 1-2 чашки заваренных кипятком нескольких ягод каждый день.
Рябина обладает и общеукрепляющим действием: ее очень полезно съедать как варенье или желе истощенным тяжелым трудом или болезнями людям – она улучшает состояние иммунитета, способствует кроветворению и восстановлению сил. В старину рябиной лечили маленьких детей, страдавших рахитом: малыши буквально на глазах крепли и быстро становились на ноги.
Для того чтобы препятствовать образованию желчных камней, также нужно съедать по нескольку ягод или выпивать отвар из рябины: они имеют выраженное желчегонное действие, благотворно влияющее на тонус желчных протоков и пузыря.
БЕРЕЗА.
Испокон веков считалось, что береза обладает защитной силой. Ее ветви помещали над порогом или на крыше дома для привлечения удачи и предохранения от дурного глаза. Береза с распустившимися листьями повсеместно ассоциируется с началом лета и такими праздниками, как Троица и Иванов день, с их обычаями «завивания» березовых ветвей. Девушка, на Троицу первой севшая в тени завитой березы, первая из подруг выйдет замуж еще в текущем году. Если под березу вылить воду, оставшуюся после купания больного ребенка (или просто снести к ней дитя, особенно девочку), то болезнь перейдет к дереву. Надо только не забыть сказать заговор от грудной жабы вроде этого: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило». Обращаясь к березе с просьбой об исцелении, скручивают над больным ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отпустит человека. По некоторым поверьям, береза связана с нечистой силой и иногда считается зловещим деревом. Так, говорят, будто она, посаженная близко к дому, вызывает женские болезни у его обитательниц Наросты на стволах этих деревьев образуются от женских проклятий. Также березы называют деревьями духов. В них вселяются духи умерших девушек, которые выходят по ночам и забирают с собой случайных прохожих. Под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной смертью, и вместо сока в ней струится кровь. Погибшая девушка превращается в березу.
ДУБ.
По количеству желудей на ветвях дуба предсказывают урожайность: много желудей на дубу — жди богатого урожая овощей, и наоборот, мало желудей — беден будет урожай. Дуб — одно из самых почитаемых среди разных народов дерево. В священных дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Там, прислушиваясь к шелесту листьев и шуму деревьев, они делали предсказания. Возле такого священного дерева становился неприкосновенным любой преступник. Женщины, развешивая на ветвях бусы из желудей, просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей». В некоторых местностях по сей день существует обычай: молодые после венчания, выйдя из церкви, идут к самому старому дубу и три раза объезжают вокруг него. Считается, что эта церемония способствует укреплению брака. На Полесье дубы боялись рубить, считая их «божьими душами». По украинским поверьям, дубы не подпускают к себе темные силы, поэтому крестьяне не боялись под ними отдыхать. Дуб издавна слывет символом власти и стабильности. Считается, что вещи из дуба укрепляют положение в обществе их обладателя, способствуют росту его авторитета. Украшения из дубовой древесины придают весомости словам носящей их женщины. Подобранные на счастье желуди помогают профессиональному росту, оберегают от финансовых кризисов. Однако следует помнить, что дуб несовместим с елью. Даже дубовые и еловые доски в одном доме оказывают негативное воздействие на моральную атмосферу в семье. ЕЛЬ. В некоторых странах считалось, что ель обладает способностью приносить удачу охотникам и рыболовам, а еловая шишка, зарытая во дворе дома, убережет охотника от несчастного случая на охоте, нападения дикого зверя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.