Проводится работа над развитием речи учащихся. Закрепление и повторение проводится по упражнениям и заданиям из учебника. К каждому заданию подобран комментарий и творческие задания для закрепления. Намечается работа по формированию умения делать полный синтаксический разбор предложений. Урок по желанию легко редактируется и корректируется.конспект урока русского языка
УРОК. ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО ПО ТЕМЕ
«ЛЕКСИКА»
КЛАСС: 5
Цель: повторить пройденное по разделу.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Словарный диктант (упр. 362).
С любым понравившимся словом придумать предложение, записать,
провести синтаксический разбор.
III. Ответить на вопрос 1, с. 149.
IV. Поговорим … об антонимах.
1. Вопрос 6, с. 149.
2. Что вы можете сказать о поэте на основании этих данных?
Есть художественные произведения, в названиях которых – антонимы: пьеса
драматурга А. Островского «Волки и овцы»; роман Л. Н. Толстого «Война и
мир»; рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий»; роман К. Симонова «Живые и
мертвые».
3. Упражнение 364.
… о синонимах
1. Творческий диктант.
1) Подберите к глаголам разговорной речи синонимы литературного языка.
Болтать, глазеть, скинуть (пальто), сообразить, стибрить, тащиться.
С л о в а д л я с п р а в о к: говорить, догадаться, идти медленно,
смотреть, снять, украсть.
2) К данным глаголам подберите синонимыглаголы книжной речи.
Приезжать, происходить, просить, советовать, терять, уходить.
С л о в а д л я с п р а в о к: прибывать, рекомендовать, совершаться,
утрачивать, удаляться, ходатайствовать.
2. Объясните, в чем различие между словами рыбак и рыболов?
– Я займусь чемнибудь поэтичным.
– Вот это чудесно! Чем, например?
– Стану рыболовом.
– Так это же времяпрепровождение, а не занятие.
– Нет, почему же … Можно и зарабатывать рыбной ловлей.
– Тогда вы будете рыбаком, а не рыболовом.– Рыбак хорошо. Рыболов поэтичнее.
К. Федин
3. Вопросы 3, 5, 7, с. 149.
… о многозначных словах.
1. Прочитайте, объясните значение слова вёдро.
И ветер отвечал мне: будет вёдро;
Деревья подтверждали: будет вёдро;
И только гдето на болоте цапля
Кричала: будет непременно дождь.
2. Назовите значения многозначных слов; составьте с каждым словом по два
Н. Рыленков
словосочетания с разным значением.
Язык, слово, бежать, знак, белый.
3. Вопрос 2, с. 149.
… об омонимах.
1. Сравните предложения. Одно ли и то же значение у одинаково звучащих и
одинаково написанных слов?
1) Гляжу я на тебя, дедушка, и думаю: вездето ты был, весьто свет
исходил. (Ф. Гладков.) Шорох исходил из кустов. (М. Шолохов.)
2) Всю комнату заставил мебелью. Накрапывающий дождь заставил меня
вернуться в палатку.
2. Вопрос 4, с. 149.
Домашнее задание: упражнение 366.