Конспект урока "Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого" 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературы в 11 классе на тему: «Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого» Тема «Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого» Цели: Образовательная: сформировать у учащихся представление о жизни и творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, обобщения и выделения главного в материале урока посредством составления плана-конспекта; совершенствование навыков анализа лирического произведения. Воспитательная: использовать силу воздействия авторской песни на формирование духовно-развитой личности обучающихся, воспитание патриотизма, чувства подлинного гуманизма, нетерпимости ко всему, что препятствуетКонспект урока "Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого" 11 класс
Иконка файла материала конспект.docx
литературы в 11 классе на тему: Урок «Жизненные ценности поэта и  человека Владимира Высоцкого» Тема «Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого» Цели: Образовательная: сформировать у учащихся представление о жизни и творчестве В. Высоцкого,  выявить черты его индивидуальности. Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, обобщения и выделения главного в материале  урока посредством составления плана­конспекта; совершенствование навыков анализа лирического  произведения. Воспитательная: использовать силу воздействия авторской песни на формирование духовно­развитой  личности обучающихся, воспитание патриотизма, чувства подлинного гуманизма, нетерпимости ко  всему, что препятствует Оборудование: Портрет и фотографии В. Высоцкого Мультимедийный проектор, ноутбук, экран Выставка книг Выставка газет, буклетов Презентация Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей,  просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа, анализ  стихотворения «Я не люблю»     Эпиграфы: То, чего я не люблю! В.С. Высоцкий …поэты ходят босиком по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души… Предварительное домашнее задание: Ход урока 1. 2. 3. Первая группа готовит сообщения о жизни и личности В.Высоцкого. Учит стихи, посвящённые  военной тематике. Вторая группа готовит сообщения о любовной лирике поэта и о роли женщин в судьбе поэта.  Учат стихотворения о любви. Третья группа готовит сообщения о работе В. Высоцкого в театре и кино. Слайд 1 1.Слово учителя. Сегодня на уроке мы должны мысленно побывать во времени и пространстве, в котором жил и творил  великий бард, актёр, поэт и прекрасный человек Владимир Семёнович Высоцкий. Наша задача ­  познакомиться с фактами биографии В. Высоцкого и выяснить, каковы его жизненные ценности. В.С. Высоцкий – личность очень сильная, яркая, талантливая. О его жизни и творчестве много пишут,  спорят, высказывают самые разные мнения. С мнениями некоторых выдающихся людей мы  познакомимся. 2. Чтение высказываний о Высоцком (раздаточный материал) 1) Когда люди слушают песни Высоцкого, то они вспоминают, что они – люди. 2) Высоцкий – подлинный, настоящий поэт. 3) По творческому напору Высоцкий был редким и уникальным явлением. Писатель Виктор Шкловский Поэт В. Рутминский 4) Неповторимость Владимира Высоцкого, соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит  прежде всего в его авторской самобытности как поэта. Режиссёр Александр Митта Бард Александр Городницкий 5) Меня поражали и голос, и эмоциональная напряжённость, и манера исполнения: чувствовалась  талантливая рука. Бард Михаил Анчаров 6) Он пел, о чём молчали мы, себя сжигая пел, Свою большую совесть в мир обрушив, По лезвию ножа ходил, вопил, кричал, хрипел, И резал в кровь свою и нашу души. Поэт Э. Лурье 7) В первую очередь Высоцкий относится к литературе. Значение его стихов и песен непреходяще. Они  будут актуальны всегда. Его стихи – огромная ценность. В чём едины те, кто высказал своё мнение о Высоцком? Кинодраматург Эдуард ВолодарскийОн был талантливым человеком, подлинным настоящим поэтом, у которого были свои убеждения, свои  жизненные ценности. Как мы можем заменить выражение «жизненные ценности» ­ кредо ( убеждения, мировозрение) Выпишите высказывание в тетрадь .Это и будет нашей темой урока. 3. Знакомство с фактами биографии. ( В ходе работы обучающиеся составляют хронологическую таблицу) Владимир Высоцкий родился 25  января 1938 года в Москве на 1­й Мещанской улице. Слайды Детство В.Высоцкого совпало с периодом Великой Отечественной войны. В 1941 – 1943 годах –  Владимир Высоцкий и Нина Максимовна находились в эвакуации, в Оренбургской области, затем  вернулись в Москву. В детстве Володя Высоцкий был самым обыкновенным ребёнком, очень любил  общаться с другими детьми, играть во дворе. Слайды С 1946 года Владимир жил в семье отца и его новой жены Евгении Степановны, которая очень  хорошо  относилась к юному Высоцкому. В 1947 – 1949 годах отец служит в Германии, куда увозит и  семью. Слайд Время было послевоенное и Володю больше интересовали мальчишки во дворе да неразорвавшиеся  снаряды, которых было полно в округе. Однажды он пришел домой с опаленными волосами и бровями:  оказалось, что рванули с ребятами гранату. Родители были очень обеспокоены произошедшим. Чтобы  отвлечь мальчика от таких опасных игр, пришлось пойти на хитрость и Евгения Степановна, как  ученица, вместе с Володей села за пианино. Началось соревнование: кто лучше выучит урок. Таким  образом, Евгения Степановна стала первым человеком, который приобщил  маленького Володю к  музыке. Дела пошли лучше, но все же юным Высоцким всё ещё владела война. Шел 1947 год. Володя  дружил с немецкими ребятами, он очень жалел этих мальчишек, оставшихся без отцов, и одному из них  щедро подарил свой новый велосипед: "Папка, не сердись, ведь ты у меня живой, а ему подарить  велосипед некому". А потом пристал к родителям, чтобы сшили ему военный костюм, настоящий, такой же, как у отца 4.Юность В.Высоцкого. Годы учёбы (сообщение учащегося) Ещё в юности Высоцкий мечтал стать артистом. С 1953 года он посещал драмкружок в Доме учителя,  руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский  инженерно­строительный институт им. В.Куйбышева. Но после первого семестра уходит из института.  Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом  Высоцкого — Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным  манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Игорь Кохановский вспоминал: «Мы засели у Володи на кухне, чтобы сделать чертежи и сдать их 2 января, к 2 часам закончили чертить  и решили выпить по чашечке кофе, я посмотрел на то, что вычертил мой друг. Идиома «как курица  лапой», казалось, нашла ещё одну графическую интерпретацию в исполнении Володи. Он засмеялся, но  как­то грустно, словно впервые увидел своё творение со стороны. Потом вылил остатки кофе на  чертёж.  ­ Ты что, спятил? ­ Я больше в институт не пойду. Мне там неинтересно. Буду готовиться в театральный. А это — не  моё…»   В 1956 году Владимир Высоцкий поступил в Школу­студию МХАТ им. В. И. Немировича­Данченко на актерское отделение. 1959 год ознаменован первой актерской работой Владимира Высоцкого – это роль  Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" А. М. Достоевского на сцене Московского дома  учителя. В том же году была сыграна первая роль в кино в фильме «Сверстницы» Слайды В 1960 окончил школу­студию МХАТ, работал в Московском драматическом театре имени А. С.  Пушкина и в Театре миниатюр. Слайд 18 В 1964­1980 Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и  комедии на Таганке. Слайд 19 В 1960­1961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу друзей. Так появилась в  жизни Высоцкого бардовская песня. С 1965г. он начал исполнять свои песни со сцены. Слайд 5. Творческая деятельность В. Высоцкого (сообщение учащегося) В конце 1964­го В.Высоцкий поступил в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работал до1980 года. Самой значительной работой Владимира Высоцкого в театре осталась его заглавная роль в  шекспировском “Гамлете” , которая была им сыграна 317 раз; спектакль был удостоен театральных  премий в Югославии, Франции, Польше. Песни В.Высоцкого звучали во многих спектаклях театра на Таганке. В 1965 году Владимир Высоцкий  начал петь свои песни со сцены. 18 января 1967 года в ленинградском клубе “Восток” состоялось его  первое официальное выступление. С этого года его все чаще стали приглашать на концерты с песнями в  институты, на заводы, в клубы. Взлет его популярности приходится на выход фильма “Вертикаль” с его  песнями летом 1967 года. Как актер, Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и  телевизионных кинофильмов. Известны его работы в кинофильмах “Хозяин тайги” (1968), “Четвертый”  (1972), “Плохой хороший человек” (1973), “Сказ про то, как царь Петр арапа женил” (1976). Особую  популярность Высоцкому­киноактеру принесла роль Жеглова в фильме “Место встречи изменить  нельзя”, 1979г. Слайд 6. Анализ стихотворения «Я не люблю». Словарная работа. (по группам) Тема, проблема, авторская позиция.   У каждого большого поэта есть стихотворение, в котором выражена его жизненная позиция поэта и  человека. У Высоцкого это стихотворение «Я не люблю», которое стало впоследствии песней и к  которому он относился особо. Во время одного из интервью у него спросили: «Каково ваше кредо?» В  ответ он сказал, что исполнит песню «Я не люблю». Сделал первые аккорды и остановился. «Я встану, ­  сказал он. – Такие песни поют стоя». И зазвучал страстный откровенный монолог, который был сравним  с криком души. Это, наверное, и был самый полный ответ на заданный вопрос об убеждениях. Послушаем эту песню. Подумайте над вопросами: Каким вам представляется лирический герой? Что не принимает герой в жизни, в нравственном облике человека? Слайд Звучит песня «Я не люблю». Что презирал и не принимал Высоцкий? Каким человеком представляется сам поэт? Не любил ложь, несправедливость, насилие, трусость, не мог мириться с тем, когда обижали слабых и  невинных, не любил, когда люди проявляли излишнее любопытство к его личной жизни, сплетничали по  этому поводу и выдвигали свои версии. В. Высоцкий старался жить по законам совести, стремился быть человеком честным, порядочным,  отзывчивым, с чувством собственного достоинства и сильным характером. Сегодня мы понаблюдаем, в каких условиях формировалась сильная личность Высоцкого. Обратимся к  фактам его биографии. Работа с раздаточным материалом (анализ стихотворения «Я не люблю») Работа в группах и в  парах. Однажды в Америке Высоцкий встречается с И. Бродским. Они очень долго беседуют, обедают в каком­то кафе, и Бродский приглашает Высоцкого к себе в гости. И когда встреча закончилась, Бродский подарил ему книгу, подписав посвящение, как поэт поэту. Впервые признанный поэт увидел в Высоцком, равного себе. Владимир Семёнович был очень горд, как священную реликвию показывал всем книгу. Его собственные сборники «Нерв» и «Прерванный полёт» вышли только после смерти. Чтение стихотворения Никиты Высоцкого «На смерть В.Высоцкого» Никита Высоцкий Пророков нет в отечестве моем, А вот теперь ушла и совесть. Он больше не споет нам ни о чем, И можно жить, совсем не беспокоясь. Лишь он умел сказать, и спеть умел, Что наших душ в ответ дрожали струны. Аккорд его срывался и звенел,Чтоб нас заставить мучаться и думать. Он не допел, не досказал всего, Что было пульсом и в душе звучало, И сердце разорвалось от того, Что слишком долго отдыха не знало. Он больше на эстраду не взойдет Так просто, вместе с тем и так достойно. Он умер! Да! И все же он поет, И песни не дадут нам жить спокойно. июль­­август 1980 г. Москва ­ С каким багажом каждый из нас идет по жизни... Наверное, это одна из главных тем его творчества. В  последней записке Высоцкий написал «Что же будет с Россией? Кто мне ответит?» Вам есть, о чём подумать. Вас ждёт истинно талантливая поэзия Высоцкого. Успехов и удачи вам.  Спасибо. 7. Рефлексия Дать письменный ответ. Урок понравился? Что я узнал о Высоцком? 8. Домашнее задание: Почитать сборник стихов В.С. Высоцкого, выбрать наиболее понравившиеся,  подготовить для выразительного чтения. Составить свое жизненное кредо или стихотворение « Я не  люблю…» Литература: 1. 2. 3. 4. Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. – М.: “Деком”, 2004 Высоцкий В. Я не люблю. – М.: “Эксмо­пресс”, 1998 г. Демидова А. Владимир Высоцкий, каким я знаю и люблю. – М., 1989 г. Евтушенко Е. Медленная любовь. – М.: “Эксмо­пресс”, 1997 г. Окуджава Б. Стихотворения. – М.: “Эксмо”, 2006 г

Посмотрите также