Урок
литературы в 11 классе на тему:
«Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого»
Тема «Жизненные ценности поэта и человека
Владимира Высоцкого»
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о жизни и творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуальности.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, обобщения и выделения главного в материале урока посредством составления плана-конспекта; совершенствование навыков анализа лирического произведения.
Воспитательная: использовать силу воздействия авторской песни на формирование духовно-развитой личности обучающихся, воспитание патриотизма, чувства подлинного гуманизма, нетерпимости ко всему, что препятствуетКонспект урока "Жизненные ценности поэта и человека Владимира Высоцкого" 11 класс
литературы в 11 классе на тему:
Урок
«Жизненные ценности поэта и
человека Владимира Высоцкого»
Тема «Жизненные ценности поэта и человека
Владимира Высоцкого»
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся представление о жизни и творчестве В. Высоцкого,
выявить черты его индивидуальности.
Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, обобщения и выделения главного в материале
урока посредством составления планаконспекта; совершенствование навыков анализа лирического
произведения.
Воспитательная: использовать силу воздействия авторской песни на формирование духовноразвитой
личности обучающихся, воспитание патриотизма, чувства подлинного гуманизма, нетерпимости ко
всему, что препятствует
Оборудование:
Портрет и фотографии В. Высоцкого
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран
Выставка книг
Выставка газет, буклетов
Презентация
Методические приёмы: рассказ учителя; сообщения учащихся; прослушивание аудиозаписей,
просмотр видеофрагментов, клипов и компьютерных презентаций; аналитическая беседа, анализ
стихотворения «Я не люблю»
Эпиграфы:
То, чего я не люблю!
В.С. Высоцкий
…поэты ходят босиком по лезвию ножа
и режут в кровь свои босые души…
Предварительное домашнее задание:
Ход урока
1.
2.
3.
Первая группа готовит сообщения о жизни и личности В.Высоцкого. Учит стихи, посвящённые
военной тематике.
Вторая группа готовит сообщения о любовной лирике поэта и о роли женщин в судьбе поэта.
Учат стихотворения о любви.
Третья группа готовит сообщения о работе В. Высоцкого в театре и кино.
Слайд 1
1.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы должны мысленно побывать во времени и пространстве, в котором жил и творил
великий бард, актёр, поэт и прекрасный человек Владимир Семёнович Высоцкий. Наша задача
познакомиться с фактами биографии В. Высоцкого и выяснить, каковы его жизненные ценности.
В.С. Высоцкий – личность очень сильная, яркая, талантливая. О его жизни и творчестве много пишут,
спорят, высказывают самые разные мнения. С мнениями некоторых выдающихся людей мы
познакомимся.
2. Чтение высказываний о Высоцком (раздаточный материал)
1) Когда люди слушают песни Высоцкого, то они вспоминают, что они – люди.
2) Высоцкий – подлинный, настоящий поэт.
3) По творческому напору Высоцкий был редким и уникальным явлением.
Писатель Виктор Шкловский
Поэт В. Рутминский
4) Неповторимость Владимира Высоцкого, соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит
прежде всего в его авторской самобытности как поэта.
Режиссёр Александр Митта
Бард Александр Городницкий
5) Меня поражали и голос, и эмоциональная напряжённость, и манера исполнения: чувствовалась
талантливая рука.
Бард Михаил Анчаров
6) Он пел, о чём молчали мы, себя сжигая пел,
Свою большую совесть в мир обрушив,
По лезвию ножа ходил, вопил, кричал, хрипел,
И резал в кровь свою и нашу души.
Поэт Э. Лурье
7) В первую очередь Высоцкий относится к литературе. Значение его стихов и песен непреходяще. Они
будут актуальны всегда. Его стихи – огромная ценность.
В чём едины те, кто высказал своё мнение о Высоцком?
Кинодраматург Эдуард ВолодарскийОн был талантливым человеком, подлинным настоящим поэтом, у которого были свои убеждения, свои
жизненные ценности.
Как мы можем заменить выражение «жизненные ценности» кредо ( убеждения, мировозрение)
Выпишите высказывание в тетрадь .Это и будет нашей темой урока.
3. Знакомство с фактами биографии.
( В ходе работы обучающиеся составляют хронологическую таблицу)
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве на 1й Мещанской улице. Слайды
Детство В.Высоцкого совпало с периодом Великой Отечественной войны. В 1941 – 1943 годах –
Владимир Высоцкий и Нина Максимовна находились в эвакуации, в Оренбургской области, затем
вернулись в Москву. В детстве Володя Высоцкий был самым обыкновенным ребёнком, очень любил
общаться с другими детьми, играть во дворе. Слайды
С 1946 года Владимир жил в семье отца и его новой жены Евгении Степановны, которая очень хорошо
относилась к юному Высоцкому. В 1947 – 1949 годах отец служит в Германии, куда увозит и
семью. Слайд
Время было послевоенное и Володю больше интересовали мальчишки во дворе да неразорвавшиеся
снаряды, которых было полно в округе. Однажды он пришел домой с опаленными волосами и бровями:
оказалось, что рванули с ребятами гранату. Родители были очень обеспокоены произошедшим. Чтобы
отвлечь мальчика от таких опасных игр, пришлось пойти на хитрость и Евгения Степановна, как
ученица, вместе с Володей села за пианино. Началось соревнование: кто лучше выучит урок. Таким
образом, Евгения Степановна стала первым человеком, который приобщил маленького Володю к
музыке. Дела пошли лучше, но все же юным Высоцким всё ещё владела война. Шел 1947 год. Володя
дружил с немецкими ребятами, он очень жалел этих мальчишек, оставшихся без отцов, и одному из них
щедро подарил свой новый велосипед: "Папка, не сердись, ведь ты у меня живой, а ему подарить
велосипед некому". А потом пристал к родителям, чтобы сшили ему военный костюм, настоящий, такой
же, как у отца
4.Юность В.Высоцкого. Годы учёбы (сообщение учащегося)
Ещё в юности Высоцкий мечтал стать артистом. С 1953 года он посещал драмкружок в Доме учителя,
руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым.
В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский
инженерностроительный институт им. В.Куйбышева. Но после первого семестра уходит из института.
Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом
Высоцкого — Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным
манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии.
Игорь Кохановский вспоминал:
«Мы засели у Володи на кухне, чтобы сделать чертежи и сдать их 2 января, к 2 часам закончили чертить
и решили выпить по чашечке кофе, я посмотрел на то, что вычертил мой друг. Идиома «как курица
лапой», казалось, нашла ещё одну графическую интерпретацию в исполнении Володи. Он засмеялся, но
както грустно, словно впервые увидел своё творение со стороны. Потом вылил остатки кофе на
чертёж.
Ты что, спятил?
Я больше в институт не пойду. Мне там неинтересно. Буду готовиться в театральный. А это — не
моё…»
В 1956 году Владимир Высоцкий поступил в Школустудию МХАТ им. В. И. НемировичаДанченко на
актерское отделение. 1959 год ознаменован первой актерской работой Владимира Высоцкого – это роль
Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" А. М. Достоевского на сцене Московского дома
учителя. В том же году была сыграна первая роль в кино в фильме «Сверстницы» Слайды
В 1960 окончил школустудию МХАТ, работал в Московском драматическом театре имени А. С.
Пушкина и в Театре миниатюр. Слайд 18 В 19641980 Владимир Высоцкий работал в Театре драмы и
комедии на Таганке. Слайд 19
В 19601961 появились первые песни Высоцкого, исполнявшиеся в узком кругу друзей. Так появилась в
жизни Высоцкого бардовская песня. С 1965г. он начал исполнять свои песни со сцены. Слайд
5. Творческая деятельность В. Высоцкого (сообщение учащегося)
В конце 1964го В.Высоцкий поступил в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работал до1980 года. Самой значительной работой Владимира Высоцкого в театре осталась его заглавная роль в
шекспировском “Гамлете” , которая была им сыграна 317 раз; спектакль был удостоен театральных
премий в Югославии, Франции, Польше.
Песни В.Высоцкого звучали во многих спектаклях театра на Таганке. В 1965 году Владимир Высоцкий
начал петь свои песни со сцены. 18 января 1967 года в ленинградском клубе “Восток” состоялось его
первое официальное выступление. С этого года его все чаще стали приглашать на концерты с песнями в
институты, на заводы, в клубы. Взлет его популярности приходится на выход фильма “Вертикаль” с его
песнями летом 1967 года. Как актер, Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и
телевизионных кинофильмов. Известны его работы в кинофильмах “Хозяин тайги” (1968), “Четвертый”
(1972), “Плохой хороший человек” (1973), “Сказ про то, как царь Петр арапа женил” (1976). Особую
популярность Высоцкомукиноактеру принесла роль Жеглова в фильме “Место встречи изменить
нельзя”, 1979г. Слайд
6. Анализ стихотворения «Я не люблю». Словарная работа.
(по группам)
Тема, проблема, авторская позиция.
У каждого большого поэта есть стихотворение, в котором выражена его жизненная позиция поэта и
человека. У Высоцкого это стихотворение «Я не люблю», которое стало впоследствии песней и к
которому он относился особо. Во время одного из интервью у него спросили: «Каково ваше кредо?» В
ответ он сказал, что исполнит песню «Я не люблю». Сделал первые аккорды и остановился. «Я встану,
сказал он. – Такие песни поют стоя». И зазвучал страстный откровенный монолог, который был сравним
с криком души. Это, наверное, и был самый полный ответ на заданный вопрос об убеждениях.
Послушаем эту песню. Подумайте над вопросами:
Каким вам представляется лирический герой?
Что не принимает герой в жизни, в нравственном облике человека?
Слайд
Звучит песня «Я не люблю».
Что презирал и не принимал Высоцкий?
Каким человеком представляется сам поэт?
Не любил ложь, несправедливость, насилие, трусость, не мог мириться с тем, когда обижали слабых и
невинных, не любил, когда люди проявляли излишнее любопытство к его личной жизни, сплетничали по
этому поводу и выдвигали свои версии.
В. Высоцкий старался жить по законам совести, стремился быть человеком честным, порядочным,
отзывчивым, с чувством собственного достоинства и сильным характером.
Сегодня мы понаблюдаем, в каких условиях формировалась сильная личность Высоцкого. Обратимся к
фактам его биографии.
Работа с раздаточным материалом (анализ стихотворения «Я не люблю») Работа в группах и в
парах.
Однажды в Америке Высоцкий встречается с
И. Бродским. Они очень долго беседуют, обедают в какомто кафе, и Бродский приглашает Высоцкого к
себе в гости. И когда встреча закончилась, Бродский подарил ему книгу, подписав посвящение, как поэт
поэту. Впервые признанный поэт увидел в
Высоцком, равного себе. Владимир Семёнович был очень горд, как священную реликвию показывал всем
книгу. Его собственные сборники «Нерв» и «Прерванный полёт» вышли только после смерти.
Чтение стихотворения Никиты Высоцкого «На смерть В.Высоцкого»
Никита Высоцкий
Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла и совесть.
Он больше не споет нам ни о чем,
И можно жить, совсем не беспокоясь.
Лишь он умел сказать, и спеть умел,
Что наших душ в ответ дрожали струны.
Аккорд его срывался и звенел,Чтоб нас заставить мучаться и думать.
Он не допел, не досказал всего,
Что было пульсом и в душе звучало,
И сердце разорвалось от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер! Да! И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.
июльавгуст 1980 г. Москва
С каким багажом каждый из нас идет по жизни... Наверное, это одна из главных тем его творчества. В
последней записке Высоцкий написал «Что же будет с Россией? Кто мне ответит?»
Вам есть, о чём подумать. Вас ждёт истинно талантливая поэзия Высоцкого. Успехов и удачи вам.
Спасибо.
7. Рефлексия
Дать письменный ответ. Урок понравился? Что я узнал о Высоцком?
8. Домашнее задание: Почитать сборник стихов В.С. Высоцкого, выбрать наиболее понравившиеся,
подготовить для выразительного чтения. Составить свое жизненное кредо или стихотворение « Я не
люблю…»
Литература:
1.
2.
3.
4.
Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. – М.: “Деком”, 2004
Высоцкий В. Я не люблю. – М.: “Эксмопресс”, 1998 г.
Демидова А. Владимир Высоцкий, каким я знаю и люблю. – М., 1989 г.
Евтушенко Е. Медленная любовь. – М.: “Эксмопресс”, 1997 г.
Окуджава Б. Стихотворения. – М.: “Эксмо”, 2006 г