Местоимение как часть речи
(урок русского языка в 4 классе)
Тип урока: усвоение новых знаний
Технология: РКМЧП и ИКТ
Методы и приемы: метод активного чтения, кластер, таблица ЗУХ, синквейн.
Цель: Создать условия для формирования понятия о местоимении как части речи, употреблении местоимений в своей речи.
Задачи
1. Познакомить учащихся с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи.
Оборудование : проектор, ноутбуки (один на парту), 3 ватмана (1 на группу)
Список использованной информации:
http://www.fcior.edu.ru/card/10712/obobshenie-po-teme-mestoimenie-upotreblenie-mestoimeniy-v-tekste-p.html
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/tehnol.htm
Стадия (фаза) |
Деятельность
учителя |
Деятельность
учащихся |
Приемы и методы |
1. Вызов:
· Орг.момент. · Работа с эпиграфом. Слайд 2 -Наш урок хотелось бы начать со слов Эзопа. Кто знает: кто это?
§ «При помощи языка люди общаются, решают вопросы,приветствуют, выражают ласку, радость, получают знания, развивают культуру».Слайд 3 -Как вы понимаете эти слова? -Откройте тетради, запишите дату. Слайд4
· Игра «Угадай антоним». (приложение 1) -Тему нашего урока мы узнаем по начальным буквам полученных слов. Запишите слова-антонимы в тетрадь в столбик -Выскажите свои предположения. Слайд 5 · Заполнение кластера. Слайд 6 -Каждый индивидуально в своих тетрадях заполните, что вам известно о местоимениях. По сигналу работа в группах (по рядам, каждый встает и работает в своей группе на последней парте), для совместного составления кластера. По сигналу выслушиваем каждую группу.
|
Вызов уже имеющихся знаний по изученному и изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. |
Ученики устанавливают межпредметную и межкурсовую связь. Каждый ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. |
Предположение по ключевым словам, буквам; систематизация материала (графическая): кластер |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей. |
|||
2. Осмысления: · Работа с информационным текстом (приложение 2). -Как вы думаете, вам все известно о местоимениях, исходя из кластеров? Вам предлагаю поработать с текстом « Местоимение», используя пометки. Слайд 7 · Работа с таблицей . ( приложение 3) Слайд8 Учащиеся заполняют каждый свою таблицу. Учитель на доске заполняет общую. - Вы многое узнали из текста новое. Но у нас есть и вопросы. Как быть? Где мы можем найти ответы? ( На уроке при работе с учебником, у родителей, в следующих классах) · Работа по учебнику. -Прочитайте правило. Скажите, оно помогло вам ответить на некоторые вопросы? · Зарядка для глаз. - На рабочем столе ноутбука откройте папку «Гимнастика для глаз № 2». Слайд 9 -Следим за движением бабочек глазами, один ученик на парте работает мышкой.
|
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знаний «старого» к «новому». Отслеживает степень активности работы, внимательности чтения. |
Ученик читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие раннее вопросы и затруднения. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. |
Методы активного чтения: маркировка с использованием значка «V», «+», «-», «?»
(по мере чтения становятся на полях), таблица ЗУХ
|
Непосредственный контакт с информацией (текст), работа ведется индивидуально, затем фронтально |
|||
3. Рефлексии: · Игра «Соедини по смыслу». Слайд 10 -Предлагаю закрепить правило, используя игру, для этого разделимся на 2 группы: девочки и мальчики. Каждая группа работает на своем коврике, который расположен в конце класса, на своих листах. По сигналу - проверка. Каждая группа выстраивается по рядам между парт и зачитывает свою версию. · Работа с электронным тестом « Местоимение. Употребление местоимений в тексте». Задание 4 Юбилей графина. http://www.fcior.edu.ru/card/10712/obobshenie-po-teme-mestoimenie-upotreblenie-mestoimeniy-v-tekste-p.html
- Кто выполнил 100%? Кто- 90% Кто –меньше 50%. Что посоветуете тем ученикам, кто выполнил меньше 50%?
· Работа с кластером. - Вернемся к кластеру. Что изменим, что добавим? · Синквейн или диаманта. -Каждый индивидуально в тетради, на выбор, напишет синквейн или диаманту.
· Самооценка. Слайд 11 |
Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям, вносит изменения, дополнения, дает творческие, практические задания на основе изученной информации. |
Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. |
Установление причинно- следственных связей между блоками информации; Ответы на поставленные вопросы. Синквейн
Диаманта |
Использование ЭОР с сайта www.fcior.edu.ru предполагает работу в паре, игра « Соедини по смыслу»-в группе. Стадия несет оценочную функцию (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса). |
|||
|
|
|
Приложение 1
Игра «Угадай антоним».
Большой -…(маленький)
Искусственный - … (естественный)
Слабый -…(сильный)
Громко - (тихо)
Тупой предмет - (острый)
Лживый - (искренний)
Женщина - (мужчина)
Искусственный водоем - (естественный)
Высокий - (низкий)
Отечественная продукция ( импортная)
Тусклый - яркий
Приложение 2
Текст "Понятие местоимение"
В русском языке есть слова, которые употребляются в речи вместо
существительных, прилагательных, числительных и наречий.
Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
К местоимениям можно задать вопросы: кто? что? (я, он,
мы); какой? чей? (этот, наш); как? где? когда? (так, там, тогда) и др.
Какой вопрос следует задать, зависит от части речи, которую местоимение
заменяет: Мой (чей?) брат ходит в детский сад. Там (где?) ему (кому?) нравится.
Слов-местоимений в языке немного, но употребляются они чаще,
чем слова других частей речи, так как одно и то же местоимение может
употребляться вместо разных слов.
Общее грамматическое значение местоимений - указание на
предметы, признаки, количество без названия их.
В предложении
местоимение обычно бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные,
определениями, как имена прилагательные, обстоятельствами, как наречия.
Местоимения помогают объединять предложения в связный текст,
избежать повторений одних и тех же слов в речи.
Приложение 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.