Задачи курса:
развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных спосо-бов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнооб-разными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;
освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса «Учимся мыслить творчески»
для 6 класса (34 часа в учебном году, 1 час в неделю)
Рабочая программа составлена на основе документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования.
Программа Криволаповой Н.А. «Внеурочная деятельность.
Программа развития познавательных способностей учащихся. 58
классы», Москва. «Просвещение». 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования предъявляет новые требования к
результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы. При этом очень важная роль отводится ориентации
образования на формирование универсальных (метапредметных)
общеучебных умений и навыков, общественнозначимого ценностного
отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих
способностей и интересов.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить творчески»
предназначен для формирования метапредметных УУД, развития
познавательных и творческих способностей и интересов. Программа
предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате
учебных предметов 6 класса. Занятия проводятся в форме предметно
ориентированного тренинга.
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить творчески»
составлен для учащихся 6 класса, рассчитан на 34 часа (одно занятие в
неделю).
Цель данной программы – сформировать компетентность в
сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения
учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и
специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей
активными участниками учебного процесса, заинтересованными в
полноценных образовательных результатах.
Задачи курса:
1 развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания,
памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего
предметноориентированного тренинга;
формирование учебноинтеллектуальных умений, приемов
мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления
на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебноинформационных умений и освоение на
практике различных приемов работы с разнообразными источниками
информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее
и представлять в различных видах;
освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.
Количество учебных часов: 1 занятие в неделю (34 часа в год).
Требования к результатам освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение
образовательных результатов. Эти результаты структурированы по
ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают в себя
предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность
курса «Учимся мыслить творчески» заключается в том, что кроме
выработки метапредметных УУД дети приобретают предметные знания
из различных предметных областей Образовательные результаты
сформулированы в деятельностной форме, это служит основой
разработки видов контроля и контрольных измерительных материалов.
Личностные результаты:
формирование готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе
творческой, игровой и образовательной деятельности.
Метапредметные результаты:
2регулятивные
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной
деятельности;
коммуникативные
умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания,
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
умение работать в группе;
познавательные
смысловое чтение;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинноследственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; анализировать, сравнивать,
систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять
закономерности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения познавательных задач;
формирование и развитие ИКТкомпетенции.
Предметные результаты:
умение использовать термины «интеллект», «понятие»,
«классификация», «признак», «отношение», «закономерность»,
«рассуждение», «умозаключение»; понимание различий между
употреблением некоторых из этих терминов в обыденной речи и в
научном контексте;
умение использовать графический и текстовый редакторы
знание правил конструирования определений, формулирования
выводов;
знание правил классификации и сравнения;
3 знание методов решения творческих задач: разрешение
противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные
вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;
знание правил сохранения информации, приёмов запоминания;
В результате изучения курса учащиеся будут:
знать:
правила конструирования определений, формулирования выводов;
правила классификации и сравнения;
методы решения творческих задач: разрешение противоречий,
метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики,
преобразование свойств, морфологический ящик;
правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать,
систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать,
формулировать выводы, устанавливать причинноследственные связи,
выявлять закономерности, строить умозаключения;
слушать, владеть приёмами рационального запоминания,
представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном,
графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из
одного вида в другой;
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать
прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в
сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы,
составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и
отвечать на них;
Система оценки планируемых результатов
В данном курсе планируемые результаты будут оцениваться с
использованием следующих видов контроля:
диагностические тестирования
входное тестирование проводится в начале учебного года с целью
определения исходного уровня развития метапредметных УУД у
учащихся;
4 текущие тестирования проводятся в конце каждой четверти для
оценки личностного продвижения каждого учащегося в области
освоения метапредметных УУД;
итоговое тестирование проводится в конце учебного года с целью
определения достигнутого уровня развития метапредметных УУД у
учащихся.
портфолио достижений учащихся формируется из следующих
документов
творческих работ учащегося;
результатов тестирования;
грамот и дипломов за достижения в интеллектуальных и
творческих конкурсах;
сертификатов об участии в различных интеллектуальных и
творческих конкурсах.
Использование резерва учебного времени: обобщающеразвивающие
интеллектуальные игры.
Список учебнометодической литературы
1. Криволапова Н. А. «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для
развития познавательных способностей учащихся. 58 классы». Москва,
«Просвещение», 2012 г. (Работаем по новым стандартам).
2. Айзенк Х. «Как проверить способности вашего ребёнка». М:1998г.
1. Барташников А.А. «Учись мыслить». Х:,1998г.
2. Валявский А.С. «Как понять ребёнка». М: 2004г.
3. Гринченко И.С. «Игра в теории, обучении, воспитании и
коррекционной работе». М: 2002г.
4. Диденко Т.И. «Методика работы с учащимися». М: 2005г.
55. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми». М:
2001г.
6. Молчанова Т.К. «Составление образовательных программ». М: 2004г.
7. Никитин Б.П. «Развивающие игры». М: 1994г.
8. Овчарова Р.В. «Развитие памяти» М: 1996г.
9. Орлова Л.В. «Инллектуальнопассивные учащиеся» М: 1991г.
10. Слободняк Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами
в обучении». М: 2004г.
11. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности» М: 1996г.
12. Тихомирова Л.Ф.»Развитие логического мышления детей». Я:1995г.
13. Фирсов Е.Г. «Интеллектуальная игра для школьников». Я:1998г.
14. Шведова Л.М. «Открой в себе гения». М: 2005г.
15. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества
личности школьника» М.: 2004 г.
16. Щуркова Н.Е. «Игровые методики». М: 2004г.
17. Юркевич В.С. «Одарённость: дар или испытание». М:1990г.
18. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи». М: 1990г.
19. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». Я: 1996 г.
Материальнотехническое обеспечения образовательного процесса.
Печатные пособия:
6Криволапова Н. А. «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для
развития познавательных способностей учащихся. 58 классы». Москва,
«Просвещение», 2012 г.
Экраннозвуковые пособия:
Слайдшоу с материалами к уроку и с играми.
Технические средства обучения:
Компьютер
Телевизор.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library
http://www.developkinder.com/katalograzviv/categorymiddle_pupils4_5_class_1.html
http://festival.1september.ru/articles/524330/
http://festival.1september.ru/articles/504253/
http://www.slideshare.net/ssusera1d829/ss11591088
http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/parasatintellektualnayaigra57klassy
Содержание курса
«Учимся мыслить творчески»
1.Основы классификации понятий (повторение) (3 ч.)
Классификация понятий. Правила классификации. Умение
классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение
понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие
игры.
72.Работа с вербальным представлением информации (8 ч.)
Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в
зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу
(синонимы). Составление предложений. Принципы составления
предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла
предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл
предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими
сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста.
Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по
смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и
развивающие игры.
3.Развитие творческого воображения (8 ч.)
Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач.
Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика
творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание
образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития
воображения.
4. Развитие логического мышления (12 ч.)
Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный
и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании
умений делать выводы. Доказательства. Формирование умения
анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи,
находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры.
Построение текстов различных типов речи.
Повторение (3 ч.)
КАЛЕНДАРНОТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ КУРСА «УЧИМСЯ
МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ»
№ Дат
а
Тема урока
Кол.
чов
Содержание
Оборудование
Тип урока
81
2
Основы классификации понятий (повторение) (3 ч.)
Диагностическое
тестирование
1
Тестирование
Бланки
ответов
Самостоятельна
я работа
1
Классификация
понятий.
Обобщение и
ограничение
понятий
Что такое классификация.
Понятие классификации.
Правила классификации.
Виды
понятий.Практические
задания, развивающие игры.
Слайдшоу,
таблица,
карточки с
заданиями
Беседа ,
групповая
работа
3
Сравнение
понятий
1
Таблица,
карточки с
заданиями для
тренинга
Индивидуальная
работа, беседа
Интеллектуальная
разминка. Понятие.
Отношения между
понятиями: род – вид, их
сравнение. Обобщение
понятий. Составление
логической цепочки: общее
— менее общее — частное
(в прямом и обратном
направлении). Подбор
определений к понятиям.
Работа с вербальным представлением информации (8 ч.)
945
Выделение
существенных
признаков
2
Что такое признак.
Выделение существенных
признаков различных
явлений.
Презентация,
карточки с
заданиями
Коллективная
работа,
групповая
работа, лекция
67
2
Устойчивые
словосочетания,
определяющие
смысл
предложений
Что такое устойчивые
словосочетания. Их
использование в
предложениях и тексте.
Дополнение текста.
Раздаточный
материал
Работа в
группах, беседа
89
Смысловые
словосочетания
2
Слайдшоу
Индивидуальная
работа
Понятие смысловых
словосочетаний. Их
использование в тексте.
Роль смысловых сочетаний
в тексте. Практические
задания. Развивающие
игры.
1010
11
Синонимы.
Антонимы
2
Что такое синонимы,
антонимы. Их особенности
и различия. Употребление
синонимов и антонимов в
речи. Роль синонимов и
антонимов в тексте.
Тест, таблица,
карточки
Лекция,
групповая
работа
Развитие творческого воображения (8 ч.)
12
13
Творчество.
Методы решения
творческих задач
2
Понятие творчества.
Знакомство с методами
решения творческих задач.
Виды задач. Логические
задачи.
Раздаточный
материал
Самостоятельна
я работа, беседа
1114
15
Метод
контрольных
вопросов
2
Виды вопросов.
Применение на практике
метода контрольных
вопросов.
Интеллектуальные игры.
Тренинг внимания.
Карточки с
заданиями
Беседа,
коллективная
работа
16
17
Оценка явлений,
событий с разных
точек зрения
2
Развивающие игры. Оценка
явлений, событий. Точка
зрения. Критика.
Раздаточный
материал
Самостоятельна
я работа
18
19
Воображение
2
Что такое воображение.
Виды воображения.
Карточки с
заданиями для
Слайдшоу,
раздаточный
12Понятие воображения.
тренинга
материал
Развитие логического мышления (12 ч.)
20
Рассуждение
1
Что такое рассуждение.
Умозаключение. Выводы.
Доказательства.
Развивающие игры.
Слайдшоу с
материалами к
уроку,
раздаточный
материал
Коллективная
работа, беседа
1321
22
Построение
текстов разных
стилей речи
2
Текст. Структура текста.
Стили речи.
Раздаточный
материал.
Таблица.
Схемы.
Работа в
группах, беседа
23
24
Построение
научных текстов
2
Понятие текста. Стили
речи. Структура текста.
Структура научных
текстов и их особенность.
Слайдшоу с
материалами
урока,
раздаточный
материал
Работа в
группах, беседа
1425
26
Постановка и
разрешение
проблем
27
28
Разрешение
проблемных
ситуаций
2
2
Развивающие игры.
Постановка проблем и их
разрешение на примере
конкретной речевой
ситуации
Карточки с
заданиями для
тренинга
Самостоятельна
я работа, беседа
Развивающие игры.
Постановка проблем и их
разрешение на примере
конкретной речевой
ситуации
Раздаточный
материал,
слайдшоу
Лекция с
элементами
беседы,
групповая
работа
1529
30
Разрешение
проблемных
ситуаций
методом
разрешения
противоречий
2
Речевая ситуация. Понятие
проблемы. Противоречия.
Развивающие игры.
Раздаточный
материал
Коллективная
работа, работа в
парах
31
Итоговое
тестирование
1
Диагностическое
тестирование
Бланки для
ответов
Самостоятельна
я работа
1632
33
34
Повторение по
теме «Основы
классификации
понятий»
2
Реализация умения
применять полученные
знания
Беседа , работа в
парах
Презентация,
компьютер,
телевизор,
карточки с
заданиями
Повторение по
теме «Синонимы.
Антонимы».
17