конспект урокаУчимся мыслить творчески

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи курса: развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга; формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных спосо-бов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся; формирование собственного стиля мышления; формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнооб-разными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах; освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.
Иконка файла материала конспект.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе курса «Учимся мыслить творчески» для 6  класса (34 часа в учебном году, 1 час в неделю) Рабочая программа составлена на основе документов: ­ Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования. ­ Программа   Криволаповой Н.А. «Внеурочная деятельность.  Программа развития познавательных способностей учащихся. 5­8  классы», Москва. «Просвещение». 2012 г.  Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования предъявляет новые требования к  результатам освоения обучающимися основной образовательной  программы. При этом очень важная роль отводится ориентации  образования на формирование универсальных (метапредметных)  общеучебных умений и навыков, общественно­значимого ценностного  отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих  способностей и интересов. Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить творчески»  предназначен для формирования метапредметных УУД, развития  познавательных и творческих способностей и интересов. Программа  предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате  учебных предметов 6 класса. Занятия проводятся в форме предметно­ ориентированного тренинга. Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить творчески»  составлен для учащихся 6 класса, рассчитан на 34 часа (одно занятие в  неделю). Цель данной программы – сформировать компетентность в  сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения  учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и  специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей  активными участниками учебного процесса, заинтересованными в  полноценных образовательных результатах. Задачи курса: 1­ развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания,  памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего  предметно­ориентированного тренинга; ­ формирование учебно­интеллектуальных умений, приемов  мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления  на основе учета индивидуальных особенностей учащихся; ­ формирование собственного стиля мышления; ­ формирование учебно­информационных умений и освоение на  практике различных приемов работы с разнообразными источниками  информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее  и представлять в различных видах; ­ освоение приемов творчества и  методов решения творческих задач.   Количество учебных часов: 1 занятие  в неделю (34 часа в год). Требования к результатам освоения курса Сформулированные цели реализуются через достижение  образовательных результатов. Эти результаты структурированы по  ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,  общественные и государственные потребности, и включают в себя  предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность  курса «Учимся мыслить творчески» заключается в том, что кроме  выработки метапредметных УУД дети приобретают предметные знания  из различных предметных областей Образовательные результаты  сформулированы в деятельностной форме, это служит основой  разработки видов контроля и контрольных измерительных материалов. Личностные результаты: ­        формирование готовности и способности обучающихся к  саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию; ­        формирование целостного мировоззрения, соответствующего  современному уровню развития науки и общественной практики; ­        развитие осознанного и ответственного отношения к собственным  поступкам; ­        формирование коммуникативной компетентности в процессе  творческой, игровой и  образовательной деятельности. Метапредметные результаты: 2регулятивные ­        умение ставить и формулировать для себя новые задачи в  познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей  познавательной деятельности; ­        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений  и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной  деятельности; коммуникативные ­        умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания, ­        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с  задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; ­        умение работать в группе; познавательные ­        смысловое чтение; ­        умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать  аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и  критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные  связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,  дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять  закономерности; ­        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,  модели и схемы для решения познавательных задач; ­        формирование и развитие ИКТ­компетенции. Предметные результаты: ­        умение использовать термины «интеллект», «понятие»,  «классификация», «признак», «отношение», «закономерность»,  «рассуждение», «умозаключение»; понимание различий между  употреблением некоторых из этих терминов в обыденной речи и в  научном контексте; ­        умение использовать  графический и текстовый редакторы ­        знание правил конструирования определений, формулирования  выводов; ­        знание правил классификации и сравнения; 3­        знание методов решения творческих задач: разрешение  противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные  вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик; ­        знание правил сохранения информации, приёмов запоминания; В результате изучения курса учащиеся будут: знать: ­        правила конструирования определений, формулирования выводов; ­        правила классификации и сравнения; ­        методы решения творческих задач: разрешение противоречий,  метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик; ­        правила сохранения информации, приёмы запоминания; уметь: ­        анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать,  систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать,  формулировать выводы, устанавливать причинно­следственные связи,  выявлять закономерности, строить умозаключения; ­        слушать, владеть приёмами рационального запоминания,  представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном,  графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из  одного вида в другой; ­        владеть монологической и диалогической речью, пересказывать  прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в  сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы,  составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и  отвечать на них; Система оценки планируемых результатов В данном курсе планируемые результаты будут оцениваться с  использованием следующих видов контроля: диагностические тестирования ­        входное тестирование проводится в начале учебного года с целью  определения исходного уровня развития метапредметных УУД у  учащихся; 4­        текущие тестирования проводятся в конце каждой четверти для  оценки личностного продвижения каждого учащегося в области  освоения метапредметных УУД; ­        итоговое тестирование проводится в конце учебного года с целью  определения достигнутого уровня развития метапредметных УУД у  учащихся. портфолио достижений учащихся формируется из следующих  документов ­        творческих работ учащегося; ­        результатов тестирования; ­        грамот и дипломов за достижения в интеллектуальных и  творческих конкурсах; ­        сертификатов об участии в различных интеллектуальных и  творческих конкурсах.   Использование резерва учебного времени: обобщающе­развивающие  интеллектуальные игры. Список учебно­методической литературы 1. Криволапова Н. А. «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для  развития познавательных способностей учащихся. 5­8 классы». Москва,   «Просвещение», 2012 г. (Работаем по новым стандартам). 2. Айзенк Х. «Как проверить способности вашего ребёнка». М:1998г. 1. Барташников А.А. «Учись мыслить». Х:,1998г. 2. Валявский А.С. «Как понять ребёнка». М: 2004г. 3. Гринченко И.С. «Игра в теории, обучении, воспитании и  коррекционной работе». М: 2002г. 4. Диденко Т.И. «Методика работы с учащимися». М: 2005г. 55. Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми». М:  2001г. 6. Молчанова Т.К. «Составление образовательных программ». М: 2004г. 7. Никитин Б.П. «Развивающие игры». М: 1994г. 8. Овчарова Р.В. «Развитие памяти» М: 1996г. 9. Орлова Л.В. «Инллектуально­пассивные учащиеся» М: 1991г. 10. Слободняк Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами  в обучении». М: 2004г. 11. Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности» М: 1996г. 12. Тихомирова Л.Ф.»Развитие логического мышления детей». Я:1995г. 13. Фирсов Е.Г. «Интеллектуальная игра для школьников». Я:1998г. 14. Шведова Л.М. «Открой в себе гения». М: 2005г. 15. Шмаков С.А. «Игры, развивающие психические качества  личности школьника» М.: 2004 г. 16. Щуркова Н.Е. «Игровые методики». М: 2004г.  17. Юркевич В.С. «Одарённость: дар или испытание». М:1990г. 18. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи». М: 1990г. 19. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». Я: 1996 г. Материально­техническое обеспечения образовательного процесса. Печатные пособия: 6Криволапова Н. А. «Внеурочная деятельность. Сборник заданий для  развития познавательных способностей учащихся. 5­8 классы». Москва,   «Просвещение», 2012 г. Экранно­звуковые пособия: Слайд­шоу с материалами к уроку и с играми. Технические средства обучения: Компьютер Телевизор. Цифровые образовательные ресурсы: ­   http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­obrazovanie/library ­   http://www.develop­kinder.com/katalog­razviv/category­middle_pupils­4_5_class_1.html ­ http://festival.1september.ru/articles/524330/ ­ http://festival.1september.ru/articles/504253/ ­ http://www.slideshare.net/ssusera1d829/ss­11591088 ­ http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/parasat­intellektualnaya­igra­5­7­klassy Содержание курса «Учимся мыслить творчески» 1.Основы классификации понятий (повторение) (3 ч.) Классификация понятий. Правила классификации. Умение  классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение  понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие  игры. 72.Работа с вербальным представлением информации (8 ч.) Объяснение значения слов. Подбор и объяснение значения слов в  зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу  (синонимы). Составление предложений. Принципы составления  предложений из рассыпанных предложений. Уяснение смысла  предложений. Устойчивые словосочетания, определяющие смысл  предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими  сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста.  Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по  смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и  развивающие игры. 3.Развитие творческого воображения (8 ч.) Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач.  Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Диагностика  творческих способностей. Практические задания и развивающие игры. Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Воссоздание  образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития  воображения. 4. Развитие логического мышления (12 ч.) Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценочный, дедуктивный  и индуктивный выводы. Алгоритмы деятельности при формировании  умений делать выводы. Доказательства. Формирование умения  анализировать ситуацию, устанавливать причинно­следственные связи,  находить закономерности, завершать схемы. Развивающие игры. Построение текстов различных типов речи. Повторение (3 ч.) КАЛЕНДАРНО­ТАМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИЕРОВАНИЕ КУРСА «УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ ТВОРЧЕСКИ» № Дат а Тема урока Кол. ч­ов Содержание Оборудование Тип урока 81 2 Основы классификации понятий (повторение) (3 ч.) Диагностическое  тестирование 1 Тестирование  Бланки  ответов Самостоятельна я работа 1 Классификация  понятий.  Обобщение и  ограничение  понятий Что такое классификация.  Понятие классификации.  Правила классификации.  Виды  понятий.Практические  задания, развивающие игры. Слайд­шоу,  таблица,  карточки с  заданиями Беседа ,  групповая  работа 3 Сравнение  понятий 1 Таблица,  карточки с  заданиями для  тренинга Индивидуальная  работа, беседа Интеллектуальная  разминка. Понятие.  Отношения между  понятиями: род – вид, их  сравнение. Обобщение  понятий. Составление  логической цепочки: общее — менее общее — частное  (в прямом и обратном  направлении). Подбор  определений к понятиям. Работа с вербальным представлением информации (8 ч.) 94­5 Выделение  существенных  признаков 2 Что такое признак.  Выделение существенных  признаков различных  явлений. Презентация,  карточки с  заданиями Коллективная  работа,  групповая  работа, лекция 6­7 2 Устойчивые  словосочетания,  определяющие  смысл  предложений Что такое устойчивые  словосочетания. Их  использование в  предложениях и тексте.  Дополнение текста. Раздаточный  материал Работа в  группах, беседа 8­9 Смысловые  словосочетания 2 Слайд­шоу Индивидуальная  работа Понятие смысловых  словосочетаний. Их  использование в тексте.  Роль смысловых сочетаний  в тексте. Практические  задания. Развивающие  игры. 1010­ 11 Синонимы.  Антонимы  2 Что такое синонимы,  антонимы. Их особенности  и различия. Употребление  синонимов и антонимов в  речи. Роль синонимов и  антонимов в тексте. Тест, таблица,  карточки Лекция,  групповая  работа Развитие творческого воображения (8 ч.) 12­ 13 Творчество.  Методы решения  творческих задач 2 Понятие творчества.  Знакомство с методами  решения творческих задач.  Виды задач. Логические  задачи. Раздаточный  материал Самостоятельна я работа, беседа 1114­ 15 Метод  контрольных  вопросов 2 Виды вопросов.  Применение на практике  метода контрольных  вопросов.  Интеллектуальные игры.  Тренинг внимания. Карточки с  заданиями Беседа,  коллективная  работа 16­ 17 Оценка явлений,  событий с разных  точек зрения 2 Развивающие игры. Оценка  явлений, событий. Точка  зрения. Критика. Раздаточный  материал Самостоятельна я работа 18­ 19 Воображение  2 Что такое воображение.  Виды воображения.  Карточки с  заданиями для  Слайд­шоу,  раздаточный  12Понятие воображения. тренинга материал Развитие логического мышления (12 ч.) 20 Рассуждение  1 Что такое рассуждение.  Умозаключение. Выводы.  Доказательства.  Развивающие игры. Слайд­шоу с  материалами к  уроку,  раздаточный  материал Коллективная  работа, беседа 1321­ 22 Построение  текстов разных  стилей речи 2 Текст. Структура текста.  Стили речи. Раздаточный  материал.  Таблица.  Схемы. Работа в  группах, беседа 23­ 24 Построение  научных текстов 2 Понятие текста. Стили  речи. Структура текста.  Структура научных  текстов и их особенность. Слайд­шоу с  материалами  урока,  раздаточный  материал Работа в  группах, беседа 1425­ 26 Постановка и  разрешение  проблем 27­ 28 Разрешение  проблемных  ситуаций 2 2 Развивающие игры.  Постановка проблем и их  разрешение на примере  конкретной речевой  ситуации Карточки с  заданиями для  тренинга Самостоятельна я работа, беседа Развивающие игры.  Постановка проблем и их  разрешение на примере  конкретной речевой  ситуации Раздаточный  материал,  слайд­шоу Лекция с  элементами  беседы,  групповая  работа 1529­ 30 Разрешение  проблемных  ситуаций  методом  разрешения  противоречий 2 Речевая ситуация. Понятие  проблемы. Противоречия.  Развивающие игры. Раздаточный  материал Коллективная  работа, работа в  парах 31 Итоговое  тестирование 1 Диагностическое  тестирование Бланки для  ответов Самостоятельна я работа 1632 33 34 Повторение по  теме «Основы  классификации  понятий» 2 Реализация умения  применять полученные  знания Беседа , работа в парах Презентация,  компьютер,  телевизор,  карточки с  заданиями Повторение по  теме «Синонимы.  Антонимы». 17