Конспект урока: « Зимой и летом одним цветом».
Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний
обучающихся об характерных особенностях строения ели и сосны.
Тип урока: Комбинированный урок.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и расширить знания и представления детей о характерных
особенностях строения ели и сосны, признаках, отличающих их от других
деревьях.
Продолжать учить связно и последовательно излагать свои мысли.
Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и
различия.
Учить устанавливать причинно следственные связи.
Учить отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционноразвивающие:
Активизировать внимание, память детей.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес к миру природы.
Развивать речь детей через ответы на вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к учебе, предмету.
Развивать умение работать в команде.
Воспитывать самостоятельность через (чтение стихотворения, раскрашивание,
диалог)
Воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, оказывать
взаимопомощь, быть вежливыми с окружающими;
Воспитывать желание наблюдать за красотой деревьев.
Воспитывать чувство любви к родной природе;
Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру.
Оборудование:
для учителя: презентация; разрезные картинки (приложение 1 и 2); ель
искусственная; лейка с водой, торфяные горшочки ( для каждого ученика) и семена
ели.
для учеников: столы № 1 и № 2 ; веточки ели и сосны, шишки ели и сосны (для
каждого ученика) ; листы с заданием ( приложение 3) и карандаши ( для каждого
ученика); торфяные горшочки ( для каждого ученика).
Ход урока: 1.Организующий момент: слайд № 1
Звучит песенка: « В лесу родилась ёлочка…». Дети занимают свои места.
Музыка стихает.
1) Эмоциональная установка на успех предстоящей работы
Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними, как
гостеприимные хозяева ( дети здороваются).
Встали ровненько, красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.
2) Уточнение пространственновременных представлений
Артём, скажите, какой сегодня день недели? (Сегодня день недели четверг).
А какое сейчас время года? (Время года зима).
А какой месяц? ( Месяц февраль).
Серёжа, какой у нас сейчас урок ? ( Урок Живой мир).
Ребята, начинаем урок живого мира, я желаю вам хорошего настроения на уроке,
активно поработать: поделиться своими знаниями и узнать много нового и
интересного.
2.Повторение ранее изученного материала
Ребята, у меня было 2 картинки , я разрезала каждую картинку на несколько
частей. Сейчас каждый из вас получит по одной такой части. ( Учитель подходит к
каждому ученику и они берут по одному элементу ).
А теперь посмотрите на обратную сторону: она у частей разного цвета.
У кого оборотная сторона синего цвета? ( Дети показывают). Подойдите к столу
№1.
Поднимите руки у кого оборотная сторона жёлтого цвета ? ( Дети показывают).
Подойдите к столу № 2.
У нас получилось 2 команды. Задание каждой команде такое : вам нужно собрать
свою картинку на столе.
Звучит песенка: « В лесу родилась ёлочка…».Дети собирают картинки.
Ребята, посмотрите на свою картинку ( обращается к столу №1 ) и скажите, что у
вас получилось? ( У нас получилась сосна).
А что получилось у другой команды ? ( У нас получилась ель).
Ребята, вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? ( Мы будем говорить о ёлке
и сосне).
А почему вы так считаете? (Потому что они получились на наших картинках ).
Молодцы. Садитесь на свои места, и мы продолжим наш урок.
3.Подготовка к восприятию нового материала
а) Сегодня я хочу с вами поговорить о таких деревьях , как ель и сосна слайд №
2
Посмотрите на экран. Лена скажи , чем похожи сосна и ель? ( У ели и сосны есть
иголки и они круглый год зеленые). Хорошо.
Эльвин, скажи нам, пожалуйста, ель и сосна высокие или низкие деревья? ( Сосна и
ель высокие деревья).
Ребята , а помните мы на прогулке рассматривали ствол у сосны и ели , трогали
его руками.
Артём , какой на ощупь ствол этих деревьев : гладкий или шершавый ? ( Ствол
этих деревьев шершавый).
Ребята, а ведь Лена, Артём и Эльвин очень точно назвали одинаковые признаки у
сосны и ели.
А кто сможет повторить, всё , что было сказано ребятами про ель и сосну, чем же
похожи эти деревья?
( Один из учеников рассказывает об одинаковых признаках этих деревьев).
б) Правильно, ель и сосна они не только похожи, но и отличаются друг от друга.
Давайте послушаем стихотворение, которое написала Агния Барто, а расскажет нам
стихотворение Лена.
Леночка, выходи, пожалуйста. ( Выходит ученица и читает стихотворение).
Я у мальчиков спросила:
Это что за деревце?
Говорят они: «Осина»,
Только мне не верится…
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит это елочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалась, что она
Не такая, как сосна.
В стихотворении , которое рассказала Лена , ребята пытались отличить сосну от
ели. Увидели ли они, что это разные деревья? ( Да, увидели).
Правильно, « А когда на ветку ели мы получше поглядели, Оказалось ,что она не
такая , как сосна», говорят ребята . И мы сегодня на уроке попробуем найти эти
отличия.
в) Посмотрите у каждого у вас на парте лежат веточки ели и сосны.
Ребята, покажите мне веточку сосны. (Показывает веточку сосны) .( На экране –
появляется веточка сосны ) слайд № 3
А где веточка ели? (Показывает веточку ели).( На экране – появляется веточка
ели) слайд № 3а
Ребята ,что вместо листьев у сосны и ели? ( Иголки). Но правильнее называть не
иголки, а хвоя. А лес, в котором растут сосны и ели называют хвойным слайд № 4
Ребята, посмотрите на веточки ели и сосны.
Артём, у веточки какого дерева хвоя короткая ? ( Короткая хвоя у ели). Хорошо.
Серёжа, а длинная хвоя у веточки какого дерева ? (Длинная хвоя у сосны ).
Хвоинки сосны и ели держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не
все сразу.
Ребята а, что ещё растёт на сосне и ёлке ? ( На этих деревьях растут шишки).
Ребята, давайте рассмотрим шишки ели и сосны, они тоже у вас лежат на столах.
( На экране шишка ели и сосны) слайд № 5
Женя, скажи нам, шишка ели какая по форме? ( Шишка ели овальная).
А по цвету ? ( Светло коричневая).
Лена , а какая по форме шишка у сосны? ( Шишка у сосны круглая), а по цвету
какая? ( Тёмно коричневая).
Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на
землю семена слайд № 6 . Там, где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.
Миша, а скажи, кто в лесу кормится семенами шишек ? ( Белка, дятел, клёст). )
слайд № 7
Семенами шишек, почками и хвоей питаются многие птицы и белки. Для зайца и
слайд № 8 лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора
взрослых деревьев.
А сейчас мы с вами немного отдохнём . Встаём рядом с партами, внимательно
слушаем и повторяем.
4. Физминутка слайд № 9
Елочки зелёные на ветру качаются,
На ветру качаются, низко наклоняются.
Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.
Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.
Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.
г) ( Учитель подходит к искусственной ели, далее следует фраза, содержащая
провокацию)
Мне вчера принесли ель, чтобы мы могли полюбоваться ею.
Стою я сейчас и думаю, живая или искусственная эта ель.
Женя, как ты думаешь, живая эта ель или искусственная? ( Эта ель искусственная.)
А почему ты так решила? ( Потому что у неё иголочки из бумаги ).
Артём, а ты как думаешь, живая ель или искусственная? ( Ель искусственная ,
потому, что её можно разобрать и убрать в коробку).
Лена, скажи, пожалуйста , а если искусственную ель посадим в землю, она будет
расти? ( Нет, не будет, у неё же нет корней).
Эльвин , а на искусственной ёлочке могут вырасти шишки? ( На искусственной
ёлочке не растут шишки).
Пожалуй, вы правы: это не настоящая, а искусственная ёлочка. д) А сейчас мы подготовим наши пальчики для дальнейшей работы. А поможет нам в
этом Женя и проведёт пальчиковую гимнастику:
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад: слайд №10
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши) слайд №10а
Пушистая, в иголочках.
Спасибо , Женя.
Ребята , сейчас вы получите листы с заданием. А задание такое: соединить все
цифры по порядку , начиная с цифры 1 .( Дети выполняют задание на своих
местах).
Ребята , что у вас получилось? ( У нас получилась ёлочка).
Молодцы. Все справились с заданием.
е) А что это такое у ёлочки в лапах пушистых? ( На ветках конверт).
Да это письмо! Прочитаем? ( Учитель открывает конверт и читает)
« Помогите! Исчезаю!»)
Интересно, от кого она просит защиты… Давайте попробуем в этом разобраться.
Миша, на какой праздник мы украшаем ёлочку? ( Ёлочку украшаем на Новый год)
Слайд № 11
Лена, а как выглядит ёлочка на празднике (На празднике ёлочка всегда нарядная,
красивая с шарами, мишурой, вся в огоньках).
Ребята , а что же происходит с ёлочками , когда Новогодние праздники
закончились? ( Искусственную ёлочку убираем в коробку, а живую ель
выбрасывают).
Правильно искусственную ёлочку убирают в коробку до следующего Нового года, а
живую ель выбрасывают – она стала ненужной.
А вот представьте, растёт ёлочка 10 лет, старается, тянется к солнышку за своими
сестрицами высокими. Вы наверное видели, какими высокими могут быть ели? И
вот… Как в песенке поётся, приходит в лес « мужичок и срубает нашу ёлочку под
самый корешок…)
А сможет ли теперь вырасти ель высокой и стройной? ( Нет, не сможет).
Созреют ли на её ветвях шишки с семенами для птиц? ( Нет. Не смогут созреть на
ветках шишки).
Смогут ли укрыться птицы и лесные звери от дождя и ветра в её пушистых лапах? (
Нет, не смогут).
Сможем ли мы полюбоваться её красотой? ( Полюбоваться не сможем).
Мне даже страшно стало от ваших слов… Так вот о какой помощи пришла просить нас ёлочка. Она боится совсем исчезнуть.
И действительно. Сегодня на территории нашей страны России четыре вида сосны и
один вид ели – ель Глена слайд № 12 попали в Красную Книгу.
Посмотрите, вот она – Красная Книга России слайд № 13
Книга очень большая, толстая и на каждой страничке исчезающее растение или
животное.
Есть ещё Красная Книга Челябинской области слайд № 13а
К большой радости, на территории Челябинской области ни одна ель и сосна не
являются исчезающими . А ещё , ребята, существуют специальные питомники, где
выращивают ёлочки. А потом эти ёлочки высаживают в городе.
5. Закрепление материала
а) Итак, чтобы ели и сосны очищали воздух от пыли и вредных веществ, украшали
нашу землю, служили кровом и пищей для многих зверей и птиц мы должны их
беречь.
А как мы с вами можем это сделать? слайд №14
не рубить ёлки в лесу;
на новый год купить искусственную ёлочку;
сажать больше деревьев;
не разжигать костры в лесу.
не ломать ветки у деревьев;
б) Чтобы не бросать слов на ветер, а понастоящему помочь нашему лесу, я
предлагаю посадить семена ёлочек в торфяные горшочки.
( Дети подходят к столу с торфяными горшочками, садят семена ели ,
поливают их, садятся на место).
Когда деревца подрастут, их можно будет вместе с горшочками высадить в грунт
на территории школы.
6.Итог урока
Сегодня на уроке мы с вами говорили о сосне и ели. Продолжите , ель и сосна ….
деревья.
А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)
А чем похожи ель и сосна ( Эти деревья круглый год зелёные; ствол у этих деревьев
шершавый и вместо листьев у сосны и ели иголки( хвоинки).
А чем отличаются эти деревья? ( Хвоя у ели короткая, а сосны длинная; шишки у
сосны овальные, а у ели круглые).
Чем ещё занимались на уроке ( Садили семена ели.).
Надеюсь, у вас вырастут маленькие деревца, которые потом можно будет посадить
на территории школы. Это понастоящему добрый поступок!
Все молодцы!
Большое спасибо за работу. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Конспект урока«Зимой и летом одним цветом.»( 2 класс, мир и природа человека).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.