Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»
Оценка 4.9

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русская литература
8 кл
30.05.2017
Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»
Внеклассное мероприятие проходит в формате литературно-музыкальной гостиной. Подготовленные группы обучающихся представляют самостоятельно собранный и систематизированный материал по следующим тематическим направлениям: • «Поэзия моя, ты из окопа..» (о поэтах и стихотворениях военной поры) • «Строка, оборванная пулей..» (о молодых поэтах, погибших на полях сражений) • «Строчки, ставшие песней..» ( о песнях, написанных в годы Великой Отечественной войны)Внеклассное мероприятие проходит в формате литературно-музыкальной гостиной. Подготовленные группы обучающихся представляют самостоятельно собранный и систематизированный материал по следующим тематическим направлениям: • «Поэзия моя, ты из окопа..» (о поэтах и стихотворениях военной поры) • «Строка, оборванная пулей..» (о молодых поэтах, погибших на полях сражений) • «Строчки, ставшие песней..» ( о песнях, написанных в годы Великой Отечественной войны)
Конспект.docx
УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия для обучающихся 8­9 кл. «Я порохом пропахнувшие строки Из­под обстрела вынес на руках...» (С. Орлов) 1. Вступление: Учитель (или подготовленный ученик) читает стихотворение  С. Орлова «Руками, огрубевшими от стали..» Сегодня мы будем говорить о поэзии военных лет, о тех строках, которые были рождены  в страшные, тяжелые для нашей страны годы. Великая Отечественная война…  Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал  голос поэтов, и пушечная канонада не могла заглушить их мысли. Многие писатели и поэты во время войны оказались в действующей армии на линии огня.  Никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу творцов. Поэзия была самым   популярным   жанром   тех   лет.   Она   много   сделала   для   того,   чтобы пробудить   у   людей   чувство   ответственности,   мужества,   поддержать   их   в трудную минуту.  Сообщение Левитана о начале войны. 2. Основная часть. Выступление подготовленных групп.  1 группа: «Поэзия моя, ты из окопа …» Фронтовые поэты, С напором свинцового шквала Ваши жизни судьба,  Ваши жизни война  рифмовала.  И едва затихало сраженье –  Атаке не вечно же длиться.   Как оно оживало   На ваших горящих страницах. (М. Сергеев. «Фронтовые поэты») А)  Советские   писатели   вошли   в  строй   сражающего   народа   с  первых   дней войны. Литература сулила передать напряженность обстановки с первых дней, когда вражеские полчища перешли нашу границу, когда решалась судьба страны, судьба народа. Уже   в   первые   дни   войны   были   написаны   стихи,   ставшие   популярными, пробудившие  желание громить врага. 22   июня   1941   года     А.   А.   Сурков     написал     одно     из     лучших     своих стихотворений –“Песня смелых” Чтение  учеником стихотворения “Песня смелых” наизусть В    начальный период войны, когда понадобилось быстро мобилизоваться и сплотиться, ситуация потребовала от поэтов ораторско – энергичного языка. Стихи становились призывом, командой, приказом  К оружью, товарищ! Ни шагу назад! Алексей Александрович Сурков, был настоящим военным корреспондентом трех   войн   ­   Гражданской,   Финской   и   Великой   Отечественной.   Его   гневные строки ложились из­под огрызка карандаша на шершавую оберточную бумагу, становясь   для   бойцов   ­   красноармейцев,   для   всего   советского   народа священными. Б)  В   грозное   лихолетье   военными   дорогами     прошел   известный   поэт Константин Симонов. На смоленской земле были написаны его лучшие стихи о войне. Одно из них – «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» В центре стихотворения   суровая   правда   и   горечь   первых   месяцев   войны,   когда   наши войска вынуждены были отступать…. Отрывок стихотворения выразительно читает подготовленный ученик Есть у Симонов стихи, которые солдаты и офицеры  носили у себя на груди, ­ носили потому, что строки эти выражали их чувства и настроение. Одним из самых известных фронтовых стихотворений К. Симонова о любви и верности является стихотворение «Жди меня». Слушаем аудиозапись стихотворения. Читает автор, К. Симонов. В) Александр Трифонович Твардовский «Василий Теркин» Поэму Т. Твардовского без преувеличения можно назвать одним из лучших произведений, написанных на фронте.  Простые и понятные каждому строки так сильно полюбились фронтовикам — под   свистом   вражеских   пуль   и   в   госпиталях   они   поднимали   боевой   дух   и вселяли веру в победу над фашистами.  В своем произведении А. Т. Твардовский рассказывает про суровые военные будни обычного русского солдата. Его образ создан с таким мастерством, что кажется, будто он списан с конкретного человека. Василий Теркин соединяет в себе все лучшие качества русского народа: бесстрашие и мужество, смекалку и острый   ум,   верность   долгу   и   любовь   к   родине.   В   какой   бы   ситуации   он   не оказался, оптимизм и веселое расположение духа не покидают его. Этот солдат все делает лихо, с молодецкой удалью — будь то преодоление вплавь зимней реки, чтобы наладить связь между разбросанными вражеской атакой по разным берегам взводами, или игра на гармони, чтобы повеселить бойцов. Однако в жизни Теркина есть место не только подвигам. Как и любой другой человек, он тоскует по родной стороне, мечтает о мирном времени…. ГЛАВА «О награде»  (инсценировка) Произведение   «Василий   Тёркин»   стало   знаменито   ещё   до   того,   как Твардовский его завершил. И мы понимаем, почему. Михаил Шолохов когда­то сказал, что люди даже во время войны должны смеяться, чтобы отвлечься от всех ужасов. Твардовский всем существом своим постиг простую истину: На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой. Не прожить, как без махорки, От бомбёжки до другой Без хорошей поговорки Или присказки какой, — Без тебя, Василий Тёркин, Вася Тёркин – мой герой, А всего иного пуще Не прожить наверняка — Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька.. В   «Книге   про   бойца»   ­   вся   правда   о   войне:   об   окружении   (глава   «Перед боем»),   о   наступлении   («Переправа»),   о   кровопролитных   боях   за   каждую деревню («Бой в болоте»). Твардовскому как патриоту всё дорого. И всю свою любовь к Отчизне он передаёт героям поэмы: И Россия ­ мать родная­ Почесть всем отдаст сполна. Бой иной, пора иная, Жизнь одна и смерть одна.            Создание «Книги про бойца» — это подвиг поэта, подвиг гражданина Твардовского, создавшего такое произведение, которое живёт и будет жить в народе долгие годы. Д) На фоне мелодии «Непрошеная война» (гр. «Основной инстинкт»):   Победу   приближали   не   только   мужчины.   Нежные,   хрупкие   девушки   и женщины   тоже   взвалили   на   себя   тяжесть   войны.  Женщины   умели   не  только ждать. Но и стоять за станком, растить детей, воевать. Они помогали раненым, подносили   снаряды,   они   были   снайперами,   лётчиками.   Они   были   солдатами. Слово их тоже было оружием. Их стихи знали, ждали. Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны». Я ушла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», Потому что имя ближе, чем «Россия», Не могла сыскать…           Судьбу   Друниной   можно   одновременно   назвать   и   трагической   и счастливой. Трагической – потому что в её юность ворвалась война, счастливой – потому что война сделала её поэтом, потому что она выжила. В   1941   году   ушла   добровольно   на   фронт   и   до   конца   войны   служила санинструктором.   В   1952   году   окончила   Литературный   институт   им.   М. Горького. Первый сборник стихов «В солдатской шинели» вышел в 1948 году. Его ядро составляли стихи военных лет. Книги «Стихи», «Разговор с сердцем», «Ветер   с   фронта»,   «Современник»,   «Тревога»   ­   это   лирический   монолог человека,   характер   которого   сформировался   в   труднейших   фронтовых испытаниях.   «Бросив   нас   в   самую   гущу   народной   трагедии,   война   сделала гражданскими даже самые интимные наши стихи», ­ писала поэтесса.       В 1975 году Юлии Друниной была присуждена Государственная премия РСФСР. Получая награду, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир».  Чтение стихотворения Ю. Друниной «Только что пришла с передовой…» Е) Женщины помогали фронту не только словом, но и песней.. К. Шульженко, Л. Русланова и многие другие артистки часто давали концерты на передовой. Их голоса, задушевные мелодии песен помогали солдатам громить врага. Видеоклип «Синий платочек». Выступление К. Шульженко. На фоне мелодии: Преданность   своему   долгу,   гражданская   самоотверженность   помогли писателям создать множество  произведений, необходимых народу.  “Ни одна армия в мире,  ­ говорил Маршал Советского Союза В.И. Чуйков, ­  не имела такой силы, как наше искусство, наша литература…”. Советская поэзия в годы   войны   переживает   особый   подъем.   Именно   в   стихах,   в   высокой эмоциональной   речи   выразилась   необычайная   сила   патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом. Стихи взывали с плакатов,   их   можно   было   увидеть   на   спичечных   коробках   и   на   обертках концентратов,   они   мелькали   на   броне   танка,   мчавшегося   в   атаку,   падали дождями   листовок   из   самолетного   люка,   пронизывали   собой   радиоэфир   и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводками Информбюро.  2 группа: «Строка, оборванная пулей…» На фоне мелодии «Ты знаешь, так хочется жить…» (гр. «Рождество»):              Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там…. А.Твардовский В   стране   в   1941   году   было   2786   писателей,   941   ушёл   на   фронт,   417   не вернулось. Пуля оборвала их песню. Не вернулся каждый третий. Это большие потери. Смотрим видеофайл «Строка, оборванная пулей..» Семён   Гудзенко,   Николай   Майоров,   Павел   Коган,   Михапл   Кульчицкий, Всеволод Багрицкий… В 41­м им было чуть больше, чем сегодня нам. Не всем суждено   было   вернуться   с   войны.   Под   Новороссийском   был   убит   поэт, лейтенант Павел Коган. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию   здоровья   был   снят   с   воинского   учёта.   Павел   писал   в   1942   году: «Только   здесь,  на  фронте,  я   понял,  какая   ослепительная,  какая   обаятельная вещь –  жизнь.  Рядом  со   смертью  это   очень  хорошо  понимается…  Я   верю  в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим!» Я патриот. Я воздух русский, Я землю русскую люблю, Я верю, что нигде на свете Второй такой не отыщу! В январе 1943 года под Сталинградом погиб М. Кульчицкий. Уральский поэт Владислав Занадворов погиб под Сталинградом. Незадолго до смерти он писал с фронта: «Я сейчас часто думаю о том, как хорошо будет после войны. Нужно так много жить, так много работать, так много любить». Стихотворение   «Ты   не   знаешь,   мой   сын,   что   такое   война!»   читает подготовленный ученик. При   выполнении   боевого   задания   в   феврале   1942   года   погиб   20­летний Всеволод Багрицкий,  сын  известного  поэта. В его  кармане  нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу… Смотрим видеоклип  «МОСКВИЧИ» Минута молчания (метроном)  3 группа «Строчки, ставшие песней..» Кто сказал, что надо бросить  Песню на войне?  После боя сердце просит  Музыки вдвойне! (В. Лебедев­Кумач «Только на фронте») а) 24 июня 1941 года нa первой полосе газеты «Известия» были опубликованы стихи  «Священная   война»   В.И.   Лебедева­Кумача.  Они   поразили руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрова. И  на другой день появилась песня.  ( смотрим видеофайл песни «Священная война», 1­й куплет ) На фоне песни ученики продолжают: Первая встреча с ней состоялась на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года. Из воспоминаний одного из исполнителей:  «Мы пели «Священную войну» для уходящих   на   фронт   бойцов,   и   все   мы   испытали   настоящее   потрясение, которое   бывает,   когда   соприкасаешься   с   художественным   произведением огромной   жизненной   правды.   Помню,   солдаты,   сидевшие   на   деревянных сундуках...,   вдруг   встали   после   первого   куплета   «Священной   войны»   и   в наступившей тишине, стоя, слушали песню…  Потом   песню   требовали   повторить   еще   и   еще,   пытаясь   подпевать, запомнить   слова,   чтобы   увезти   с   собой   вместе   с   прощальной   улыбкой матери или жены».  Так начинался славный и долгий путь песни. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Её пели всюду: на переднем   крае,   в   партизанских   отрядах,   в   тылу.   Каждое   утро   после   боя кремлевских курантов она звучала по радио.  Во   многих   документальных   произведениях   приводятся   волнующие   факты исключительного   воздействия   “Священной   войны”,   неизменно   вызывавшей прилив мужества и бесстрашия. В   воспоминаниях   бывшего   комбата   одного   из   партизанских   полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии,   захватил   вокзал,   в   одном   из   помещений   которого   находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, ­ бросил на ходу одному из партизан   командир батальона.  А в это  время шел бой, гитлеровцы  пытались отбить   помещение.  Напряжение   боя   росло.  И   вдруг   среди   ночи,  освещенной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу слова “Вставай, страна, огромная…”. Трудно даже вообразить, как это было неожиданно и кстати. Радиоприемник разносил   вдохновенные   слова   и   звуки….   Песня   прорывалась   в   промежутках между   разрывами   гранат   и   пулеметными   очередями,   ее   не   в   силах   были заглушить крики врагов. (смотрим окончание видео) б)  Особое место в поэзии военных лет принадлежит  Михаилу Васильевичу Исаковскому Миллионы людей пели, не зная имени автора “Дан приказ ему на запад”, “В лесу прифронтовом”, “Катюша” . “Враги сожгли родную хату”. Эта песня о солдате­победителе, вернувшемся в родное село, но пафос её трагичен: прошагавший пол­Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Смотрим   видеоклип   «Враги   сожгли   родную   хату»  (с   использованием военной хроники), 1­2 куплета. На фоне музыки: Потрясение   воина­победителя   огромно.   Певец   Марк   Бернес   передал   боль утраты, от потерь близких… Боль эта воспринимается как всеобщая… Это     было   первое   стихотворение   о   войне,   где   говорилось   не   о   всеобщей победе,   а о беде отдельного человека. Песня, разгромленная и запрещённая идеологической критикой той поры, долго не звучала. Возродил её актёр и певец Марк Бернес и М. В. Исаковский был ему очень благодарен за это. Продолжаем смотреть видеоклип. А самой популярной песней Исаковского стала «Катюша».  На фоне видеофайла песни «Катюша»: Все мы любим милую «Катюшу», Любим слушать, как она «поёт»: Из врага выматывает душу, А друзьям отваги придаёт…      С такими словами пели мирную, ласковую песню в подмосковных лесах суровой   зимой   сорок   первого   года,   называя   «Катюшами»   многоствольные реактивные минометы.  Складывались   всё новые  и  новые  варианты  песни,  в них  рассказывалось  о Катюше   ­   партизанке,   Катюше   –   бойце   («С   автоматом     девушка   простая»), Катюше – медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»).  С «Катюшей» связывали воины свои мечты о доме, о любимых. В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша» Подготовленная группа (а лучше все) подхватывает песню. в)  Не   менее   популярной   среди   фронтовиков   была   песня   Никиты Богословского   на   стихи   Владимира Агатова «Темная  ночь».  Обычно   она звучала в часы отдыха: кто­то дремал, кто­то негромко заводил песню... Смотрим отрывок к/ф «Два бойца». Песня «Темная ночь» г)  Среди   поэтов,     посвятивших     своё   творчество   Великой   Отечественной войне,   особо   можно   выделить  Алексея   Фатьянова.  Удивительная   песенная музыкальность,   мягкая   лиричность   интонации   были   характерны   для   поэта. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила   и   звучала   в   них   где­то   внутри   поэтической   строки»,   ­   писал   о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв­Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи». Слушаем нарезку «Песни А. Фатьянова»(презентация) Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт – фронтовик  Михаил Луконин вспоминал : «Как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел сам Фатьянов – помню слёзы на глазах Твардовского». д)  Интересна судьба песни  «Эх, дороги..»,  как   бы подытожившей события военных лет.  Авторам была заказана песня «Весна победная».  Нужна была песня о том, что свершил наш народ за долгие тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы сами не раз побывали на фронте и до этого написали немало песен на эту тему.  Композитор   Анатолий   Новиков   и   поэт   Лев   Ошанин   создали   удивительно теплую и сердечную песню – раздумье, воспоминание о пройденных путях – дорогах, об оставшихся на поле боя. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбёжкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. И  появился припев, который начинается со вздоха «Эх…» Смотрим музыкальный клип с кадрами военных лет, 1­2 куплета. На фоне мелодии: Для авторов песня «Эх, дороги..» была самой любимой. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня – воспоминание о пройденных дорогах войны. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги»  в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями». Песни   Великой   Отечественной   войны   занимают   особое   место   в   русском музыкальном творчестве. Записанные в годы тяжелых испытаний, они призывали народ к борьбе во имя Великой Победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. В своих воспоминаниях­мемуарах маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал:  “У   народа,   слабого   духом,   не   могли   родиться   такие   песни:   песни­ призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира…  И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её     снова   как   нельзя   лучше   выражали   наши   собственные   чувства,   и   мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей” Созданные   в   годы   войны   произведения   являют   собой   образцы   творчества,   подлинным   новаторским наполненного   огненным   дыханием   эпохи, устремлением и жанровым своеобразием.  3. Подведем итоги. Фронтовая поэзия – явление особенное, как сам человек на войне. Нужны были силы не просто выжить, но и побеждать. Не погубить душу и совесть. Муза поэзии оберегала и очищала души бойцов. Смотрим видеофайл «И все о той весне…» (группа «МультиКейс») Сегодня мы зажжем «Свечу памяти» … Это высокая дань уважения, дань памяти тем героям, которые дошли до Берлина и тем, которые отдали свои жизни за нашу Родину…  Вечная память павшим в этой страшной войне!  Рефлексия: Какие мысли и чувства испытываете вы сейчас?  Поделитесь ими на импровизированной «Стене впечатлений».  Оставшееся   время   на   экране   транслируем   видеоклипы   песен   на   стихи современных поэтов, например:  «Обелиск»  «Ты же выжил, солдат..»  «А закаты алые..» и другие

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»

Конспект внеклассного мероприятия «Я порохом пропахнувшие строки Из-под обстрела вынес на руках..»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017