Конспект внеурочного мероприятия "Лингвистический ринг"

  • Мероприятия
  • docx
  • 03.01.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Участники: команды 6-7 классов Цель мероприятия: - обогащение словарного запаса учащихся - воспитание любви к родному слову - воспитание культуры ответа - развитие навыка работать в группе - развитие умения анализировать высказывание Условия ринга: игра состоит из 7 раундов, каждый из которых обращен к одному из разделов науки о языке.
Иконка файла материала лингвистич ринг.docx
Лингвистический ринг Участники: команды 6­7 классов Цель мероприятия:  ­ обогащение словарного запаса учащихся ­ воспитание любви к родному слову ­ воспитание культуры ответа ­ развитие навыка работать в группе ­ развитие умения анализировать высказывание Условия ринга: игра состоит из 7 раундов, каждый из которых обращен к одному из разделов науки о языке. Ход игры: ­ Представление жюри   ­ Разминка   Раунд №1 «Звучащие слова»   Как известно, произносим мы звуки, а пишем буквы. Количество звуков и букв в слове может не совпадать. Вы, конечно, без труда догадаетесь, букв или   звуков   больше   в  слове   МЫШЬ,  ЕЛКА,  ПАЛЬМА,  ЯКОРЬ.  Вы   также знаете, что звуки могут оглушаться, как в слове ДУБ, или озвончаться, как в слове КОСЬБА. А   сейчас   я   предлагаю   вам   посчитать,   сколько   раз   встречается   звук   Ш   в предложении и написать цифру на карточке.   Жук жужжит, визжит и дрожит, уж уползает.Раунд №2 «Как строятся слова»   Слова в русском языке появляются разными путями: одни приходят из других языков, другие образуются по известным словообразовательным моделям.   ­ Придумайте как можно больше сложных слов с корнем –вед. Учтите, это вторая часть слова.   ­ Заполните таблицу по образцу   Город Курск Ярославль Псков Раунд №3  «Лексический»   Жители  города Житель  города куряне курянин         Как известно, слова бывают однозначные и многозначные, в зависимости от лексического значения они образуют синонимические ряды и антонимичные пары.   ­ Догадайтесь, какие слова пропущены в известных изречениях, построенных на основе антонимии. 1. Гора родила …. ( мышь) 2. Кто был ничем, тот станет…..(всем) 3. Как мало прожито, как….. пережито! ( много)4. Лучше быть первым в деревне, чем первым в ……(городе) 5. Мещане – лилипуты, народ ­ …….(Гулливер)   Знание   лексического   значения   слова   поможет   вам   и   употребить   его правильно.   ­   Перед   вами   слова,   обозначающие   в   старину   названия   блюд   и   названия посуды. Разделите слова на тематические группы.     ТЮРЯ                                         СЫТА (СЫТЬ) ПОЛБА                                      ЕНДОВА КАЗАН                                      БАДЬЯ БОДНЯ                                     КУРНИК ЛЕВАХА                                 КОРЧАГА ПРЯЖЕНИК                            ГАЛУШКИ КУХОЛЬ                                 ПАЛЯНИЦА КУЛИШ                                   ПУНДИКИ   Для справок:  1.     Тюря – простая еда (хлеб, сухари, покрошенные в воду с солью) 2.     Сыта – разварной мед на воде 3.     Полба – каша, крупа ( растение между пшеницей и ячменем) 4.     Ендова – широкий сосуд с носиком для разлива 5.     Казан – очень большой котел6.     Бадья – род ушата или большого ведра 7.     Бодня – кадушка с крышкой или замком, вместо сундука 8.     Курник – сдобный пирог с курицей 9.     Леваха – род пирожка либо без начинки, либо с начинкой в одном углу 10. Корчага – глиняный сосуд больших размеров, который используется для приготовления и хранения напитков 11. Пряженик – печенье в постном масле или оладьи 12. Галушки – отваренные в кипяченой вроде кусочки теста 13. Кухоль – глиняная кружка 14. Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский ( пшеничный) 15. Кулиш – жидкая пшенная каша с салом 16. Пундики – сладости   Раунд №4 «Творческий»   Но творческий он только условно. Сейчас каждая команда получит задание: исполните   частушку­вопрос.   Оценивается   только   коллективное   исполнение ( 3 балла) Вам также нужно будет сформулировать вопрос и оценить ответ. За комментарий ответа вы получите 2 балла.   1.     Не ругайте, мама с папой, Что не помогаю. Глагол трудный ПОБЕДИТЬ Я с утра спрягаю.   2.     Посмотрите, сосед ВитяСнова к маме побежал. Он не может слово ТУФЛИ Изменить по падежам.   3.     Тим фонетику не любит, Ох, сложна наука! Он не знает, в слове ЯСНЫЙ Сколько гласных звуков.   4.     Отчего же плачет Коля, Смыв все на своем пути? Просто не нашел он корень В слове простеньком УЙТИ   Раунд №5 «Синтаксический»   ­ Постройте простое предложение, включив в него слово:   презентация   менталитет   санкция   консенсускоммуникабельный Внимание!  В  предложении  должно  быть  не  менее  5  слов  самостоятельных частей   речи.  За  это   задание   вы   получите  2  балла.  А   вот   если   слов   будет больше,   за   каждое   «лишнее»   слово   вы   получите   0,5   балла.   Значит,   чем длиннее, тем лучше! Раунд №6 «Сообразительный» Для каждой строчки подберите такое сочетание букв, чтобы первое слов им заканчивалось, а второе с него начиналось. За каждую строчку 2 балла. Например: ДУР ЛАМ КАР САЛ БУЛ СТА ПРО АЗБ ПОЛ   МАН                 ГАЛ САЖ КАД ЦИЯ РИЯ АВА УЛИ ЗКА ДОК Раунд №7«Кот в мешке» Делайте ставки! Если задание будет выполнено правильно, мы добавим вам эти баллы, в противном случае – вычтем. 1.     Не помните ли вы, как образовалось слово НЕДЕЛЯ? 2.      Это название игры пришло к нам из персидского языка и в буквальном переводе означает «король умер». Назовите эту игру.3.     Часто в конце письма мы видим буквы P.S. Что они означают? 4.      Как вы думаете, каково значение элемента ХРОН? ( вспомните слова ХРОНИКА, ХРОНОМЕТР, ХРОНОЛОГИЯ, СИНХРОННЫЙ)     5.      Слово ЗЕФИР многозначное. Может, вы вспомните два значения этого слова? 6.     Одно и то же имя в разных языках звучит неодинаково. Например, Анна по­русски и Энн по­английски. А вот древнееврейское имя Йоханаан у греков трансформировалось в Иоанн, у русских – в Иван, у армян – в Ованес. Как будет звучать это имя по­французски?   А   пока   жюри   подводит   итоги,   мне   хотелось   бы   пожелать   вам   почаще совершать путешествие в мир слова. И тогда тайны языка откроются вам. Вы узнаете, что пирожное наполеон получило свое название вовсе не во Франции, как   можно   было   бы   предположить,   а   в   России,   когда   к   100­летию Отечественной   войны   1812   года   кондитеры   испекли   пирожное   в   виде треугольника.   И,   возможно,   удивились   бы,   узнав,   что   жителей   Камчатки вопреки всем правилам называют камчадалами. И научились бы по только по сочетанию звуков определять принадлежность слова к определенному языку. Помните   БАГАЖ,   ВОЯЖ,   ФУРАЖ,   ПЕСОНАЖ?   Конечно,   суффикс   –аж «выдает» французские слова. ­ Слово жюри