Участники: команды 6-7 классов
Цель мероприятия:
- обогащение словарного запаса учащихся
- воспитание любви к родному слову
- воспитание культуры ответа
- развитие навыка работать в группе
- развитие умения анализировать высказывание
Условия ринга: игра состоит из 7 раундов, каждый из которых обращен к одному из разделов науки о языке.
лингвистич ринг.docx
Лингвистический ринг
Участники: команды 67 классов
Цель мероприятия:
обогащение словарного запаса учащихся
воспитание любви к родному слову
воспитание культуры ответа
развитие навыка работать в группе
развитие умения анализировать высказывание
Условия ринга: игра состоит из 7 раундов, каждый из которых обращен к
одному из разделов науки о языке.
Ход игры:
Представление жюри
Разминка
Раунд №1 «Звучащие слова»
Как известно, произносим мы звуки, а пишем буквы. Количество звуков и
букв в слове может не совпадать. Вы, конечно, без труда догадаетесь, букв
или звуков больше в слове МЫШЬ, ЕЛКА, ПАЛЬМА, ЯКОРЬ. Вы также
знаете, что звуки могут оглушаться, как в слове ДУБ, или озвончаться, как в
слове КОСЬБА.
А сейчас я предлагаю вам посчитать, сколько раз встречается звук Ш в
предложении и написать цифру на карточке.
Жук жужжит, визжит и дрожит, уж уползает. Раунд №2 «Как строятся слова»
Слова в русском языке появляются разными путями: одни приходят из других
языков, другие образуются по известным словообразовательным моделям.
Придумайте как можно больше сложных слов с корнем –вед. Учтите, это
вторая часть слова.
Заполните таблицу по образцу
Город
Курск
Ярославль
Псков
Раунд №3 «Лексический»
Жители города
Житель города
куряне
курянин
Как известно, слова бывают однозначные и многозначные, в зависимости от
лексического значения они образуют синонимические ряды и антонимичные
пары.
Догадайтесь, какие слова пропущены в известных изречениях, построенных
на основе антонимии.
1. Гора родила …. ( мышь)
2. Кто был ничем, тот станет…..(всем)
3. Как мало прожито, как….. пережито! ( много) 4. Лучше быть первым в деревне, чем первым в ……(городе)
5. Мещане – лилипуты, народ …….(Гулливер)
Знание лексического значения слова поможет вам и употребить его
правильно.
Перед вами слова, обозначающие в старину названия блюд и названия
посуды. Разделите слова на тематические группы.
ТЮРЯ СЫТА (СЫТЬ)
ПОЛБА ЕНДОВА
КАЗАН БАДЬЯ
БОДНЯ КУРНИК
ЛЕВАХА КОРЧАГА
ПРЯЖЕНИК ГАЛУШКИ
КУХОЛЬ ПАЛЯНИЦА
КУЛИШ ПУНДИКИ
Для справок:
1. Тюря – простая еда (хлеб, сухари, покрошенные в воду с солью)
2. Сыта – разварной мед на воде
3. Полба – каша, крупа ( растение между пшеницей и ячменем)
4. Ендова – широкий сосуд с носиком для разлива
5. Казан – очень большой котел 6. Бадья – род ушата или большого ведра
7. Бодня – кадушка с крышкой или замком, вместо сундука
8. Курник – сдобный пирог с курицей
9. Леваха – род пирожка либо без начинки, либо с начинкой в одном углу
10. Корчага – глиняный сосуд больших размеров, который используется для
приготовления и хранения напитков
11. Пряженик – печенье в постном масле или оладьи
12. Галушки – отваренные в кипяченой вроде кусочки теста
13. Кухоль – глиняная кружка
14. Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский ( пшеничный)
15. Кулиш – жидкая пшенная каша с салом
16. Пундики – сладости
Раунд №4 «Творческий»
Но творческий он только условно. Сейчас каждая команда получит задание:
исполните частушкувопрос. Оценивается только коллективное исполнение
( 3 балла) Вам также нужно будет сформулировать вопрос и оценить ответ. За
комментарий ответа вы получите 2 балла.
1. Не ругайте, мама с папой,
Что не помогаю.
Глагол трудный ПОБЕДИТЬ
Я с утра спрягаю.
2. Посмотрите, сосед Витя Снова к маме побежал.
Он не может слово ТУФЛИ
Изменить по падежам.
3. Тим фонетику не любит,
Ох, сложна наука!
Он не знает, в слове ЯСНЫЙ
Сколько гласных звуков.
4. Отчего же плачет Коля,
Смыв все на своем пути?
Просто не нашел он корень
В слове простеньком УЙТИ
Раунд №5 «Синтаксический»
Постройте простое предложение, включив в него слово:
презентация
менталитет
санкция
консенсус коммуникабельный
Внимание! В предложении должно быть не менее 5 слов самостоятельных
частей речи. За это задание вы получите 2 балла. А вот если слов будет
больше, за каждое «лишнее» слово вы получите 0,5 балла. Значит, чем
длиннее, тем лучше!
Раунд №6 «Сообразительный»
Для каждой строчки подберите такое сочетание букв, чтобы первое слов им
заканчивалось, а второе с него начиналось. За каждую строчку 2 балла.
Например:
ДУР
ЛАМ
КАР
САЛ
БУЛ
СТА
ПРО
АЗБ
ПОЛ
МАН
ГАЛ
САЖ
КАД
ЦИЯ
РИЯ
АВА
УЛИ
ЗКА
ДОК
Раунд №7«Кот в мешке»
Делайте ставки! Если задание будет выполнено правильно, мы добавим вам
эти баллы, в противном случае – вычтем.
1. Не помните ли вы, как образовалось слово НЕДЕЛЯ?
2. Это название игры пришло к нам из персидского языка и в буквальном
переводе означает «король умер». Назовите эту игру. 3. Часто в конце письма мы видим буквы P.S. Что они означают?
4. Как вы думаете, каково значение элемента ХРОН? ( вспомните слова
ХРОНИКА, ХРОНОМЕТР, ХРОНОЛОГИЯ, СИНХРОННЫЙ)
5. Слово ЗЕФИР многозначное. Может, вы вспомните два значения этого
слова?
6. Одно и то же имя в разных языках звучит неодинаково. Например, Анна
порусски и Энн поанглийски. А вот древнееврейское имя Йоханаан у греков
трансформировалось в Иоанн, у русских – в Иван, у армян – в Ованес. Как
будет звучать это имя пофранцузски?
А пока жюри подводит итоги, мне хотелось бы пожелать вам почаще
совершать путешествие в мир слова. И тогда тайны языка откроются вам. Вы
узнаете, что пирожное наполеон получило свое название вовсе не во Франции,
как можно было бы предположить, а в России, когда к 100летию
Отечественной войны 1812 года кондитеры испекли пирожное в виде
треугольника. И, возможно, удивились бы, узнав, что жителей Камчатки
вопреки всем правилам называют камчадалами. И научились бы по только по
сочетанию звуков определять принадлежность слова к определенному языку.
Помните БАГАЖ, ВОЯЖ, ФУРАЖ, ПЕСОНАЖ? Конечно, суффикс –аж
«выдает» французские слова.
Слово жюри
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.