Конспект внеурочного занятия по русскому языку
Оценка 4.7

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
07.11.2017
Конспект внеурочного занятия по русскому языку
материалы представляют конспект внеурочного занятия по риторике. К сожалению, учебный план не позволяет вести подобные занятия в рамках урочной деятельности. Потому возможно вести курс внеурочной деятельности по программе "Азбука общения". Подобный курс формирует у школьников коммуникативные навыки, помогают адаптироваться в социуме, научит правильно использовать речевые формулы для определённой речевой ситуации, выразить свое коммуникативное намерение. Мною представлен конспект лишь одного занятия из всего курса.
Приходько КОНСПЕКТ занятия Учу ребёнка.docx
КОНСПЕКТ занятия элективного предмета «Азбука общения» в 6 классе (предметная область «Риторика») Наименование   ОУ:  муниципальное   общеобразовательное   учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Свободного ФИО автора: Приходько Татьяна Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Краткая аннотация: Конспект   занятия   составлен   и   разработан   мною   в   соответствии   с требованиями   ФГОС   ООО   для   учащихся   экспериментального   класса   по введению   ФГОС.   Изучение   занятия   проводится   в   рамках   внеурочной занятости   учащихся.   Занятие   предполагает   использование   методов проблемно­диалогической технологии, ИКТ, интерактивных методов с целью создания условий для учебного взаимодействия «учитель­ученик». Разработка занятия   составлена   с   учётом   методических   рекомендаций   к   учебнику «Школьная   риторика:   6   класс.   В   2­х   частях»   (под   редакцией Т.А.Ладыженской). Тема занятия «Искусство быть другим» Цель:  создание   условий   для   формирования   толерантного   отношения школьников к людям путём решения ситуаций в процессе речевого общения Задачи: образовательная:  сформировать   представление   о   толерантности,   альтруизме   в   жизни людей; развивающие:  развивать   регулятивные   универсальные   учебные   действия   к мыслительным операциям (анализировать, сравнивать, делать выводы, строить монологические высказывания);  развивать   личностные   действия шестиклассников (способность понимать, любить людей, выражать, своё доброе отношение к ним);   универсальные   учебные воспитательная:  воспитывать активную личность, желание поделиться своими мыслями через участие в диалоге с учителем и одноклассниками. Предполагаемые результаты: Предметные:  ученик   усвоит   морально­этические   понятия,   необходимые   для   общения (сострадание, сочувствие, эмпатия, альтруизм);  речевые формулы, способствующие установлению диалога; УУД:  регулятивные: Ученик  научится основным общеучебным действиям (самостоятельно ставить цель занятия, анализировать, сравнивать речевые ситуации, обобщать и делать выводы);  познавательные: Ученик   ознакомится с правилами альтруиста;  личностные: Ученик  научится   выражать   доброе   отношение   к   людям   разными   способами: говорить комплименты, выражать словесную благодарность, с помощью мимики и жестов;  коммуникативные: Ученик  научится выражать своё мнение в диалоге, договариваться о правилах речевого поведения и следовать им. Оборудование:  Веб­камера, компьютерная презентация, раздаточный материал для учащихся, дополнительная литература («Книга советов» Д. Карнеги, «Война и мир» Л.Н. Толстого   (т.1,   ч.1,   гл.17),   «Чучело»   В.   Железникова   (гл.5),   стихотворение Ф.И. Тютчева, сочинения учеников). Технологическая карта занятия Этапы занятия Цель  Мотивация к  учебной  деятельности (2 мин.) Создание условий  для возникновения у учащихся  внутренней  потребности  включения в  учебную  деятельность Методы и приёмы, способствующие достижению цели Метод  «побуждающего  диалога» проблемно­ диалогической  технологии Выявление уровня  знаний учащихся,  необходимого для  открытия нового  знания Актуализация  знаний,  постановка  учебной задачи, пробное  действие (5 мин.) ­ Проблемная  ситуация; ­ индивидуальный и  фронтальный опросы; ­ проведение  анкетирования  (предварительно)  среди учащихся Содержание деятельности учителя ­ Читает отрывок из  стихотворения Ф.И.  Тютчева: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся, ­ И нам сочувствие даётся, Как нам даётся  благодать… ­ Задаёт вопросы, побуждая  к формулировке учащимися темы и цели занятия: ­ Как вы понимаете слова  русского поэта? ­ О чём сегодня пойдёт  речь на нашем занятии? ­ Сформулируйте цель. Создаёт проблемную  ситуацию: ­ Создайте письменное  определение выражению  «искусство общения». ­ Разъясните понятия  «сострадание»,  «сочувствие», «эмпатия»,  «альтруист». ­ Почему мы испытываем  и какие затруднения? Содержание деятельности учащихся Слушают  стихотворение,  читаемое учителем Отвечают на  вопросы, высказывая своё мнение, строят  собственное  суждение Формирование УУД Регулятивные: ­уметь оформлять  свои мысли в устной  форме; ­уметь ставить цель Коммуникативные: ­высказывать  собственное  суждение в диалоге Отвечают письменно и индивидуально  (пробное действие). Отвечают устно на  вопросы,  высказывают своё  мнение.  Формулируют  проблему,  затруднения. Регулятивные: ­строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленным  вопросом; ­ выдвигать гипотезы и их обосновывать,  используя в качестве доказательств  речевые ситуации из  жизни; ­ анализировать и Открытие  новых знаний (8 мин.) Формирование  представления о  толерантном  отношении к людям  как искусстве  общения Метод «подводящего  диалога» проблемно­ диалогической  технологии Учитель предлагает  прослушать результаты  анкетирования по тем же  вопросам Учитель читает отрывки с  разными речевыми  ситуациями, в которых  герои по­разному ведут себя по отношению к людям  (например, отрывки из  гл.17, ч.1,т.1 «Войны и  мира» Л.Толстого; из  повести В.Железникова  «Чучело»). ­ Сравните героев. О ком  из них  можно сказать,  что у него талант, дар  общения? ­ Почему? ­ Сформулируйте, обсудив  в парах, определение  «искусство общения» и  других понятий, данных в  начале урока Подготовленный  ученик рассказывает о результатах  анкетирования, им  же проведённого в 6  классах. Остальные учащиеся слушают  аналитическую  информацию. Слушают отрывки,  сравнивают героев,  отвечают на вопросы Договариваются в  процессе  обсуждения в паре о  едином понимании  смысла речевого  понятия. Публично  озвучивают своё  определение,  сформулированное  делать выводы. Коммуникативные  и личностные: ­ рассуждать на  заданную морально­ этическую тему; ­ сотрудничать в  поиске и выборе  информации; ­ уметь слушать и  понимать  собеседников. Регулятивные: ­анализировать  отрывки; ­ сравнивать  персонажей; ­ делать выводы; ­ строить  монологические  высказывания; ­ оформлять свои  мысли в письменной  форме. Коммуникативные: ­ участвовать в  диалоге; ­ рассуждать,  взаимодействовать и  договариваться. Личностные: ­ развивать  способность  оценивать свои  поступки и поступки Первичное  осмысление  нового знания и его  проговаривание (3 мин.) Осмысление новой  информации,  сравнение с  эталоном,  проведение  коррекции Самостоятельная  работа Самопроверка по  эталону Закрепление  нового знания (5 мин.) Организация  учебной  деятельности для  совершенствования  навыков оценки  личностных качеств  по критерии  Метод «подводящего  диалога» парой. Сравнивают с  эталоном свои  определения и  делают  корректировку в  тетрадях других людей на  основе критерия  способности к  состраданию. Регулятивные: ­ вносить  необходимые  коррективы в  действие, после его  завершения на  основе его оценки и  учёта характера  сделанных ошибок. Личностные: ­ способность к  самооценке на  основе критерия  успешности учебной  деятельности. Высказывают свои  предположения. Отвечают на  вопросы Регулятивные: ­ строить  собственные  умственные  суждения,  предположения. Личностные: Демонстрирует слайд с  точным определением  понятий из толкового  словаря Ожегова (эталон): ­ Сострадание – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого  человека. ­ Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому  чувству, участие. ­ Эмпатия – умение  видеть мир глазами  других, понимать его так  же, как они. ­ Альтруист – человек,  готовый бескорыстно  действовать на пользу  другим, не считаясь со  своими личными  интересами.  Противоположность –  эгоист. Ставит учебные задачи: ­ Послушайте текст  «Карлик жил на 20  этаже. Каждый день он  поднимался до 10 этажа,  а оттуда шёл пешком». ­ Почему? Поставьте себя способности к  сочувствию и  пониманию Метод «проблемного  вопроса» Метод «подводящего  диалога» ­ способность  понимать и  оценивать. Коммуникативные: ­ уметь высказывать  собственное мнение  с учётом позиций  других. на место персонажа  маленького роста и  увидеть мир его глазами, а  мы обычно делаем  наоборот: ставим кого­то  на своё место. Читает стихотворение  Пушкина «Элегия» (со слов  «Но не хочу, о други,  умирать !» ­ У Пушкина жить – это  мыслить и страдать.  Объясните, почему поэт  ставит рядом эти слова. ­ Сравните испытание  боли, страха, голода  животным и человеком? ­ Как вы думаете, о ком из них можно сказать  «страдает»? ­ Почему? Учитель обобщает: ­ Страдание делает  человека способным к  сопереживанию, ведь мы  понимаем, что так  страдать может и другой человек.Это заставляет  нас делать то, на что  способен человек: лечить,  ужинать, любить,  уступать, жертвовать,  даже отдавать свою  жизнь и всё это во имя  жизни. Животное мучается,  человек страдает.  Потому человек  мыслит, он глубоко  чувствует людское  горе, он видит зло.  Животное действует рефлексивно.  Страдание –  просветлённое  разумом мучение. Первичное  применение  нового знания (3 мин.) Создание условий  для первичного  применения нового  знания Интерактивные  методы  (разыгрывание  речевых ситуаций,  игра) Рефлексия (10 мин.) Создание условий  для фиксирования  новых знаний Работа в группах ­ Можно ли научиться  сочувствию? Развить в  себе способность к  состраданию? Предлагает разыграть  ситуации (этюд «Чужая  роль): ­ улыбнитесь как  улыбается вежливый  японец, мать ребёнку,  собака своему хозяину, кот на солнышке; ­ не сходя со стула,  посидите так, как сидит  наказанный Буратино,  наездница на лошади,  побитая собака; ­ выразите своё доброе  отношение к подруге,  учителю, продавцу в  магазине мимикой,  жестами, говоря  комплименты. Организует игру «Кто  больше знает речевых  формул благодарности,  извинения?» Ставит учебную задачу: составить свою модель  свода правил альтруиста,  работая в группах Участвуют в  разыгрывании  ситуаций Личностные: ­ способность  действовать в  речевых ситуациях с  учётом речевых  установок; ­ способность  выхода из заданной  ситуации. Регулятивные: ­ организовать  деятельность по  предложенному  способу. Обсуждают в группе правила, составляют свою модель свода  правил Публично  представляют  Коммуникативные: ­ способность  договариваться с  учётом мнений в  группе; ­ публично  афишировать результат групповой работы (работы  проецируются через  веб­камеру) Письменно  выполняют задания,  заканчивая начатые  утверждения Выбирают одно из  домашних заданий результат групповой  учебной  деятельности; ­ уметь слушать и  воспринимать  устную информацию. Регулятивные: ­ формулировать  умозаключения в  письменной речи; ­составлять план  учебных действий. Регулятивные: ­ способность  оформлять свои  мысли в письменной  речи; ­ оценивать свои  действия на уровне  адекватной оценки. Личностные: ­ способность к  самооценке на  основе критерия  результатов учебной  деятельности Регулятивные: ­ составлять текст  сочинения­ рассуждения на  основе жизненного  опыта; ­ составлять личные  записи в личном  дневнике на основе  Раздаёт карточки с  заданием  – Оцените свою учебную  деятельность на  сегодняшнем уроке,  закончив следующие  утверждения: ­ Сегодня на уроке я  узнал… ­ Сегодня на уроке я  понял… ­ Сегодня на уроке я  научился Заключительно слово  учителя (демонстрирует  слайды с отрывками из  литературных текстов): «Самого главного глазами  не увидишь…», «зорко одно лишь сердце» ­ Как следует понимать  данное высказывание  Самооценка  (2 мин.) Организация  условий для  самооценки  учащимися уровня  усвоения новых  знаний Приём  «незаконченного  предложения»  технологии  критического  мышления Подведение итогов Дифференцированные задания Подведение  итогов,  домашнее  задание (2 мин.) жизненных  наблюдений. Коммуникативные: ­ устанавливать  взаимодействие с  людьми; ­ строить диалог. Личностные: ­ готовность  сопереживать и  понимать. персонажа из сказки  Сент­Экзюпери  «Маленький принц»? ­ Научиться любить людей – это трудно, но  возможно. Известный  психолог Вл.Леви  предлагает такой способ:  добровольно войти в роль  альтруиста. Домашнее задание:  посвятите один день  какому­то делу не себе, а  другому человеку, при  этом не ждите  благодарности. ­ Сравните пережитое  состояние с обычным,  делайте запись ваших  наблюдений в личный  дневник или напишите  сочинение – рассуждение  «Можно ли научиться  состраданию?» (задания  на выбор)

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку

Конспект внеурочного занятия по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017