Конспект внеурочного занятия по русскому языку "Портрет современного выпускника" («Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы»)
Оценка 4.9

Конспект внеурочного занятия по русскому языку "Портрет современного выпускника" («Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература +1
9 кл
23.04.2018
Конспект внеурочного занятия по русскому языку "Портрет современного выпускника" («Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы»)
Откр.мет.день 17.11.17..doc

 Приложение №1

 

Группа 1

Подробное изложение требует воссоздания исходного текста в той же композиционной форме, не упуская деталей содержания текста. Значит необходимо полно воспроизвести содержание исходного текста. Для этого нужно понять основную мысль текста, основные факты и их последовательность, определить стилистическую принадлежность текста.

Сжатое изложение передаёт содержание исходного текста кратко и обобщённо.

Для этого нужно:

1) выделить главное;

2) отбросить подробности, не имеющие большого значения для раскрытия основной мысли текста;

3) обобщить конкретные, единичные явления, детали, предметы первичного текста для использования в сжатом изложении.

При анализе такого текста важно отметить тот минимум языковых средств, с помощью которых ученики могут кратко и ярко передать основное содержание отрывка. Во время вторичного чтения детьми фиксируются факты, относящиеся к основному содержанию текста. Дети записывают отдельные слова, словосочетания и предложения не в тетрадь, а на листочек и используют его затем в качестве черновика.

Памятка к написанию сжатого изложения:

1.Прслушать текст, сформулировать основную мысль.

2.Выделить в тексте части.

3.Определить, какие части текста можно исключить.

4.Составить план.

5.В каждой части найти главное.

6.Изложить каждую часть кратко.

7.Перечитать написанный текст.

Приложение №2

Группа 2

Главная задача сжатого изложения - научиться кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции.

Для того чтобы научиться писать сжатое изложение, необходимо понимать, какие умения необходимы при выполнении этой работы.

Сжатое изложение проверяет:

·         умение слушать, т.е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

·         умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное, сокращая текст различными способами;

·         умение правильно, связно и последовательно передавать обработанную информацию, используя языковые средства обобщённой передачи информации.

Данные умения будут востребованы и на других уроках, а также в профессиональной деятельности каждого человека.

Сжатое изложение позволяет учащимся продемонстрировать умение работать с информацией, не допуская ее искажений. При проверке этой части работы анализируются следующие умения:

·         понимать логику деления текста на абзацы и воспроизводить композицию (структуру) звучащего текста (абзацное деление зависит от стиля текста и типов речи, используемых в нем; от цели автора);

·         передавать последовательность рассуждений автора;

·         выделять главное в каждом фрагменте (микротеме) и отбрасывать второстепенное.

При написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

При написании сжатого изложения необходимы следующие коммуникативно - речевые умения:

·         умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

·         умение сокращать текст разными способами;

·         умение правильно и логично излагать свои мысли,

·         умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Приложение №3

Группа 3

Сочинение-описание

Сочинение-описание начинается обычно с передачи общего впечатления, а затем раскрываются существенные признаки того или иного явления. Последовательность выделения этих признаков достаточно свободна и определяется отношением автора сочинения к факту, материалу, литературному явлению, событию. Ключевое значение имеет в сочинении-описании правильный выбор изобразительно-выразительных средств.

 

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение имеет более устойчивую композицию, оно, как правило, трёхчастно, так как основано на аргументации какого-то тезиса. Цель сочинения-рассуждения – доказать правильность главной мысли. В первой части высказывается общее положение – тезис. Во второй – приводятся доказательства, подтверждающие основную мысль. В третьей, заключительной части, формулируются выводы.

Отсюда традиционная композиция сочинений-рассуждений:

1.                            I. Тезис (основная мысль сочинения).

2.                            II. Доказательства (аргументы):

а) …

б) …

в) …

III. Заключение о правильности тезиса (вывод).

 

Сочинение-повествование

Этот тип сочинений предполагает повествование о событии, развёртывающемся во времени. При этом важны начало события (завязка), наибольшее напряжение в его развитии (кульминация – та часть события, которая требует после себя возникновения новых отношений между участниками события) и результат, финал события (развязка).

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

 

Сжатое изложение (компрессия текста) — особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспрИнятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!
— Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред.
— Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом еще: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чье знакомство с «Гамлетом» — вы, Монтэг, конечно, хорошо знаете это название, а для вас, миссис Монтэг, это, наверно, так только, смутно знакомый звук, — так вот, немало было людей, чье знакомство с «Гамлетом» ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей». Понимаете? Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий. Сокращайте, ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту все уже испарилось из памяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! – руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные бесполезные мысли!..


Скачано с www.znanio.ru

Приложение №1 Группа 1 Подробное изложение требует воссоздания исходного текста в той же композиционной форме, не упуская деталей содержания текста

Приложение №1 Группа 1 Подробное изложение требует воссоздания исходного текста в той же композиционной форме, не упуская деталей содержания текста

Приложение №2 Группа 2 Главная задача сжатого изложения - научиться кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в…

Приложение №2 Группа 2 Главная задача сжатого изложения - научиться кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в…

Приложение №3 Группа 3 Сочинение-описание

Приложение №3 Группа 3 Сочинение-описание

Приложение №4 Сжатое изложение (компрессия текста) — особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспрИнятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания

Приложение №4 Сжатое изложение (компрессия текста) — особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспрИнятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания

Приложение №5 Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни

Приложение №5 Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018