Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Оценка 4.6

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
27.04.2017
Конспект занятия элективного курса  по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Занятие построено с использованием квест-технологии в форме виртуальной экскурсии . Задания предполагают разные формы организации деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Основной методы - проблемно-поисковый с развитием критического мышления. данный материал поможет обучающимся подготовиться к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку (задание 15.3)
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе.docx
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе.  сформировать  у   школьников сочинения­   навыки   написания   ТЕМА  занятия:   «Подготовка   к   написанию   сочинения­рассуждения     на  этическую тему (задание 15.3)». Цель: рассуждения на морально­этическую тему (задание 15.3). Задачи: образовательные:   расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся   о   типах   речи,   изобразительно­выразительных   средствах   языка, предупреждение речевых ошибок; развивающие:   развитие   творческой,   речевой   и   мыслительной   активности,   интереса   к предмету   на   основе   языковых   впечатлений,   формирование   умения   проводить композиционно­содержательный   анализ   исходного   текста   и   на   этой   основе   отбирать материал для собственного речевого высказывания; воспитывающие: формирование личностных качеств учащихся;                                     Технология: квест Методы обучения: проблемно­поисковый, сравнительный анализ информации. Организационные   формы:  беседа,   групповая   работа,   индивидуальная   работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся. Средства   обучения:  доска,   памятки,   толковые   словари,   словарь   синонимов,   словарь антонимов. Приёмы   активизации   мыслительной   деятельности   учащихся:  анализ   учебной информации,   раскрытие   межпредметных   связей   между   русским   языком,   историей, литературой.   Выдвижение   гипотез.   Анализ   текста,   составление   алгоритма   написания сочинения­рассуждения задания 15.3  Технологическая карта урока 1 № п/п 1. Этап занятия Оргмомент 2. Мотивация Целеполагание 3. Актуализация.  4. Открытие новых  знаний.  6. 7. Рефлексия. Домашнее  задание.  Содержание, формы и методы деятельности Приветствие, эмоциональный  настрой  Формулирование темы и цели  занятия обучающимися Фронтальный опрос. Повторение  лингвистических понятий:  изобразительно­выразительные  средства, синонимы, правописание  приставок, словосочетание, СП. Практикум: самостоятельная работа  по языковому анализу текста Алгоритм работы над сочинением.  Повторение речеведческих понятий:  типы речи, основные элементы  сочинения­рассуждения Лексическая работа в группах: аналитическая работа со словарями:  «Толковым словарем», «Словарем  синонимов», информацией из  Википедии и т.д.  Развитие речи. Индивидуальные  сообщения о произведениях  искусства литературы, музыки,  кинематографа. Первичное закрепление знаний.  Коллективная  работа с  видеоматериалом Итоги урока. Сочинение 15.3 Деятельность обучающихся Проверка готовности к уроку Анализ высказывания известных людей,  выявление общей темы. Постановка учебных и личностных задач Ответы на поставленные вопросы. Решение тестовых заданий по тексту,   взаимопроверка. Составление опорной схемы сочинения­ рассуждения на морально­этическую  тему  Выразительное чтение, определение  основной мысли. Сбор информации в разных источниках  по теме, составление кластера. Публичная речь обучающихся по теме.   Составление устного высказывания по  представлению о представленных  произведениях искусства (аргумент на  основе жизненного опыта). Высказывания учащихся о полученных  знаниях Написание сочинения с использованием  собранного на занятии материала Ход урока. I. Организационный момент. 1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на работу.  II. Мотивация, целеполагание. 1) Работа с эпиграфом к занятию Человек бывает человеком только благодаря размышлению.  Пьер Буаст В ходе беседы обучающиеся определяют содержание деятельности занятия ­ работа по  развитию речи над рассуждением. 2) Далее учащимся предлагается выразительно прочитать высказывания известных людей, и определить тему, на которую им предстоит рассуждать на занятии:  1. Искусство есть заражение чувствами других людей. Л.Н. Толстой  2. Дело художника — рождать радость. К.Г. Паустовский 2 3. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и  обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро 3)   Формулирование   обучающимися   темы   занятия,   постановка   цели   и   задач   занятия: научиться   создавать  высказывание,   содержащее   рассуждения   на   тему   «Что   такое настоящее   искусство?»   (задание   15.3);   развивать   свою   речь,   собрать   материал   для собственного сочинения на заданную тему. 4) Запись даты, темы занятия: Сочинения­рассуждения  на тему «Что такое настоящее  искусство?» (задание 15.3) Произведения искусства хранятся в музеях и коллекциях, но наша задача исследовать это понятие,   а   исследования   проводятся   в   лабораториях,   поэтому   предлагаю   вам   сегодня виртуальному квест­экскурсию по интерактивному музею Речеведения, где нам предстоит и   серьезная   исследовательская   работа   и   одновременно   приобщение   к   искусству.   Вот путеводитель нашей экскурсии, в каждом зале нам предстоит решение каких­либо задач (квестов), которые приведут нас к нужному результату. 1.  Касса   музея  (повторение):  повторить   изобразительно­выразительные   средства   речи, стилистические синонимы, виды подчинительной связи в словосочетаниях,  правописание приставок, СП. 2.   Практическая   лингвистика   (тест):  выполнить   индивидуально   тестовую   работу   по тексту. Провести взаимопроверку.  3. Зал красноречия (опорная схема): составлить опорной схемы сочинения­рассуждения. 4.   Библиозал   (словарная   работа):  выразительно   прочитать   произведения   известных поэтов. Провести исследование, собрать материал для определения понятия «искусство», синонимы к слову, прилагательные, глаголы. 5.   Картинная   галерея   (выступление   подготовленных   учащихся,   эмоциональное восприятие   произведений   искусства):  прослушать   сообщения,   познакомиться   с произведениями искусства. 6 . Творческая мастерская (развитие речи): работа над высказыванием. III. Актуализация знаний.  1 квест. Касса музея    . Повторение. Пропускным билетом в музей является знание лингвистического материала. Блиц­опрос по карточкам.  Дайте   определение   изобразительно­выразительным   средствам:   эпитет,   метафора, сравнение, фразеологизм. Что такое стилистические синонимы? Расскажите о правописании приставок  Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете? Назовите  средства связи в ССП Оценивание: ставят плюс те, кто правильно ответил Теперь вы готовы пройти тест по тексту, работаем индивидуально.  2 квест. Зал практической лингвистики. Тест. Выполнить индивидуально тестовую работу по тексту. Провести взаимопроверку.  Мини­тест по тексту. (1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование. (3)Забыться было невозможно. (11)Она бродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.(12)Увидев глобус, Лина догадалась: Планетарий. (13) Она пошла вовнутрь здания, купила билет.  3 (20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария   появились   кинокадры:   представление   древних   людей   о   строении   мира, портреты Галилея, Джордано Бруно. (26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда­ то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка. (27) Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29) Нет, не для   умирающих   лебедей   была   написана   эта   музыка.   (30)Музыка   звёзд,   музыка   вечной жизни, она, как свет, возникла где­то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго­ долго летела, может, дольше, чем звёздный свет. (31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле. (34)Музыка уже   разлилась   по   всему   небу,   она   достигла   самой   далёкой   звезды   и   грянула   на   весь необъятный поднебесный мир. (35)Лине хотелось рвануться и крикнуть: – (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас! (37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание: – (38)Жить! (39)Жить! (По В. П. Астафьеву)* * Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский  писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов. 1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в  сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование. 2) И вдруг купол над ней зацвёл звёздами.  3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где­то в глубинах  мироздания. 4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и  грянула на весь необъятный поднебесный мир. 2.Из предложений 33–36 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.  Ответ: ___________________________. 3.. Замените разговорное слово «рвануться» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ___________________________. 4..     Замените   словосочетание «звёздный   свет»,   построенное   на   основе   согласования, синонимичным   словосочетанием   со   связью управление. Напишите   получившееся словосочетание.    Ответ: ___________________________. 5.  В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите   цифру,   обозначающую   запятую   между   частями   сложного   предложения, связанными сочинительной связью. И вдруг купол над ней зацвёл звёздами,(1) и откуда­то с высот,(2) нарастая,(3) ширясь и крепчая,(4)полилась музыка. Она даже знала,(5) что это музыка Чайковского,(6) и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу,(7) подстерегающую их. Ответ: ___________________________. Проводим   взаимопроверку   правильный ответ – 1 балл. 1. 3   с   использованием   ключей,   оцениваем:   каждый 4 2. разлилась 3. встать 4. свет звезд  5. 1  3  квест. Зал красноречия. Составление опорной схемы сочинения­рассуждения. Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо ­ у нее должно быть  тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг  другу и соответствовать целому. Платон  1. Вопросы классу:  ­ Как вы понимаете смысл высказывания? Что мы с вами должны вспомнить? (Схему построения сочинения­рассуждения – композицию) 2. Задания группам. Соберите опорную схема сочинения­рассуждения, используя задания. 1 группа: составьте схему на доске, отобрав нужные понятия (тезис, описание,  эпитет, аргументы, текст, вывод) 2 группа: выберите нужные определения композиционных частей и дополните схему (что такое тезис, аргументы, вывод) а) это доказательства, факты,  подтверждающие выдвинутый тезис;  б) это заключение, итог проведённого  рассуждения; в) это утверждение, которое требуется доказать; 3. В результате работы групп на доске появляется опорная схема: Тезис – это утверждение, которое требуется доказать. Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. 4. Коллективная аналитическая работа над построением сочинения – рассуждения 15.3,  задание классу: 1.Прочитайте формулировку  задания 15.3  2. Выберите элементы соответствующие нашей схеме, назовите их 3. Дополним нашу опорную схему. 15.3 Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами   определение.   Напишите   сочинение­рассуждение   на   тему «Что   такое   …»,   взяв   в качестве   тезиса   данное   Вами   определение.   Аргументируя   свой   тезис,   приведите два   подтверждающих   Ваши   рассуждения: один   пример­аргумент примера­аргумента, приведите из прочитанного текста, а второй –  из Вашего жизненного опыта. 5. В результате работы опорная схема дополняется: Тезис – это утверждение, которое требуется доказать: определение понятия Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис: 1 пример­аргумент из прочитанного текста,  2 пример­аргумент  из Вашего жизненного опыта. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. Получают печатную опорную таблицу. Оценивание работы в группе: пассивность­0, участие ­1, активность ­2 IV. Открытие новых знаний. 4 квест. Библиозал.  Перед нами библиозал музея: для входа в него необходимо выразительно   прочитать   произведения   известных   поэтов.   Определите   основную мысль каждого произведения  5 Микеланджело  Творенье может пережить творца:  Творец уйдет, природой побежденный,  Однако образ, им запечатленный,  Веками будет согревать сердца.  Я тысячами душ живу в сердцах  Всех любящих, и, значит, я не прах,  И смертное меня не тронет тленье.  Марк Львовский Есть много путей В современном искусстве, Где есть и любовь, И высокие чувства. Простой обыватель Живёт, как умеет, Художник по­своему Мир лицезреет. 6 В   библиозале   мы   проведем   исследование   различных   источников,   найдем   определение понятия «искусство», подберем возможные синонимы к слову, прилагательные, глаголы. На основе собранного материала составим кластер Искусство   ­   творческое   отражение,   воспроизведение   действительности   в художественных образах.  Синонимы: творчество, мастерство;   прилагательные: настоящее, современное;  глаголы: воздействует, вдохновляет, восхищает, отражает.  Запись в опорную таблицу.  Пояснение: эти слова помогут при написании  комментария к тезису  (2­3 предложения, содержащие   размышления   в   соответствии   с   заявленным   тезисом.   Комментарий   должен быть   логически   связан   с   дальнейшими   аргументами   и   примерами   из   текста   и   вашего жизненного опыта). Оценивание работы в группе: пассивность­0, участие ­1, активность ­2 5 квест. Картинная галерея Итак, настоящее искусство – это произведения творчества способные воздействовать на нас,   волновать,   преображать.   Пройдем   в   нашу   картинную   галерею,   вы   видите   здесь портреты известных людей: В.А.Моцарта, А.С.Пушкина, М. Глинки. Все они жили в разное время. Что же их связывает? Искусство. Индивидуальное сообщение о стихотворении Пушкина и романсе Глинки Индивидуальное сообщение о творчестве Моцарта и трагедии Пушкина Просмотр видео. V. Первичное применение полученных знаний  6 квест. Творческая мастерская.  Итак, мы в последнем зале нашего музея. Это творческая мастерская. Используя  материалы урока, ваши впечатления, составьте в группе небольшое высказывание о  воздействии искусства на человека. Оценивание работы в группе: пассивность­0, участие ­1, активность ­2 VI. Рефлексия. Подведение итогов Наша экскурсия подошла к концу. Проверьте, все ли оценили свое участие в залах нашего  музея. В ваших маршрутах есть графа рефлексия. Заполните ее, кратко ответив на  вопросы.  1. Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока? 2. Чему вы научились? 3. Продолжите фразу «На уроке мне…»  Сдайте листы. Кто хочет высказать впечатления от занятия, ваши пожелания. VII. Домашнее задание. Напишите сочинение­рассуждение по тексту, с которым вы  работали на уроке, используя все полученные материалы.

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса  по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса  по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса  по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса  по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса  по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса  по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)

Конспект занятия элективного курса  по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017