Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
27.04.2017
Занятие построено с использованием квест-технологии в форме виртуальной экскурсии . Задания предполагают разные формы организации деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Основной методы - проблемно-поисковый с развитием критического мышления. данный материал поможет обучающимся подготовиться к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку (задание 15.3)
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе.docx
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе.
сформировать
у школьников
сочинения
навыки написания
ТЕМА занятия: «Подготовка к написанию сочинениярассуждения на этическую
тему (задание 15.3)».
Цель:
рассуждения на моральноэтическую тему (задание 15.3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний
обучающихся о типах речи,
изобразительновыразительных средствах языка,
предупреждение речевых ошибок;
развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к
предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить
композиционносодержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать
материал для собственного речевого высказывания;
воспитывающие: формирование личностных качеств учащихся;
Технология: квест
Методы обучения: проблемнопоисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа,
самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Средства обучения: доска, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь
антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной
информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей,
литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания
сочинениярассуждения задания 15.3
Технологическая карта урока
1 №
п/п
1.
Этап занятия
Оргмомент
2. Мотивация
Целеполагание
3.
Актуализация.
4.
Открытие новых
знаний.
6.
7.
Рефлексия.
Домашнее
задание.
Содержание, формы и методы
деятельности
Приветствие, эмоциональный
настрой
Формулирование темы и цели
занятия обучающимися
Фронтальный опрос. Повторение
лингвистических понятий:
изобразительновыразительные
средства, синонимы, правописание
приставок, словосочетание, СП.
Практикум: самостоятельная работа
по языковому анализу текста
Алгоритм работы над сочинением.
Повторение речеведческих понятий:
типы речи, основные элементы
сочинениярассуждения
Лексическая работа в группах:
аналитическая работа со словарями:
«Толковым словарем», «Словарем
синонимов», информацией из
Википедии и т.д.
Развитие речи. Индивидуальные
сообщения о произведениях
искусства литературы, музыки,
кинематографа.
Первичное закрепление знаний.
Коллективная работа с
видеоматериалом
Итоги урока.
Сочинение 15.3
Деятельность обучающихся
Проверка готовности к уроку
Анализ высказывания известных людей,
выявление общей темы.
Постановка учебных и личностных задач
Ответы на поставленные вопросы.
Решение тестовых заданий по тексту,
взаимопроверка.
Составление опорной схемы сочинения
рассуждения на моральноэтическую
тему
Выразительное чтение, определение
основной мысли.
Сбор информации в разных источниках
по теме, составление кластера.
Публичная речь обучающихся по теме.
Составление устного высказывания по
представлению о представленных
произведениях искусства (аргумент на
основе жизненного опыта).
Высказывания учащихся о полученных
знаниях
Написание сочинения с использованием
собранного на занятии материала
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на работу.
II. Мотивация, целеполагание.
1) Работа с эпиграфом к занятию
Человек бывает человеком только благодаря размышлению. Пьер Буаст
В ходе беседы обучающиеся определяют содержание деятельности занятия работа по
развитию речи над рассуждением.
2) Далее учащимся предлагается выразительно прочитать высказывания известных людей, и
определить тему, на которую им предстоит рассуждать на занятии:
1. Искусство есть заражение чувствами других людей. Л.Н. Толстой
2. Дело художника — рождать радость. К.Г. Паустовский
2 3. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и
обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро
3) Формулирование обучающимися темы занятия, постановка цели и задач занятия:
научиться создавать высказывание, содержащее рассуждения на тему «Что такое
настоящее искусство?» (задание 15.3); развивать свою речь, собрать материал для
собственного сочинения на заданную тему.
4) Запись даты, темы занятия: Сочинениярассуждения на тему «Что такое настоящее
искусство?» (задание 15.3)
Произведения искусства хранятся в музеях и коллекциях, но наша задача исследовать это
понятие, а исследования проводятся в лабораториях, поэтому предлагаю вам сегодня
виртуальному квестэкскурсию по интерактивному музею Речеведения, где нам предстоит
и серьезная исследовательская работа и одновременно приобщение к искусству. Вот
путеводитель нашей экскурсии, в каждом зале нам предстоит решение какихлибо задач
(квестов), которые приведут нас к нужному результату.
1. Касса музея (повторение): повторить изобразительновыразительные средства речи,
стилистические синонимы, виды подчинительной связи в словосочетаниях, правописание
приставок, СП.
2. Практическая лингвистика (тест): выполнить индивидуально тестовую работу по
тексту. Провести взаимопроверку.
3. Зал красноречия (опорная схема): составлить опорной схемы сочинениярассуждения.
4. Библиозал (словарная работа): выразительно прочитать произведения известных
поэтов. Провести исследование, собрать материал для определения понятия «искусство»,
синонимы к слову, прилагательные, глаголы.
5. Картинная галерея (выступление подготовленных учащихся, эмоциональное
восприятие произведений искусства): прослушать сообщения, познакомиться с
произведениями искусства.
6 . Творческая мастерская (развитие речи): работа над высказыванием.
III. Актуализация знаний.
1 квест. Касса музея
. Повторение.
Пропускным билетом в музей является знание лингвистического материала.
Блицопрос по карточкам.
Дайте определение изобразительновыразительным средствам: эпитет, метафора,
сравнение, фразеологизм.
Что такое стилистические синонимы?
Расскажите о правописании приставок
Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете?
Назовите средства связи в ССП
Оценивание: ставят плюс те, кто правильно ответил
Теперь вы готовы пройти тест по тексту, работаем индивидуально.
2 квест. Зал практической лингвистики. Тест.
Выполнить индивидуально тестовую работу по тексту. Провести взаимопроверку.
Минитест по тексту.
(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни
отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
(3)Забыться было невозможно.
(11)Она бродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.(12)Увидев
глобус, Лина догадалась: Планетарий. (13) Она пошла вовнутрь здания, купила билет.
3 (20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе
Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира,
портреты Галилея, Джордано Бруно. (26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда
то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
(27) Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и
на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29) Нет, не
для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной
жизни, она, как свет, возникла гдето в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго
долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.
(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу,
музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами
человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле. (34)Музыка
уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь
необъятный поднебесный мир. (35)Лине хотелось рвануться и крикнуть:
– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!
(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:
– (38)Жить! (39)Жить!
(По В. П. Астафьеву)* * Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский
писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов.
1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в
сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.
2) И вдруг купол над ней зацвёл звёздами.
3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла гдето в глубинах
мироздания.
4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и
грянула на весь необъятный поднебесный мир.
2.Из предложений 33–36 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ: ___________________________.
3.. Замените разговорное слово «рвануться» в предложении 9 стилистически нейтральным
синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
4.. Замените словосочетание «звёздный свет», построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание. Ответ: ___________________________.
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения,
связанными сочинительной связью.
И вдруг купол над ней зацвёл звёздами,(1) и откудато с высот,(2) нарастая,(3) ширясь
и крепчая,(4)полилась музыка. Она даже знала,(5) что это музыка Чайковского,(6) и
на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу,(7) подстерегающую их.
Ответ: ___________________________.
Проводим взаимопроверку
правильный ответ – 1 балл.
1. 3
с использованием ключей, оцениваем: каждый
4 2. разлилась
3. встать
4. свет звезд
5. 1
3 квест. Зал красноречия. Составление опорной схемы сочинениярассуждения.
Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо у нее должно быть
тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг
другу и соответствовать целому. Платон
1. Вопросы классу:
Как вы понимаете смысл высказывания? Что мы с вами должны вспомнить?
(Схему построения сочинениярассуждения – композицию)
2. Задания группам. Соберите опорную схема сочинениярассуждения, используя задания.
1 группа: составьте схему на доске, отобрав нужные понятия (тезис, описание,
эпитет, аргументы, текст, вывод)
2 группа: выберите нужные определения композиционных частей и дополните схему
(что такое тезис, аргументы, вывод) а) это доказательства, факты,
подтверждающие выдвинутый тезис; б) это заключение, итог проведённого
рассуждения; в) это утверждение, которое требуется доказать;
3. В результате работы групп на доске появляется опорная схема:
Тезис – это утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
4. Коллективная аналитическая работа над построением сочинения – рассуждения 15.3,
задание классу:
1.Прочитайте формулировку задания 15.3
2. Выберите элементы соответствующие нашей схеме, назовите их
3. Дополним нашу опорную схему.
15.3 Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинениерассуждение на тему «Что такое …», взяв в
качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два
подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент
примерааргумента,
приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
5. В результате работы опорная схема дополняется:
Тезис – это утверждение, которое требуется доказать: определение понятия
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис:
1 примераргумент из прочитанного текста,
2 примераргумент из Вашего жизненного опыта.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
Получают печатную опорную таблицу.
Оценивание работы в группе: пассивность0, участие 1, активность 2
IV. Открытие новых знаний.
4 квест. Библиозал. Перед нами библиозал музея: для входа в него необходимо
выразительно прочитать произведения известных поэтов. Определите основную
мысль каждого произведения
5 Микеланджело
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Марк Львовский
Есть много путей
В современном искусстве,
Где есть и любовь,
И высокие чувства.
Простой обыватель
Живёт, как умеет,
Художник посвоему
Мир лицезреет.
6 В библиозале мы проведем исследование различных источников, найдем определение
понятия «искусство», подберем возможные синонимы к слову, прилагательные, глаголы.
На основе собранного материала составим кластер
Искусство творческое отражение, воспроизведение действительности в
художественных образах.
Синонимы: творчество, мастерство;
прилагательные: настоящее, современное;
глаголы: воздействует, вдохновляет, восхищает, отражает.
Запись в опорную таблицу.
Пояснение: эти слова помогут при написании комментария к тезису (23 предложения,
содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом. Комментарий должен
быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего
жизненного опыта).
Оценивание работы в группе: пассивность0, участие 1, активность 2
5 квест. Картинная галерея
Итак, настоящее искусство – это произведения творчества способные воздействовать на
нас, волновать, преображать. Пройдем в нашу картинную галерею, вы видите здесь
портреты известных людей: В.А.Моцарта, А.С.Пушкина, М. Глинки. Все они жили в разное
время. Что же их связывает? Искусство.
Индивидуальное сообщение о стихотворении Пушкина и романсе Глинки
Индивидуальное сообщение о творчестве Моцарта и трагедии Пушкина
Просмотр видео.
V. Первичное применение полученных знаний
6 квест. Творческая мастерская.
Итак, мы в последнем зале нашего музея. Это творческая мастерская. Используя
материалы урока, ваши впечатления, составьте в группе небольшое высказывание о
воздействии искусства на человека.
Оценивание работы в группе: пассивность0, участие 1, активность 2
VI. Рефлексия. Подведение итогов
Наша экскурсия подошла к концу. Проверьте, все ли оценили свое участие в залах нашего
музея. В ваших маршрутах есть графа рефлексия. Заполните ее, кратко ответив на
вопросы.
1. Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?
2. Чему вы научились?
3. Продолжите фразу «На уроке мне…»
Сдайте листы. Кто хочет высказать впечатления от занятия, ваши пожелания.
VII. Домашнее задание. Напишите сочинениерассуждение по тексту, с которым вы
работали на уроке, используя все полученные материалы.
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Искусство" (15.3)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.