Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов»
Тема: Игры с фразеологизмами (4 класс)
Цели
1. Повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова.
2. Привлечь внимание школьников к изучению и употреблению в речи фразеологизмов.
3. Развитие письменной и устной речи учащихся
4. Обогатить фразеологический запас учащихся.
Формируемые УУД: предметные – способствовать умению опознавать фразеологические обороты, объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов, формировать умение вычленять из устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно применять в речи фразеологические обороты; личностные -способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности; Регулятивные – осуществляют пошаговый кон¬троль действий; Познавательные –работать со словарями, способствовать развитию умения аргументировать, Коммуникативные – задавать вопросы; формулировать выводы; организовывать инициативное сотрудничество, совершенствовать навыки работы в группе
Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение), ролевая игра (инсценирование), частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: классно-коллективная, групповаяКонспект занятия "Игры с фразеологизмами" 4 класс
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов»
Тема: Игры с фразеологизмами (4 класс)
Цели
1. Повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова.
2.
Привлечь внимание школьников к изучению и употреблению в речи
фразеологизмов.
3. Развитие письменной и устной речи учащихся
4. Обогатить фразеологический запас учащихся.
Формируемые УУД: предметные – способствовать умению опознавать фразеологические
обороты, объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов,
формировать умение вычленять из устной и письменной речи устойчивые сочетания слов,
осознанно применять в речи фразеологические обороты; личностные способствовать
развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности; Регулятивные –
осуществляют пошаговый контроль действий; Познавательные –работать со словарями,
способствовать развитию умения аргументировать,
Коммуникативные – задавать
вопросы; формулировать выводы; организовывать инициативное сотрудничество,
совершенствовать навыки работы в группе
Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение), ролевая игра
(инсценирование), частичнопоисковый.
Форма организации познавательной деятельности: классноколлективная, групповая
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фразеологические словари
Ход занятия
1. Введение в тему занятия (2 ученика вбегают после звонка в класс)
Почему вы опоздали на урок?
Ученица: Светлана Александровна, Егор бегал по школе сломя голову, путался под
ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова
понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс, а он руками машет.
А я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Егор, все как об
стенку горох. Садись оба на свои места.
2. определение темы занятия, постановка задач
Ребята, вы догадались, какова будет тема нашего занятия?
А что такое фразеологизмы? – Что вы о них знаете?
Какие задачи поставим на сегодняшнее занятие?
Для сегодняшнего занятия нам нужно разделиться на команды. Для этого каждый из
шапки – помощницы вытащит цветной кружок.
(учащиеся разбиваются на команды по цветам: синий, красный, желтый сектор)
Ну что, команды готовы? Тогда всем удачи и в путь!
Мы с вами проведем несколько туров – игр с фразеологизмами, а в конце занятия –
узнаем самую внимательную и знающую команду.
3. Проведение игры соревнования
1 тур «Перевертыши»
Восстановите фразеологизмы и дайте им объяснение.
отклеить под глазами зарубить на носу
правильнокрасиво
шиворотнавыворот
1за секунду на столовой вилке в час по чайной ложке
с камнем , с палкой
ни пуха, ни пера
ногой забрать рукой подать
собака насмеялась
кот наплакал
2 тур «Что бы это значило» Отгадать фразеологизм по рисункам презентация
3 тур «Замена»
Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.
Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши,
пропустить мимо ушей.
4 тур «Допиши словечко»
Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните
ваш выбор.
Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)
5 тур «Найди антонимы»
Как называются слова с противоположными значениями?
Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:
кот наплакал; хоть иголки собирай;
слова не вытянешь; куры не клюют;
хоть глаз выколи; рта не закрывают;
по чайной ложке; на ночь глядя;
чуть свет; не покладая рук;
повесить нос; воспрянуть духом;
сидеть, сложа руки; как кошка с собакой;
душа в душу; единым духом.
(у каждой команды цветной мелок, соответствующий цвету команды)
Давайте подсчитаем правильные ответы
Какие фразеологизмы у вас вызвали затруднение?
Физминутка
Фразеологизмы дружат с разными частями нашего тела. Вспомнипокажирасскажи.
(глаз)
Хлопать глазами,
Открыть глаза.
Глазом не моргнуть.
(нос)
2Задирать нос.
Водить за нос. Клевать носом
(руки)
Умываю руки,
Взять себя в руки. Сидеть, сложа руки.
(ноги)
Встать с левой ноги,
Идти в ногу,
Одна нога здесь, другая там.
6 тур «Что они означают?»
Гроша ломаного не стоит.
Семи пядей во лбу.
Львиная доля.
Смотреть сквозь пальцы.
Обвести вокруг пальца.
Значение всех фразеологизмов вам не понятно?
Обратитесь к «Школьному фразеологическому словарю русского языка» и найдите
значения перечисленных фразеологизмов.
Ответы: Гроша ломаного не стоит – никуда не годится
Семи пядей во лбу – очень умный, способный
Львиная доля – огромная часть
Смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать
Обвести вокруг пальца – ловко обмануть, перехитрить
7 тур «Самые внимательные» (у каждой команды листок в текстом)
Ваша задача отыскать устойчивые сочетания в рассказе «Попались на удочку»
Пригласил нас както сын лесника к себе, за грибами, говорит: «Сходим.
Поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим пальчики оближешь».
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову
потерял от счастья! Потом он мне покою не давал: «Пойдем! говорит. Он такой
мастер рыбу ловить, собаку на этом съел!» Не знаю, каких собак он съел. А мы на
удочку попались! Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом
отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Уехал, говорят, к тетке.»
Он же нас рыбу приглашал ловить. Охотиться.
Вот пустомеля! возмутился дед .Все время комунибудь голову морочит.
У братишки слезы в 3 ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
Ничего, идемте со мной, успокоил нас дед.
И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. И уха была ни в сказке сказать, ни
пером описать.
8 тур «Мы знаем лучше всех»
Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
об очень большой тесноте в помещении,
о полной тишине,
об удачливом счастливом человек,
о том, к чему трудно придраться,
3о забывчивости, плохой памяти,
очень быстро бежать,
проливной дождь,
все видно ясно,
9 тур «Угадай профессию»
Назвать профессию, где появился данный фразеологизм.
Стричь под одну гребенку. — Парикмахер.
На живую нитку. — Портной,
Сложить оружие. — Военный.
Брать на прицел. — Охотник.
Закидывать удочку. — Рыбак.
В час по чайной ложке. — Врач.
Играть первую скрипку. — Музыкант.
Петь с чужого голоса. — Певец.
Открывать Америку. — Путешественник.
Ждать у моря погоды. — Рыбак.
Попасть в ловушку. — Охотник.
Закусить удила. — Конюх.
Сгущать краски. — Художник.
Ход конем. — Шахматист.
С больной головы на здоровую. — Врач.
Клевать носом. — Охотник.
10 тур «Пантомима»
Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм.
Надо правильно назвать его. (работа в группах)
Сесть в галошу.
Водить за нос.
Дело в шляпе.
Льет как из ведра.
Связать руки.
Намылить шею.
Лить крокодиловы слезы.
Реветь в три ручья.
Тянуть за уши.
4. Подведение итогов. Рефлексия
Оцените свою работу на занятии одним из фразеологических оборотов, который
соответствует вашей деятельности.
Напишите фразеологический оборот на звездочке, если работу оцениваете
положительно (На все сто первый сорт, не ударил в грязь лицом, не покладая рук,
засучив рукава)
на тучке, если вы частично или полностью недовольны работой на занятии: (через пень
колоду, спустя рукава, не ахти как, витал в облаках, как сонная муха, сложа руки бил
баклуши, клевал носом)
4 Сегодня на занятии самой знающей и внимательной командой оказалась … .На втором
месте … В следующий раз постараться нужно …
Но вы сегодня все молодцы. Спасибо на работу.
5