Конспект занятия "Игры с фразеологизмами" 4 класс

  • Игры
  • Карточки-задания
  • Конкурсы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 09.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов» Тема: Игры с фразеологизмами (4 класс) Цели 1. Повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова. 2. Привлечь внимание школьников к изучению и употреблению в речи фразеологизмов. 3. Развитие письменной и устной речи учащихся 4. Обогатить фразеологический запас учащихся. Формируемые УУД: предметные – способствовать умению опознавать фразеологические обороты, объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов, формировать умение вычленять из устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно применять в речи фразеологические обороты; личностные -способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности; Регулятивные – осуществляют пошаговый кон¬троль действий; Познавательные –работать со словарями, способствовать развитию умения аргументировать, Коммуникативные – задавать вопросы; формулировать выводы; организовывать инициативное сотрудничество, совершенствовать навыки работы в группе Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение), ролевая игра (инсценирование), частично-поисковый. Форма организации познавательной деятельности: классно-коллективная, групповаяКонспект занятия "Игры с фразеологизмами" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «В мире фразеологизмов» Тема: Игры с фразеологизмами (4 класс) Цели  1. Повторить изученные фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова. 2.  Привлечь внимание школьников к изучению и употреблению в речи   фразеологизмов.  3. Развитие письменной и устной речи учащихся  4. Обогатить фразеологический запас учащихся. Формируемые УУД: предметные – способствовать умению опознавать фразеологические обороты,   объяснять   лексические   значения   наиболее   употребляемых   фразеологизмов, формировать умение вычленять из устной и письменной речи устойчивые сочетания слов, осознанно   применять   в   речи   фразеологические   обороты;    личностные  ­способствовать развитию у учащихся трудолюбия, настойчивости, самостоятельности;   Регулятивные  – осуществляют пошаговый контроль действий;   Познавательные –работать со словарями, способствовать   развитию   умения   аргументировать,  Коммуникативные  –   задавать вопросы;   формулировать   выводы;   организовывать   инициативное   сотрудничество, совершенствовать навыки работы в группе Методы   обучения:   деятельностный,   словесный,   практический   (чтение),   ролевая   игра (инсценирование), частично­поисковый. Форма организации познавательной деятельности: классно­коллективная, групповая Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фразеологические словари Ход занятия 1. Введение в тему занятия  (2 ученика вбегают после звонка в класс) ­ Почему вы опоздали на урок? Ученица: Светлана  Александровна,  Егор бегал по школе сломя голову, путался под  ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова  понесся, куда глаза глядят. Я его поймала и повела в класс, а он руками машет. ­ А я ведь русским языком говорила, что бегать нельзя по школе, а тебе, Егор,  все как об  стенку горох. Садись оба на свои места. 2. определение темы занятия, постановка задач ­Ребята, вы догадались, какова будет тема нашего занятия? ­ А что такое фразеологизмы? – Что вы о них знаете? ­ Какие задачи поставим на сегодняшнее занятие? ­ Для сегодняшнего занятия нам нужно разделиться на команды. Для этого каждый из  шапки – помощницы вытащит цветной кружок. (учащиеся разбиваются на команды по цветам: синий, красный, желтый сектор) ­ Ну что, команды готовы? Тогда всем удачи и в путь! ­ Мы с вами проведем несколько туров – игр с фразеологизмами, а в конце занятия –  узнаем самую внимательную и знающую команду. 3. Проведение игры ­ соревнования 1 тур  «Перевертыши» ­ Восстановите фразеологизмы и дайте им  объяснение. ­ отклеить под глазами                         ­зарубить на носу              ­  правильно­красиво     ­ шиворот­навыворот        1­за   секунду на  столовой  вилке       ­ в час по чайной ложке    ­ с камнем , с палкой      ­ ни пуха, ни пера               ­ ногой забрать                                       ­ рукой подать                   ­ собака насмеялась                   ­  кот наплакал                  2 тур «Что бы это значило» ­ Отгадать фразеологизм по рисункам ­ презентация 3 тур «Замена» ­ Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.  Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши,  пропустить мимо ушей. 4 тур «Допиши словечко» ­ Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните  ваш выбор. Держать ... востро (уши, ухо) Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные) С ... нос (голубиный, гулькин) Делать из ... слона (комара, мухи) Не в своей ... (чашке, тарелке) 5 тур «Найди антонимы» ­ Как называются слова с противоположными значениями?  ­ Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару: кот наплакал;                   хоть иголки собирай; слова не вытянешь;         куры не клюют; хоть глаз выколи;            рта не закрывают; по чайной ложке;             на ночь глядя; чуть свет;                          не покладая рук; повесить нос;                    воспрянуть духом; сидеть, сложа руки;         как кошка с собакой; душа в душу;                     единым духом. (у каждой команды цветной мелок, соответствующий цвету команды) ­ Давайте подсчитаем правильные ответы ­ Какие фразеологизмы у вас вызвали затруднение? Физминутка ­ Фразеологизмы дружат с разными частями нашего тела. Вспомни­покажи­расскажи. (глаз) Хлопать глазами, Открыть глаза. Глазом не моргнуть. (нос) 2Задирать нос. Водить за нос. Клевать носом  (руки) Умываю руки, Взять себя в руки. Сидеть, сложа руки. (ноги) Встать с левой ноги, Идти в ногу, Одна нога здесь, другая там. 6 тур «Что они означают?» Гроша ломаного не стоит. Семи пядей во лбу. Львиная доля. Смотреть сквозь пальцы. Обвести вокруг пальца. ­ Значение всех фразеологизмов вам  не понятно?  ­   Обратитесь   к   «Школьному   фразеологическому   словарю   русского   языка»   и   найдите значения перечисленных фразеологизмов.  Ответы: Гроша ломаного не стоит – никуда не годится Семи пядей во лбу – очень умный, способный Львиная доля – огромная часть Смотреть сквозь пальцы – сознательно не замечать Обвести вокруг пальца – ловко обмануть, перехитрить 7 тур «Самые внимательные» (у каждой команды листок в текстом) ­ Ваша задача ­  отыскать устойчивые сочетания в рассказе «Попались на удочку» Пригласил   нас   как­то   сын   лесника   к   себе,   за   грибами,   говорит:   «Сходим. Поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим ­ пальчики оближешь». Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья! Потом он мне покою не давал: «Пойдем! говорит. Он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел!» Не знаю, каких собак он съел. А мы на удочку попались! Обманул он нас. Договорились   прийти   в   субботу   вечером.   Пять   километров   одним   духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Уехал,­ говорят, ­к тетке.» ­Он же нас рыбу приглашал ловить. Охотиться. ­Вот пустомеля! ­возмутился дед .­Все время кому­нибудь голову морочит. У братишки слезы в 3 ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. ­Ничего, идемте со мной,­ успокоил нас дед. И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. И уха была ­ ни в сказке сказать, ни пером описать. 8 тур «Мы знаем лучше всех» ­ Какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим: ­об очень большой тесноте в помещении, ­о полной тишине, ­об удачливом счастливом человек, ­о том, к чему трудно придраться, 3­о забывчивости, плохой памяти, ­очень быстро бежать, ­проливной дождь, ­все видно ясно, 9 тур «Угадай профессию»  ­ Назвать профессию, где появился данный фразеологизм. Стричь под одну гребенку. — Парикмахер. На живую нитку. — Портной, Сложить оружие. — Военный. Брать на прицел. — Охотник. Закидывать удочку. — Рыбак. В час по чайной ложке. — Врач. Играть первую скрипку. — Музыкант. Петь с чужого голоса. — Певец. Открывать Америку. — Путешественник. Ждать у моря погоды. — Рыбак. Попасть в ловушку. — Охотник. Закусить удила. — Конюх. Сгущать краски. — Художник. Ход конем. — Шахматист. С больной головы на здоровую. — Врач. Клевать носом. — Охотник. 10  тур «Пантомима» ­ Команда показывает соперникам с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм.  Надо правильно назвать его. (работа в группах) Сесть в галошу. Водить за нос. Дело в шляпе. Льет как из ведра. Связать руки. Намылить шею. Лить крокодиловы слезы. Реветь в три ручья. Тянуть за уши. 4. Подведение итогов. Рефлексия ­ Оцените свою работу на занятии одним из фразеологических оборотов, который  соответствует вашей деятельности.  ­ Напишите фразеологический оборот  на звездочке, если работу оцениваете  положительно (На все сто       первый сорт,   не ударил в грязь лицом,  не покладая рук,  засучив рукава) ­ на тучке, если вы частично или полностью недовольны работой на занятии: (через пень  колоду, спустя рукава, не ахти как, витал в облаках, как сонная муха, сложа руки бил  баклуши, клевал носом) 4­ Сегодня на занятии самой знающей и внимательной командой оказалась … .На втором  месте … ­ В следующий раз постараться нужно … ­ Но вы сегодня все молодцы. Спасибо на работу. 5