Конспект занятия "Камчатка и её жители"-подготовительная группа
Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
Все классы
30.04.2018
Цель: дать знания детям о Камчатском крае и его коренных малочисленных народов, обобщить знания детей о национальной одежде народов Камчатки; закрепить у детей название народностей- коряки, ительмены, эвены, чукчи; названия национальной одежды; закреплять умения детей рисовать фигуру человека ; развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы.
камчатка и её жители -подгот гр.docx
Конспект занятия"Камчатка и её коренные
жители"
Цели: дать знания детям о Камчатском крае и его коренных малочисленных
народов, обобщить знания детей о национальной одежде народов Камчатки;
закрепить у детей название народностей – коряки, ительмены, эвены, чукчи;
названия национальной одежды; закреплять умения детей рисовать фигуру
человека; развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы.
Воспитывать любовь к родному краю, интерес к народным традициям края.
Предварительная работа: чтение, беседы, просмотр книг, фотографий о Камчатке;
рассматривание кухлянки. .
Материалы и оборудование: макетворон Кутх, картинки коренных народов
Камчатки; шарфы для игры; макеты яранга и нарты с запряжёнными оленями; рога
оленей для игры.
В.Дети,послушайте стихотворение и скажите, о чём в нём говорится.
В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров Камчатский
В дымке вулканов и белых снегов.
Дети: В стихотворении говорится о Камчатке.
В. Сегодня мы познакомимся с удивительным уголком нашей страны Камчаткой.
Давным давно о том, как появилась Камчатка, никто не знал. И поэтому о
появлении Камчатки, люди придумывали сказки и легенды. Одну из легенд мы с вами
читали. Расскажите её.
Рассказывание легенды о вороне Кутхе.
Дети рассказывают легенду о вороне Кутхе.
Дети:Летел однажды ворон над большой водой – над морем. Летеллетел и сильно
устал. Отдохнуть негде – кругом вода. Тогда Кутх сложил крылья и упал в море.
Нырнул глубоко и вытащил со дна огромный камень. Большую землюкамень вытянул
он из воды, целую страну. И решил ворон остаться здесь навсегда. Надел лыжи и
пошёл по земле этой. Там, где он проходил, образовались впадины, ущелья, долины,
а по краям – горы. Тундру постелил, сплошь расшитую бисером из брусники, шикши,
морошки. В каждую долину реку положил, в реки красных рыб напустил.
Поселил в леса и горы зверушек разных: медведей, зайцев, лис, соболей. Потом
решил отдохнуть, но скучно ему стало. Полетел он к большой воде и взял себе в
жёны дочь белого кита – Митэ. Возвращался Кутх с молодой женой на землю и
принял облик человека. Жена его превратилась в обыкновенную женщину. Стали
они житьпоживать и детей растить». Так появилась Камчатка.
Игра «Ручейки и озёра».
В. Сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Ручейки и озёра»
Звучит спокойная музыка.
Беседа о Камчатке.
В. Дети, Камчатка интересный и загадочный край. О ней много интересного можно
узнать. И я пригласила к нам в гости девочку, которую зовут Агай. Стук в дверь. А
вот и она. Входит девочка, по имени Агай. Подготовленный ребёнок.
Агай. Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы меня пригласили. Мне интересно,
что вы знаете о Камчатке.
В. Дети, Агай приехала к вам с севера Камчатки. Сегодня мы Агай, посвящаем наш
разговор – Камчатке. А знаете, ребята, что эта чудесная земля была открыта
русскими казаками более 300 лет назад. И они увидели, что на Камчатской земле уже живут люди, которые назывались ительмены, коряки, эвены, алеуты, чукчи,
айны. Какие народы жили на Камчатке?
Дети. На Камчатке жили: ительмены, коряки, эвены, алеуты, чукчи, айны.
В. А кто для людей севера самый надежный и верный друг? И оденет и накормит и в
трудную минуту спасет?
Дети. Олень.
В. В сказках древних камчадалы
В песнях новых поколений
Всюду, словом благодарным
Люди чествуют оленя!
Агай, а ты знаешь, какое самое основное занятие коренных жителей Камчатки?
Агай. Оленеводство.
В. Правильно Агай. У коряков оленеводство было не только основным, но и почти
единственным занятием. Олень давал карякам все необходимое для жизни. Мясо
шло в пищу, шкуры — на изготовление одежды, кости использовались для
изготовления орудий труда и различных бытовых предметов. Олений жир служил
источником освещения.
Средством передвижения корякаоленевода были олени. Сейчас я предлагаю встать
парами. Один ребёнок – олень(надевает рога оленя), другой оленевод.
Чтобы другом быть оленю,
Надо стать таким же ловким.
Потому играют дети,
Обучаются сноровке.
Игровое упражнение «Олени и оленевод»
Дети под музыку двигаются с упряжкой по группе.
В. Коряки талантливый и трудолюбивый народ. Ребята, знаете ли вы, чем
занимаются Коряки?
Дети. Мужчины охотятся, ловят рыбу.
Агай. А ещё они соревнуются на оленьих упряжках, ловят оленя в стаде, плели сети
из крапивных ниток.
В. Основным транспортом для коряков являются олени и собаки. Рассматривание
картин. Как называются сани, в которые впрягают оленей и собак?
Дети Нарты.
В. Нарты бывают: легковые, для катания; грузовые, для тяжестей; специальные для
перевозки дров. . А чем занимаются женщины – корячки? Как вы думаете?
Дети. Готовят еду, собирают ягоды, шьют одежду.
В. Посмотрите на шубку Агай. Ребята, вы знаете, как называется шубка?
Дети. Кухлянка.
Агай. Правильно, а покорякски – итэн. Дети повторяют.
Воспитатель. Кухлянку ребята шьют из шкур оленьих телят. Украшается бисером и
замшей, камусом. Камус – это особо прочная и тёплая шкура на ногах северного
оленя. Подол украшается орнаментом из тёмного и светлого меха.
Агай. А как называются мои сапоги? .
Дети. Торбаса.
Агай. Правильно, а на корякском языке – плэку. Дети повторяют.
Воспитатель. Торбаса шьют из оленьего меха или замши. Украшают бисером или камусом.
Агай. А посмотрите на головной убор, он вам нравится? Как он называется?
Дети. Малахай.
Агай. Молодцы всё вы знаете, а на корякском языке звучит так – пэнкэн. Дети
повторяют.
В. Шьют малахай из камуса, а опушку из шкуры собак, песцов, волков.
Агай. Посмотрите на моё жилище. Рассматривание макета. А знаете, как называется
жилище, где мы живем?
Дети. Юрта, яранга.
В. Посмотрите на эту картинку как делали ярангу. Связанные жерди (палки)
покрывали оленьими шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы
которых прикреплялись к вбитым в землю кольям. Входили в жилище, откидывая
часть покрышки.
Агай. Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится
петь, играть на бубне и танцевать. Давайте девочки вместе со мной станцуем.
В. Корякская пляска веселью сестра.
Мы могли б любоваться тобой до утра.
Под музыку дети повторяют движения за Агай.
В. А сейчас Агай, послушай стихотворения, которые приготовили дети.
Чтение стихотворений.
Ребёнок. Коль хотите вы увидеть
Очень дивную красу –
Приезжайте на Камчатку
Прогуляемся в лесу
Покажу вам сопки, мишек,
Речки рыбные до дна,
А еще здесь есть долина
Очень чудная она!
Ребёнок. Камчатка дорогая!
Любимые края.
Красивая такая
Ты, родина моя!
А признак твой вулканы,
Расточки черемши
И горы великаны
Любимые мои!
Ребёнок. Дали морские, сопки седые,
Тундра без края, тайга.
Край наш рыбацкий
Край наш камчатский
Скалистые берега.
Лепка. «Корякская девочка».
В. Ребята, я предлагаю вылепить девочку в кухлянке, и подарить нашей гостье на
память. Дети лепят девочку в национальной одежде.
Рефлексия. Дети, о чём мы сегодня с вами говорили? Сегодня мы побывали у
северных народов ,убедились в том, что край Камчатский восхитителен, прекрасен,
красив.
Агай. Спасибо вам, дети за прекрасные работы. Очень мне понравилось у вас. Но
мне пора домой возвращаться. До свидания
Конспект занятия "Камчатка и её жители"-подготовительная группа
Конспект занятия "Камчатка и её жители"-подготовительная группа
Конспект занятия "Камчатка и её жители"-подготовительная группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.