ГКОУ «Кабанская специальная(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
Конспект занятия
«Краски природы времен года»
5 класс
Воспитатель:
Ананьева Т.И
п. Селенгинск
2014
Цель: Закрепление временных представлений о сезонных изменениях в природе.
Задачи: Корригировать и развивать объем произвольного внимания на основе упражнений. Корригировать зрительное восприятие. Развивать мышление путем упражнений в сравнении. Коррекция долговременной памяти, восприятия. Воспитывать эстетическое видение природы и дать возможность отразить свои впечатления в рисунках, при использовании нетрадиционных методов рисования. Развивать мелкую моторику.
Оборудование: проектор, презентация, краски, бумага, вода, салфетки, ватные палочки, листы бумаги, карандаши, ластик.
Словарная работа: краски природы, пейзаж.
Ход занятия:
- Ребята, здравствуйте! Поздоровайтесь с нашими гостями.
Слайд 2.Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь это просто!
Лучик солнца - это Вам!
-Дорогие ребята! Слайд 3.
Подставляйте солнышку ладошки,
Собирайте лучики в карман,
А затем с любовью понемножку,
Раздавайте близким и друзьям!
- Посмотрите друг на друга, ваши лица сияют от радости, теплоты и я надеюсь, что это настроение у вас будет в течение всего дня.
- Мы собрались сегодня порадоваться яркому солнышку, пообщаться и узнать много нового и интересного. А о чем, мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по- разному зовут.
У каждой из них разноцветное платье
Попробуйте этих сестер, отгадайте.
-Молодцы! Это времена года. Слайд 4.
Мир природы состоит из красок, звуков и запахов, окружающих нас. Среди них выделяют 7 цветов радуги.
-Какие цвета радуги? Слайд 5.
-Мир природы состоит из 4 времен года, где в каждом встречается один или несколько основных цветов. У каждого времени года свои краски. Вот сегодня тема нашего занятия «Краски природы времен года». Слайд 6. Природа, как художница раскрашивает время года в определенный цвет.
-Я предлагаю вам совершить путешествие в лес, в разное время года.
Четверо художников
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.
- Правильно, это зима. Слайд 7.
- Мы в лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, (слайд 8) и с неба посыпались снежинки. Слайд 9. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Беззвучно летят они и падают вниз. Особенно красивы деревья в зимнем лесу. . У елей и сосен опустились ветви под тяжестью снега. Слайд 10.
-Зима самое холодное и волшебное время года. Почему? Слайд 11.
- Холодное потому что дуют ветра, трещит мороз. Волшебное - выпадает пушистый снег, все вокруг становится белым, сказочным, с волшебными синими сугробами.
- А еще зимой деревья какие? Слайд 11.
- А небо какое?
- А воздух какой?
- Великолепен лес зимой! Слайд 11. Поэтому краски зимние природы какие?
- Это белый и синий: цвет снега и цвет мороза. А сколько интересного, можно встретить в зимнем лесу!
Дидактическая игра: «Кого можно встретить в зимнем лесу? » ( Упражнение на исключение).
( Муравей, медведь, лягушка, белка, заяц, синица, ворона, лиса, волк, бабочка, еж.)
-Скажите, какие краски зимы?
( Синяя, белая)
- Послушайте загадку о следующем художнике:
У второго – синее
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки, кружева,
Первые проталины,
Первая трава.
-Это весна. Слайд 12.
-А как вы догадались?
Слайд 12-14.
-Закончилась зима и наступила весна. Появляются первые проталины (слайд 13) , капают капели (слайд 14), расцветают первые подснежники (слайд 15) и появляется листва на деревьях. Слайд 16. Весной много солнца. Слайд 17. Желтое солнце, желтые лучики и желтые одуванчики, которые появляются в мае. Слайд 18. Птицы возвращаются с юга и поют свои веселые песни.
-Скажите, какие краски весны?
(Голубой, зеленый, желтый, красный.)
Дидактическая игра «Когда это бывает?». (Коррекция памяти и восприятия).
Физминутка : «Белая краска зимы»
Ветки белой краской разукрашу,
(руки в замок, вращательные движения руками).
Брошу серебро на крышу вашу.
( встряхивание руками перед собой).
Теплые весной придут ветра
( махи руками влево - вправо).
И меня прогонят со двора
( кружение на месте).
-Послушайте загадку о следующем художнике:
На картинах третьего
Красок и не счесть.
Желтая, зеленая,
Голубая есть.
Лес и поле в зелени,
Синяя река.
Белые пушистые
В небе облака.
-Это лето. Слайд 19.
- А как вы догадались?
Слайд 20-24.
- Самое зеленое время года, когда вокруг полно зелени, запахов и звуков природы. Поэтому лето больше всего зеленого цвета : (слайд 20) зеленая трава, (слайд 21)зеленые листья на деревьях. (Слайд 22-23) А еще летом небо голубого цвета и проплывают белые пушистые облака самых необычных форм.( Слайд 24) Иногда, облака становятся серыми тучками, и из них льется дождик, но чаще всего летом хорошая и теплая погода.
Слайд 25-28.
Лето краски потеряло (слайд 25)
Очень долго их искало.
Синей краски в небе много, (слайд 26)
Краска серая - в дороге,
Ярко- красная - в цветах, (слайд 27)
А зеленая - в кустах. (слайд 28)
Краска желтая - на солнце,
Что глядится к нам в оконце.
Рассмеялось звонко лето: (слайд 29-30)
-В краски все вокруг одето!
-Назовите краски лета?
- Разноцветные.
Дидактическая игра « Назови одним словом». ( Упражнение на обобщение).
-Послушайте загадку о последнем художнике:
А четвертый – золотом
Расписал сады.
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
Всюду бусы – ягоды
Зреют по лесам.
Кто же тот художник?
Догадайся сам!
-Осень. Слайд 31.
- Бродит по лесам художница – осень. В руках у нее кисточка и краски. Обмакнет она кисточку и раскрасит (слайд 32) в желтый – листья берез, слайд 33 красный – ягоды рябины, (слайд 34)оранжевый – солнце в теплые осенние деньки. Слайд 35. Золотятся березы, желтеет дуб, (слайд 36) опадает клен и весь лес устелен разноцветным ковром. Слайд 37.
Лес осенних красок не жалеет Слайд38-41.
Ярки грозди ягод и листы,
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.
- Какие краски осени?
- Красная, желтая, оранжевая, коричневая.
Дидактическая игра «Рассели правильно». ( Упражнение на классификацию).
Физминутка «Золотое солнышко». (Слайд 42)
Как светит солнышко летом?
( широко растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони).
Как светит солнышко осенью?
( мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты).
Как светит солнышко зимой?
( пальцы собираются в щепотку).
- Мы с вами, сегодня, узнали какие краски подходят каждому времени года. Еще раз повторим:
-Зиме – белая, синяя.
- Весне – красная, зеленая, голубая, желтая.
-Лету - разноцветная.
-Осени – красная, желтая, оранжевая, коричневая.
- Наше путешествие в лес в разное время года подходит к концу. Каждый человек по-своему восхищается красотой природы. Одни молча любуются, другие выражают свои чувства пером на бумаге, а третьи - кистью и красками. И вы сейчас тоже выразите красоту природы с помощью красок.
Слайд43- 44.
-На эти краски посмотри.
Для чего они нужны?
Что ими можно нарисовать?
Какое время передать?
Самостоятельная работа детей.
Выставка работ.
-Посмотрите, какие чудесные пейзажи получились. На них природа сказочная, волшебная. У каждого из вас получился свой неповторимый пейзаж. Слайд 45. Ребята, пейзаж - это картина о природе. Как красиво изображены деревья, они запорошены снегом. А вот - красивый весенний пейзаж. А вот золотая осень.
Как хорош наш мир цветной!
В нем палитра вся природа.
Все семь красок до одной
Есть в любое время года!
-Ребята, у вас на столах лежат солнышки. Если, вам, было интересно на занятии, возьмите веселое солнышко, а если нет, то грусное. Молодцы! Вы очень хорошо работали, нарисовали что?
-Пейзажи.
Упражнение «Дружба» (на развитие коммуникативных навыков).
Мы любим разные цвета
( дети отходят друг от друга),
Но все равно мы все – друзья
( подбегают друг к другу).
Ты мой друг
( дотрагиваются ладошкой до партнера),
И я твой друг
( ладошкой показывают на себя).
Я тебя люблю
( дети обнимают друг друга),
И улыбку добрую я тебе дарю
( дети улыбаются друг другу).
Слайд 46-47).
- А это угощение вам . Спасибо.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.