Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям различного вида искусств, формировать умения понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека.
Задачи
Образовательные: подвести детей к умению чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка, совершенствовать интонационную окраску речи, расширять представление детей о пейзажной лирике А.С. Пушкина, познакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Времена года; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус. Формировать умения эмоционально воспринимать музыкальные, поэтические и живописные произведения; понимать их основной смысл; выделять основные средства выразительности. Отработать умения детей анализировать произведения различного вида искусств.
Развивающие: Развивать умение пользоваться выразительными средствами речи. Развивать у детей видение художественного образа автора (композитора, поэта , художника) в произведениях различного вида искусств и на этой основе создавать свой художественный образ и отображать его в рисунках. Развивать у детей воображение, умение передавать колорит осени.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к поэзии как к виду искусства. Воспитывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы средствами поэзии, музыки и изобразительной деятельности, используя знания детей.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77» городского округа город Стерлитамак республики
Башкортостан
Конспект
По образовательной деятельности
«Познавательное развитие»
Тема: «Унылая пора очей очарование»
Подготовительная группа
Подготовила воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 77»
Азильгареева Райхана Рафаильевна
2016Конспект занятия «Осенние впечатления»
Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям различного вида искусств,
формировать умения понимать и оценивать природные явления, их влияние на
эмоциональное состояние человека.
Задачи
Образовательные: подвести детей к умению чувствовать, понимать и
воспроизводить образность поэтического языка, совершенствовать
интонационную окраску речи, расширять представление детей о пейзажной
лирике А.С. Пушкина, познакомить детей с произведением П. И.
Чайковского «Времена года; обогащать впечатления детей и формировать
музыкальный вкус. Формировать умения эмоционально воспринимать
музыкальные, поэтические и живописные произведения; понимать их
основной смысл; выделять основные средства выразительности. Отработать
умения детей анализировать произведения различного вида искусств.
Развивать
пользоваться
Развивающие:
выразительными средствами речи. Развивать у детей видение
художественного образа автора (композитора, поэта , художника) в
произведениях различного вида искусств и на этой основе создавать свой
художественный образ и отображать его в рисунках. Развивать у детей
воображение, умение передавать колорит осени.
умение
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к поэзии как к виду
искусства. Воспитывать у детей положительный эмоциональный отклик на
явления природы средствами поэзии, музыки и изобразительной
деятельности, используя знания детей.
Интегрированные области: развитие речи, познание, художественно
эстетическое развитие
Материалы и оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор.
слайды — осенние иллюстрации, репродукции с картин И.И.
Левитана «Золотая осень» и Паленова «Холодная осень» ,
аудиозапись произведения П.И. Чайковского «Времена года.
Осень. Октябрь» ,листы тонированной бумаги, фломастеры.Словарная работа: багряные листья, пурпурный, трава пожухла,
очаровательная осень, хмурая осень.
Предварительная работа:
Беседы об осени;
чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов
Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А.
Плещеева, А. И. Бунина;
разучивание стихов и поговорок об осени;
слушание музыкальных произведений П.И.Чайковского из цикла «Времена
года»;
рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней
природы;
рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной
художественной деятельности различных деревьев;
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;
Хронометраж: 25 минут.
Вид организации: подгрупповая
Ожидаемые результаты:Ход занятия
Воспитатель: Какая изумительная музыка. Ребята, о каком
времени года напоминает вам эта музыка?
Ответы детей
- эта музыка напоминает мне об осени
-эта музыка напоминает мне об осенних прогулках в парке
-мне кажется, что она приглашает нас в осенний лес.
Да в музыке можно услышать и порывы ветра и как падают
листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками,
печально, медленно, уныло.
Воспитатель: кто из вас помнит, кто написал эту музыку?
Ответы детей : эту музыку написал композитор
П.И.Чайковский. Она называется «Времена года».
Воспитатель: какие осенние картины вы представляете при
прослушивании
Ответы детей:
-мне кажется, что светит солнце, летят разноцветные
листочки.
-мне кажется, что моросит дождь и воет ветер.
Воспитатель: что помогло композитору передать осеннее
настроение?
Ответы детей: Композитору помогли звуки и музыкальные
инструменты.
Воспитатель : чем еще можно выразить свое настроение?
Ответы детей: Настроение можно выразить не только
звуками, но и цветом.Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что вы
в осеннем лесу. Выберите лист бумаги, который
соответствует вашему настроению по цвету, и изобразите
осень (дети выбирают бумагу по своему настроению и
графически передают свое настроение. Звучит музыка П.И.
Чайковского «Времена года». По окончании дети
рассказывают о том, что они хотели изобразить.
Физкультминутка « Листья»
Знают взрослые и дети,
ветер кружит листья эти,
как пастух незримый вроде
ветер листья хороводит.
Те же весело кружатся
и нам под ноги ложатся.
Если бегать не спеша,
слышно как они шуршат
под ногами там и тут
детям песенку поют.
Воспитатель: В своих произведениях осень воспевают и
поэты. Послушайте, как красиво писал об осени А.С. Пушкин.
Дети читают стихотворение А.С Пушкина «Унылая пора очей
очарованье!»
«Унылая пора очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса»
Вопросы: Какую пору описывает в своём стихотворении А.С.
Пушкин? (иллюстрация осеннего пейзажа)
А почему осень – это печальное время года? (Ответы детей)
Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года.
Его красотой всегда восхищались художники, поэты,
музыканты.Что вы почувствовали, слушая это стихотворение? Какое
настроение оно у вас вызвало? (Грусть, печаль).
Какой образ осени возник у вас перед глазами? (Ответы
детей).
Поэт говорит «скучная пора». Почему он так назвал осень?
(Ответы детей).
Воспитатель: осень бывает разная - дождливая, холодная, а
бывает и красивая, волшебная. За ее красоту люди
придумали об осени красивые слова.
Игра «осенние слова» ( дети берут по осеннему
листочку и придумывают слова об осени)
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная,
дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная,
ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая,
замечательная, интересная, величавая, унылая,
очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная,
грустная, ласковая.
Воспитатель: очень красива осень в своем золотом наряде.
Посмотрите на картины художников.
1 слайд- репродукция картины Левитана «Золотая
осень» . Как вы думаете, какое время года изображено на
этой картине?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему осенью листву называют золотой? Трава ещё зелёная,
толькотолько начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже
вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе
русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона. Глядя на картину,
создаётся впечатление, что жёлторыжие берёзки прямо горят под лучами
осеннего солнца.
(На фоне картин на экране воспитатель читает отрывок из
стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье!..».)А теперь скажите, о каком периоде осени я прочту вам
следующее пушкинское стихотворение (выразительно
читает):
2.Слайд – репродукция картины Поленова «Холодная осень».
«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора…»
Педагог: Какой период осени описан в стихотворении?
(Поздняя осень)
Как это вы поняли? (Ответы детей).
Какие признаки глубокой осени описал в своём
стихотворении А.С. Пушкин? Назовите эти образные признаки
(Реже солнышко блистало, короче становился день, ложился
на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу, стоял
ноябрь уж у двора). Правильно! Вот она какая, поздняя
осень, вот как её изобразил поэт.
3. Игровое упражнение «Подбери слова –действия».
Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы – улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.
Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает
Как вы понимаете слова «Лесов таинственная сень с
печальным шумом
обнажалась»? (Облетают листья с деревьев, кружатся в
воздухе, падают с
шуршанием на землю.)Подумайте, почему летний шум листвы в лесу, кажется нам
весёлым, а осенний – печальным? (Ответы детей.)
Педагог: Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?
Какое настроение оно у вас вызвало? (Грусть, печаль). Какой
образ осени возник у вас перед глазами? (Ответы детей).
Поэт говорит «скучная пора». Почему он так назвал осень?
(Ответы детей).
Игра "Погода осенью"
Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и
волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Воспитатель: Но ведь осень не только печальное время
года. Осенью люди радуются золотым и багряным нарядам
природы, хорошему урожаю. Придумайте весёлое
предложение об осени и расскажите его так, чтобы нам
стало ясно, что вы радуетесь осенней природе (Ответы
детей)
Воспитатель: Ребята, мы с вами не видели художника, не
слышали его голоса, но как ярко рассказал нам об осени. Что
помогло вам увидеть красоту осени?
Ответы детей: красоту осени нам помогли увидеть звуки
музыки, стихи поэта. Краски художника.Воспитатель: Художники, поэты, композиторы воспевали
осень в своих произведениях поэты-стихами, художники-
красками, композиторы- музыкой.
Итог: А теперь я предлагаю собрать осенний букет из наших
впечатлений и украсить им группу. ( дети сбирают листья и
называют свои впечатления об осени)