В конспекте представлена работа над портретом героя, над понятием «легенда», работа над описанием Перы- Богатыря. На занятии дети работают в группах (колонках). Также дети смотрят фрагмент мультфильма «Сказ о Пере-Богатыре» по сценарию Надежды Николаевны Гашевой и участвуют в разборе фрагмента.
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность
учащегося
1. Орг. момент Добрый день, ребята! Сегодня я буду проводить у
Потому, что Пера
Богатырь
вымышленный
герой и каждый
его представлял
поразному.
2. Проверка
выполнения
домашнего
задания
3. Вводная
часть
• работа
над
портрето
м героя
4. Основная
часть
• работа
над
понятием
«легенда»
вас занятие. Меня зовут Александра Александровна.
Вы должны были принести книги, покажите мне.
Молодцы, теперь можем работать.
У вас было домашнее задание
Какие сказки про ПеруБогатыря вы прочитали? А
какие понравились? Почему?
Откройте сказку, которая вызвала у вас интерес. Кто
готов прочитать присказку, зачин или концовку
сказки? Как вы уже знаете что в любой сказке есть
зачин основание и концовка.
Когда вы читали сказки, то вероятно представляли
себе какой он ПераБогатырь. Расскажите, каким вы
его себе представляете(Слушаю ответы детей)
Теперь посмотрим каким его видят разные
художники(на доске показываю картинки Перы
Богатыря) Посмотрите на все эти портреты,
обратите внимание, что все художники изображали
Перу поразному. А что же разного в этих образах. А
как вы думаете почему?
А если он вымышленный, то как тогда появился его
образ?
Разные люди в коми народе совершали разные
подвиги и все хорошие, добрые качества и поступки
сложили в одном образе Перы Богатыря. И народ
все этот образ и поступки сложили в легенду.
А кто мне скажет что такое «легенда»? (слушаю
версии детей) в рабочей тетради для вас есть
маленькая подсказка для определения. Откройте стр
6 и выполните упр 1. Кто выполнил задание
положите ручки на стол и поднимите глазки на меня.
Кто ответит?
Все согласны? Кто не согласен прочитайте свою
версию.
И какой же ответ верный? Давайте посмотрим на
Давайте все хором прочитаем.
А чем отличается легенда от сказки?
Сказка это вымышленная история, а легенда хоть• Работа
над
описание
м Перы
Богатыря
Работа в
группах (в
колонках)
Просмотр
фрагмента
фильма
и вымышленная, но она основана на реальных
событиях.
Послушайте что я нашла про Перубогатыря:
(Он имел богатырскую силу: один целый воз брёвен
вытащил из увязшей колеи; сотни вёрст угодий за
день обегал; его лыжи имели 3 сажени длины и
были вытесаны из целого елового ствола; рукавицы
его всегда за пояс заткнуты, т.к. руки самого
лютого мороза не боятся; прожил он 112 лет.)
давайте опишем Перу Богатыря, теперь вы
откройте раб. Тетр и напишите, что вы нашли читая
сказку. (при проверке спрашиваю у детей в каких
сказках они это нашли)
Теперь я каждой колонке дам по вопросу, вы
должны найти ответ в тексте сказки
1колонка: какие подвиги совершил Пера для своего
народа?
2 колонка: чем помог Пера русскому князю?
3 колонка: Чем наградил Перу русский князь?
(проверяю ответы детей по очереди)(Дети
зачитывают фрагмент сказки, где заложен ответ)
Есть, ребята, на основе коми сказках мультфильм
«Сказ о ПереБогатыре» по сценарию Надежды
Николаевны Гашевой (редактор Пермского книжного
издательства)и сейчас я предлагаю вам его
просмотреть, ноя вам покажу не полность, а вы
смотрите внимательно, после того как фрагмент
закончится вам в книге надо будет найти
продолжение. (вкл. Отрывок фильма и спрашиваю) А
какое продолжение этой части?
(Затем береза затрещала и Вэрса спросил «Что
это трещит?», а Пера ответил: «Твой хребет».
Тогда Вэрса испугался и предложил жить
дружно, после этого Пера и Вэрса легли спать у
костра и Вэрса спросил Перу что его может
убить. На это Пера ответил, что его может
убить копье с серебряным наконечником, как раз у
Лешего это было. Среди ночи стал Вэрса,
раскалил копье и ударил Перу, но это оказался не
Пера, а береза. В это время Пера прятался в
кустах. После этого Пера прогнал Вэрса слиственника )
Скажите мне,а как поступил Вэрса?
Т.е. какой Вэрса?(обманщик, хиртый )
посмотрите как тут поступил Пера, он уже заранее
угадал как поступит Вэрса, т.е значит какой он?
(хорошо знает людей, видит их насквозь, мудрый,)
Давайте вспомним с каким понятием мы сегодня
познакомились?
Почему Пера любимый герой коми сказок и легенд?
(Он был очень силён, смел, добродушен,
справедлив; любил горячо и преданно родной
северный край, лесные просторы – Парму; не
изменял любимому делу – охоте.)
А какие награды предлагал московский князь
богатырю Пере? (Золото, куниц, полцарства.)
Почему он от них отказался? (Не нужны богатство
и власть Пере, он горячо любит свою землю и
жить хочет на просторах северной земли,
охотиться в любимой парме.) И это еще раз
говорит нам, что Пера любит свои родные просторы,
он патриот своей родины. И он совершал подвиги не
ради подвига, а во благо людям. Ведь он помогал
своему народу и не просил взамен ничего.
А какие награды князя Пере понравились?
(Шелковая сеть, чтоб ловить куниц. Грамота
(разрешение) на владение землями и лесами
северного края.)
Кто ответит чем сегодняшнее задание нам полезно?
А какие бы вы сказки про ПеруБогатыря вы бы
посоветовали прочитать своим одноклассникам,
друзьям, братьям и сестрам? Почему?
Лично мне очень понравились ответы…...
На этом у нас все, спасибо за занятие.
Запишите в дневник домашнее задание.
Р.т с 7 упр. 4 Нарисовать ПеруБогатыря, каким его
представляешь
Закрепление
изученного
Домашнее
задание.