Конспект занятия на тему: "Пришла коляда - отворяй ворота" . Презентация обряда.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала коляда 2.docx
Тема: «Пришла коляда – отворяй ворота» Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,  познание, развитие речи. Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, познавательная. Цели деятельности педагога: познакомить детей с особенностями русского праздника – Святками и его обрядом – колядованием. воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам. сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и его обряде – колядовании; Планируемые результаты развития интегрированных качеств  дошкольника: Дети знают как проводится праздник Коляда, что за праздник Рождество. У них развит словарь по теме народных праздников и обычаев.  Заинтересованно следят за ходом событий в играх – драматизациях. Материал и оборудование: костюмы для детей, звезда, колокольчики, мешок для конфет.  Предварительная работа: разучивание различных колядок с детьми, стихов.  Рассказ, что за праздник Рождество. Ход занятия На   Руси   торжественно   и   одновременно   радостно   встречали   праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января.  С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. На Рождество зажигали ёлку. На её верхушку прикрепляли звезду – символ Вифлиемской звезды. На Руси, согласно обряду, утром дети ходили с вертепом и звездой. Одной из традиций поздравления людей с Рождеством было  колядование. Молодёжь,   дети,   нарядившись   в   вывернутые   наизнанку   тулупы,   надевсмешные и страшные маски, ходили из дома в дом или останавливались под окнами   и   славили   хозяев,   желали   им   в   песнях   и   прибаутках   добра   и благоденствия.   Участникам   таких   концертов­поздравлений   хозяева   дарили угощение.   Считалось   дурным   тоном   отказать  колядовщикам.   Для   них принято   было   печь   пирожки,   булочки   или   пряники   в   форме   домашних животных (козули). Заканчивалось колядование всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.  Так же в группе ряженных  обязательно должен был быть Звездарь  ­ это тот кто нес звезду и знал очень много разных колядок. Звонарь – это те кто нес колокольчики. Мехоноша – тот который нес мешок для угощений. Воспитатель: Ребята, а  кто­то из вас в этом году ходил колядовать? Ответы. Воспитатель: молодцы! А вот молодые девушки в это время гадали, им было интересно узнать свою судьбу. А как это было мы сейчас вам покажем. Девочки   сидят   за   столом     и   как   будто   гадают.   Мальчики   в   это   время собираются и зовут девочек колядовать. Все идут в дом. 1­ый ребенок. Здравствуйте, Хозяин и Хозяюшка! Дети: С Рождеством, С Новым годом, со всем родом! Хозяин, Хозяйка: Милости просим, гости дорогие!  Ой, кто – то к нам в  гости пожаловал. Ряженые входят в избу с пением. «Коляда» Коляда, коляда, Накануне Рождества! Тетенька добренька, Пирожка­то сдобненька Не режь, не ломай, Поскорее подавай, Двоим, троим, Давно стоим, Да не выстоим!Печка­то топиться, Пирожка­то хочется! Хозяин: Опять эти колядовщики за гостинцами идут! Так до Рождества  ничего в доме не останется! Хозяйка: Да ты что, Федор! Это не колядовщики, а ряженые. Да к тому же у  нас много всего наготовлено. Хозяин: Наготовили, а сейчас все отдадим! А ну, Дмитриевна, прячь меня! Ищет, куда бы спрятаться. Прячется за Хозяйку. После окончания пения ряженых колядовщики поют колядку « Славите,  славите!», одновременно разыскивая Хозяина. Славите, славите! Вы меня не знаете. Я зачем пришел? За горячим пирогом. Не дадите горячего пирога — Уведем корову за рога. Не дадите булку — Уведем каурку. 2­й ребенок: А где же Хозяин? (ищет его). Тут его нет, и здесь нет(разводит  руками), и под столом нет. Куда же он пропал? Наверно гостинцев не хочет  давать. Эй, кто­ нибудь, покличьте хозяина! Звучит песня « Авсень, авсень!» в исполнении ряженых и колядовщиков. Авсень, авсень! Завтра новый день! Не дадите пирога, Мы корову за рога. Не дадите пышку — Свинью за лодыжку. Не дадите хлеба, Стащим с печи деда.Не дадите лапку, Стащим с печи бабку. Ой, мороз, мороз, мороз! Не вели долго стоять, Вели денег подавать. Открывай, сундучок, Подавай пятачок. Пятачок мало, Давай кусок сала. Кусок сала мало, Открывай банку, Доставай баранку. Хозяйка: Он уехал в поле пшеницу сеять. Сейся, сейся, пшеница, колос  колосистый. Колос колосистый, зерно зернистый. 3­ий ребенок: Покличем Хозяина еще раз! Звучит песня «Таусень», после слов «…давай ­ не ломай» прекращают  петь. Хозяин выскакивает из­за Хозяйки. Таусень, таусень, Дай блин, дай кишку И свинную ножку Всем понемножку! Неси, не тряси, Давай — не ломай!! У скупого мужика Родись рожь хороша: Колоском пуста, Соломкой густа! У доброго мужика Родись рожь хороша: Колоском густа, Соломкой пуста Хозяин (обращается к детям). Нет у меня конфет, одни сухарики остались. Дети возобновляют пение песни со слов « У скупого мужика…»Хозяин: Ой, ребятишки, чего это мне вы мне пожелали, как это – рожь не  родится? А ну, Дмитриевна, доставай самых дорогих конфет, угощай детей! Дети поют припевку « У доброго мужика».  После этого они начинают  поздравлять всех присутствующих с праздником. 1­ый ребенок: Хозяин да Хозяюшка, с праздником, с именинничком! 2­ой ребенок: Чтоб здоровы были, много лет жили! 3­ий ребенок: В поле зерно, в доме ­ добро! 4­ый ребенок: Уродись всякого жита по закрому! 5­ый ребенок: Что по закрому, да по великому! 1­й колядовщик.  Я маленький клопик, Принес Христу снопик, Я выучил «аз» да « буки», Пожалуйте гривенник в руки. (Хозяин одаривает колядовщика подарком) 2­ой колядовщик.  От востока с мудрецами Путешествует звезда. Драгоценными дарами одарить пришла Христа. 3­ий колядовщик. Мы пришли Христа прославить, А вас с праздником поздравить, Вам ­ для потешки, А нам, пожалуй, на орешки.Хозяева раздают детям сладости. Ведущая: а сейчас поиграем в  « Круговые горелки».Дети взявшись за руки  двигаются по солнцу, а Ведущий­ в противоположную. Ведущий ( ребенок): Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо­ Птички летят, Колокольчики звенят. После произнесения слов ведущий выбирает двух детей и ставит их спиной  друг к другу во внешний круг. Все дети: Раз, два, три,­ беги! (Дети бегут навстречу друг другу ­ кто быстрее. Проигравший становится  ведущим. Игра повторяется несколько раз. Итог занятия. Воспитатель: что мы сегодня делали на занятии? Что мы нового узнали? Вам  понравилось наше занятие?