Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов
Оценка 4.7

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
11 кл
20.02.2018
Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов
Данный материал подготовлен для лучшего понимания истории России. Целью занятия является знакомство обучающихся с событиями в Отечественной войне 1812 г, Дать возможность понять народный характер войны 1812 года, исторические условия возникновения народных волнений. Показать роль личности в истории; познакомить с поэтическим творчеством поэтов – декабристов. Направить деятельность обучающихся на формирование исследовательских и аналитических способностей.
Открытый урок.docx
Занятие ­ семинар Тема: Отечественная война 1812 г. Движение декабристов. Цели и задачи работы  Дать представление о событиях Отечественной войны в 1812 году,   о восстании  декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества;  Показать роль личности в истории; познакомить с поэтическим творчеством поэтов  – декабристов.  Формировать исследовательские и аналитические способности обучающихся  Помочь понять народный характер войны 1812 года, исторические условия  возникновения народных волнений  Воспитать у обучающихся способности понимать и воспринимать политическую  ситуацию в началеXIX века  Создавать на занятии атмосферу доброты, увлеченности  Оборудование занятия:  Тексты стихов А.С. Пушкина  « Евгений Онегин», «Александру», «Уединение», «Во  глубине сибирских руд»  Презентации по теме занятия  Видеозаписи( видеокроссворд)  Мультимедийный проектор Предварительная подготовка к занятию. При подготовке к занятию группа делится на 2  команды: «Историки», «Декабристы». Каждая группа получает индивидуальные задания. К занятию обучающиеся разрабатывают отличительный знак своей группы и готовят  презентации, в которых подведены итоги их исследовательской деятельности. Ход учебного занятия Добрый день, уважаемые студенты! Я очень рада видеть вас   сегодня на занятии истории и очень рада возможности еще раз пообщаться с вами. А вы? Сейчас вам предстоит напряжённая интеллектуальная творческая деятельность, чтобы она была эффективной, необходимо на неё настроиться Преподаватель:  В   истории   всякой   страны   есть   незабываемые   памятные   даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное самосознание. 12 июня ­ в этот день войска Наполеона пересекли реку Неман, развязав войны между двумя коронами французской и российской. Эта война продолжалась до 14 декабря 1812 года, завершившись полной и безоговорочной победой русских и союзнических войск. Декабрь   1825   года   ­   явление   такого   порядка,   «Сенатская   площадь»   и «Черниговский   полк»   давно   стали   историко­культурными   символами.   Достаточно произнести эти словосочетания, и испытываешь смешанные чувства ­ гордость и грусть: первое сознательное выступление за свободу ­ первое трагическое поражение. О каких событиях идет речь? Презентация «Истинный героизм  в годы  правления Александра I»  Что же такое героизм – как явление? Героизм как качество личности – способность совершить подвиг, выйти за рамки собственных возможностей (физических, психических, духовных), проявить из любви к кому-то или чему- то экстраординарный поступок. В ходе занятия мы сможем погрузиться в мир событий, увидеть героизм разных прослоек общества. Целеполагание  Запишите, пожалуйста, тему нашего занятия «Отечественная война 1812 года. Движение декабристов». Главным событием царствования Александра I  стала война с Наполеоном,  начавшаяся 12 июня 1812 г., и  эта война породила  смуту в умах народа, вылившись в  движение декабристов. Как вы думаете, а какова цель нашего занятия? (каковы причины войны, основные  события войны, участники войны, итоги, кто такие декабристы, Что за движение?) Выберите из заявленных целей  актуальную для себя. Запишите в тетрадь, поясните, почему именно сделан такой выбор. Презентации исследовательских групп по темам подготовительной работы В ходе подготовки к занятию вы провели групповую работу. Кто знает, каков был итог войны?                      Гроза двенадцатого года                      Настала – кто тут нам помог?                      Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина». Своими словами великий  русский писатель ставит перед вами задачу ко всей теме: Каковы причины победы  русского народа? ­ ­ ­ ­ патриотизм народа, полководческий талант Кутузова (демонстрация портрета) зимние холода или были другие причины? Я предлагаю слово первым исследователям – «Историкам». 1. Причины войны 1812 года. Начало войны. 2. Смоленское сражение. 3. Бородинское сражение. 4. Контрнаступление русской армии. Уничтожение армии Наполеона в России. 5. Народный характер войны 1812 года. Историческое значение победы русского народа в отечественной войне 1812 года 6. Заграничный поход русской армии в 1813­1814 годах, его значение и последствия. «…Ныне   с   сердечною   радостью   и   горечью   к   Богу   благодарность   объявляем   Мы любезным. Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? Мертвые,   раненые   и   пленные.   Сам   гордый   повелитель   и   предводитель   их   едва   с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него, и находятся в руках Наших…» Предъявление видеокроссворда: «Война 1812 года» Вторую половину занятия хочется начать с таких слов А.С. Пушкина: Эпиграф:  Но мысль ужасная здесь душу омрачает: Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство дикое, без чувства, без закона Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. <…> Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря? Слово о сути движения декабристов  дадим второй  группе  ­ «Декабристам» 1. Исторические условия возникновения революционного движения в России в начале 19  века, его отличия от стихийных крестьянских восстаний. 2. Формирование революционных взглядов декабристов. 3. Южное и Северное общества. Основные программные документы «Русская правда»  П.Н. Пестеля. «Конституция « Н Муравьева. 4. Восстание 14 декабря 1825 года. Причины поражения восстания. 5. Разгром декабристов. Следствие и суд. 6. Историческое значение движения и восстания декабристов. Эти  прекрасные  порывы,  это страстное желание  создать идеальное общество стали «звездой   пленительного   счастья»   не   только   для   декабристов,   но   и   для   многих последующих   поколений,   восхищавшихся   их   самоотверженностью   и   мужеством. Задумываться о преобразованиях будущие декабристы начали после Отечественной войны 1812 года: многие воевали, и, с одной стороны, им открылся потенциал народа, а с другой – побывав в Европе, познакомившись с общественным и политическим строем западных государств,   поддавшись   революционным   настроениям,   они   пришли   к   выводу,   что самодержавие   и   крепостное   право   –   основные   причины   отсталости   и   российского общества, и государства в целом: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда­то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда­то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России», – писал Бестужев.        Восстание  не было подготовлено: заговорщики  решили  воспользоваться  случаем  – периодом междуцарствия после смерти Александра I, и 14 декабря, в день присяги армии новому императору Николаю I, на Сенатскую площадь вышло около 3 тысяч солдат и офицеров.   Целью   их   был   захват   Зимнего   дворца,   арест   царской   семьи   и   оглашение «Манифеста   к   российскому   народу»,   отменявшего   крепостное   право.   Вооруженное восстание   спустя   шесть   часов   было   жестоко   подавлено.   Следствие   над   декабристами превратилось   в   первый   в   России   политический   процесс.   Верховный   суд   признал   121 декабриста виновными и осудил их на каторгу и поселение в Сибирь, а пятерых – Рылеева, Пестеля, Муравьева­Апостола, Бестужева­Рюмина, Каховского – к казни. Александр     декабрист   Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Это стихотворение Александра Сергеевича Пушкина не могло быть опубликовано, да и писалось не для широкого читателя: он адресовал эти строки непосредственно своим ссыльным   друзьям­декабристам,   для   чего   и   передал   их   Александре   Григорьевне Муравьевой, которая в начале января 1827 года отъезжала из Москвы к мужу на каторгу. Этот ее поступок, как и решение еще десятерых женщин следовать за ссыльными мужьями, – особая страница в истории русского общества.  Завершение занятия. Наше занятие подходит к концу, пора подводить итоги. Посмотрите  на доску, по цепочке завершите фразы, которые вы видите на слайде.  На занятии я работал(а)…..  Своей работой на занятии я……  Занятие для меня показалось……  За занятие я…….  Мое настроение …….  Материал занятия мне был……  Меня удивило…….  Занятие дало мне для жизни……  Я понял(а), что……  Теперь я могу……  Я почувствовал(а)…… Оценки   и   самооценки   поставим   в   журнал.   Запишем   домашнее   задание:  Подготовить рефераты на тему: «Видные деятели декабристского движения» . Приложение 1 Тест по теме  «Отечественная война 1812 г» Выберите правильный ответ. – Задание 1.  Главный удар Наполеона был направлен на:  А) г. Санкт – Петербург, Б) г. Москву, В) г. Киев. Задание 2. Соотнесите правильно. Командование русской армией в начале Отечественной войны 1812 г.: Главнокомандующий                                     М. Б. Барклай ­ де ­Толли Командующий 1 – армией                             Александр I Командующий 2 – армией                             А. П. Тормасов Командующий 3 – армией                             П. И. Багратион Задание 3. Выберите правильный ответ. Бородинское сражение закончилось: А) Победой русской армии. Б) Поражением русской армии. В) Тем, что не принесло победы ни одной из сторон. Г) Отступлением французской армии. Задание 4. Укажите неверный ответ. Самыми известными руководителями партизанской борьбы были:  А). Д. И. Давыдов. Б). А. С.  Фигнер. В).  П. И. Багратион. Г).  В. Кожина. Задание 5. Выберите правильный ответ Главная причина победы над Наполеоном: А). Всенародный, отечественный характер борьбы, Б). Поддержка союзных стран, В). Суровая зима, Г). Экономическая мощь России. Тест по теме «Движение декабристов» 1.Какому государственному деятелю было поручено практическое создание военных  поселений? а) Канкрину Е.Ф. б) Аракчееву А.А. в) Сперанскому М.М.  2. Революции и освободительные движения 1820­1821г.г. в странах Европы оказали  влияние на возникновение в России: а) Рабочих организаций б) декабристского движения в) революционного народничества 3. К декабристским организациям не относится:  а) Союз благоденствия б) Земля и воля в) Южное общество 4. Программным документом Северного общества стала: а) «Русская правда» б) Конституция в) «Зеленая книга»  5.Установите соответствие между документом и его автором: 1. 2. 3. 4. «Философические письма»                                               а) Пестель П.П. «Русская правда»                                                               б) Карамзин Н.М. Конституция                                                                       в) Чаадаев П.Я. «Записки о древней и новой России»                              г) Муравьев Н.М.

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов

Конспект занятия Отечественная война 1812 г, Восстание декабристов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018