Конспект занятия по интеллектуальному развитию с детьми подготовительной группы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Республике Алтай. Задачи: Образовательные: - обобщать и закреплять знания детей о России, родном округе, природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики Алтай. -продолжать знакомство с национальной одеждой и особенностями украшения орнаментом, узорами. -знакомить с символикой (значением герба) Республики Алтай. Развивающие: - развивать внимание, память, мышление. -развивать предпосылки к поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения. Воспитательные: - воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских. Правила игры: Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра -путешествие состоит из YIII заданий, по 4 -6 вопросов в каждом .На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Воспитатель: Россия - это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Республике Алтай. В игре участвуют 2 команды – поэтому предлагаю разделиться и придумать название. Правила игры - не подсказывать, команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда соперник может дать свой ответ при помощи звукового сигнала(колокольчика). Еще будут предложены варианты ответа. Будьте внимательны! -Начинаем игру – путешествие! I задание.«Большая карта» Цель: закрепление умения выбора из предложенных вариантов ответа. 1. Про какую страну так говорят: Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На страну эту смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тайгу, где идёт зима, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна. ( Китай, Россию, Америку) 2. Задание капитанам: кто знает больше поговорок и пословиц о столице нашей Родины - Москве. Москва слезам не верит. Москва не сразу строилась. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москва всем городам - мать. Москва людна и хлебна. Видна из кремля вся российская земля. Москва - горбатая старушка. Москва - сердце России. Москва матушка - золотые маковки. Славна Москва силачами, а Петербург - усачами. Москва стоит на 7 холмах, а человек на своих ногах. 3. Как называется Республика , в которой мы живём? (Саха, Алтай, Бурятия). 4. Назовите город, который является центром нашей Республики. (Челябинск, Горно-Алтайск, Екатеринбург). 5. Как называется район, в котором вы проживаете? (Турочакский, Майминский, Чойский). 6. Назовите две главные реки республики (Амур и Волга, Лена и Енисей, Катунь и Бия). Подсчитываются фишки. Ритмическая игра «Белый шаман». Цель: развитие ритмического слуха у детей. Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры. (2-3 раза) II задание.«Культпоход» 1. Как называют правителя государства в России? (Король, царь, президент). 2. Назовите главную площадь в столице нашей Родины? (Площадь влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь). 3. Какие народы являются коренными жителями Республики Алтай? ( Русские и украинцы, татары и башкиры, тубалары, теленгиты, челканцы и др.). 4. Как назывался дом коренных жителей Республики Алтай ? (Аил, чум, хата). 5. Назовите национальную одежду алтайцев. (кафтан, чегедек, бурка, борук ). III задание .«Танцевальная переменка» ( «Аттар» (Я люблю скачки) в исполнении Э.Теркишева) Цель: поощрение исполнения танцевальных импровизированных движений. IV задание.«Чудеса природы» 1. Назовите самое продолжительное время года нашей Республики Алтай? (осень, зима, весна). 2. Назовите дерево, которое является священным и дает жизненные силы не только людям, но и животным, и птицам? (лиственница, ель, кедр) 3. Назовите ягоду, которую собирают и осенью, и весной? (голубику, бруснику, клюкву). V задание.«Живой мир» 1. Как называются леса Республики Алтая? (Тундра, тайга, пустыня). 2. Какое животное не меняет шубу 2 раза в год? (Заяц, белка, медведь) 3. Назовите птицу, которая имеет отношение к дереву. (берёзовка, кедровка, куропатка). 4. Какое дерево не растёт в Республике Алтай? (Сосна, берёза, кипарис). 5. Что теряет лось каждую зиму? (Копыта, рога, шерсть). VI: Опытно-экспериментальная деятельность «Как маскируются животные?» Цель: развитие поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения. Материал для опыта: светло-желтые мелки, листы белой бумаги, шаблоны зайцев, красная прозрачная папка из пластика. Задание: Приложить шаблон зайца к листу белой бумаги, обвести светло-желтым мелком, накрыть красным пластиком, в результате изображение зайца исчезает. -Почему исчез нарисованный заяц? (так как шаблон обведен желтым цветом, а красный пластик отражает цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый, который и сливается с желтым на картинке и наши глаза не отличают один цвет от другого. Вывод: Животные и птицы имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. VII задание. «Волшебный сундучок» Цель: развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы. (игрокам необходимо угадать, что находится в волшебном сундучке). – предметы вырезанные из дерева и камня. Алтайский орнамент - Простые символы на предметах быта кажутся нам обычными узорами, но в действительности они оказываются настоящей культурной картой народа. В алтайской орнаментальной традиции нет ни одного случайного элемента. Сложный декор создает картины, наполненные смыслом. Главное — знать, как его прочитать. VIII задание. «Собери целое из частей» Цель: развитие умения из отдельных частей составить целое. В этом задании командам необходимо собрать из отдельных частей в единую картину герб Республики Алтай (каждой ко манде). 3.Рефлексия занятия. -Подошла к концу наша игра, но прежде чем подвести итоги и определить победителя нашей игры, давайте вспомним, где проходило наше путешествие при помощи глобуса. Ответы детей (по одному участнику команды проходят и показывают на глобусе место приблизительно – так как работа с глобусом проводилась ранее) Подводятся итоги игры,все вместе подсчитываются количество фишек, заработанные каждой командой в течение всей игры. Воспитатель: А теперь послушаем Мудрую Сову. ( запись – Уважаемые ребята! Во время игры обе команды достойно показали свои знания и умения, я радовалась за все ваши успехи и вы меня все порадовали тем, что многое знаете о своей Родине- России и малой родине- Республике Алтай. Поэтому я хочу вам вручить медали – «Самый умный» и пожелать всегда быть такими любознательными и добрыми.) Дети награждаются медалями, команды получают грамоты.
Иконка файла материала Конспект о родном крае.docx
Конспект занятия по интеллектуальному развитию с детьми  подготовительной группы Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае –  Республике Алтай. Задачи: Образовательные: ­ обобщать и закреплять знания детей о России, родном  округе, природе родного края, культуре, быте коренного народа Республики  Алтай. ­продолжать знакомство с национальной одеждой и особенностями украшения  орнаментом, узорами. ­знакомить с символикой (значением герба) Республики Алтай. Развивающие: ­ развивать внимание, память, мышление. ­развивать предпосылки к поисковой деятельности, умения делать выводы,  умозаключения. Воспитательные: ­ воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к  природе родного края, интерес к жизни и традициям алтайцев и русских. Правила игры: Дошкольники делятся на две команды. Интеллектуальная игра  ­путешествие состоит из YIII заданий, по 4 ­6 вопросов в каждом .На  обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый  правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда,  набравшая наибольшее количество очков. Воспитатель: Россия ­ это наша Родина. У каждого жителя России есть свой  край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина –  край, под названием Республика Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край,  гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в  путешествие по Республике Алтай. В игре участвуют 2 команды – поэтому  предлагаю разделиться и придумать название. Правила игры ­ не подсказывать,  команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда соперник может дать свой ответ при помощи звукового сигнала(колокольчика).  Еще будут предложены варианты ответа. Будьте внимательны! ­Начинаем игру – путешествие! I     задание.«Большая карта» Цель: закрепление умения выбора из предложенных вариантов ответа. 1. Про какую страну так говорят: Если долго­долго­долго В самолёте нам лететь,Если долго­долго­долго На страну эту смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тайгу, где идёт зима, И поймём тогда, какая, Наша Родина большая, Необъятная страна. ( Китай, Россию, Америку) 2. Задание капитанам: кто знает больше поговорок и пословиц о столице  нашей Родины ­ Москве. Москва слезам не верит. Москва не сразу строилась. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москва всем городам ­ мать. Москва людна и хлебна. Видна из кремля вся российская земля. Москва ­ горбатая старушка. Москва ­ сердце России. Москва матушка ­ золотые маковки. Славна Москва силачами, а Петербург ­ усачами. Москва стоит на 7 холмах, а человек на своих ногах. 3. 4. 5. 6. Как называется Республика , в которой мы живём? (Саха, Алтай,  Бурятия). Назовите город, который является центром нашей  Республики. (Челябинск, Горно­Алтайск, Екатеринбург). Как называется район, в котором вы проживаете? (Турочакский, Майминский, Чойский). Назовите две главные реки республики (Амур и Волга, Лена и  Енисей, Катунь и Бия). Подсчитываются фишки. Ритмическая игра   Цель: развитие ритмического слуха у детей.   «Белый шаман».Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга –  водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к  одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в  точности ритм, проигранный водящим. Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из  игры. (2­3 раза) II      задание.«Культпоход» Как называют правителя государства в России? (Король,  царь, президент). Назовите главную площадь в столице нашей Родины? (Площадь  влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь). Какие народы являются коренными жителями Республики Алтай? ( Русские и украинцы, татары и башкиры, тубалары, теленгиты, челканцы и  др.). Как назывался дом коренных жителей Республики Алтай ? (Аил, чум,  хата). Назовите национальную одежду алтайцев. (кафтан, чегедек, бурка, борук ). III задание .«Танцевальная переменка» ( «Аттар» (Я люблю скачки) в  исполнении Э.Теркишева) Цель: поощрение исполнения танцевальных импровизированных движений. IV      задание.«Чудеса природы» Назовите самое продолжительное время года нашей Республики  Алтай? (осень, зима, весна). Назовите дерево, которое является священным и дает жизненные силы не  только людям, но и животным, и птицам? (лиственница, ель, кедр) Назовите ягоду, которую собирают и осенью, и весной? (голубику,  бруснику, клюкву). V      задание.«Живой мир» Как называются леса Республики Алтая? (Тундра, тайга, пустыня). Какое животное не меняет шубу 2 раза в год?   (Заяц, белка, медведь) 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 1. 2.3. 4. 5. Назовите птицу, которая имеет отношение к дереву. (берёзовка, кедровка,  куропатка). Какое дерево не растёт в Республике Алтай? (Сосна, берёза, кипарис). Что теряет лось каждую зиму? (Копыта, рога, шерсть). VI: Опытно­экспериментальная деятельность «Как маскируются  животные?» Цель: развитие поисковой деятельности, умения делать выводы, умозаключения. Материал для опыта: светло­желтые мелки, листы белой бумаги, шаблоны  зайцев, красная прозрачная папка из пластика. Задание: Приложить шаблон зайца к листу белой бумаги, обвести светло­ желтым мелком, накрыть красным пластиком, в результате изображение зайца  исчезает. ­Почему исчез нарисованный заяц? (так как шаблон обведен желтым цветом, а  красный пластик отражает цвет, который затем попадает в глаза. Красный цвет  не чистый, он содержит в себе желтый, который и сливается с желтым на  картинке и наши глаза не отличают один цвет от другого. Вывод: Животные и птицы имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. VII   Цель: развитие тактильных ощущений и эмоциональной сферы. (игрокам  необходимо угадать, что находится в волшебном сундучке). – предметы  вырезанные из дерева и камня. Алтайский орнамент ­ Простые символы на предметах быта кажутся нам  обычными узорами, но в действительности они оказываются настоящей  культурной картой народа. В алтайской орнаментальной традиции нет ни одного  случайного элемента. Сложный декор создает картины, наполненные смыслом.  Главное — знать, как его прочитать.       задание. «Волшебный сундучок»         задание.   «Собери целое из частей» VIII   Цель: развитие умения из отдельных частей составить целое.В этом задании командам необходимо собрать из отдельных частей в единую  картину герб Республики Алтай (каждой ко манде). 3.Рефлексия занятия. ­Подошла к концу наша игра, но прежде чем подвести итоги и определить  победителя нашей игры, давайте вспомним, где проходило наше путешествие при помощи глобуса. Ответы детей (по одному участнику команды проходят и показывают на глобусе  место приблизительно – так как работа с глобусом проводилась ранее) Подводятся итоги игры,все вместе подсчитываются количество фишек,  заработанные каждой командой в течение всей игры. Воспитатель: А теперь послушаем Мудрую Сову. ( запись – Уважаемые ребята! Во время игры обе команды достойно показали свои  знания и умения, я радовалась за все ваши успехи и вы меня все порадовали  тем, что многое знаете о своей Родине­ России и малой родине­ Республике  Алтай. Поэтому я хочу вам вручить медали – «Самый умный» и пожелать  всегда быть такими любознательными и добрыми.) Дети награждаются медалями, команды получают грамоты.