Конспект занятие по самопознанию и технологическая карта составлено для подготовительной группы, помогает познакомить детей с легендами Казахстана и прививает детям патриотические чувства и любознательность. Знакомит с понятиями "гражданин" и "казахстанец". Заканчивается учебная организованная деятельность коллективной работой детей "Волшебная птица Самрук".
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Образовательная область: Познание, социум.
Тема: «На крыльях легенд»
родного края посредством знакомством
Цель: формировать понятия «гражданин», «казахстанец»; развивать
представления об уважительном отношении к Родине. Знакомить детей с
историей
легендами.
Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою многонациональную
Родину Республику Казахстан, через практику любви.
Ценность: Любовь Качества: Патриотизм.
Ресурсы: Аудио запись күй,слайды о Коркыте.
Детский сад №9 «Нұршашу» Дата__ 2.12.2016 года
Воспитатель: Атанова А.К. Группа подготовительная Колво детей: 12
с
Действия
детей
Дети
выполняют.
Становятся в
круг,
отвечают на
вопросы.
Внимательно
слушают музыку.
И смотрят слайды
Этапы
деятельност
и
Мотивационн
о
побудительны
й
Организацион
нопоисковый
Рассказывание
истории
(беседа)
Действия воспитателя
Круг радости: Ребята возьмемся по кругу за эту
голубую ленту и представим, что это границы нашей
Родины. Поднимем ее вверх и сделаем так, чтобы мы
оказались внутри круга, а лента снаружи. Лента
образовала своеобразную границу Республики Казахстан.
Мы родились в Казахстане, значит мы граждане
своей страны. Родина защищает нас и заботится о нас.
Мы дети своей родной страны!
Живем мы в Казахстане!
И этим мы горды!
Помечтаем: Давайте сядем поудобнее и закроем
глаза прислушаемся. Из седой древности до наших дней
дошла казахская народная легенда о неземном,
сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она
рассказывает о том, что парящая высоко в небе волшебная
птица, пролетая над великой степью казаховкочевников,
опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от
природы наделен большим музыкальным даром и
способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в
душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
Звучит фоном домбра.
Творческая
работа,
Звуки, какого инструмента вы услышали?
Что представляете, слушая эти звуки?
Как вы думаете можно ли передать чувства музыкой?
Отвечают нагрупповая
работа
Я сегодня повстречала Волшебную птицу и она
передала подарок это легенда: « О легендарном
акыне Коркыте баба» и обещала у нас побывать на
занятии. Давайте послушаем легенду.
Когда –то давным давно в степи родился
мальчик. Перед рождением мальчика началась страшная
по своей силе буря, засверкали молнии, и землю окутала
тьма. Все это было настолько страшно, что люди уже
поверили в пришествие нечистой силы, однако когда
мальчик родился, засияло солнце и природа успокоилась,
будто ничего и не было. И решили люди: "Он пришел в
этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он
напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт". Прошло
много лет и однажды во сне явился ангел и дал ему совет:
«Коркыт, сделай себе кобыз найди голень шестилетнего
верблюда, обтяни ее кожей одногорбого верблюда,
установи вверху подставку из темнорыжего козла и натяни
струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь
обладать дивным инструментом. Коркыт прислушался к
совету, сделал себе кобыз, и, играя на нем размышлял
скоротечности жизни человека и не хотел умирать.
Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа,
земля, небо, все живые существа слушали его игру. И даже
смерть, приходящая за ним не могла забрать душу такого
талантливого акына. И он понял, пока он играет, он живет
и его музыка и инструмент на котором он играет, будет
жить вечно.
Дети вам понравилась легенда о Коркыте баба?
Какие чувства вы испытывали слушая эту легенду?
Какими талантами наделила Волшебная птица
казахский народ?
О каком инструменте шла речь?
Ребята, как вы думаете, действительно ли кобыз живет
до сих пор?
При помощи чего играют на кобызе?
Пальчиковая гимнастика:
Давайте и мы с вами поиграем на своем
инструменте.
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
И по струнам гладким
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
поставленные
вопросы.
Слушают легенду.
Отвечают на
поставленные
вопросы.
Пальцы, смычок,
струны.
Показать пальцы
Повернуть кисти
ладонями кверху и
книзу
Пальцами провести по
другой рукеСкачет резвый табунок.
Ребята, вот и прилетела к нам Волшебная птица.
что же случилось с её крыльями?
Как же быть?
Давайте, мы ей поможем. Из наших ладошек
создадим ей перышки с талантами, что бы она
продолжала доброе дело, наделять талантами людей.
Два пальца одной руки
«скачут» по другой руке
Ответы.
Дети наклеивают
перышки ладошки
птице.
о Коркыте баба
полные,
развернутые ответы
детей.
Рефлекторно
корректирую
щий
Итог:
Дети, какую легенду передала вам птица?
Какие чувства вы испытывали, слушая эту легенду?
Какими талантами наделила Волшебная птица
казахский народ?
О каких музыкальных инструментах шла речь сегодня?
Какое доброе дело, мы сделали для Волшебной птицы?
-Что больше всего вам запомнилось на
нашем занятии?
Ожидаемый результат:
Знать: понятия «гражданин», «казахстанец»;
положительные нравственные качества – доброта, отзывчивость.
Иметь: представления об уважительном отношении к Родине.
представление о легендах.
Уметь: правильно давать полные ответы,и выполнять творческую работу.Цель занятия: формировать понятия «гражданин», «казахстанец»;
развивать представления об уважительном отношении к Родине и
государственным символам. Знакомить детей с историей родного края
посредством знакомством с легендами. Воспитывать чувства любви и
гордости за свою многонациональную Родину Республику Казахстан,
через практику любви.
Методы: рассказ, беседа, объяснение, практическая работа, игра,
Ресурсы: хрестоматия,
с
различной классической и казахской народной музыкой, аудиозапись Гим
на, карта Казахстана, нарисованная на ватмане, голубая лента, блюдца с
красками.
аудиозаписи
альбом,
Круг радости
Вы знаете, что ранорано утром, когда приходит пора про
сыпаться, по радио торжественно звучит Гимн нашей страны.
Это значит, что встает солнце, которое согревает нашу Родину.
И я думаю: как хорошо, что мы живем в Казахстане. Какое счастье,
что все мы граждане своей страны. Вы обратили внимание, что я сказала
слово «граждане». Гражданин это очень важное и хорошее слово
Чтобы понять его, я приглашаю в круг радости. Возьмемся по кругу
за эту голубую ленту и представим, что это границы нашей Родины.
Поднимем ее вверх и сделаем так,чтобы мы оказались внутри круга, а
лента снаружи.
Лента образовала своеобразную границу Республики Казахстан. Мы
родились в Казахстане, значит мы граждане своей страны. Родина
защищает нас и заботится о нас.Мы дети своей родной страны! Живем мы в Казахстане!
И этим мы горды!
Помечтаем
Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в далекое
прошлое нашей страны. Давайте сядем поудобнее и закроем глаза
прислушаемся.
Звучит фоном домбра.
Звуки какого инструмента вы услушали
И сегодня я хочу вас познакомить с легендарным акыном Коркыте
–баба.
Когда –то давным давно в степи родился мальчик. Перед
рождением мальчика началась страшная по своей силе буря, засверкали
молнии, и землю окутала тьма. Все это было настолько страшно, что люди
уже поверили в пришествие нечистой силы, однако когда мальчик родился,
засияло солнце и природа успокоилась, будто ничего и не было. И решили
люди: "Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он
напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт". Прошло много лет и
однажды во сне явился ангел и дал ему совет: «Коркыт, сделай себе кобыз
найди голень шестилетнего верблюда, обтяни ее кожей одногорбого
верблюда, установи вверху подставку из темнорыжего козла и натяни
струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь обладать дивным
инструментом. Коркыт прислушался к совету, сделал себе кобыз, и, играя
на нем размышлял скоротечности жизни человека и не хотел умирать.
Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые
существа слушали его игру. И даже смерть, приходящая за ним не могла
забрать душу такого талантливого акына. И он понял, пока он играет, он
живет и его музыка и инструмент на котором он играет, будет жить вечно.
Дети вам понравилась легенда о Коркыте баба? О каком
инструменте шла речь? Ребята, как вы думаете, действительно ли кобыз
живет до сих пор? При помощи чего играют на кобызе? Пальцы, смычок,
струны. Давайте и мы с вами поиграем на своем инструменте.
Вот помощники мои.
(Показать пальцы)
Их как хочешь поверни.
(Повернуть кисти ладонями кверху и книзу)
И по струнам гладким
Скачут пальцы, как лошадки.(Пальцами провести по другой руке)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
(Два пальца одной руки «скачут» по другой руке)
Скачет резвый табунок.
Какой еще вы знаете казахский музыкальный инструмент? (Домбра)
А хотите, я Вам расскажу еще одну легенду о домбре?
Давно это было. Кочевал по степи жестокий Жошы хан. Никого не
любил он, кроме своего единственного сына. Красив был молодой хан и
ловок, равных себе не знал ни в борьбе, ни в скачках, и больше всего любил
он охоту. Както раз отправился он поохотиться со своими верными слугами,
и увидели они вдалеке стадо пасущихся куланов, вожаком которых был
старый хромой кулан. Словно вихрь налетели они на них, и посыпались
градом безжалостные стрелы. Одна стрела пронзила маленького куланенка, и
тот упал. Над ним склонился хромой кулан. Вдруг он помчался быстрее
ветра, увлекая за собой молодого хана. Долго гнались за ними слуги, но так и
не догнали. Шли они по следам юноши и вдруг увидели его распростертым на
дне оврага, над ним стоял старый вожак. В страхе бросились бежать слуги и
пришли в аул Жошы хана. Словно туча стоял хан и смотрел на джигитов. И
сказал грозный хан: «Кто расскажет мне о гибели сына, тому я залью в горло
кипящий свинец». В страхе попятились джигиты. И тут из толпы вышел
старикаксакал. Он держал в руках неизвестный музыкальный инструмент. И
вдруг акын заиграл на нем, и все услышали стук копыт, звон тетивы, свист
стрел, крики раненых куланов. Затем музыка заиграла погоню, и внезапно
инструмент вскрикнул, словно раненый юноша упал на землю и затих.
– Ты принес мне весть о гибели сына! – вскричал Жошы хан.
– Хан, я не промолвил ни слова. Обо всем рассказала моя домбра.
Накажи ее.
В гневе приказал хан плеснуть в середину инструмента кипящего
свинца, но от этого он не стал хуже, просто в середине появилась маленькая
дырочка.
Интересно было ребята? Какими талантами волшебная птица
наделила казахский народ? У нас есть птица, но ей хватает крыльев, чтобы
полететь. Давайте мы создадим ей крылья нашими руками.