Конспект занятия по самопознанию "На крыльях легенд"

  • Интерактивная доска
  • docx
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятие по самопознанию и технологическая карта составлено для подготовительной группы, помогает познакомить детей с легендами Казахстана и прививает детям патриотические чувства и любознательность. Знакомит с понятиями "гражданин" и "казахстанец". Заканчивается учебная организованная деятельность коллективной работой детей "Волшебная птица Самрук".
Иконка файла материала На крыльях легенд. занятие по самопознанию..docx
Технологическая карта организованной учебной деятельности Образовательная область:  Познание, социум. Тема:  «На крыльях легенд»     родного   края   посредством   знакомством   Цель:  формировать понятия «гражданин», «казахстанец»; развивать представления об уважительном отношении к Родине. Знакомить детей  с историей     легендами. Воспитывать чувства  патриотизма и гордости за свою многонациональную Родину ­ Республику Казахстан, через практику любви. Ценность:  Любовь       Качества:  Патриотизм. Ресурсы:   Аудио запись күй,слайды о Коркыте. Детский сад №9 «Нұршашу»               Дата__   2.12.2016 года Воспитатель: Атанова А.К.              Группа  подготовительная     Кол­во детей: 12   с   Действия  детей Дети  выполняют.  Становятся в  круг,  отвечают на  вопросы.    Внимательно  слушают музыку.  И смотрят слайды Этапы  деятельност и Мотивационн о­         побудительны й       Организацион но­поисковый Рассказывание  истории  (беседа) Действия воспитателя Круг радости:    Ребята  возьмемся по кругу за эту  голубую ленту и представим, что это границы нашей  Родины. Поднимем ее вверх и сделаем так, чтобы мы  оказались внутри круга, а лента ­ снаружи.  Лента  образовала своеобразную границу Республики Казахстан.  Мы родились в Казахстане, значит мы ­ граждане  своей страны. Родина защищает нас и заботится о нас. Мы ­ дети своей родной страны!  Живем мы в Казахстане!  И этим мы горды!                          Помечтаем:  Давайте сядем поудобнее и закроем  глаза  прислушаемся. Из седой древности до наших дней  дошла казахская народная легенда о неземном,  сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она  рассказывает о том, что парящая высоко в небе волшебная  птица, пролетая над великой степью казахов­кочевников,  опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от  природы наделен большим музыкальным даром и  способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в  душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Звучит фоном  домбра. Творческая  работа,  ­Звуки,  какого  инструмента  вы  услышали? ­Что  представляете, слушая     эти  звуки?  ­Как вы думаете можно  ли  передать  чувства  музыкой? Отвечают нагрупповая  работа  Я сегодня  повстречала   Волшебную  птицу и она  передала  подарок  ­ это  легенда: « О легендарном    акыне  Коркыте   баба»  и  обещала  у  нас  побывать  на   занятии. Давайте  послушаем  легенду. Когда –то давным ­  давно в  степи  родился   мальчик. Перед рождением  мальчика  началась страшная  по своей силе буря, засверкали молнии, и землю окутала  тьма. Все это было настолько страшно, что люди уже  поверили в пришествие нечистой силы, однако когда  мальчик  родился, засияло солнце и природа успокоилась,  будто ничего и не было. И решили люди: "Он пришел в  этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он  напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт". Прошло  много лет  и  однажды во сне явился ангел и дал ему совет:  «Коркыт, сделай себе кобыз­ найди голень шестилетнего  верблюда, обтяни ее кожей одногорбого верблюда,  установи вверху подставку из темно­рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь  обладать дивным инструментом. Коркыт прислушался к  совету, сделал себе кобыз,   и,  играя на нем  размышлял    скоротечности  жизни  человека   и   не   хотел  умирать.  Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа,  земля, небо, все живые существа слушали его игру. И даже   смерть, приходящая за ним не могла   забрать душу такого  талантливого акына. И он понял, пока он играет, он живет   и  его музыка и  инструмент  на котором он играет, будет  жить вечно. ­Дети вам понравилась легенда о Коркыте  ­ баба? ­Какие  чувства вы  испытывали  слушая  эту  легенду? ­ Какими  талантами  наделила  Волшебная  птица   казахский  народ?  ­ О каком инструменте шла речь?   ­Ребята,  как  вы  думаете, действительно  ли кобыз  живет  до сих  пор?  ­При помощи чего играют на кобызе?  Пальчиковая  гимнастика: Давайте  и мы с вами поиграем на своем   инструменте. Вот помощники мои. Их как хочешь поверни. И по струнам гладким Скачут пальцы, как лошадки. Чок, чок, чок, Чок, чок, чок – поставленные  вопросы. Слушают легенду. Отвечают на  поставленные  вопросы. Пальцы, смычок,  струны. Показать пальцы Повернуть кисти  ладонями кверху и  книзу Пальцами провести по  другой рукеСкачет резвый табунок. Ребята, вот  и  прилетела  к нам  Волшебная  птица. ­  что  же  случилось  с  её  крыльями?   ­Как  же  быть? Давайте,  мы  ей  поможем.  Из  наших  ладошек    создадим  ей  перышки  с  талантами,  что бы она   продолжала  доброе  дело,  наделять  талантами людей. Два пальца одной руки  «скачут» по другой руке Ответы.  Дети наклеивают   перышки ­ладошки  птице.       о Коркыте  ­ баба полные,  развернутые ответы  детей. Рефлекторно­ корректирую щий   Итог:  ­Дети,  какую легенду передала  вам   птица? ­Какие  чувства вы  испытывали,  слушая  эту  легенду? ­ Какими  талантами  наделила  Волшебная  птица   казахский  народ?  ­ О каких музыкальных  инструментах   шла речь  сегодня? ­Какое  доброе  дело, мы  сделали  для  Волшебной  птицы? -Что больше всего вам запомнилось на нашем занятии?       Ожидаемый результат: Знать:  ­ понятия  «гражданин», «казахстанец»;            ­ положительные  нравственные качества –  доброта, отзывчивость. Иметь:  ­ представления об уважительном отношении к Родине.             ­ представление о  легендах.   Уметь:  правильно  давать  полные  ответы,и  выполнять  творческую  работу.Цель   занятия: формировать   понятия   «гражданин»,   «казахстанец»; развивать   представления   об   уважительном   отношении   к   Родине   и государственным   символам.  Знакомить  детей    с историей   родного  края посредством   знакомством     с     легендами.  Воспитывать   чувства любви   и гордости   за   свою   многонациональную   Родину   ­   Республику   Казахстан, через практику любви. Методы: рассказ, беседа, объяснение, практическая работа, игра,   Ресурсы: хрестоматия, с различной классической и казахской народной музыкой, аудиозапись Гим­ на,  карта Казахстана, нарисованная   на  ватмане,  голубая  лента, блюдца   с красками. аудиозаписи     альбом,   Круг радости ­             Вы знаете, что рано­рано утром, когда приходит пора про­ сыпаться, по радио торжественно звучит Гимн нашей страны. Это значит, что встает солнце, которое согревает нашу Родину. И я думаю: как хорошо, что мы живем в Казахстане. Какое счастье, что все мы ­ граждане своей страны. Вы обратили внимание, что я сказала слово «граждане». Гражданин ­ это очень важное и хорошее слово Чтобы понять его, я приглашаю в круг радости. Возьмемся по кругу  за эту голубую ленту и представим, что это границы нашей Родины.  Поднимем ее вверх и сделаем так,чтобы мы оказались внутри круга, а  лента ­ снаружи. Лента образовала своеобразную границу Республики Казахстан. Мы родились   в   Казахстане,   значит   мы   ­   граждане   своей страны.   Родина защищает нас и заботится о нас.Мы ­ дети своей родной страны! Живем мы в Казахстане!  И этим мы горды! Помечтаем ­             Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в далекое    прошлое нашей страны.  Давайте сядем поудобнее и закроем глаза   прислушаемся. Звучит фоном  домбра. Звуки  какого  инструмента вы услушали И сегодня  я  хочу  вас познакомить   с легендарным   акыном  Коркыте –баба.  Когда –то давным ­  давно в  степи  родился  мальчик. Перед  рождением  мальчика  началась страшная по своей силе буря, засверкали  молнии, и землю окутала тьма. Все это было настолько страшно, что люди  уже поверили в пришествие нечистой силы, однако когда мальчик  родился,  засияло солнце и природа успокоилась, будто ничего и не было. И решили  люди: "Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он  напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт". Прошло много лет  и   однажды во сне явился ангел и дал ему совет: «Коркыт, сделай себе кобыз­  найди голень шестилетнего верблюда, обтяни ее кожей одногорбого  верблюда, установи вверху подставку из темно­рыжего козла и натяни  струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь обладать дивным  инструментом. Коркыт прислушался к совету, сделал себе кобыз,   и,  играя  на нем  размышлял   скоротечности  жизни  человека   и   не   хотел  умирать.  Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру. И даже  смерть, приходящая за ним не могла    забрать душу такого талантливого акына. И он понял, пока он играет, он  живет  и  его музыка и  инструмент  на котором он играет, будет жить вечно. Дети вам понравилась легенда о Коркыте  ­ баба?  О каком  инструменте шла речь?  Ребята,  как  вы  думаете, действительно ли кобыз  живет до сих  пор? При помощи чего играют на кобызе? Пальцы, смычок,  струны. Давайте  и мы с вами поиграем на своем  инструменте. Вот помощники мои. (Показать пальцы) Их как хочешь поверни. (Повернуть кисти ладонями кверху и книзу)  И по струнам гладким Скачут пальцы, как лошадки.(Пальцами провести по другой руке) Чок, чок, чок, Чок, чок, чок – (Два пальца одной руки «скачут» по другой руке) Скачет резвый табунок. Какой еще вы знаете казахский музыкальный инструмент? (Домбра) А хотите, я Вам расскажу еще одну легенду о домбре?  Давно это было. Кочевал по степи жестокий Жошы хан. Никого не  любил он, кроме своего единственного сына. Красив был молодой хан  и  ловок, равных себе не знал ни в борьбе, ни в скачках, и больше всего любил  он охоту. Как­то раз отправился он поохотиться со своими верными слугами, и увидели они вдалеке стадо пасущихся куланов, вожаком которых был  старый хромой кулан. Словно вихрь налетели они на них, и посыпались  градом безжалостные стрелы. Одна стрела пронзила маленького куланенка, и тот упал. Над ним склонился хромой кулан. Вдруг он помчался быстрее  ветра, увлекая за собой молодого хана. Долго гнались за ними слуги, но так и не догнали. Шли они по следам юноши и вдруг увидели его распростертым на дне оврага, над ним стоял старый вожак. В страхе бросились бежать слуги и  пришли в аул  Жошы хана. Словно туча стоял хан и смотрел на джигитов. И  сказал грозный хан: «Кто расскажет мне о гибели сына, тому я залью в горло  кипящий свинец». В страхе попятились джигиты. И тут из толпы вышел  старик­аксакал. Он держал в руках неизвестный музыкальный инструмент. И  вдруг акын заиграл на нем, и все услышали стук копыт, звон тетивы, свист   стрел, крики раненых куланов. Затем музыка заиграла погоню, и внезапно  инструмент вскрикнул, словно раненый юноша упал на землю и затих.  – Ты принес мне весть о гибели сына! – вскричал Жошы хан.  – Хан, я не промолвил ни слова. Обо всем рассказала моя домбра.  Накажи ее.  В гневе приказал хан плеснуть в середину инструмента кипящего  свинца, но от этого он не стал хуже, просто в середине появилась маленькая  дырочка. ­Интересно было ребята? Какими талантами волшебная птица  наделила казахский народ? У нас есть птица, но  ей хватает крыльев, чтобы  полететь. Давайте мы создадим ей крылья  нашими руками.