Схема конспекта урока (занятия) Часовня – объект макетирования
ФИО педагога Васильева Ольга Геннадьевна
Полное название ОУ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников
Устиновского района города Ижевска»
Предмет (форма занятия) «Юный исследователь»,
Класс (группа) творческое объединение – возраст учащихся 1517 лет
УМК ___
Тема циклов занятия Часовня – объект макетирования. Возвращение к истокам. /Раздел 5. Исследовательская практика (Выполнение
проектных или исследовательских работ) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Юный
исследователь» социально педагогической направленности /
Цели циклов занятий:
создание макета часовни.
Художественнопедагогические идеи занятий:
Через звучание архитектурнохудожественного образа Часовни прийти к открытию личностного смысла, развить у детей собственное
отношение к архитектуре православной культуры, как ценности, которую нужно найти и которую нужно иметь в голове и душе,
сформировать эмоционально окрашенное чувство причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды
проектной деятельности при создании макета Часовни, позволяющей как бы непосредственно с соприкоснуться с православной культурой.
Задачи циклов занятия:
1.
искусством, архитектурой православной культуры;
2.
в православии.
3.
4. Создание макета деревянной часовни и фиксация этапов работы над макетом.
Расширение культурнохудожественного кругозора учащихся при знакомстве с изобразительным, декоративно прикладным
Формирование чувства патриотизма, эстетического отношения к окружающему миру, ценителей культуры своего народа, укорененной
Постижение мировоззренческих акцентов православной культуры, воплощенных в образах архитектурного зодчества.
Задачи занятия
1. Ознакомление учащихся о смысле и назначении православного храма, часовни. Установление связей и различий между храмом и
часовней.
Методические приемы:
рассказ педагога, беседа по вопросам,
использование межпредметных связей (с историей, географией),
работа в группах,
самоконтроль и взаимоконтроль,
занимательные задания.
Используемые методы обучения:
Форма обучения:
объяснительноиллюстративный,
создание ситуации творческого поиска.
метод проектов (частично).
Сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности
Зрительный ряд:
Презентация.
Музыкальный ряд:
Мотивы славянской, русской народной музыки в исполнении Н. Княжинской. (http://azbyka.ru/audio/1/muzykaipesni Православное
аудио азбука веры), http://staroe.predanie.ru/muz/ Предание.ру)
Методы и приемы
Фронтальная работа
Деятельность ученика
Включаются в деловой
ритм занятия.
Деление на группы
Проверка готовности
к занятию.
Этапы урока, Планируемый
Организацион
ный момент
Создать
благоприятный
психологическ
ий
настрой на
работу
Универсальные
Готовность к
занятию;
Доброжелательност
ь и эмоционально
нравственная
отзывчивость;
адекватно
использовать
речь для регуляции
своего действия,
преобразовывать
практическую
задачу в познавател
ьную,
концентрировать
волю
Деятельность учителя
Приветствие, мобилизация
внимания учащихся. На занятии
проверим предварительные
работы по проекту, затем
приступим к изучению новой
темы, поработаем в группах,
реализуем минипроект и
подведём итоги.
Я уверена, что все задания
окажутся вам по плечу и
справитесь вы прекрасно,
надеюсь, получите только
положительные эмоции.
Разделить учся на 4 группы по
2 человека.
На прошлом занятии мы с вами о
говорили
символике
отдельных частей храма внутри
и снаружи через призму идеи
православного храма.
Давайте вспомним, что
означают Храмы в форме
корабля, круглые и
восьмиугольные формы, в
форме восьмиконечной звезды,
креста.
Обратить внимание учащихся
на различие слов "купол" и
"глава", на символику цвета
стен храма, количество
куполов, их цветового решения.
Предполагаемые ответы
Храмы в форме корабля —
самый древний тип
храмов,
образно
выражающий ту мысль,
что Церковь,
подобно
Ноеву ковчегу, спасает
верующих от гибельных
волн
житейского
плавания и ведет их к
Царствию Божию. Храмы
в форме круга,
как
символа
вечности,
говорят о бесконечности
существовании Церкви, ее
нерушимости. Храмы в
восьмиконечной
форме
символизируют
звезды
Вифлеемскую
звезду,
приведшую волхвов к
месту,
где родился
Христос. Таким образом,
церковь свидетельствует
роли
о
путеводительницы
в
жизни человека.
Храмы в форме креста
строились в знак того, что
Крест Христов — Основа
Церкви,
Крестом
своей П умение
анализировать и
Формировать
собственное мнение
Опрос
учащихся по
Объяснение
нового
материала
Выдвижение
гипотез и их
Создание
ситуации
успеха
Формулирован
ие учащимися
темы и целей
занятия,
умение
ориентироватьс
я в тексте,
выделять
главную мысль,
делать выводы
и обосновывать
их.
ребята.
Таким
Правильно,
образом,
церковь
свидетельствует о своей роли
путеводительницы в жизни
человека.
Актуализация знаний
На экране слайды с картинками:
часы, купол, свечи, икона,
крест, родник,
Что объединяет эти картинки.
Какие ассоциации со словом
Часовня.
Слайд с картинками – Часовня
при роднике, Кладбищенская
часовня, Часовня на
средневековом погребальном
комплексе – около сопок или
на жальниках, Заветная или
обетная часовня.
Сформулируйте тему нашего
занятия.
Наши задачи – 1. Анализ
исторического развития
часовен.
2. Исследование основных
тенденций, вариантов
функционального и стилевого
решения часовен.
3. Натурные обследования
часовен города Ижевска через
Интернет ресурсы..
4. Начало создания макета
деревянной часовни и
фиксация этапов работы над
человечество избавлено от
власти тьмы, Крестом
открыт вход в рай.
Воспринимают на слух
вопросы, отвечают на
Ребята отвечают храм,
церковь, собор, часовня.
Предполагаемые ответы
маленькая церковь.
Фронтальная работа,
индивидуальная
• проблемно
поисковый
• наглядный,
• аудиовизуальный,
• работа с
материалом из
интернета
Часовня.
метод
самостоятельной макетом. (долгосрочная
работа)
Сегодня наш разговор коснется
истории часовен. Я хочу
объявить проблему
сегодняшнего занятия:
Нужны и актуальны ли в
наше время Часовни и их
восстановление?
Поблагодарить.
А сейчас мы с вами будем
исследователями. Задания для
групп. Работаем с интернет
ресурсами.
Самостоятельная работа
учащихся с интернет ресурсами
(под музыку)
1 группа (2 человека)
Конструктивные особенности
часовни.
2 группа Церковный статус
часовни.
3 группа – Архитектурные
формы часовен.
4 группа Ижевские часовни.
Окончание музыки является
сигналом к завершению
задания.
Постановка Проблемы –
рассказ про Часовни: Святой
Анастасии в Пскове,
Крестовоздвиженской часовни,
работы по усвоению
и осмыслению
материала: работа с
интернетом.
Проведение
рефлексии с
применением
вопросов
Дискуссия.
Смотрят демонстрационный
материал и по ходу беседы
отвечают на вопросы по
пройденному материалу.
Работают в интернете,
находят материал.
Работа в группах.
Обсуждение.
Ученики сами формулируют вывод: роль
Часовен в жизни сельского
поселения, деревни, города,
в судьбе человека.
Возрождение храмов,
часовен это возрождение
наших душ, возвращение к
истокам, к истории наших
предков.
которую в народе называют
«Крестик», (Ижевск, на углу
улицы Коммунаров и переулка
Широкого). Городские
легенды Емельян Пугачев и
«Крестик».
Вывод – Легенды и мифы дают
нам ощущение родины,
предоставляют нам
возможность почувствовать
свою самобытность. Храм,
часовня – есть символ души
человеческой – в каком
состоянии наши души, если мы
допускаем столь плачевное
существование уникальных
творений, построенных во славу
Божию? У каждого из нас своя
дорога, свой путь,
предначертанный свыше и, как
отдельные буквы складываются
в слова и обретают смысл, так и
отдельные человеческие
поступки составляют смысл
жизни, крест ее..
Физкультминутка – на песню
«Птица душа»
Закрепление
учебного
материала
Дать
окончательный
ответ на вопрос
проблемной
ситуации
Регулятивные
оценка, осознание
того, что уже
освоено и что еще
предстоит освоить
Познавательные контроль и оценка
результатов
деятельности
Коммуникативные
умение
аргументировать
свою точку зрения,
умение осознанно
строить речевое
высказывание в
устной форме
Предметные
способность
использовать
полученные знания
в качестве
аргументов для
защиты
собственной точки
зрения
Познавательные
определение
полноты
удовлетворения
информационного
запроса
Предметные
способность
использовать
полученные знания
на практике
Долгосрочное
задание на 2
недели
Постановка
целей
самостоятельно
й работы для
учащихся (что
должны
сделать
учащиеся в
ходе
выполнения
домашнего
задания);
определение и
разъяснение
Интересно ли было работать?
Как вы оцениваете свою
работу?
Всё ли у вас получилось так,
как планировали?
Ребята, как, повашему, что
делает человека гражданином
своей страны? Достаточно ли
жить в своей стране, чтобы
ощущать себя её частью?
Озвучьте свои суждения..
Обмен мнениями.
Как вы думаете, как помогают
нам мифы, легенды в том,
Предполагаемые ответы
Знание языка, любовь к
языку, любовь к природе,
память о прошлом,
наличие паспорта, знание
сказок, фольклора, книг,
традиций, обрядов, знание
истории, уважение к
предкам, забота о родине
Дифференциация
заданий.
Применение
творческих заданий,
практикозначимых
заданий.
1я группа работает
по главе «Из
истории часовен»;
2 группа – по главе
«Истории Ижевских учащимся
критериев
успешного
выполнения
домашнего
задания.
и т.д.
Ученики озвучивают свои
выводы. Согласуют их с
гипотезами, которые
выдвигали в начале занятия.
Начать работу по
оформлению
исследовательского
проекта.
часовен»;
3 группа
фотофиксация
Ижевских часовен и
художественные
наброски часовен.
4 группа
макетирование
часовни.
чтобы мы ощутили себя
частицей своего народа?
Обмен мнениями.
Судьба русской культуры и
прекрасна, и драматична.
Прекрасна потому, что оставила
заметный след в отечественной
истории. Трудно представить
нашу культуру без "Слова о
полку Игореве", рублевской
"Троицы", Московского
Кремля, собора Василия
Блаженного, сокровищ
Оружейной палаты и многого
другого. Драматична потому,
что многие памятнику русской
православной культуры
утеряна, уничтожена, погибла.
Но в сегодняшних условиях все
чаще мы видим возвращение в
нашим истокам.
Вывод
Мы уверены, что каждый
человек 1) сам для себя создаёт
свой мир в каждый момент
времени и 2) может в любой
момент изменить его к лучшему.
Всем спасибо, занятие
окончено.
Приложение – легенда о http://izhlife.ru/histories/41350ulicakommunarov4sokrovischevremenpugachevaichasovnyaizlegendy.html Крест, спрятанный от Пугачева, нашли спустя 40 лет
Крестовоздвиженская часовня, которую в народе называют «Крестик», стоит в Ижевске на углу улицы Коммунаров и
переулка Широкого, во дворах за крытым рынком. В 2016 году ей исполняется 137 лет, и с этим зданием связана,
пожалуй, одна из самых красивых городских легенд.
Летом 1774 года Емельян Пугачев, переправившись со своими основными силами через Каму, без сопротивления
овладел Воткинским заводом и двинулся на Ижевск, пишет краевед Олег Севрюков в книге «Ижевск». Духовенство
единственной тогда в поселке деревянной Ильинской церкви поспешило припрятать главную церковную ценность «крест
напрестольный серебряный златопозлащенный», украшавший алтарь. Он был зарыт в лесу «верстах в двух от завода, по
направлению к северовостоку».
Люди, прятавшие крест, погибли или бежали из поселка, потому что за «кладом» так никто и не вернулся. Прошло сорок
с лишним лет, прежде чем крест всетаки был найден. Двести лет назад на этом месте был лес, куда ижевцы ездили за
дровами. И вот както раз очередная «бригада» мужиков поехала на делянку. Это было зимой 1817 года. Едут и видят
костер в лесу горит. Подъехали поближе. Возле костра никого, а в огне лежит крест. Стали они кидать снег в костер,
чтобы достать святыню огонь не гаснет. Тогда вернулись мужики в Ижевский завод, рассказали о таком чуде
настоятелю Ильинской церкви, тот собрался и поехал с ними. Отслужил молебен, и крест дался в руки. Но самое
интересное, что после того, как костер погас и крест забрали, на этом месте вытаял изпод снега огромный камень, возле
которого люди стали исцеляться. Со временем ижевцы его просто растащили по кусочкам, но место попрежнему
обладало божественной силой: говорили, что сюда можно было принести больного, положить на землю, и он
выздоравливал. Тогда решено было поставить здесь деревянную часовню Воздвижения Креста Господня. В 1879 году
вместо деревянной церкви был выстроен небольшой каменный храм по проекту заводского архитектора Михаила
Коковихина. Тогда эта местность все еще находилась за чертой поселка и называлась Соловьевскими полями скорее
всего, по фамилии владельца здешних покосов. Ежегодно в начале осени, в праздник Воздвижения, к часовне устраивались многолюдные крестные ходы. После революции часовня была закрыта, но Господь ее спас, разрушать ее не
стали, и в советское время она была хлебным магазином, а потом оказалась на территории школы. В 1996 году
Крестовоздвиженскую часовню вернули церкви. В восстановлении храма помогли неравнодушные люди бывший
генеральный директор «Спецгазавтотранса» Владимир Тумаев и Николай Востриков, председатель совета директоров
Ижевского завода пластмасс, кроме того, восстановление и уход за часовней это еще и заслуга торгового
предприятия «Славянский базар».
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Конспект занятия по теме "Часовня – объект макетирования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.