Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 31.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План- конспект занятия для учащихся 4 класса по дополнительной общеобразовательной программе "Прекрасное своими руками" . На данном занятии дети знакомятся с различными техниками росписи пасхальных яиц, с историей и традициями праздника Пасха. Практической частью занятия является роспись яиц, по технологическим картам.
Иконка файла материала Открытый урок пасха.doc
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия педагога дополнительного образования объединения «Прекрасное своими руками» Глуховой Светланы Леонидовны. Тема: «Роспись пасхальных яиц» Возраст обучающихся – 4 класс. Время проведения:   12.04.2017 год. Цели:    Обучающая:  Обучение   росписи   пасхальных   яиц     нетрадиционным способам.  Развивающая:  Развитие интереса к народному промыслу. Воспитательная:  Привитие уважения к труду народных мастеров. Задачи: 1. Познакомить с историей  и традициями праздника Пасха. 1. Обобщить и систематизировать знания детей о росписи пасхальных яиц 2. Обучить читать схемы, технологические карты по росписи пасхальных яиц.. Тип занятия: комбинированный. Форма занятия: традиционная. Методическое обеспечение. Оборудование: столы, стулья, 5 магнитов, экран. Технические средства обучения:  ЦОР презентация «Роспись пасхальных яиц» Инструменты:  пищевые   красители   (красный,   жёлтый,   синий,   зелёный), восковые   свечи,   перчатки,   восковые   мелки,   салфетки,   маркер,     ушные палочки,  салфетки для декупажа, Материал: варёные яйца Учебно­методический комплекс.Схема, технологические карты, раздаточный материал для работы в группах, шкатулочка, расписное яйцо, аншлаги с формулировками наиболее важных понятий. Ход занятия. 1. Организационный момент – 2 минуты. 2. Введение в тему – 8 минут. 3.Основная часть занятия. – 10 минут. 4.  Закрепление полученных  знаний на практике­ 15 минут. 5.Подведение итогов занятий – 5 минут.  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ­ Подготовка рабочего места, инструментов и материала. Для подготовки рабочих мест педагог за 15 мин  расставляет столы  на две  группы ­Подготовка технических средств обучения. ­Подготовка учебно – методического комплекса. ­Приветствие. Добрый день всем! Здравствуйте ребята! Любое дело нужно начинать с хорошим настроением. Ребята, вы сегодня на занятие пришли  с хорошим настроением?  Тогда помашите мне рукой, чтоб я видела и улыбнитесь друг другу. Звучит музыка (праздничный колокольный звон). На фоне этой музыки я читаю стихотворение. Весна,   радостная   пора.   Природа   просыпается   от   долгого   зимнего   сна   и оживает.  Вот просыпается Земля и одеваются поля, Весна идет, полна чудес, Христос воскрес! Христос воскрес!" ­О каком празднике идет речь в стихотворении? Ответы детей:  Пасха Любой праздник имеет свои символы. Например Новый год? (елка) В этой коробочке лежит главный символ наступающего праздника.Белое, круглое, Долго лежало, вдруг затрещало. И неживое. А живым стало. Педагог ( я демонстрирую яйцо.)  Правильно это яйцо, но оно не белое, а какое? Правильно расписное. Вы догадались, какая тема сегодня нашего занятия? Правильно  И тема сегодняшнего занятия звучит так: «Роспись пасхальных яиц». Попробуйте   определите   цель   нашего   занятия   ?   Чтобы   вы   хотели   узнать сегодня  на занятии?  Цель:   Познакомить   с   историей   и   традициями   праздника   Пасхи. Научиться расписывать яйца разными способами. На   прошлом   уроке   вы   получили   домашнее   задание   ­   узнать   об   истории возникновения символа Пасхи. Кто хочет рассказать? Ответы детей.  День Пасхи ­ самый главный день православного церковного года. Он символизирует победу добра над злом, света над тьмой, и означает воскресение из мертвых Иисуса Христа.  Яйцо­ это символ жизни. Скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, а желток – земля. Вот и вселенная.   По   данным   археологии,   роспись   на   яйце   появилась   несколько   тысяч   лет назад. Согласно   преданию,   первое   пасхальное   яйцо   Святая   Мария   Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и   объявила   о   Воскрешении   Христа,   император   сказал,   что   это   так   женевозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем веру в воскрешение Христа, мы красим яйца на Пасху и дарим их друг другу. Дети: К этому празднику всегда готовились особенно.  Ещё в давние времена в деревнях скоблили дома, смывали зимнюю грязь и копоть, красили оконные рамы, белили печи. Красят яйца обычно в Чистый четверг, и именно ваши мамы, бабушки будут этим заниматься. На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить. Яйца хранились целый год, яйцо, играло  роль оберега, считалось, что оно может уберечь от пожара, засухи, грозы, беды.  Поднимите, в чьих семьях есть традиция красить к Пасхе яйца? Расскажите, пожалуйста, как у вас в семье красят яйца? Педагог: Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных.  По способу окраски и росписи можно выделить 5 видов.  В   нашей   славянской   культуре   известны:   крашенки,   драпанки,   крапанки, писанки, малёванка.  Работа учащихся в группе. Каждая группа читает информацию об определённом виде росписи, а затем рассказывает. Работа с текстовым материалом. Первая группа Название   «крашенка»   произошло   от   слова   «красить».   В   средние   века крашенки,   освященные   в   церкви,   становились   святым   подарком.   Имиблагословляли   молодых,   поминали   умерших.   Чтобы   быть   красивым   и уберечься от болезней умывались водой, в которой пролежала крашенка. В   старину   крашенки   готовили   в   луковой   шелухе.   Существовал   и   другой способ изготовления крашенок: яйца обматывали сухими листьями березы, дуба,   крапивы,   перевязывали   нитками   и   варили.   Получались   красивые «мраморные яйца». Сегодня крашенки можно изготовить, отварив яйца в растворе теплой воды с пищевым красителем.  Вторая группа Название «драпанка» произошло от слова «драпать». На окрашенное темной краской яйцо наносили карандашом узор. Затем с помощью какого­нибудь острого   предмета­ножа,   толстой   иглы   выцарапывали   на   яйце   нанесенный рисунок. Название  «крапанка»  произошло   от   украинского   слова   «крапать».   На окрашенное   каким­либо   цветом   яйцо   наносили   капли   горячего   воска.   Как только   воск   застывал,   яйцо   опускали   в   раствор   другого   цвета.   После высыхания краски яйцо помещали в горячую воду. Воск таял, и получалась красивая крапанка.  Малёванка – это свободная роспись. Используется воск и специальные кисти или   же   просто   кисточки,  которыми   разрисовывалось   яичко.   Женщина   или дети рисовали на яичке всё, что захочется. Первая группа Яйца   «писанки»   ­   это   искусно   расписанные   яйца,   раскрашенные   от   руки сюжетными   или   орнаментальными   узорами.   Узоры   и   орнаменты   строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. В красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза.   Их   писали   на   рождение   детей.   С   писанками   существовало   многообрядов,   но   ими   никогда   нельзя   было   навредить.   Если   мастерица   берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Предназначались писанки лишь для дарения. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола, только в хорошем настроении, читая специальную молитву Сначала на яйцо  наносится сетка  из разных пересекающихся фигур. Сетка называется разводом. Развод – основа орнамента Писанки. Позволяющий легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор. Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском, те   части   орнамента,   которые   на   Писанке   должны   быть   белыми.   После нанесения воска яйцо окунают в жёлтую краску на 1­2 минуты. Вынув яйцо из краски. Промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают те части узора. Которые должны быть жёлтыми, и окунув яйцо в красную краску. рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают тёплую духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает. Стирают салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка. Смазывают жиром или покрывают тонким слоем лака. Закрепление знаний Посмотрите   на   рисунок   и   скажите   под   какой   цифрой   находится крашенка, драпанка, крапанки, писанка,  малёванка Давайте   поиграем   «Найди   пару»   Попробуйте   каждой   схеме   найти соответственно расписную писанку. Педагог. Цвет и рисунок на Писанке имели свое значение.  колосок — хороший урожай; цветы, веточки — гимн земле;солнышко, звездочки – гимн солнцу; снежинки — небу; сосна — символ здоровья; дубок — символ силы; ягоды — плодородие; Для дочери на яйце рисовали ­ звездочку, для сына — дубовый листочек. Физкультминутка. Исходное положение : руки на коленях. Упражнения для глаз. Улыбнемся друг ­ другу и пожелаем успеха. За работу.  Практическая работа  Пришло   время   приступить   к   выполнению     практической   работы.  Сегодня отправимся   с   вами   в   предпраздничную   мастерскую   и   на   одно   занятие превратимся в мастеров росписи.  Ребята я вам предлагаю покрасить яйца нетрадиционными способами    У   вас   на   столе   лежат   карточки   с   описанием   разных   способов   росписи пасхальных   яиц.   Выберите   карточку   внимательно   познакомитесь   с инструкцией.   Выполняем   работу   и   делимся   своими   впечатлениями   о проделанной работы. Время ограничено 20 минут. Я хочу обратить внимание на   то,   что   пасхальное   яйцо,   который   расписывает   каждый,   отображает внутреннее состояние человека, его ощущение и настроение Подведение итогов.  Выставка работ, сравнительный анализ (учащиеся кладут яйца на блюдо) Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые сувениры у вас получились.  Скажите, какой способ покраски вам понравился больше и почему?  Что заполнилось больше всего на сегодняшнем занятии?  В   этот   праздник   принято   дарить   друг   другу   подарки.   Мы   подарим   наши сувениры   своим   любимым   и   близким,   когда   наступит   Великий   праздник Пасха, в этом году она приходится на 16 мая.Кому вы подарите свой сувенир?  Рефлексия. Свеча – это символ тепла и уюта. Встанем в круг, возьмёмся за руки и глядя на горящую свечу произнесём свои искренние пожелания друг другу по кругу, начинает учитель.  Будьте   здоровыми,   счастливыми,   удачливыми,   добрыми,   отзывчивыми, внимательными, аккуратными, красивыми, послушными, и самостоятельными! Пора надежд и возрождения Опять пришла! Душа поёт! Так пусть Христово Воскресение Любовь и счастье принесёт! Занятие закончено, спасибо всем. До свидания.

Посмотрите также