Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"
Оценка 5

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство +1
Взрослым
31.08.2017
Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"
План- конспект занятия для учащихся 4 класса по дополнительной общеобразовательной программе "Прекрасное своими руками" . На данном занятии дети знакомятся с различными техниками росписи пасхальных яиц, с историей и традициями праздника Пасха. Практической частью занятия является роспись яиц, по технологическим картам.
Открытый урок пасха.doc
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия педагога дополнительного образования объединения «Прекрасное своими руками» Глуховой Светланы Леонидовны. Тема: «Роспись пасхальных яиц» Возраст обучающихся – 4 класс. Время проведения:   12.04.2017 год. Цели:    Обучающая:  Обучение   росписи   пасхальных   яиц     нетрадиционным способам.  Развивающая:  Развитие интереса к народному промыслу. Воспитательная:  Привитие уважения к труду народных мастеров. Задачи: 1. Познакомить с историей  и традициями праздника Пасха. 1. Обобщить и систематизировать знания детей о росписи пасхальных яиц 2. Обучить читать схемы, технологические карты по росписи пасхальных яиц.. Тип занятия: комбинированный. Форма занятия: традиционная. Методическое обеспечение. Оборудование: столы, стулья, 5 магнитов, экран. Технические средства обучения:  ЦОР презентация «Роспись пасхальных яиц» Инструменты:  пищевые   красители   (красный,   жёлтый,   синий,   зелёный), восковые   свечи,   перчатки,   восковые   мелки,   салфетки,   маркер,     ушные палочки,  салфетки для декупажа, Материал: варёные яйца Учебно­методический комплекс. Схема, технологические карты, раздаточный материал для работы в группах, шкатулочка, расписное яйцо, аншлаги с формулировками наиболее важных понятий. Ход занятия. 1. Организационный момент – 2 минуты. 2. Введение в тему – 8 минут. 3.Основная часть занятия. – 10 минут. 4.  Закрепление полученных  знаний на практике­ 15 минут. 5.Подведение итогов занятий – 5 минут.  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ­ Подготовка рабочего места, инструментов и материала. Для подготовки рабочих мест педагог за 15 мин  расставляет столы  на две  группы ­Подготовка технических средств обучения. ­Подготовка учебно – методического комплекса. ­Приветствие. Добрый день всем! Здравствуйте ребята! Любое дело нужно начинать с хорошим настроением. Ребята, вы сегодня на занятие пришли  с хорошим настроением?  Тогда помашите мне рукой, чтоб я видела и улыбнитесь друг другу. Звучит музыка (праздничный колокольный звон). На фоне этой музыки я читаю стихотворение. Весна,   радостная   пора.   Природа   просыпается   от   долгого   зимнего   сна   и оживает.  Вот просыпается Земля и одеваются поля, Весна идет, полна чудес, Христос воскрес! Христос воскрес!" ­О каком празднике идет речь в стихотворении? Ответы детей:  Пасха Любой праздник имеет свои символы. Например Новый год? (елка) В этой коробочке лежит главный символ наступающего праздника. Белое, круглое, Долго лежало, вдруг затрещало. И неживое. А живым стало. Педагог ( я демонстрирую яйцо.)  Правильно это яйцо, но оно не белое, а какое? Правильно расписное. Вы догадались, какая тема сегодня нашего занятия? Правильно  И тема сегодняшнего занятия звучит так: «Роспись пасхальных яиц». Попробуйте   определите   цель   нашего   занятия   ?   Чтобы   вы   хотели   узнать сегодня  на занятии?  Цель:   Познакомить   с   историей   и   традициями   праздника   Пасхи. Научиться расписывать яйца разными способами. На   прошлом   уроке   вы   получили   домашнее   задание   ­   узнать   об   истории возникновения символа Пасхи. Кто хочет рассказать? Ответы детей.  День Пасхи ­ самый главный день православного церковного года. Он символизирует победу добра над злом, света над тьмой, и означает воскресение из мертвых Иисуса Христа.  Яйцо­ это символ жизни. Скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, а желток – земля. Вот и вселенная.   По   данным   археологии,   роспись   на   яйце   появилась   несколько   тысяч   лет назад. Согласно   преданию,   первое   пасхальное   яйцо   Святая   Мария   Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и   объявила   о   Воскрешении   Христа,   император   сказал,   что   это   так   же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красным. С тех пор в память об этом событии, символизирующем веру в воскрешение Христа, мы красим яйца на Пасху и дарим их друг другу. Дети: К этому празднику всегда готовились особенно.  Ещё в давние времена в деревнях скоблили дома, смывали зимнюю грязь и копоть, красили оконные рамы, белили печи. Красят яйца обычно в Чистый четверг, и именно ваши мамы, бабушки будут этим заниматься. На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца. Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить. Яйца хранились целый год, яйцо, играло  роль оберега, считалось, что оно может уберечь от пожара, засухи, грозы, беды.  Поднимите, в чьих семьях есть традиция красить к Пасхе яйца? Расскажите, пожалуйста, как у вас в семье красят яйца? Педагог: Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных.  По способу окраски и росписи можно выделить 5 видов.  В   нашей   славянской   культуре   известны:   крашенки,   драпанки,   крапанки, писанки, малёванка.  Работа учащихся в группе. Каждая группа читает информацию об определённом виде росписи, а затем рассказывает. Работа с текстовым материалом. Первая группа Название   «крашенка»   произошло   от   слова   «красить».   В   средние   века крашенки,   освященные   в   церкви,   становились   святым   подарком.   Ими благословляли   молодых,   поминали   умерших.   Чтобы   быть   красивым   и уберечься от болезней умывались водой, в которой пролежала крашенка. В   старину   крашенки   готовили   в   луковой   шелухе.   Существовал   и   другой способ изготовления крашенок: яйца обматывали сухими листьями березы, дуба,   крапивы,   перевязывали   нитками   и   варили.   Получались   красивые «мраморные яйца». Сегодня крашенки можно изготовить, отварив яйца в растворе теплой воды с пищевым красителем.  Вторая группа Название «драпанка» произошло от слова «драпать». На окрашенное темной краской яйцо наносили карандашом узор. Затем с помощью какого­нибудь острого   предмета­ножа,   толстой   иглы   выцарапывали   на   яйце   нанесенный рисунок. Название  «крапанка»  произошло   от   украинского   слова   «крапать».   На окрашенное   каким­либо   цветом   яйцо   наносили   капли   горячего   воска.   Как только   воск   застывал,   яйцо   опускали   в   раствор   другого   цвета.   После высыхания краски яйцо помещали в горячую воду. Воск таял, и получалась красивая крапанка.  Малёванка – это свободная роспись. Используется воск и специальные кисти или   же   просто   кисточки,  которыми   разрисовывалось   яичко.   Женщина   или дети рисовали на яичке всё, что захочется. Первая группа Яйца   «писанки»   ­   это   искусно   расписанные   яйца,   раскрашенные   от   руки сюжетными   или   орнаментальными   узорами.   Узоры   и   орнаменты   строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. В красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза.   Их   писали   на   рождение   детей.   С   писанками   существовало   много обрядов,   но   ими   никогда   нельзя   было   навредить.   Если   мастерица   берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет. Предназначались писанки лишь для дарения. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола, только в хорошем настроении, читая специальную молитву Сначала на яйцо  наносится сетка  из разных пересекающихся фигур. Сетка называется разводом. Развод – основа орнамента Писанки. Позволяющий легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор. Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском, те   части   орнамента,   которые   на   Писанке   должны   быть   белыми.   После нанесения воска яйцо окунают в жёлтую краску на 1­2 минуты. Вынув яйцо из краски. Промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают те части узора. Которые должны быть жёлтыми, и окунув яйцо в красную краску. рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают тёплую духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает. Стирают салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка. Смазывают жиром или покрывают тонким слоем лака. Закрепление знаний Посмотрите   на   рисунок   и   скажите   под   какой   цифрой   находится крашенка, драпанка, крапанки, писанка,  малёванка Давайте   поиграем   «Найди   пару»   Попробуйте   каждой   схеме   найти соответственно расписную писанку. Педагог. Цвет и рисунок на Писанке имели свое значение.  колосок — хороший урожай; цветы, веточки — гимн земле; солнышко, звездочки – гимн солнцу; снежинки — небу; сосна — символ здоровья; дубок — символ силы; ягоды — плодородие; Для дочери на яйце рисовали ­ звездочку, для сына — дубовый листочек. Физкультминутка. Исходное положение : руки на коленях. Упражнения для глаз. Улыбнемся друг ­ другу и пожелаем успеха. За работу.  Практическая работа  Пришло   время   приступить   к   выполнению     практической   работы.  Сегодня отправимся   с   вами   в   предпраздничную   мастерскую   и   на   одно   занятие превратимся в мастеров росписи.  Ребята я вам предлагаю покрасить яйца нетрадиционными способами    У   вас   на   столе   лежат   карточки   с   описанием   разных   способов   росписи пасхальных   яиц.   Выберите   карточку   внимательно   познакомитесь   с инструкцией.   Выполняем   работу   и   делимся   своими   впечатлениями   о проделанной работы. Время ограничено 20 минут. Я хочу обратить внимание на   то,   что   пасхальное   яйцо,   который   расписывает   каждый,   отображает внутреннее состояние человека, его ощущение и настроение Подведение итогов.  Выставка работ, сравнительный анализ (учащиеся кладут яйца на блюдо) Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые сувениры у вас получились.  Скажите, какой способ покраски вам понравился больше и почему?  Что заполнилось больше всего на сегодняшнем занятии?  В   этот   праздник   принято   дарить   друг   другу   подарки.   Мы   подарим   наши сувениры   своим   любимым   и   близким,   когда   наступит   Великий   праздник Пасха, в этом году она приходится на 16 мая. Кому вы подарите свой сувенир?  Рефлексия. Свеча – это символ тепла и уюта. Встанем в круг, возьмёмся за руки и глядя на горящую свечу произнесём свои искренние пожелания друг другу по кругу, начинает учитель.  Будьте   здоровыми,   счастливыми,   удачливыми,   добрыми,   отзывчивыми, внимательными, аккуратными, красивыми, послушными, и самостоятельными! Пора надежд и возрождения Опять пришла! Душа поёт! Так пусть Христово Воскресение Любовь и счастье принесёт! Занятие закончено, спасибо всем. До свидания.

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"

Конспект занятия по теме "Роспись пасхальных яиц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2017