Конспект занятия по теме: «За завтраком» З.Серебрякова. Групповой портрет.
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
26.03.2017
Познакомить школьников с жанром - Групповой портрет.Формирование умения находить и видеть на картине «За завтраком» З.Серебряковой то, что изображено, и реконструировать то, что вышло за рамки изображения в совместной деятельности по рассматриванию и описанию репродукции.Учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения, а так же выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность; устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения; объединять разрозненные впечатления в целостную картину;
Конспект занятия.doc
Конспект занятия по теме:
«За завтраком» З.Серебрякова. Групповой портрет
Мишенина Екатерина Васильевна
учитель начальных классов МБОУ «Лицей №10» г.Белгорода
Цель занятия: формирование умения находить и видеть на картине «За
завтраком» З.Серебряковой то, что изображено, и реконструировать то, что
вышло за рамки изображения в совместной деятельности по рассматриванию и
описанию репродукции.
Задачи:
• продолжать знакомить школьников с жанром Групповой портрет;
• учить находить на картине указанные детали, а затем и самостоятельно
открывать (усматривать) подробности, характеризующие предмет изображения;
• учить выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и
целостность;
устанавливать причинноследственные связи между тем, что
изображено, и тем, что выходит за рамки изображения; объединять разрозненные
впечатления в целостную картину;
• развивать умение выражать в устных и письменных высказываниях
эмоциональный опыт переживаниями от
с живописной
картиной.
соприкосновения
Форма организации занятия: аудиторное.
Оборудование:
пособие «Музей в твоём классе», лупы, круглые и
прямоугольные рамки, презентация к занятию по картинам З.Серебряковой,
карточки со словарными и опорными словами, словари.
Универсальные учебные действий:
Личностные УУД:
Будут сформированы:
• Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с живописью
З.Серебряковой.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
• Принимать и сохранять учебную задачу;
• Учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
• Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и
умственной форме.
Получит возможность научиться:
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале. Познавательные УУД:
Научится:
• Ориентироваться в жанре картины.
• Определять тему картины и настроение автора, которым он хотел поделиться со
зрителями, особенности композиционного решения художником поставленной
задачи;
• Освоит лексику, необходимую для выражения чувств;
• Внимательно рассматривать картину (репродукцию) и находить указанные
детали, а затем самостоятельно открывать подробности, характеризующие
предмет изображения;
• Устанавливать причинноследственные связи между тем, что изображено, и тем,
что выходит за рамки изображения;
• Объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;
• Оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;
• Включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Получит возможность научиться:
• Различать некоторые приёмы передачи перспективы, фактуры предметов и
эмоционального строя картины в целом;
• Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной
форме.
Коммуникативные УУД:
Научится:
• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной;
• Строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
• Задавать вопросы;
• Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов.
Получит возможность научиться:
• Точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию как
ориентир для построения действий.
Планируемые результаты занятия:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Ученик научится:
• распознавать жанр живописи Групповой портрет,
• внимательно рассматривать и устно описывать живописную картину, называя
автора, определяя тему и настроение картины;
• оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
Ученик получит возможность научиться
• пробовать себя в роли экскурсовода; Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного
отношения
к базовым ценностям нашего общества и к социальной
реальности в целом)
У ученика будут сформированы:
• учебно – познавательный интерес к изучению живописных произведений
искусства;
• опыт рассматривания и анализа живописных картин;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картинами
В. Поленова;
• умение оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и
выводы.
Ход занятия
1.Организационный момент (обучающиеся занимают места по 4 человека)
2. Мотивация.
В классе на зрительных зонах таблички с надписями: Зинаида Евгеньевна
Серебрякова, За завтраком», групповой портрет, пейзаж, портрет, натюрморт.
У: – Найдите зелёную зрительную зону, где написана фамилия, имя и отчество?
Прочтём все вместе.
Из биографии художницы
Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в 1884 году, в семье Лансере
Бенуа, прославленной художественной династии России. Отец её, Евгений
Александрович Лансере был известным скульптором, он умер, когда Зине было
всего 2 года и она знала о нем только по рассказам родных. Ее мать Екатерина
Николаевна Лансере была родом из знаменитой семьи художников и архитекторов
Бенуа.
Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё
влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи
Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух
высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом
жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как
взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой
владели в семье все. Талант девочки развивался под пристальным вниманием
старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать
профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала
уважение к классическому искусству: рассказы деда Николая Леонтьевича об
Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с
шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев. В 1905 году она выходит
замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, соседа по имению. Они были
знакомы с детства и хотели соединить свои жизни, несмотря на то, что являлись
двоюродными братом и сестрой. Пришлось преодолеть множество препятствий,
так как они были разного вероисповедания и довольно близкими родственниками.
После поездок в Белгород и Харьков к духовным властям разрешение было, наконец, получено и молодые люди смогли пожениться в августе 1924 года она
уезжает в Париж, ещё не зная, что навсегда. З. Е. Серебрякова дожила до 82х лет,
сорок из них прошли во Франции.
У: Послушайте стихотворение о семье «А семья – это всё»
У: В жизни каждой семьи есть свои традиции, те обычаи, которыми определяются
установившиеся порядки в поведении, в быту. В семье русской художницы
Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, жившей в начале 20 века, тоже были свои
традиции. Об одной из них и пойдет речь на нашем занятии.
У: Найдите розовую зрительную зону. Прочитайте.
Д: «За завтраком»
У: Как вы думаете, что может обозначать эта надпись? (Название картины).
Объясните свой ответ. (Название взято в «», первое слово с заглавной буквы).
У: Сегодня мы обратимся к одной из самых известных картин З. Серебряковой
«За завтраком». О какой традиции идет речь на этом художественном полотне?
(Наверно, когда вся семья собирается на завтрак)
У: Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда,
ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол для трапезы
(приёма пищи). Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к
столу.
У: Вам нравится эта репродукция картины?
У: Хочется поближе её рассмотреть?
3. Целеполагание
Отправимся в музей нашего класса.
Обсудите в группе:
1) Какую поставим перед собой цель на занятии?
2) Что нам потребуется на занятии?
Цель: сегодня на занятии кружка мы продолжим учиться рассматривать
репродукции картины «За завтраком» З.Серебряковой, находить детали с
помощью инструментов, определять тему и настроение картины, высказывать свои
наблюдения.
Работать будем в группах.
4. Работа с репродукцией.
Первое обращения к картине
У: Договоритесь между собой и 1 представитель от группы возьмет альбом на
предметном столике №1.
У: Найдите в альбоме репродукцию
У: А почему работа называется «За завтраком», ведь если на столе находится
супница, то это уже обед? Обсудите ответы в группах.
В семье придерживались французского режима: в 8 утра маленький завтрак
булочка и молоко, а в 12 часов большой завтрак, как наш обед. У: Что обязательно должно отражаться в названии? ( В картине есть чтото
важное, общее для автора и зрителя переживание, впечатление, которое в
искусстве называется образ).
Второе обращение к картине
1)У: Как вы думаете, к какому жанру относится эта картина?
У: Найдите зрительную зону с определением групповой портрет. Назовите
признаки группового портрета на этой репродукции (трое детей, столовая,
завтракают.)
У: Как мы видим, на картине изображено трое детей, в столовой комнате их
дома, связанных единым действием они завтракают.
У: Судя по картине, какая атмосфера царит в семье? (Хорошая, дружелюбная
атмосфера. Здесь царит мир. Это видно по выражению лиц детей. Скорее всего, все
хорошо относятся друг к другу, а детей в семье очень любят. И дети не ссорятся
между собой).
У: Это современные дети? (Нет) Как вы догадались?
У: Верно. Художник написал эту картину в 1914 году.
Сколько детей сидит за столом?
Сколько всего человек находится в столовой? Как вы догадались?
Приготовлено ли место для четвёртого человека? Кто это?
Мальчика и девочку , которые смотрят на зрителя зовут Шура(7лет) и
Тата(2,5года). Мальчик сидящий по другую сторону стола Женя, старший брат
Шуры и Таты.
2) Работа с репродукцией с помощью инструментов.
1 представитель на предметном столике №2 возьмёт инструменты для работы:
прямоугольные рамки, круглые рамки, лупы.
Давайте вспомним правила работы с альбомом (не выкрикивать, говорить по
очереди, работать инструментами по одному).
Похожи ли дети между собой?
Справа от репродукции расположены фрагменты портретов, написанные
З.Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета. Чуть ниже фрагмент портрета
её мужа, Бориса Серебрякова , отца детей.
На кого из родителей похожи Шура и Тата?(Выделение круглой рамкой)
На кого похож Женя?
О чём говорит румянец на щеках всех троих детей?
Чем они занимались прямо перед обедом? Тихие игры или шумные, связанные с
беготнёй.
Понимаете, почему Женя пьёт воду? (Выделение прямоугольной рамкой)
Как вам кажется, Женя уже съел свой суп? Стоит ли перед ним глубокая тарелка,
которую возможно заслоняет супница.
(Рассматривание с помощью лупы)
Хочет ли Тата есть свой суп? Подтвердите своё мнение Кто из детей старше? ( Наверно, мальчик, который изображён на заднем плане
картины. Он пьёт воду и не обращает внимания на то, что так заинтересовало его
брата и сестру).
Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое
предположение позируют художнице, второе пришёл папа, и они смотрят на
него).
У: Какие звуки можно услышать за этим обеденным столом? (стук половника,
стук ложки о край супницы или тарелки, звук льющейся жидкости, постукивание
ладошкой).
Динамическая пауза
Третье обращение к картине
Давайте рассмотрим жесты и позы всех, кто собрался за столом.
Работа с толковым словарём.
У: – На предметном столике №3 представитель от группы возьмёт словарь.
1,2 группы жест
3,4 группы поза
Видно ли что Тата готова сползти со стула?(Выделение прямоугольной рамкой).
Что в позе Шуры подсказывает вам, что сейчас он повернётся к столу и
продолжит есть суп? (Выделение прямоугольной рамкой).
(Резкий поворот головы Шуры, который полуобернулся, но не выпускает из
рук ни тарелку, ни ложку. Левой рукой он наклоняет тарелку к себе, а правой
держит ложку, наполненную супом.)
А что произойдет с Женей? (Выделение прямоугольной рамкой)
Изменит ли он наклон головы и направление взгляда?
(Вряд ли, он задумчиво пьёт воду и, видимо продолжит это делать?)
Вы можете предположить, как именно дети выйдут изза стола? Кто будет
первым? Кто удерёт, не доев? Кто задержится за столом дольше всех?
Четвертое обращение к картине
1,2 группы. Опишите внешность девочки, используя опорные слова.
3,4 группы. Прочитай. Какое описание относится к Шуре, а какое к Жене? Впиши
пропущенные имена
1 представитель от группы на предметном столике №2 возьмёт конверт с
заданием.
Работа в группах (обсуждение).
Представление работ.
5. Рефлексия
Кто поделится своими впечатлениями от картины с родителями, друзьями?
6. Итог занятия
Чему учились на занятии?
Назовите автора и название картины?
К какому жанру живописи относится эта картина?
Конспект занятия по теме: «За завтраком» З.Серебрякова. Групповой портрет.
Конспект занятия по теме: «За завтраком» З.Серебрякова. Групповой портрет.
Конспект занятия по теме: «За завтраком» З.Серебрякова. Групповой портрет.
Конспект занятия по теме: «За завтраком» З.Серебрякова. Групповой портрет.
Конспект занятия по теме: «За завтраком» З.Серебрякова. Групповой портрет.
Конспект занятия по теме: «За завтраком» З.Серебрякова. Групповой портрет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.