1 класс
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Работа на основе авторской программы И. Сухина «Шахматы в школе» в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы реализуется в рамках раздела
учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Интеллектуальная» призвана обеспечить достижение личностных,
метапредметных, предметных и коммуникативных результатов.
Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении программы:
№
п/п
1
Разделы учебного
курса
Вид внеурочной
деятельности
Компетенции
Познавательный
Теоретическая
часть. Знакомство с
шахматной
доской.шахматными
фигурами.
Личностные: Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Метапредметные:добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
разные источники информации, и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды.
Предметные:знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, партия;
Коммуникативные:уметь донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль. Слушать и понимать речь других.2
Практическая и
игровая
деятельность
Игровой
Личностные: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя, а далее самостоятельно.
Метапредметные:договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать
им.
Предметные: знать начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат,
пат, ничья;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса;
Коммуникативные:Рост личностного, интеллектуального и социального развития
ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
2. Содержание учебного предмета, курса
Раздел, темы учебного курса
Шахматная доска. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и
черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
Количество часов на раздел
10
. Шахматные фигуры.Начальная расстановка фигур Расположение каждой из фигур в начальном
положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур. IV. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного
курса) Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные
слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
4
Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные
12и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры.
Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение
пешки.
Игра семью фигурами из начального положения. Шахматная партия. Начало шахматной партии.
Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
8
3.Календарнотематическое планирование
№п/п
Тема урока
12
34
56
78
Вводный урок. Шахматная доска.
Инсценировка сказки. Белые и черные поля.
Положение доски между партнерами. Горизонтальные и
вертикальные линии.
Диагональ. Количество полей в диагонали. Большие и короткие
диагонали. Центр. Колво полей в центре.
910
Шахматные фигуры. Ладья, слон, ферзь, пешка, король.
1112
Расстановка фигур перед шахматной партией.
1314
Место ладьи в начальном положении. Ход. Взятие.
1516
Дидактические игры. Захват контрольного поля.
1718
Слон. Ход слона. Взятие. Качество. Легкие и тяжелые фигуры.
Дата
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10.
14.10
21.10
28.10
11.11.
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01.
20.01
27.01
Формы организации
Колво часов
Игровая, практическая 2
игровая
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
2
2
2
2
2
2
2
21920
Слон. Дидактические игры.
21
Ладья против слона. Дидактические задания.
2223
Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход. Взятие. Ферзь –
тяжелая фигура.
2425
Ферзь. Дидактические игры.
2627
Ферзь против ладьи и слона.
2829
3031
Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь
– лёгкая фигура.
Конь. Дидактические игры.
03.02
10.02
03.03
10.03
17.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
интеллектуальная
Практическая
2
2
2
2
2
2
2