Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс
Оценка 4.8

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
08.05.2017
Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс
Разработка факультативного занятия по русскому языку. Цель: обобщить знания учащихся об антонимах и синонимах Задачи: учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах; развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся; воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми; воспитывать любовь к спорту;Для выполнения заданий необходимо творческое мышление, фантазия и воображение.
занимательная грамматика 3 класс.doc
Класс: 3 Предмет: занимательная грамматика Цель: обобщить знания учащихся об антонимах. Задачи:  учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах; развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся; воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми; любовь к спорту;  ХОД УРОКА 1. Орг. момент 2. Повторение пройденного Делу ­ время, потехе ­ час. – Как вы объясните смысл этой пословицы?  – А что такое потеха? (Игра, развлечение, забава)  – Как называются эти слова? (Синонимы)  – Что такое синонимы? 2. Формулировка темы урока – Молодцы! Вы очень хорошо запомнили, что такое синонимы. Но сегодня у нас с вами  другая цель и другие задачи.  – Посмотрите внимательно на эту пословицу, прочитайте её с выражением, выделите  голосом главные слова. Что это за слова?  – Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести речь на уроке? (Дети выдвигают свои предположения) 3. Актуализация знаний – Сегодня мы обобщим все наши знания об антонимах. Постараемся ничего не забыть. – Нам предстоит ответить на эти вопросы и доказать, что у нас достаточно знаний по  данной теме. Как вы думаете, справимся с этой проблемой? 4. Обобщение – Для выполнения этого задания вам необходимо творческое мышление, фантазия и  воображение. На этом слайде выведены объекты. Подберите несколько признаков, которые относятся к каждому объекту. А затем противопоставьте эти признаки.  Запишите полученные словосочетания на одной строке по парам. Кто­то придумает такие  словосочетания, которых нет у меня. А кто­то угадает, что будет на следующем слайде. – А вы согласны с двумя первыми словосочетаниями? Все ли мужчины сильны и все ли  женщины слабы? (Многие известные сильные спортсмены являются женщинами. Это такие  виды спорта как дискобол, карате и даже бокс. А еще бывает, к сожалению, что сильный  физически мужчина может быть слабым по характеру. И к счастью, слабая на вид женщина, может быть очень сильна духом.)  – Пришла пора ответить на первый вопрос нашего урока.  – Что такое антонимы? (Дети отвечают) – Проверим вашу память.  – С какой пословицы мы начали урок?  – Какой частью речи являются слова «дело – потеха»? Докажите.  – Как вы считаете, к обсуждению какого вопроса мы подошли вплотную. (Какой частью  речи являются антонимы).  – Так какой частью речи они могут являться? (Имена существительные) в) – У вас на столах лежат задания на зелёных листах. На них вы видите 2 предложения  с  пропущенным словом.1.____________   обижает девочек.  2._____________ защищ. ет девочек. 2._____________ п.мирила мальчиков. 1. ____________ поссорила мальчиков. – Перепишите одно из этих предложений. Не забудьте на месте черты вставить своё имя.  – Найдите главные члены предложения.  – Почему вы выбрали именно это предложение? (Ответы и мальчика и девочки)  – Прочитайте два слова, противоположные по смыслу, которые вам встретились в ваших  предложениях.  – Какой частью речи они являются? (Глаголы)  – Докажите.  – Какими же частями речи могут быть антонимы? (Ответы детей) – Хочу уточнить, что мы ещё не знаем всех частей речи, поэтому надо знать , что антонимы  могут быть и другими частями речи. 5. Физминутка С вами нам пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».  Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.  Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.  Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.  Скажу я слово потерял. И скажешь ты нашёл.  Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты храбрец.  Теперь начало я скажу. Ну, отвечай – конец. 6. Задание – Вам  предложен текст с выделенными словами. Что надо  сделать? (Переписать и  заменить выделенные слова на антонимы)  – Прочитайте сначала первый текст.  Теперь переделанный текст.  – Отличаются?  – Для чего же нам нужны антонимы в речи? (Для яркости речи путём сравнения слов, для  построения интересных предложений) Текст: Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные  ручейки бегут между кочек. Наконец­то, закончилась осень!   7. Заключительный этап – Как вы думаете,  что мы обобщили на уроке? 8. Домашнее задание – Вам необходимо пройти по своей квартире и подобрать из интерьера комнат слова­ антонимы. Интересно, кто больше найдёт таких слов? 9. Итог урока. Рефлексия – Наш урок подошёл к концу.   – Что на вас произвело наибольшее впечатления?  – Пригодятся ли вам полученные знания на будущих уроках?  – Работа над какими заданиями вам показалась трудной?  – Чью работу на уроке вы бы сегодня отметили? Множество и его элементы. Операции над множествами .  Цель: учить объединять предметы во множества по общему признаку;  закрепить умение употреблять в речи понятия “множество”, “элементы множества” закрепить умение определять принадлежность элемента множеству; развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интересы,  творческие способности. Оборудование: иллюстрации сказочных героев, тряпичный мешок с предметами, картинки  роботов. ХОД УРОКА Организационный момент. Звенит звонок всё громче, всё сильней.  Какая трель над миром разливается!  Ты думаешь, распелся соловей,   Не соловей – урок наш начинается.  Сегодня мы откроем в сказку дверь,  Ждёт интересного нас много, ты поверь. ­ Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о понятиях “множество”, “элементы  множества”. Закрепим умение определять принадлежность элемента множеству. Кому­то сказки надоели,  А кто­то сказками пленён.  И самый лучший наш урок  Начнём с знакомых нам имён.  Наш весёлый герой,  Он совсем не велик.  Не заметен бывает порой.  Но врагов никогда не пугается он.  В мире самый наш маленький … (Гном) ­ Верно, самый маленький гном по имени Вася и сегодня мы совершим с ним путешествие в город Множеств. Он решил навестить своих сказочных друзей, живущих в этом городе.  Наверняка, впереди его ждёт много препятствий. Поможем ему? Ну что ж, начнём. Но вот  беда, он совсем не знает дороги к своим друзьям. Он решил обратиться за помощью к  своему давнему другу. К кому? Отгадайте. Собаку, кота, боевого коня,  Что хочется вам, вы скажите, друзья?  Нарисует в тот же час  Наш приятель … (Карандаш) ­ Конечно, он решил помочь маленькому гному Васе. Но мы с вами должны выполнить его  задание. Нам надо отметить наш путь передвижения.  Диктант (на карточках)  8 клеток вправо 2 клетки вверх 3 клетки вправо 5 клеток вниз 3 клетки влево 2 клетки вверх 4 клетки влево 3 клетки вниз 3 клетки влево 3 клетки вверх 1 клетка влево  1 клетка вверх – Вот и получился наш путь передвижения. Что получилось? (Ключ)  Дорога зовёт нас в трудный путь,  С собою ключ ты взять не забудь.  Вот он, ключик наш золотой,  Им к знаниям дверцу открой. Наш с вами и с Васей путь известен. Пойдём по дорожке, главное, чтоб не устали ножки.  Видит Вася домик чей­то, кто живём в нём, вы ответьте. Он и весел и не злобен,  Этот милый чудачок.  Для него прогулка – праздник,  И на мёд особый нюх.  Это плюшевый проказник,  Медвежонок … (Винни­Пух) Просит помощи нас мишка, озорник и шалунишка. В доме надо всё сложить, по мешочкам  разложить (на доске нарисованы мешочки с названием множеств и даны принадлежности).  Необходимо по названию множества разложить вещи. Назвать элементы получившегося  множества. Какой мешочек пуст? Почему? Как называется такое множество? У вас на партах лежат пустой мешочек и предметы. Объедините их во множество, назовите  его, назовите элементы получившегося множества. Молодцы, с заданием справились и  помогли Винни, шагаем смело дальше. Видим снова домик друга, кто же в нём живёт? Винни тоже собрал разные множества предметов. Посмотрите, не ошибся ли он?  Вычеркните предмет, который не является элементом данного множества.  Многим долго неизвестный,  Стал он каждому дружок, Всем по сказке интересной  Мальчик – луковка знаком.  Очень быстро и недлинно  Он зовётся … (Чиполлино).  – И ему необходимо помощь. Ему необходимо вырастить урожай. Что ему выращивать он  не знает. Поможем? Выполним задание. Необходимо отгадать загадки, определить по  отгадке множество и его элементы. Дом без окон и дверей  Как зелёный сундучок.  В нём шесть кругленьких детей.  Называется … (Стручок). Золотое решето чёрных домиков полно.  Сколько чёрненьких домков,   Столько беленьких жильцов. (Подсолнух с семечками). В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз) Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (Огурец и его семена) На солнышке дом, сто ребяток в нём. (Колосок) – Молодцы! Бежим дальше? А впереди лес. Физминутка Только в лес мы все зашли,  Появились комары.  Руки вверх ­ хлопок над головой,  Руки вниз – хлопок другой.  Дальше по лесу шагаем  И медведя все встречаем.  Руки за голову кладём  И в развалочку идём.  Снова дальше мы идём   Перед нами водоём.  Прыгать мы уже умеем,  Прыгать будем мы смелее:  Раз­два, раз­два,  Позади уже вода.  День и ночь бегу, бегу,  Отдохнуть бы – не могу!  Если мне остановиться,  Можем в речку провалиться.  Мы шагаем, мы шагаем,  Руки выше поднимаем,  Голову не опускаем,  Дышим ровно, глубоко. – Прошёл поле гномик Вася и видит снова дом, и кто­то живёт в нём. У отца был мальчик странный,  Симпатичный, деревянный.  И любил папаша сына,  Шалунишку ­ … (Буратино) – Ребята, Буратино желает с вами поиграть. У него есть необычный мешок. Там находятся  какие­то предметы, вам необходимо на ощупь определить, что за предметы там находятся,  назвать множество и определить, сколько предметов­элементов этого множества  находится в мешке? – Бежим дальше. К кому на этот раз мы попали в гости? Бабушка девочку очень любила,  Шапочку красную ей подарила.  Девочка имя забыла своё.  А ну, подскажите, как звали её... (Красная шапочка) – Верно. Красная шапочка любит сад у своей бабушки. Только деревья там растут  необычные. Поможем мы с Васей вырастить дерево.  – Мы с вами и гномик Вася очень устали. Давайте остановимся у Красной шапочке и  отдохнём. Физминутка Реснички опускаются,  Глазки закрываются,  Мы спокойно отдыхаем (2 раза) Сном волшебным засыпаем,  Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,  Отдыхают…засыпают…(2 раза) Дышится легко…ровно…и глубоко…  Мы спокойно отдыхали,   Сном волшебным засыпали…  Хорошо нам отдыхать,  Но пора уже вставать! Ох, дорога нелегка,  Но кончается она. – Вот последний домик стоит на окраине города. Какой герой там живёт? Поможет выполнить любые поделки  Великий мастер … (Самоделкин) – Посмотрите, каких роботов он смастерил. Поможем Самоделкину разделить на  множества этих роботов. Итог Что называется “множеством”? (Группа предметов, заданная по определённому признаку) Сколько элементов множества может быть? (Бесконечное число) Как называется множество, которое не имеет ни одного элемента? (Пустое множество) Урок русского языка в 3 классе  Тема: «Антонимы».   Задачи:  познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов; учить распознавать  антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам;  развивать речь, внимание, мышление; уточнять и обогащать словарный запас учащихся;   воспитывать культуру речи; прививать потребность вести здоровый образ жизни.   Оборудование: карточки с напечатанными словами   Ход урока.   1. Организация класса  2. Актуализация знаний   ­ Соберите пословицу из слов:   Горьким, сладким, калечат, лечат.(Горьким лечат, а сладким калечат.)   ­ Как вы понимаете эту пословицу? (Злоупотребление сладостями не приносит пользы,  расплачиваться за неправильный образ жизни приходится, употребляя горькие лекарства.)   ­ Запишите пословицу по образцу на доске.   ­ Сравните слова в первой и второй части пословицы. Что интересного заметили?   ­ Как называются слова, противоположные по смыслу?   ­ Какими частями речи выражены антонимы в пословице?   3.  Сообщение темы и задачи урока.   4. Словарная работа   ­ К данным словам подберите антонимы    Юг, прощай, уйти, отдельно, завтрак, трус, небольшой.   Дети работают в парах :   Север, здравствуй, прийти, вместе, ужин, герой, великий.   Распознают части речи.   5. Динамическая пауза Игра «Решето»   Учитель называет стоящим детям по цепочке слова, они подбирают к ним антонимы:   Зима, белый, работать, упал, жар, налево, утренний, добрый, урок, новый, загадка, свет,  включать, заболеть, короткий и т. д.   Тот, кто справился с заданием, садится, кто не смог подобрать антоним – стоит (он «в  решете»).   6. Творческая работа ­ Для чего в нашей речи нужны антонимы?   ­ Подберите антонимы к следующим словам (напечатаны на карточках):   Ловкий ­ …(неуклюжий), бледный ­ … (румяный), крепкий ­… (слабый), сутулый ­ …  (стройный).   ­ Что объединяет эти слова?(­ Являются именами прилагательными и описывают  внешность человека.)   ­ Разделите их на 2 группы.   Делят слова:   Ловкий неуклюжий   Румяный бледный   Крепкий слабый   Стройный сутулый   ­ Обоснуйте свой выбор.   ­ Словами из какого столбика вы бы описали себя? Почему?   ­ Что нужно делать, чтобы вас описывали словами из первого столбика? Составьте и  запишите 2­3 правила здорового образа жизни.   Работают в парах.   7.  Самостоятельная работа   ­ Выполните упражнение .   Самостоятельно работают. Выполняют взаимопроверку.   Работа в группах   ­ Подберите к данным словам антонимы. Если вы выполните эту работу правильно, то из  первых букв антонимов сможете сложить слово, которое станет сюрпризом для вас:   Широкий ­…   Твёрдый ­…   Старый ­ …   Скучный ­ …   Бесполезный ­ …   Неряшливый ­ …   (Подбирают антонимы:   Узкий   Мягкий   Новый   Интересный   Ценный   Аккуратный)   9. Подведение итогов урока. Рефлексия.   ­ Чему учились на уроке?   ­ Когда было особенно интересно?   ­ Когда было трудно?   ­ Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс

Конспект занятия по занимательной грамматике 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017