Конспект занятия «Расширение диапазона пения»
Оценка 4.6

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
музыка +2
Взрослым
14.03.2019
Конспект занятия «Расширение диапазона пения»
Конспект занятия «Расширение диапазона пения» включает подробную пошаговую теорию для расширения диапазона пения.Диапазон человеческого голоса расширяется естественным образом с физиологическим ростом организма, но для певцов этого не достаточно. Поэтому расширению диапазона голоса учащихся следует уделять определённое время на каждом уроке во время распевания, постоянно, на протяжении всего периода обучения. Это будет являться залогом больших возможностей голоса для работы над сложными вокальными произведениями с мелодическим диапазоном до полутора октав и более, как, например, в песнях, романсах, ариях. Начинать такую работу над увеличением количества воспроизводимых звуков голосовыми связками нужно с простейших певческих мелодических упражнений, в которых интервальный состав между нотами от секунды до квинты, а также использовать короткие песенки-попевки.
Конспект занятия Расширение диапазона пения Данченко С.В..docx
Конспект   занятия   «Расширение   диапазона   пения»  педагогом по вокалу Данченко С.В. ,  разработанный Цель:  познакомить учащихся с понятием «диапазон»  , сформировать понимание и  тренировку расширения диапазона пения .                                                                                     Задачи : ­ развитие интереса и любви к  вокальному искусству; ­ воспитание художественного вкуса; ­ развивать певческий голос (формировать естественное звучание, расширять диапазон и т.п.); ­ развивать музыкальные способности; ­ формировать творческое отношение к исполнению музыки.                                                       Ход урока: 1. Организационный момент. Мотивация. ­ Здравствуйте, ребята. Пожелайте друг другу что­то хорошее. И на этой приятной ноте мы начинаем наше занятие. 2. Актуализация знаний. ­ С помощью чего мы поем, разговариваем?(С помощью голоса) ­ Правильно, ребята. Все ли ноты музыкальных инструментов мы можем спеть?(Нет) ­ А почему?(Потому что мы не сможем спеть высокие или низкие ноты) 3. Постановка учебной задачи.    А теперь, попробуем определить цель нашего урока.­ О чем мы  беседовали, ребята? (О   том,   что   мы   поем   и   разговариваем   с   помощью   голоса,   и   у   нашего   голоса   есть определенные возможности) ­ Правильно, попробуйте отгадать о чем мы будем говорить? ( О возможности певческого голоса) ­ Правильно. Сегодня мы будем говорить о диапазоне. 4. Открытие нового знания Диапазон ­ это звуковой объем. Это возможности певца брать те или иные ноты.  Диапазон   —   охват   звуковысот   между   нижней   и   верхней   границами,   допустимыми   для голоса человека или музыкального инструмента.         Слово диапазон«dia pason» греческого происхождения и означает «через все», то есть  в музыке через все звуки. Подмузыкальным диапазоном понимается расстояние от самого  низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Самый большой диапазон у органа. Он включает в себя диапазоны всех остальных инструментов  и высоких и низких.  Так, например, низкие, басовые звуки у рояля тяжеловесны, грузны, авысокие подобны зво нким маленьким колокольчикам. Разные отрезки диапазона, отличающиеся друг отдруга ка чеством звучания, называются регистрами.  Обычно различают три регистра  нижний, средний и верхний. Наиболее употребителен у большинства инструментов и певческих голосов  средний регистр.          Все мы с рождения обладаем определенным диапазоном. Его можно развивать на несколько тонов в случае необходимости. 5.Игра "Определение звуковысотности" ­Послушайте звук инструмента и определите его диапазон. .  6. Диапазоны голосов и их названия. 1) Сопрано­ до 1 октавы ля 2 октавы 2) Альт ­  до первой октавы ре второй октавы 3) Тенор I соль малой октавы ­ ля первой октавы 4) Бас I соль малой октавы ре первой октавы 7. Методическая   и практическая работа по   расширению диапазона.  Известно, что Диапазон   человеческого   голоса   расширяется   естественным   образом   с  физиологическим ростом организма, но для певцов этого не достаточно. Поэтому расширению диапазона голоса   учащихся   следует   уделять   определённое   время   на   каждом   уроке   во   время распевания,   постоянно,   на   протяжении   всего   периода   обучения.   Это   будет   являться залогом   больших   возможностей   голоса   для   работы   над   сложными   вокальными произведениями с мелодическим диапазоном до полутора октав и более, как, например, в песнях,   романсах,   ариях.   Начинать   такую   работу   над   увеличением   количества воспроизводимых   звуков   голосовыми   связками   нужно   с   простейших   певческих мелодических  упражнений, в которых интервальный состав между нотами от секунды до квинты, а также использовать короткие песенки­попевки. Учащийся начинает петь каждое предложенное   преподавателем   упражнение   в   примарной,   удобной   зоне   его   звукового диапазона, затем повторяет его, но уже от звука на полтона выше, и, так далее, поднимаясь по полутонам до тех высоких нот, на которых голос звучит без какого­либо напряжения. Последующее   пение   данного   упражнения   следует   так   же   по   полутонам   в   нисходящем направлении до самого нижнего звука, до ноты, от которой учащийся может исполнить упражнение   также   непринуждённо.   Во   всё   время   пения   учащегося   преподаватель контролирует работу его артикуляционного аппарата и правильное положение певческой позы.   Также,   уже   при   первоначальных   занятиях,   учащемуся   сообщается   о   правильном певческом дыхании (о коротком, активном вдохе и длительном выдохе), которое также находится   под   постоянным   контролем.   Примерно,   с   третьего   года   обучения,   а   для некоторых   учащихся   пораньше,   можно   включить   в   работу   следующее   вокальное упражнение, направленное на расширение диапазона и на приобретение навыка ощущения «маски», на приобретение высокой певческой позиции. Это упражнение состоит всего из трёх нот: МИ РЕ ДО (см. Приложение, упражнение 1). Упражнение нужно петь закрытым звуком (мычать) в медленном темпе, плавно скользя голосом с ноты МИ на РЕ, с РЕ на ноту ДО. Звук направлять в переносицу, ощущая его в области лба. При этом мысленно представлять то, что каждый последующий звук будет исполняться не ниже, а наоборот выше, т. е. петь с чувством постоянного стремления вверх даже в то время, когда звук длительное время удерживается на одной ноте. В этом заключается ещё один плюс данного упражнения, т.к. постоянное мысленное стремление к ноте, которая выше исполняемого звука на тон (или полтона, например, в вокальных произведениях, в зависимости от лада: мажор или минор), способствует развитию у учащегося навыка чистого интонирования. Исполнять упражнение много раз, начиная его с каждым последующим разом на полтона выше.   Самое   важное   в   достижении   поставленной   цели,   а   именно,   расширить   звуковой диапазон, это доведение исполнения упражнения до крайних звуков диапазона учащегося, где   голос   и   весь   артикуляционный   аппарат   находятся   в   свободном   состоянии   (не напрягаются,   не   зажимаются),   но   не   останавливаться   на   этом.   Далее   попытаться осторожно, «на ощупь», тихо и пискляво пропеть ещё один­два раза это упражнение на неудобных для звучания голоса, уже высоких, нотах. Очень важно заранее предупредить учащегося о том, что в его голосовом аппарате появится ощущение напряжённости, т.е. произойдёт лёгкий зажим мышц. О мышечных ощущениях в голосовом аппарате нужно, обязательно,   расспрашивать   учащегося.   Настоятельно   попросить   ученика   остановить пение, как только ощущения станут слишком напряжёнными, и сообщить о «неприятных» ощущениях  в  горле.  Следует  тут  же   прекратить  пение   на  высоком   звуке.  Продолжить исполнение этого упражнения, начав на два­три тона ниже, где мышцы голосового аппарата вернутся в спокойное удобное состояние и, «спускаясь» по полутонам вниз, так же довести его до предельно низких звуков. Думать о красоте звучания голоса и вести вокальную работу   при   работе   над   этим   упражнением   не   следует,   особенно   при   исполнении «прощупываемых» звуков. Здесь, при стремлении расширить звуковой диапазон голоса, важно распознать потенциальные возможности роста уже имеющегося звукового объёма, постепенно   и   аккуратно   добиваясь   введения   в   диапазон   новых   звуков.   Преподавателю необходимо   предельно   активизировать   слуховой   контроль,   зная   и   понимая,   что   самые крайние (пробные) звуки диапазона учащегося воспроизводятся не в полную силу, а «на ощупь» и чутко следить за учащимся, как будто бы заглядывая внутрь его голосового аппарата   для   своевременного   прекращения   пения   во   избежание   перенапряжения.   К вокальной работе на этих новых звуках связки ещё не готовы. Но когда, по истечении некоторого времени, эти неудобные звуки станут звучать увереннее, обретут силу и войдут в рабочий диапазон голоса, тогда уже можно будет приступать к вокальной работе и на них в   других   вокальных   упражнениях   и   в   вокальных   произведениях.   При   внимательном подходе   к   этому   приёму   работы,   преподаватель   определит   момент   закрепления,   т.е. свободного воспроизведения новых звуков диапазона и начнёт включать при распевании, таким же образом «захватывать», «зацеплять» следующие, более высокие и более низкие для учащегося ноты. Диапазон голоса расширяется довольно­таки быстро, если уделять этому достаточно внимания на каждом уроке. Важно объяснить учащемуся правильность действий при такой работе и направить внимание ребёнка на внутренний самоконтроль физических   ощущений   в   голосовом   аппарате («прислушиваться»   к   внутреннему состоянию),   чтобы   добиться   желаемого   результата,   увеличить   диапазон,   но   избежать перенапряжения   и   срывов.   Так   же   можно   работать   и   над   другими   вокальными упражнениями, захватывая при их пении крайние, «пробные» звуки диапазона. На крайних, напряжённых   для   голоса   нотах,   просить   учащегося   петь   не   слогами,   данными   для исполнения  конкретного упражнения,  а  перейти  на  «закрытый  звук» и  даже  допустить замедление темпа исполнения, позволяющие перенаправить внимание на физиологическое состояние   голосового   аппарата.   Однако   во   время   исполнения   упражнений   на   удобных звуках, в рабочем диапазоне, следует осуществлять всю вокальную работу, т.е. постоянно добиваться красивого полного звучания голоса на опоре, в высокой певческой позиции с использованием резонаторов. Полезно выполнять ещё одно, не мелодическое упражнение, способствующее   расширению   диапазона   голоса,   называемое   «Полёт   ракеты   на   луну». Упражнение выполняется стоя, руки по швам. Медленно поднимая прямые руки вверх, одновременно   с   этим   скользить   голосом   (глиссандо   на   гласном   звуке   А)   от   лёгкой хрипотцы, с самого низкого звука, который может воспроизвести учащийся своим голосом, до самого высокого, до писка. «Замерев» на самом высоком звуке, как бы «приземлившись на луне», начать движение рук вниз с одновременным скольжением голоса от писка до хрипотцы, тем самым закончить упражнение, как бы «вернувшись на землю». Делать это упражнение   можно   несколько   раз   подряд.   В   это   время   происходит   так   называемая тренировка голосовых связок по их максимально возможному диапазону, совершенно, без какого­либо напряжения. Учащимся это упражнение предлагается в качестве игры, они с удовольствием его выполняют. Над вокальными произведениями, диапазон которых шире рабочего   диапазона   голоса,   работать   с   учащимися   тоже   можно,   но   также   с   особым вниманием и слуховым контролем преподавателя. 8. Вокально­хоровая работа. Разучивание песни. 9. Первичное закрепление. ­Что вы нового узнали на этом занятии? (О диапазоне голоса и инструментов) ­ Что такой диапазон? (Диапазон­ это  охват звуковысот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека или музыкального инструмента) ­ Правильно, молодцы! Какой диапазон партии сопрано? (До первой октавы ля второй октавы) ­ А диапазон альта? (До первой октавы ре второй октавы) ­ А что такой регистр? (Это разные отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания) ­ Правильно молодцы! 10. Рефлекия

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»

Конспект занятия «Расширение диапазона пения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019