Тема: «Путешествие в мир музыки и цвета»
Задачи:
1.Обучающая- учить детей понимать и устанавливать связь музыки с цветом, природными явлениями, с поэзией и изобразительным искусством и настроением.
2.Развивающая - развивать творческое мышление, познавательные способности, формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы, развивать умения находить возможные методы решения проблемы самостоятельно, развивать умения использовать различные варианты при решении поставленной задачи.
3.Воспитательная- воспитывать желание детей общаться друг с другом в процессе исследовательской деятельности.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, изобразительная, музыкальная, двигательная.
Методы: одномоментность, метод контрастности, «подмастерье»; организационный; информационно- чувственный; проблемно- мотивационный, метод развития творческого познавательного мышления.
Предшествующая работа: слушание классической музыки К. Сен- Санса, Н. Паганини, М. Мусоргского. Беседы о прослушанном. Рисование красками и карандашами под звучание музыки разного характера. Разучивание детских песен по теме, рассматривание картин известных художников.
Средства обучения детей: раздаточный материал, кисточки, краски, цветные карандаши, листы белой и черной бумаги по количеству детей, столики.
Средства обучения для педагога: мультимедийное оборудование, записи музыки, слайды.
Конспект занятия с использованием ИКТ
технологий «Путешествие в мир музыки и цвета»
Тема: «Путешествие в мир музыки и цвета»
Задачи:
1.Обучающая учить детей понимать и устанавливать связь музыки
с цветом, природными явлениями, с поэзией и изобразительным
искусством и настроением.
2.Развивающая развивать творческое мышление, познавательные
способности, формировать предпосылки поисковой деятельности,
инициативы, развивать умения находить возможные методы решения
проблемы самостоятельно, развивать
умения использовать различные варианты при решении
поставленной задачи.
3.Воспитательная воспитывать желание детей общаться друг с
другом в процессе исследовательской деятельности.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская,
изобразительная, музыкальная, двигательная.
Методы: одномоментность, метод контрастности, «подмастерье»;
организационный; информационно чувственный; проблемно
мотивационный, метод развития творческого познавательного
мышления.
Предшествующая работа: слушание классической музыки К. Сен
Санса, Н. Паганини, М. Мусоргского. Беседы о прослушанном.
Рисование красками и карандашами под звучание музыки разного
характера. Разучивание детских песен по теме, рассматривание
картин известных художников.
Средства обучения детей: раздаточный материал, кисточки,
краски, цветные карандаши, листы белой и черной бумаги по
количеству детей, столики.Средства обучения для педагога: мультимедийное оборудование,
записи музыки, слайды.
Ход мероприятия.
Дети под спокойную музыку входят в зал, встают в полукруг,
лицом к гостям.
Музыкальный руководитель (грустно): Ребята, видите, сколько у
нас гостей? Поздоровайтесь с ними. Дети пропевают
приветствие «Доброе утро, гости!»
Музыкальный руководитель: Да какое же оно
доброе? (присаживается на стул возле пианино). Я получила
какоето странное приглашение. Я сейчас прочту: «Ребята, мы
приглашаем вас совершить путешествие в мир музыки и цвета!
Только впереди у вас – нелегкая дорога. Согласны? Тогда мы ждем
вас! И подписи какиестранные (показывает детям 2 листа – черный
и белый. На черном листе – белая полоса, на белом – черная».
Ничего не понимаю. Кто прислал нам такое приглашение? Ребята,
может, вы догадались, кто это?
Дети: Это черная и белая краски!
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, тогда давайте
готовиться в путь! Только у нас проблема! Нам не найти туда
дорогу, если вы не догадаетесь, отчего у людей бывает плохое
настроение?
Дети: заболели, поссорились с кем то, вас обидели, не получается
хорошо сделать какоето дело…
Музыкальный руководитель: А вы можете угадать мое
настроение?
Музыкальный руководитель пропевает
приветствие «Здравствуйте дети» в мажоре и миноре. Дети
отгадывают. А как вы догадались?Дети: Подсказала музыка.
Музыкальный руководитель: Как она вам подсказала?
Дети: Когда вам весело, вы пели громко, радостно, а когда грустно
– пели тихо, печально.
Музыкальный руководитель: А вы можете красками отразить те
чувства, которые я мимикой и движениями сейчас вам покажу?
(предлагаю детям нарисовать в красках радость, торжественность,
отдых, грусть).
Дети проходят к столикам и красками отмечают на листе бумаги те
чувства, которые они уловили в мимике и
движениях музыкального руководителя. (изображают
полосками разного цвета по своему выбору) .
Музыкальный руководитель: Ой, молодцы ребята. Оказывается,
можно передать настроение не только голосом, мимикой, но
и цветом! Так, а что же это за полоски в этом письме?
Смотрите ребята, откуда взялся розовый, серый, голубой,
коричневый цвет?
Дети: Если смешать две или три краски получится другой цвет.
Музыкальный руководитель: Неужели? А я и не знаю, как это
делается. Научите меня, ребята, как это надо делать?
Под музыку «Лебедь» Сен Санса дети экспериментируют со
смешиванием красок, называют какие краски смешали, и какой цвет
получился.
Музыкальный руководитель: Что это со мной стало? Я полна сил
и здоровья!
Дети: А музыка и цвет улучшают настроение и помогает здоровью.
Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим, так ли это или
нет.Эмоции придают музыке цвет
Музыкальный руководитель: Давайте ка посмотрим, что еще в
этом конверте? Достает с конверта домики для музыки из
квадратов и треугольников разного размера и цвета. Большой
квадрат и треугольник вишневый, поменьше –красные.
Ребята! Музыка приглашает нас в гости, но я не знаю в какой домик
идти. Помогите мне, сложите домики по подсказке цвета и
размера. Дети складывают домики.
Муз. Руководитель: А давайте проверим по характеру музыки, в
какой домик нам лучше пойти –в большой или маленький? Звучат
два музыкальных отрывка: «Баба Яга», «Рассвет на Москва –
реке» М. П. Мусоргского. Так, в какой домик мы пойдем? Почему?
Дети: В первом домике страшно, тревожно, опасно, во втором
спокойно, красиво. (слайд один, два)
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, а тут еще чтото есть!
Нам черная краска прислала письмо: «Я – символ печали и грусти,
торжественный, строгий цвет! Перекрою любой оттенок, закрашу
любой предмет!» Дети, нельзя допустить, чтобы у нас в мире был
только черный цвет! А давайте вместе подумаем, какая краска
может нам помочь?
Дети: Белая!
Музыкальный руководитель: Тогда за работу, ребята!
Дети рисуют на листах черной бумаги белой краской то, что они
себе представляют (облака, сугробы, цветы, звездное небо и так
далее по замыслу детей) .(Под музыку А. Вивальди «Зима») .
Музыкальный руководитель: А что – то еще есть в конверте! Да
это весточка от белой краски! Слушайте! «Друзья, я белый белый,
нарядный, чистый цвет. Возьми скорей белила и крась любой
предмет!» А тут еще чтото есть. А, белая и черная краскипредлагают нам через движения показать характер музыки. Вы
сможете сделать это? Покажите!
Под музыку И. Баха «Сицилианна» дети выполняют пластический
этюд с предметами, предложенными им на выбор: обручи, ленты,
вееры, шары.
Музыкальный руководитель: Ребята, я немного устала, да и вы
тоже. Давайте присядем на стульчики, отдохнем и правильно
ответим на очень трудные вопросы: а какой самый главный цвет у
зимы? Белый? Давайте проверим (слайд –зима) .А у весны? (слайд
–весна) дети называют краски весны; А у лета? Давайте
проверим (слайд –лето); А у осени какие краски? Давайте
проверим (слайд –осень).
Музыкальный руководитель: Ребята, а у нас снова трудный
вопрос –нам предлагают нарисовать музыку в красках,
только музыка будет очень быстрой и рисовать надо быстро.
Проходите к столикам, помните – какой звук услышали, такой и
нарисуйте!
Под музыку Н. Паганини «Кампанелла» дети рисуют
звуки музыки.
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, мы с вами очутились в
стране музыки и цвета! Давайте вспомним, как музыка и цвет
действуют на нас?
Дети: Улучшается здоровье, поднимается настроение.
Музыкальный руководитель: Ребята, а все краски приготовили
нам сюрприз! Вы хотите увидеть, как музыка и цвет дружат
между собой? Смотрите!
Запись «Образцы музыки». Дети: Помним! Нейтральными или
ахроматическими!
Белая и черная краски (хором): Молодцы!А остальные краски как называют?
Дети: А их хроматическими!
Белая и черная краски (вместе): Мы служим хорошим фоном для
всех хроматических цветов, которые рядом с нами становятся ярче
и привлекают внимание.
Белая краска: Я делаю все цвета светлее и нежнее. Синий
превращаю в голубой, красный в розовый, зеленый в салатовый, а
черный в серый.
Музыкальный руководитель: Ребята, а какой самый главный цвет
у зимы?
(слайд зима) .
Музыкальный руководитель: А у весны какие цвета? (слайд
весна)
Музыкальный руководитель: А у лета какие цвета? (слайд лета)
Музыкальный руководитель: А у осени какие цвета? (слайд
осени) .
Музыкальный руководитель: А наши дети могут не только
нарисовать звуки, но и передать в движениях характер музыки.
Дети: Исполняют пластический этюд под «Andante» В.
Моцарта (фото).
Черная краска: А я вот могу убрать все музыкальные звуки, и что
вы сможете тогда услышать? Тишину?
Дети: Шорох листьев, скрип снега, звук шагов, скрип двери, вой
ветра, шум дождя…
Черная краска: А если не станет музыки? Каким станет мир?
Дети: Серым, скучным, однообразным, не будет слышно пения птиц,
журчания ручья, не будет песен, танцев.
Белая краска: Грустно как будет.Черная краска: Ну, мы же с тобой дружим со всеми красками и
звуками! Поэтому мир у нас какой?
Дети: Разноцветный!
Музыкальный руководитель: Так давайте же все вместе
споем «Радостную песню»!
Музыкальный руководитель: Наше путешествие в мир музыки и
цвета подходит к концу. Дети расскажите краскам, на что
влияет музыка и цвет?
Дети: На настроение, на здоровье, на эмоции и чувства.
Музыкальный руководитель: А как можно передать эти чувства?
Дети: Мимикой, движением, рисунком, игрой на музыкальных
инструментах, картинами художников, музыкальными
произведениями, песнями.
Музыкальный руководитель: Что же вы узнали?
Дети: Музыка нужна и для пения, и для танцев, и для рисования.
Без нее можно прожить, но будет скучно и не интересно.
Музыкальный руководитель: А сейчас вы увидите, как музыка и
цвет дополняют друг друга и получается настоящее чудо!
Смотрите!
Слайд «Цветомузыка»
Черная краска: Сестрица белая краска, а где же наши подарки для
ребят?
Белая краска: (Высыпает на поднос «морские камушки»)
Выбирайте свой самый любимый цвет, угощайтесь!
Краски (вместе): Нам у вас очень понравилось! Продолжайте
дружить с музыкой и цветом, а нам пора возвращаться в
мир музыки и цвета! Молодцы ребята! До скорых встреч!
Краски уходят. Дети под спокойную музыку уходят из зала.