Конспект занятия "Составление описательного рассказа о зимующих птицах"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах. Задачи: 1. Закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему. 2. Учить детей вести активный диалог от лица птиц по заданной теме. 3. Обучать детей постановке репродуктивных и поисковых вопросов. 4. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках зимующих птиц. 5. Уточнить и пополнить словарь детей по теме «Зимующие птицы»: учить употреблять в речи сложные прилагательные, использовать сравнения. 6. Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка. 7. Учить преодолевать стереотипность высказываний, длительный отбор языковых средств. 8. Развивать творчество, фантазию детей. 9. Развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, зрительную и слуховую память. 10. Развивать коммуникативные навыки детей: учить непринужденному общению, самостоятельности, активности, уверенности в своих силах.Конспект занятия "Составление описательного рассказа о зимующих птицах"
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для  детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах. Задачи: 1. Закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по  картинке с опорой на план­схему. 2. Учить детей вести активный диалог от лица птиц по заданной теме. 3. Обучать детей постановке репродуктивных и поисковых вопросов. 4. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении  и повадках зимующих птиц. 5. Уточнить и пополнить словарь детей по теме «Зимующие птицы»: учить  употреблять в речи сложные прилагательные, использовать сравнения. 6. Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка. 7. Учить преодолевать стереотипность высказываний, длительный отбор языковых  средств. 8. Развивать творчество, фантазию детей. 9. Развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, зрительную и слуховую  память. 10. Развивать коммуникативные навыки детей: учить непринужденному общению,  самостоятельности, активности, уверенности в своих силах. 11. Формировать положительные взаимоотношения между сверстниками (дружелюбие,  взаимопомощь). 12. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим людям и животным. Оборудование: 1. мяч; 2. мольберт; 3. сюжетная картина с изображением зимующих птиц: дятла, снегиря, синицы, сороки. 4. карточки­схемы для составления описательного рассказа. 5. силуэты зимующих птиц (для поощрения). Ход занятия 1. Организационный момент. а) Настрой детей на работу. б) Проведение игры ребенком. Учитель­логопед: В какую игру вы хотите поиграть? (Выбор по желанию детей: «Продолжи ряд», «5 названий», «Мяч кидай, быстро  слово называй», «Хвастунишки»). Учитель­логопед: Сегодня игру проведет … (назначается ребенок). 2. Игра «Да – нет» (отгадывание задуманного слова). Во время игры дети сидят на ковре. Учитель­логопед: Предлагаю вам поиграть в игру «Да — нет». Давайте считалкой  выберем двух ведущих. Они нам загадают слово, а мы попробуем это слово отгадать. (Дети считалкой выбирают ведущих; ведущие загадывают слово – название зимующей  птицы. Дети задают вопросы, пара ведущих отвечает на них). Обращаю внимание на правильность постановки вопросов, на употребление в вопросах  сложных прилагательных «красноголовый», «красногрудый», «длиннохвостая» и т.п. Учитель­логопед: Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют зимующих  птиц). 3. Введение в тему. (Дети садятся на стульчики перед мольбертом с сюжетной картиной с  изображением зимующих птиц). 1­ Слушайте рассказ и помогайте мне. Наступила зима. Землю укрыл белый пушистый снег. Все деревья оделись в нарядные  серебристые шубки. Одни лишь елочки зеленеют в зимнем лесу. Однажды на пушистую елочку слетелись разные птицы. Была тут … (длиннохвостая  сорока), и … (красногрудый снегирь), и … (желтогрудая синичка). На пенек сел …  (красноголовый, длинноклювый дятел). Смотрят птицы друг на друга, удивляются. Учитель­логопед: Как вы думаете, чему они удивляются? (Выслушиваются  предположения детей). Учитель­логопед: Наверное, птицы впервые встретились и не знают друг друга. Сидят,  смотрят друг на друга, удивляются: «Что это за птица? Как ее зовут?» Решили птицы  познакомиться. ­ Давайте представим, что птицы умеют разговаривать. 4. Составление плана описания зимующих птиц. Обучение детей вести диалог от лица птиц.  Работа над словарем. Учитель­логопед: Как же птицам познакомиться? (Выслушиваются варианты ответов). 1. Выставляется схема с изображением вопроса. Учитель­логопед: Конечно, сначала птицы поздороваются друг с другом и представятся. ­ Как, например, дятел познакомится со снегирем? (Дети вступают в диалог дятла и  снегиря. Выслушиваются ответы разных детей). Образец: ­ Здравствуй, ты кто? ­ Я – дятел, а ты кто? ­ Я – снегирь. ­ Какое у тебя имя красивое! Почему тебя так назвали? ­ Я прилетаю с первым снегом, поэтому меня назвали снегирем. 2. Выставляется схема с изображением головы и клюва. Учитель­логопед: О чем потом птицы будут говорить? (Выслушиваются ответы). ­ Конечно, они будут говорить о своем внешнем виде. ­ Снегирь удивленно спросит: … (Дети вступают в диалог: «Дятел, что это у тебя на  голове?») ­ Что ответит дятел? (На голове у меня красная шапочка; красный красивый беретик). ­ Как дятел спросит про головку снегиря? (Выслушиваются вопросы детей, поощряется  активность детей, вариативность вопросов и ответов). ­ Что ответит снегирь? (На голове у меня черная шапочка; бархатная шапочка). ­ А что ответила бы синичка? сорока? Обыгрывается диалог, в процессе активизируется словарь: черно­синяя головка, по бокам  белые пушистые щечки (у синицы), черная, бархатная шапочка (у сороки). ­ А теперь пусть птицы поговорят о своих клювах. Дети вступают в диалог. Активизируются прилагательные: длинный, крепкий, острый,  маленький, тупой. ­ Пусть птицы расспросят друг друга, зачем им такие клювы. (Обговаривается назначение  клювов). 3. Выставляется схема с изображением грудки. Учитель­логопед: Дятел смотрит на грудку снегиря и удивляется … Дети задают вопрос: ­ Снегирь, что это у тебя такое красивое? ­ Что ответит снегирь? (Это у меня красная грудка. За цвет грудки меня называют  красногрудый). 2­ Как еще может снегирь похвастаться своей грудкой? (Грудка у меня как красная  рубашечка, как спелое яблочко). ­ А снегирь как спросит про грудку дятла? (Выслушиваются ответы). ­ Что ответит дятел? Активизируются прилагательные: пестрая, сероватая. ­ Что скажет про свою грудку синичка? сорока? Активизируется словарь: ярко­желтая грудка, желтый жилетик с черным галстучком,  белая, нарядная рубашечка). 4. Выставляется схема с изображением спинки и крыльев. Учитель­логопед: О чем еще спросит дятел снегиря? Дети выстраивают диалог: ­ Снегирь, какие у тебя спинка и крылышки? ­ Спинка у меня серая, а крылышки черные. А у тебя? ­ А у меня спинка и крылышки пестрые (черно­белые). ­ Как похвалятся другие птицы? Активизируется словарь: У сороки – черная спинка, черные крылья; У синицы – желто­зеленая спинка, сине­зеленые крылышки с черными краями и белыми  пятнышками. 5. Выставляется схема с изображением хвоста. Учитель­логопед: О чем еще спросит дятел? Обыгрывается диалог. Учитель­логопед: Как вы думаете, зачем дятлу крепкий хвост? (Он помогает дятлу  крепко держаться на дереве). Активизируется словарь: длинный, короткий, крепкий, длиннохвостая. 6. Выставляется схема с изображением когтей. Обыгрывается диалог, уточняется назначение когтей у птиц. Активизируется словарь: коготочки — маленькие, тоненькие, цепкие (у снегиря и синицы);  когти – крепкие, длинные, цепкие (у сороки и дятла). Учитель­логопед: Похвалились птички своим внешним видом. О чем еще они могут  поговорить? 7. Выставляется следующая схема. Учитель­логопед: Ребята, а зимой птицам холодно? Что появляется у птиц под перьями? (Под перьями у птиц появляется пух). Учитель­логопед: Как птицы спасаются от морозов? (Они распушат свои перышки и  прячут в них клюв и лапки). Учитель­логопед: Как спросить снегиря об этом? (Обыгрывается диалог). ­ Где ночуют птицы? (Дятлы и сороки ночуют в лесу, на ветках деревьев, а синички и  снегири прилетают ближе к домам, там теплее). (Обыгрывается диалог). 8. Выставляется следующая схема – с изображением корма. Учитель­логопед: О чем же еще птицы спросят друг у друга? ­ Конечно, о питании. ­ Как они об этом спросят? (Заслушиваются вопросы; уточняются знания о питании птиц зимой). Дятел – ищет насекомых в коре, достает клювом семена из шишек; Снегирь – лакомится соком рябины, ягод, любит семена; Сорока – ест хлебные корки, семена, заглядывает на помойки; Воробей – клюет семена, хлебные крошки, крупу; 3Синичка – любит сало, … 9. Учитель­логопед: Чем закончится разговор птиц? (Выслушиваются ответы: разлетятся в разные стороны, полетят к кормушке,  полетят в парк искать корм, …). 6. Подвижная игра «Снегири» — работа над темпом и ритмом речи, координация речи с  движением. Учитель­логопед: Предлагаю отдохнуть и превратиться в снегирей. Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка по бокам и по 4 наклона В красных майках снегири. головы на строку.) Распушили перышки, (на первое слово каждой строки — частое Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе – один хлопок.) Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку.) Улететь хотят. ­Раз, два, три, лети! (разбегаются по группе, взмахивая руками.) 6. Разыгрывание диалога двух птиц. Предлагаю детям выбрать себе птицу и поучаствовать в разговоре. В процессе описания  оказываю помощь – опора на схему, предметную картинку, жест, мимика, наводящие  вопросы. 7. Итог занятия. Оценивается работа детей. Учитель­логопед: Выберите себе силуэты птиц и раскрасьте. Потом посадим их на ветку и  покажем мамам и папам. Сюжетная картина с изображением зимующих птиц 4