Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему.
2. Учить детей вести активный диалог от лица птиц по заданной теме.
3. Обучать детей постановке репродуктивных и поисковых вопросов.
4. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках зимующих птиц.
5. Уточнить и пополнить словарь детей по теме «Зимующие птицы»: учить употреблять в речи сложные прилагательные, использовать сравнения.
6. Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка.
7. Учить преодолевать стереотипность высказываний, длительный отбор языковых средств.
8. Развивать творчество, фантазию детей.
9. Развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, зрительную и слуховую память.
10. Развивать коммуникативные навыки детей: учить непринужденному общению, самостоятельности, активности, уверенности в своих силах.Конспект занятия "Составление описательного рассказа о зимующих птицах"
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для
детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по
картинке с опорой на плансхему.
2. Учить детей вести активный диалог от лица птиц по заданной теме.
3. Обучать детей постановке репродуктивных и поисковых вопросов.
4. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении
и повадках зимующих птиц.
5. Уточнить и пополнить словарь детей по теме «Зимующие птицы»: учить
употреблять в речи сложные прилагательные, использовать сравнения.
6. Учить адекватно использовать лексические и грамматические средства языка.
7. Учить преодолевать стереотипность высказываний, длительный отбор языковых
средств.
8. Развивать творчество, фантазию детей.
9. Развивать устойчивое внимание, зрительное восприятие, зрительную и слуховую
память.
10. Развивать коммуникативные навыки детей: учить непринужденному общению,
самостоятельности, активности, уверенности в своих силах.
11. Формировать положительные взаимоотношения между сверстниками (дружелюбие,
взаимопомощь).
12. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим людям и животным.
Оборудование:
1. мяч;
2. мольберт;
3. сюжетная картина с изображением зимующих птиц: дятла, снегиря, синицы, сороки.
4. карточкисхемы для составления описательного рассказа.
5. силуэты зимующих птиц (для поощрения).
Ход занятия
1. Организационный момент.
а) Настрой детей на работу.
б) Проведение игры ребенком.
Учительлогопед: В какую игру вы хотите поиграть?
(Выбор по желанию детей: «Продолжи ряд», «5 названий», «Мяч кидай, быстро
слово называй», «Хвастунишки»).
Учительлогопед: Сегодня игру проведет … (назначается ребенок).
2. Игра «Да – нет» (отгадывание задуманного слова).
Во время игры дети сидят на ковре.
Учительлогопед: Предлагаю вам поиграть в игру «Да — нет». Давайте считалкой
выберем двух ведущих. Они нам загадают слово, а мы попробуем это слово отгадать.
(Дети считалкой выбирают ведущих; ведущие загадывают слово – название зимующей
птицы. Дети задают вопросы, пара ведущих отвечает на них).
Обращаю внимание на правильность постановки вопросов, на употребление в вопросах
сложных прилагательных «красноголовый», «красногрудый», «длиннохвостая» и т.п.
Учительлогопед: Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют зимующих
птиц).
3. Введение в тему.
(Дети садятся на стульчики перед мольбертом с сюжетной картиной с
изображением зимующих птиц).
1 Слушайте рассказ и помогайте мне.
Наступила зима. Землю укрыл белый пушистый снег. Все деревья оделись в нарядные
серебристые шубки. Одни лишь елочки зеленеют в зимнем лесу.
Однажды на пушистую елочку слетелись разные птицы. Была тут … (длиннохвостая
сорока), и … (красногрудый снегирь), и … (желтогрудая синичка). На пенек сел …
(красноголовый, длинноклювый дятел).
Смотрят птицы друг на друга, удивляются.
Учительлогопед: Как вы думаете, чему они удивляются? (Выслушиваются
предположения детей).
Учительлогопед: Наверное, птицы впервые встретились и не знают друг друга. Сидят,
смотрят друг на друга, удивляются: «Что это за птица? Как ее зовут?» Решили птицы
познакомиться.
Давайте представим, что птицы умеют разговаривать.
4. Составление плана описания зимующих птиц. Обучение детей вести диалог от лица птиц.
Работа над словарем.
Учительлогопед: Как же птицам познакомиться? (Выслушиваются варианты ответов).
1. Выставляется схема с изображением вопроса.
Учительлогопед: Конечно, сначала птицы поздороваются друг с другом и представятся.
Как, например, дятел познакомится со снегирем? (Дети вступают в диалог дятла и
снегиря. Выслушиваются ответы разных детей).
Образец:
Здравствуй, ты кто?
Я – дятел, а ты кто?
Я – снегирь.
Какое у тебя имя красивое! Почему тебя так назвали?
Я прилетаю с первым снегом, поэтому меня назвали снегирем.
2. Выставляется схема с изображением головы и клюва.
Учительлогопед: О чем потом птицы будут говорить? (Выслушиваются ответы).
Конечно, они будут говорить о своем внешнем виде.
Снегирь удивленно спросит: … (Дети вступают в диалог: «Дятел, что это у тебя на
голове?»)
Что ответит дятел? (На голове у меня красная шапочка; красный красивый беретик).
Как дятел спросит про головку снегиря? (Выслушиваются вопросы детей, поощряется
активность детей, вариативность вопросов и ответов).
Что ответит снегирь? (На голове у меня черная шапочка; бархатная шапочка).
А что ответила бы синичка? сорока?
Обыгрывается диалог, в процессе активизируется словарь: черносиняя головка, по бокам
белые пушистые щечки (у синицы), черная, бархатная шапочка (у сороки).
А теперь пусть птицы поговорят о своих клювах.
Дети вступают в диалог. Активизируются прилагательные: длинный, крепкий, острый,
маленький, тупой.
Пусть птицы расспросят друг друга, зачем им такие клювы. (Обговаривается назначение
клювов).
3. Выставляется схема с изображением грудки.
Учительлогопед: Дятел смотрит на грудку снегиря и удивляется …
Дети задают вопрос:
Снегирь, что это у тебя такое красивое?
Что ответит снегирь? (Это у меня красная грудка. За цвет грудки меня называют
красногрудый).
2 Как еще может снегирь похвастаться своей грудкой? (Грудка у меня как красная
рубашечка, как спелое яблочко).
А снегирь как спросит про грудку дятла? (Выслушиваются ответы).
Что ответит дятел?
Активизируются прилагательные: пестрая, сероватая.
Что скажет про свою грудку синичка? сорока?
Активизируется словарь: яркожелтая грудка, желтый жилетик с черным галстучком,
белая, нарядная рубашечка).
4. Выставляется схема с изображением спинки и крыльев.
Учительлогопед: О чем еще спросит дятел снегиря?
Дети выстраивают диалог:
Снегирь, какие у тебя спинка и крылышки?
Спинка у меня серая, а крылышки черные. А у тебя?
А у меня спинка и крылышки пестрые (чернобелые).
Как похвалятся другие птицы?
Активизируется словарь:
У сороки – черная спинка, черные крылья;
У синицы – желтозеленая спинка, синезеленые крылышки с черными краями и белыми
пятнышками.
5. Выставляется схема с изображением хвоста.
Учительлогопед: О чем еще спросит дятел?
Обыгрывается диалог.
Учительлогопед: Как вы думаете, зачем дятлу крепкий хвост? (Он помогает дятлу
крепко держаться на дереве).
Активизируется словарь: длинный, короткий, крепкий, длиннохвостая.
6. Выставляется схема с изображением когтей.
Обыгрывается диалог, уточняется назначение когтей у птиц.
Активизируется словарь: коготочки — маленькие, тоненькие, цепкие (у снегиря и синицы);
когти – крепкие, длинные, цепкие (у сороки и дятла).
Учительлогопед: Похвалились птички своим внешним видом. О чем еще они могут
поговорить?
7. Выставляется следующая схема.
Учительлогопед: Ребята, а зимой птицам холодно? Что появляется у птиц под перьями?
(Под перьями у птиц появляется пух).
Учительлогопед: Как птицы спасаются от морозов? (Они распушат свои перышки и
прячут в них клюв и лапки).
Учительлогопед: Как спросить снегиря об этом? (Обыгрывается диалог).
Где ночуют птицы? (Дятлы и сороки ночуют в лесу, на ветках деревьев, а синички и
снегири прилетают ближе к домам, там теплее).
(Обыгрывается диалог).
8. Выставляется следующая схема – с изображением корма.
Учительлогопед: О чем же еще птицы спросят друг у друга?
Конечно, о питании.
Как они об этом спросят?
(Заслушиваются вопросы; уточняются знания о питании птиц зимой).
Дятел – ищет насекомых в коре, достает клювом семена из шишек;
Снегирь – лакомится соком рябины, ягод, любит семена;
Сорока – ест хлебные корки, семена, заглядывает на помойки;
Воробей – клюет семена, хлебные крошки, крупу;
3Синичка – любит сало, …
9. Учительлогопед: Чем закончится разговор птиц?
(Выслушиваются ответы: разлетятся в разные стороны, полетят к кормушке,
полетят в парк искать корм, …).
6. Подвижная игра «Снегири» — работа над темпом и ритмом речи, координация речи с
движением.
Учительлогопед: Предлагаю отдохнуть и превратиться в снегирей.
Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка по бокам и по 4 наклона
В красных майках снегири. головы на строку.)
Распушили перышки, (на первое слово каждой строки — частое
Греются на солнышке. потряхивание руками, на второе – один хлопок.)
Головой вертят, (по 2 поворота головы на каждую строку.)
Улететь хотят.
Раз, два, три, лети! (разбегаются по группе, взмахивая руками.)
6. Разыгрывание диалога двух птиц.
Предлагаю детям выбрать себе птицу и поучаствовать в разговоре. В процессе описания
оказываю помощь – опора на схему, предметную картинку, жест, мимика, наводящие
вопросы.
7. Итог занятия.
Оценивается работа детей.
Учительлогопед: Выберите себе силуэты птиц и раскрасьте. Потом посадим их на ветку и
покажем мамам и папам.
Сюжетная картина с изображением зимующих птиц
4