Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"
Оценка 5

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
30.06.2017
Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"
«И цветы умеют говорить, если в руки мастера попали». Одним из средств эстетического воспитания школьников, является искусство цветочной аранжировки. Чтобы разбудить способность к творчеству, дать возможность выразить свое мироощущение, в программе "Дизайнер искусственных цветов", автором которой я являюсь, предусмотрен раздел «Цветочная аранжировка» - создание аранжировок, на основе изученных искусственных цветов. Трудно переоценить воспитательное значение этого вида деятельности. Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства - прежде всего изобразительного, декоративно-прикладного, к оценке их художественного уровня. Природный материал вызывает образные ассоциации, активизируя творческий процесс. Представленное занятие является одним из 15 запланированных в разделе «Цветочная аранжировка» программы "Дизайнер искусственных цветов".
«ЦВЕТОЧНАЯ АРАНЖИРОВКА НАСТЕННЫЕ, НАСТОЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ».doc
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ПЛАН­КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА КУРСАХ «ДИЗАЙНЕР ИСКУССТВЕННЫХ ЦВЕТОВ» ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТОЧНАЯ АРАНЖИРОВКА: НАСТЕННЫЕ, НАСТОЛЬНЫЕ (ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ) КОМПОЗИЦИИ» ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАЧЕНКО КАРИНЕ БОРИСОВНА. г.СЛАВЯНСК­НА­КУБАНИ 2014­2015 учебный год 2 Дата проведения:  Время проведения:  Место проведения Вид труда: художественный, декоративно­прикладной Тема занятия: «ЦВЕТОЧНАЯ АРАНЖИРОВКА: настенные, настольные композиции» (творческая работа). ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:  ­ ­ психологическая и практическая подготовка к трудовой деятельности. трудовое,  эстетическое воспитание,  ЗАДАЧИ: Обучающие:  ­ ­ закрепить навыки обработки цветка «Василек»; сформировать навыки дизайнера: умение использовать приобретенные ЗУН для составления композиций, умение осмыслить полученную из полиграфических источников информацию и выразить посредством цветочной  аранжировки мысли и чувства. Воспитывающие:  ­ навыки культуры труда, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело, ­ ­ чувство творческой взаимопомощи; ­ пробудить историческую память, приобщить к народной культуре, привить гордость за свой народ. сознательное выполнение техники безопасности; Развивающие:  ­ эстетический вкус, творческую самостоятельность, инициативу, художественно­образную память, ­ художественные творческие способности, фантазию, ­ ­ развить потребность постоянно общаться с природой, расширение кругозора.                                                                                                                                                                        3 Оборудование для педагога:  ­ готовый образец «Василька», шаблоны выкроек, план­конспект, глиняные горшочки, крынки, соломенная шляпа, «косица девицы», журналы, книги с иллюстрациями, стихи, искусственные цветы (ранее изготовленные работы уч­ся), магнитофон, кассеты (народные песни и лирические мелодии), планшеты, указка. Оборудование для учащихся: ­   простой   карандаш,   ножницы,   клей   ПВА,   шило,   накрахмаленная   ткань,   медная   проволока,   катушечные   нити (черные), пат, кусачки, зеленая креповая бумага, электроприбор с насадками, 3 типа подушечек, плоскогубцы, шаблоны, тетрадь, кассета для клея и пата, тары для выкроек, мусора и режущего инструмента.  ПЛАН ЗАНЯТИЯ. 1. Организационный момент. 2. Подготовительный этап: сообщение темы и цели занятия. 3. Основной этап: теоретический и практический. 4. Итоговый этап: анализ занятия педагога и самоанализ учащихся своих работ. 5. Информационный этап: домашнее задание.                                                                                                                                                                           4 ХОД ЗАНЯТИЯ. Этап занятия. 1.Организационный момент (2­3 мин.) ­ Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, дорогие гости! Содержание занятия.       Девочки, сегодня у нас урок необычный. Во­первых, у нас сегодня гости  и, во­вторых, занятия будет длиться не как обычно 4 часа, а всего 45 минут. Но пусть это Вас не пугает. Гости у нас люди доброжелательные и цель их визита не контроль, а желание пообщаться с нами, заглянуть в нашу творческую лабораторию.      Поскольку, рационально подготовленное место залог конечного результата ­  то мы, люди, уважающие себя и свой труд – проверим готовность своих рабочих мест: все ли готово, все ли лежит на своих местах. Комната   у   нас  проветрена,   сидим   удобно.  А  теперь   небольшая   игра:   6  раз  произвольно напрячь и расслабить мышцы рук и ног.           Ну, а теперь, проверим вашу готовность   к уроку. На дом я задавала подготовить: 2 выкройки василька, стебель с «кисточкой», принести свои ранее изготовленные цветы.  Итак,  все готово! Молодцы! Мы можем приступить к творчеству. Примечание Организация   занятия, создание эмоционального психологического настроя   на   учебную деятельность. Подготовка рабочих мест.   для Упражнения укрепления работоспособности. Проверка   домашнего задания. 2. Подготовительный этап (3­4 мин.)   Назовите   некоторые   из   них.         На   протяжении   многих   уроков   мы   добросовестно   изучили   немалое   количество   декоративных   и   отделочных   цветов.    Все   верно. Познакомились   с   их   родословными,     преданиями,   легендами.   Узнали   много   интересной информации  о месте этих цветов в жизни людей, о медицинском, техническом применении, о   цветочных   праздниках,   гороскопе,   цветочных   обрядах…     и   неплохо,   думаю,   овладели навыками обработки всех этих, пройденных цветов.   Все это   замечательно, но вы можете мне ответить: что стало со всеми этими цветами, которые вы сотворили на занятиях?  Все ваши   ответы   и   привели   нас   к   теме   сегодняшнего   занятия:  «Цветочная   аранжировка» Вопрос­ответ. Вопрос­ответ (настольные,   настенные   композиции).  Цель   сегодняшнего   занятия:   закрепить   ранее полученные  знания и умения по обработке василька.  Потом попробуете, используя цветок василек,  и разнообразную информацию об этом цветке, которую я вам дам,  (это будут мои подсказки) создать цветочные композиции и передать своим работам мысли, чувства, душу.      Думаю, может возникнуть вопрос: почему именно цветок василек?  Сообщение   темы, цели занятия.        Во­первых,   это   продиктовано   жесткими   временными   рамками   урока:   технология изготовления василька, пожалуй, единственно приемлемая в этих условиях.       Поскольку много   времени   занимает   вырезание   лепестков   и   изготовление   тычинок,   поэтому   эту операцию вы выполнили дома.  Но  наверно, самая главная причина моего выбора – это то, что василек, ромашка, как и береза ­ символы  русской природы. Если хлебные поля нашей Родины украшают маки, то красой ржаного поля является прелестный, синий, как южное небо, василек. Скажите девочки, как вы думаете, какой цветок  лучше всего подходит как символ   Кубани?  (Подсолнух).   Но,   если   ближе   познакомиться   с   обрядами,   стихами кубанских поэтов, тут можно список продолжить: хмель, маки, ромашки, васильки…        Итак,  Василек. Давайте вспомним,  из каких деталей состоит выкройка цветка?  (2 венчика и 1­2 листка). Какая сердцевина у василька? (Тычинки  «кисточка»). А какие сердцевины цветов вы еще знаете? Как гофрируется венчики василька? (Двойным резцом на жесткой резине от края к середине, затем на мягкой подушке – булькой). Какие  листки  у василька  и какова  обработка и крепление  листьев.    Молодцы,  девочки. Теперь,   чтобы   дело   спорилось,   разделимся   на   группы   и,   как   на   конвейере,   быстро обработаем и соберем васильки (в каждой группе по 3 человека). Одна группа девочек – обрабатывает венчики резцом, вторая – обрабатывает булькой, третья – собирает цветки. (Разбить на группы и закрепить за каждой  ­  технологическую  операцию).            Перед тем как приступить к работе с электроприбором, напомнить о ТБ.     Какие правила ТБ вы знаете?  (9 васильков по 2 венчика = 18 венчиков : 3 : 3 = 2 венчика – обрабатывает или собирает одна   воспитанница,   девочки   помогают   друг   другу).   Пока,   учащиеся   выполняют практическую работу,  идет информационный блок.                       5 Вопрос­ответ Разбор образца: вопросы­ответы Вопрос о ТБ Практическая работа.       «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок» ­ говорил великий сказочник Х.Г.Андерсен.   И,   действительно,   цветы   сопровождают   нас   всю   жизнь   от   рождения   до последнего вздоха. Найдется среди вас, хоть одна, кто может оспорить, заявив: «А вот я ни Информационный 3. Основной  этап  (30 мин.) разу цветы в руках не держала».  Даже смешно, правда? Когда мы устаем от грохота бетонных дорог, от унылого  однообразия бетонных стен и пластикового   уюта   квартир,   мы   стараемся   выбраться   на   природу,   где   наше   настроение врачуют   деревья,   птицы   и   ЦВЕТЫ.   Близость   к   цветам,   созерцание   их   неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает наши лучшие грани характера. На природе даже чувство  Родины ощущается в каждом листочке, в каждой росинке.  блок        Мы уже не раз говорили, что человек воспевал цветы в народных песнях,  лирических стихотворениях, романсах.         Знаем, что фрески и росписи в старинных храмах, вышитые скатерти, полотенца, одежда, кружева, цветы, вырезанные на камне, отлитые в чугуне и бронзе, произведения живописи… – все это свидетельства того, как сильна тяга человека к прекрасному, стремление украсить свой быт цветами.  Все что прекрасно в природе, человек любит копировать: он хочет сам подражать природе насколько может, чтобы зрительные ощущения  имели  торжество в природе и искусстве. Простой, со вкусом составленный букет – не это ли настоящая музыка красок гармония формы и содержания.             В русском быту цветы издревле тоже занимали прочное место: без них на Руси не обходилось ни одно торжество, ни одно значимое событие. Об этом мы узнаем из народных преданий, песен, былин и сказок. Такие простые, но вместе с тем, трогательные названия как незабудка,   подснежник,   василек,   иван­да­марья,   иван­чай     могли   возникнуть   только   у народа, живущего в единстве с природой.        «В истории цветов заключается часть истории человечества»  (Ауэрбах). Действительно, читая предания, легенды, родословные, истории праздников цветов, мы  листаем страницы истории народов, лучше узнаем душу своего народа. Что касаемо василька, мы уже с вами познакомились с некоторыми фактами его «биографии».   Кто может рассказать, о каких празднествах   у славян,   связанных с васильком я рассказывала?   («пошел колос на ниву», «именинный сноп»).      Вот мы и подошли к первой информационной подсказке: эти два празднества могут стать девизом вашей последующей композиции. Запомните новый термин.   (Его мы потом занесем в   наш   «Словарь   терминов»).       «Девиз   –   это   название   композиции,   отражающее     идею аранжировки» (этикетки на выставках).            Удачный девиз заставляет часто зрителя задерживаться у той или иной композиции,                             6 Вопрос­ответ 1 подсказка Новый термин задуматься, сопоставить собственное ощущение и  впечатление от аранжировки с тем, что, судя   по   этикетке,   хотел   выразить   ее   автор.   Девиз   у   автора   рождается   по   ассоциациям навеянных музыкой,  поэзией,  живописью….   Я,  поэтому не зря сказала, что «именинный сноп», «пошел колос на ниву» могут у вас родить цветочные образы.             Есть второй вариант праздника «именинного снопа».     По окончании жатвы жницы обходят ниву, собирают еще оставленные случайно колосья и вьют из них венок, переплетая его васильками и другими полевыми цветами. Венок надевают на самую красивую девушку и с песнями отправляются на хозяйский двор.  Впереди   идет   мальчик   и   несет   украшенный   васильками   и   другими   цветами   «именинный сноп»  и поют: «Отопри хозяин,  новы ворота,  Несем веночек из чистого золота,  Ой, выйди,  хозяин,  хоть на крылечко, Выкупи, выкупи золотой веночек, Так как веночек этот обвит золотом».                           7 Обрядовая песня Вопрос: какая аранжировка могла тут подойти?  (снопик…) Теперь я хочу ваше внимание обратить на один из самых интересных  способов составления цветочного орнамента,  на самую раннюю форму аранжировки цветов.   Это плетение венков. (Показать   образцы   венков).   Настоящей   школой   рукоделия   для   девочек     на   Руси   было плетение   венков   из   полевых   и   луговых   цветов.   Со   временем,   венок   из   полевых   цветов, украшавший голову девушки  в летние  праздники,    стал прообразом женского народного головного убора. Как,  Вы думаете, какого убора? (Венец).  Венки,  сплетенные на кануне Ивана Купалы, где не последнее место занимали васильки,  вешали на окна, двери, ворота и хозяйственные постройки. В доме венками украшали красный угол, где стояли иконы. Они должны были уберечь хозяина и его домочадцев от нечистой силы, болезни и всяческих других напастей.        Чтобы молоко у коровы было всегда вкусным и питательным, на молочную посудину принято было надевать «купальские венки». Почему бы,  этот  факт не может стать девизом нашей работы.             В девичьих гаданьях особо широко использовались венки, сплетенные в Троицкие и Вопрос и варианты ответов 2 подсказка Вопрос Показ веночка­ оберега купальские   праздники.   Вот   эти   венки,   которые   вы   видите,   девочки   прошлого   выпуска подготовили   под   девизом:     «Свейте,   девушки,   веночек…».     Эти   веночки   являют   собой символ круга, отражают цикличность природы – смену  времен года. Времена года показаны: зимними святками, весенним праздником Ляльник, летней Троицей, осенними свадьбами. Думается, что сегодня вряд ли вы сможете повторить подвиг своих подруг, но думаю,  тема «Веночки»  может в будущем занять ваше внимание. А вот веночек­оберег  вы сегодня могли бы сделать. При желании, конечно.        Теперь я хочу перейти к 3 подсказке. Хочу   Вам   прочитать   стихотворение   человека,   перед   которым   я   низко   склоняю   голову, человека,   который может стать для нас примером жизнелюбия, доброты.…   Я говорю о талантливой нашей землячке, поэтессе Татьяне Голуб.  (Примечание №1).         Когда я,  вспоминаю свою Родину,   у меня в голове проносятся много образов.  Это ­ горы, орлы, кинжал, чеканка, рог, певучий народ, шумный базар, сациви, айва, инжир… и конечно гвоздика.  Думаю,  у Вас у всех,  если сейчас я спрошу: «что проносится в вашей голове   при   мысли   о   Кубани»,     найдется   целая   вереница   образов.     Для   меня,     10   лет прожившей   на   этой   благословенной   земле,   Кубань   ассоциируется:   казачьи     песни, подсолнухи, рисовые плавни, бескрайние степи, колоски, дурманящие запахи трав, луговые, полевые,  скромные цветы, глиняная посуда, плетенные корзины, червонная калина…          Может,   эти строки станут 3 подсказкой и вам захочется обратиться к теме «Меня Кубань качала в зыбке…». Вы ведь помните наш девиз? «Гимн цветку может стать гимном Родине».        А сейчас,  хочу обратить ваше внимание на эту работу.  Эстамп  «Встреча с прошлым», автор Черненко Алена.   Эта работа основана на реальных фактах. Есть под Волгоградом Солдатское поле. У края дороги стоит изваянная  в бронзе тонкая фигура девочки с цветком в руке. Рядом на каменном треугольнике высечено письмо гвардии майора Д.М.Петракова, посланное с этого рубежа обороны 1942 года дочери Людмиле… Гвардии майор Петраков Д.М.  не вернулся домой с войны. Каждый,  кто приходит теперь на Солдатское поле, где сражался  майор,    защищая Сталинград,  вкладывает  в бронзовую руку его дочери живой василек…    Маленькая заметка,  попавшая на глаза Алене,  вызвала бурю эмоций, чувств, которые   выплеснулись   в  эту   композицию.   Надеюсь,   и     в   вашей   душе   найдет   отклик,   и, используя этот подручный материал,  Вы захотите выразить свои чувства,  мысли и сумеете создать свой «обелиск».            Не могу, наконец, пройти молчанием прелестной басни И.А.Крылова «Василек»,   в которой   наш   цветок   сыграл   некоторую,   хотя,   может   быть,   и     косвенную,   но   все­таки Между  «подсказками»  делать целевой  обход 3 подсказка                             8 Ассоциативные образы 4 подсказка Продолжается практическая работа: изготовление «Василька» историческую роль. Басня посвящена императрице Марии Федоровне, матери императора Александра­1. В 1823 году И.А.Крылов тяжело заболел,  императрица прислала баснописцу букет васильков и переселила его в Павловск – свою летнюю резиденцию. Выздоровев,  Иван Андреевич     и  написал   басню,  в  которой  говорит  о  себе,  как  о  бедном   васильке.  Букет засушил и бережно его хранил и завещал, чтобы после смерти,   букет этот положили ему в гроб и вместе с ним похоронили, что и было исполнено. Букет был весь из полевых цветов,  и находились среди них васильки, которые и подали Крылову мысль написать басню.       Надеюсь, что Вам этот букет подаст  идею составить работу под девизом «Узор родного василька».            Это была последняя моя подсказка. (Девочки за это время закончили изготовление василька).              Ну,  вот девочки, 5 подсказок­сюжетов, где главным героем выступает василек, могут стать основой бесконечно многих цветочных аранжировок. Я очень хочу, чтоб сейчас, вы, будущие дизайнеры попробовали свои силы и выдали экспертам свои произведения. Так сказать «проба пера». Я очень верю в ваш творческий потенциал. Работать будете теми же группами (а может,   Вы захотите сами подобрать себе партнера). Перед Вами: глиняные изделия, корзинка, соломенная шляпка, цветы. Выбирайте сюжет и дерзайте!        Перед тем как продолжить работу,  проведем физкультминутку для глаз и пальцев.             Для пальцев:  пошевелить  раздвинутыми   пальцами  во  всех  направлениях,   а затем разомкнуть  пальцами левой руки кисть правой,  и наоборот.         Для глаз: быстро поморгать в течение 20 секунд, закрыть глаза и посидеть спокойно, откинувшись на спинку стула в течение 30 секунд.         Девушки приступают к творчеству. Работа идет на красивом лирическом музыкальном фоне. Девочки должны к своим работам придумать девизы. 5 подсказка Сборка цветка                                            9 Физкультминутка         По   окончании   работы,   приглашаем   на   наш   вернисаж.   (Торжественное   открытие художественной выставки).    Как на каждой  выставке  я говорила,  каждую композицию сопровождает…  что? …  девиз! Сейчас каждая группа девушек,  представив свою работу, не называет    своего названия. Мы, остальные,    попробуем угадать, что хотели  выразить авторы, а уж потом они нам объявят свой девиз и мысль.  Тем самым, определим,  насколько Практическая работа 4. Итоговый этап (4­5 мин.) 5. Информационный этап (5 мин.) была удачна попытка. Сегодня, девочки, я думаю «проба пера» удалась, так как перед нами не стояла цель создать цветочные аранжировки, соблюдая строго все основы композиций: цвет,  пропорции, группировку, симметрию, контраст….   Все эти категории мы подробнее будем рассматривать на следующих уроках, а  на следующий год цветочную аранжировку мы изучим более углубленно. Сегодня у нас была задача: вдохнуть жизнь,  душу в эти мертвые, искусственные   цветы,   заставить   их   заговорить.   Сегодня   мы   работали   аранжировщиками стихийно, руководствуясь вкусом и чутьем. И вам это удалось! Умение  с помощью  цветов выразить свои мысли, чувства,  ­ это все равно, что стать поэтом. Это или  есть или нет,  а вот потом на чутье,   наложив теоретические знания, опыт,   вы станете мастерами своего дела. Думаю,  цель урока  достигнута,  и вы абсолютно все справились со своим дебютом. Чтобы окончательно поставить точку, давайте ответим на вопросы: 1. Какой новый термин вы сегодня узнали,  и что он означает?  2. Подытожив итоги урока, ответьте:  какие виды аранжировки можете назвать? Вопрос­ответ Анализ работ          Домашнее задание: 1.Самостоятельно найти информацию о васильке (текст, фото, открытки…). 2. Дома,     в   спокойной   обстановке   сделать   эскиз   авторской   композиции   с использованием васильков. Вопросы­ответы на закрепление                     10 (Поблагодарить девочек и попрощаться с гостями). Словарь: «Девиз – название композиции, отражающее идею аранжировки». Использованная литература: 1. «Цветы в легендах и преданиях». Н.Ф.Золотницкий. Киев –1999 г. «Довира». 2. «Цветы и самоцветы». С.П.Красиков. Москва – 1998 г. «Грант» 3. «Волшебный мир цветов». Л.Н.Руковчук. Сан­Петербург. «МиМ экспрес». 1997 г. 4. «Нетающий свет». Татьяна Голуб. 1995 г. 11                                                                                             Приложение № 1 Луг соткан из тепла и света,   Здесь аромат густой, как мед.                                                В стога уложенное лето      Над полем скошенным встает.        Как хорошо, вскочив с постели,                                                В луга широкие бежать, Стога высокие метать! Под перекличку коростелей                                                Натружено спина гудит,             Пусть сердцу тесно под рубашкой,          Густой настой степной ромашки, Как брага крепкая, пьянит.                                                 Вновь сенокосная страда.           Стога, стога в сквозном сиянье…                                                 Пасутся облаков стада. И, кажется, в лугах Кубани                                                                                           Т.Голуб Ой, выйди,  хозяин,  хоть на крылечко, Выкупи, выкупи золотой веночек... Лето, ах, лето.. войны Варианты готовых работ, выполненных на занятии и доработанных самостоятельно дома Память тем, кто потушил огонь Тетраптихи «Времена года» (4 картины и 4 веночка)

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"

Конспект занятия "Цветочная аранжировка. Настенные, настольные композиции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017