Конспект занятия в 7 классе по теме: «Самооценка психологической готовности к дискуссии»

  • Рабочие тетради
  • docx
  • 18.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями: «самооценка», «дискуссия», способствовать осознанию и осмыслению собственного "Я" для ведения дискуссии, развитие рефлективности и навыков самоанализа. Задачи: • формировать понятие о самооценке; • формировать коммуникативную и дискуссионную культуру учащихся; • формировать умение высказывать свою точку зрения, своё отношение к предлагаемым ситуациям; • развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; • формировать навыки ведения дискуссии, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте.Цель: познакомить учащихся с основными понятиями: «самооценка», «дискуссия», способствовать осознанию и осмыслению собственного "Я" для ведения дискуссии, развитие рефлективности и навыков самоанализа. Задачи: • формировать понятие о самооценке; • формировать коммуникативную и дискуссионную культуру учащихся; • формировать умение высказывать свою точку зрения, своё отношение к предлагаемым ситуациям; • развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; • формировать навыки ведения дискуссии, опровергать точку зрения оппонента, убеждать его в своей правоте.
Иконка файла материала самооценка психологической готовности к дискуссии.docx
по теме:    «Самооценка психологической готовности к дискуссии» Конспект занятия  Цель:   познакомить   учащихся   с   основными   понятиями:   «самооценка»,   «дискуссия», способствовать   осознанию   и   осмыслению   собственного   "Я"   для   ведения   дискуссии, развитие рефлективности и навыков самоанализа. Задачи:  формировать понятие о самооценке;  формировать коммуникативную и дискуссионную культуру учащихся;  формировать умение высказывать свою точку зрения, своё отношение к  предлагаемым ситуациям;  развивать у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и  поведения;  формировать   навыки   ведения   дискуссии,   опровергать   точку   зрения   оппонента, убеждать его в своей правоте. I. Оргмомент. II. Формулировка темы и цели урока. Ход занятия Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить об осознании и осмыслении  собственного «Я» для ведения дискуссии. III. Актуализация знаний Учитель:  Сегодня   с   вами   мы   поговорим   о   самооценке   и   ее   роли   в   жизни   человека,   о влиянии самооценки для ведения дискуссии. Скажите, пожалуйста, что такое самооценка? Как вы это понимаете? Учащиеся: Это когда человек дает себе оценку, оценивает себя. Учитель:А какой может быть самооценка? Как могут люди себя оценивать? Учащиеся: Оценка бывает плохой. Человек оценивает себя слишком критично, низко. Учитель: Мы можем в этом случае сказать, что самооценка у человека низкая. А как еще оценивают себя люди? Учащиеся: Слишком хорошо. Считают себя лучше других. Учитель: В  таком  случае, когда  человек   оценивает  себя  слишком  хорошо,  т.е.  слишком  высоко, можно говорить о высокой, завышенной самооценке. Существует ли между низкой и высокой самооценкой некое промежуточное состояние? Если да, то как можно назвать такую самооценку. Учащиеся: Нормальная. Учитель: Нормальная,   т.е.   адекватная,   соответствующая   самооценка.   Человек   оценивает   себя реально. Именно такая самооценка важна при ведении дискуссии.  Что же такое дискуссия? Учащиеся:  Дискуссия ­ это спор. Учитель: Дискуссия ­ это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.   Важной   характеристикой   дискуссии,   отличающей   ее   от   других   видов   спора, является   аргументированность.   Обсуждая   спорную   (дискуссионную)   проблему,   каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Сама природа этой формы   общения   определяет   ее   демократичность.   Весь   класс   был   поделен   на   группы, которым   были   даны   разные   дополнительные   задания.   А   сейчас   я   предоставляю   словопервой   группе,   которая   подготовила   информацию   об   основных   целях   проведения дискуссии. Учащиеся: • выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что   способствует   не   только   углублению   знаний,   но   и   формированию   мировоззрения школьников;   •   воспитание   у   учащихся   культуры   речевого   общения   во   время   спора; формирование   умения   дискутировать,   просто   и   понятно   излагать   свою   точку   зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.    Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет   организовать   живое   общение,   вовлечь   всех   или   большинство   участников   в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях   различных   точек   зрения,   стимулирует   речевую   активность   и самостоятельность   суждения.   Настоящую   дискуссию   нельзя   запланировать   в   деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности.  Учитель: О методике ее проведения дискуссии расскажет вторая группа ребят. Учащиеся:      Методика ее проведения включает три этапа.  Первый этап ­ предварительная подготовка.  Задачи первого этапа:  1.   Выбрать   тему.   Она   может   быть   предложена,   но   не   навязана   учителем,   подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.  2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.  3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.  4.   Подготовить   объявление   о   дискуссии   (тема,   вопросы,   литература,   время   и   место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.). При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга. Второй этап ­ проведение дискуссии. Умелая   дискуссия   ­   почти   искусство.   Успех   ее   во   многом   зависит   от   учителя,   от осмысления им роли и функции ведущего.Учитель:  О советах ведущему дискуссии расскажет третья группа Учащиеся:  1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.  2.   В   первые   же   минуты   расположить   к   себе   участников   дискуссии,   настроить   их   на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.  3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.  4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Следует помнить, что вопрос ­ это визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии. Например, неожиданный вопрос. Или парадокс ­ своеобразное мнение,   резко   расходящееся   с   общепринятым,   даже   противоречащее   на   первый   взгляд здравому смыслу; в нем неизменно присутствует вызов. Реплика ­ краткое возражение, замечание с места; она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.  5.   Умело   сопоставить   различные   точки   зрения,   обобщить   их   для   того,   чтобы   позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.  6. Направлять дискуссию в русло намеченной цели.  7.   Не   торопиться   исправлять   заблуждающихся,   предоставлять   такую   возможность слушателям.  8.   Когда   это   целесообразно,   вопрос,   адресованный   ведущему,   тут   же   переадресовать слушателям.  9. Не спешить навязывать готовое решение.  10. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.   Ведущий   не   должен   вмешиваться   в   обсуждение   без   особой   необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатииведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также   открыто   поддерживать   одну   из   спорящих   сторон.   Свое   отношение   к   различным точкам   зрения   лучше   высказать   при   подведении   итогов   дискуссии.   На   третьем   этапе подводятся итоги дискуссии. IV.Подведение итогов занятия. Учитель:   Мы   с  вами   сегодня  познакомились   с  тем,  как   себя   оценить   и   подготовить   к дискуссии.  V.Рефлексия 1. Что нового и полезного вы узнали на занятии?  2. Оцените занятие  выбросом пальцев по пятибалльной системе.