Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Оценка 5

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа
Детсад
25.11.2018
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья» Татьяна Кирьянова Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья» Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов. Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Заучивание стихов, частушек, загадок. Слушание песен, музыки. Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья. Сбор, рассматривание предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с родителями. Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический. Ход занятия: Звучит отрывок песни «Родина моя»: Я, ты, он, она — Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» — Сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых, В городах и селах. Воспитатель: - Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край. У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому что она родина. Ребята, а что такое Родина? Дети: - это страна, в которой мы родились и живем; - это поля, леса и реки; -это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, сестренки и братишки. -это место, где стоит наш детсад. -это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю. - это самое дорогое, что есть у человека Воспитатель: Тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья», и сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья. Перед Волгой путь большой и долгий Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой, Матушкой, кормилицей, родной. А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка). Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены? Ответы детей: Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются? Ответы детей: Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером. Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды». Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки Загадка №1 Что выше леса, краше света, без огня горит? Загадка №2 Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет. А нагрянет холод злой – Скинет с плеч её долой. Ответы детей Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках Солнце: «кече» – марийский, «хевеле» – чувашский, «кояш» – татарский. «чипай» - эрзянский Дерево: «пушенге» – марийский, «еивсе» – чувашский, «агач» – татарский. «чувто» - эрзянский Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила. Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами» - Вот так народы подружились (поздороваться за руки) - Вот так народы соединились (взяться за руки) - Вот так народы объединились (обняли друг другу) С тех пор наши народы живут в мире и согласии. Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народатри священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку. Ответы детей. Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова? Ответы детей: Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на мордовский танец «Луганяса келуня» (Все танцуют под фонограмму) Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай» Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.). Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы? Ответы детей: Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия») Мордовский край! Родимая Отчизна! Мне близок сердцу каждый уголок, И пенье птиц, и щебет соловьиный, Краса полей и широта лесов. Мордовский край! Любимая Отчизна! Твоя краса мне очень дорога, Знакомая тропинка к дому Знакомый пруд, крутые берега. Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью Овраг, ручей с прозрачною водой, И где-то вдали, журчит совсем неслышно, Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек. Какими выразить словами Всю красоту, что вижу я. Тебе, любимая Мордовия. Пою я гимн, любовь моя. Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка. Дети рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом. Воспитатель: Назовите: какие цвета используют в мордовской вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный. Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники, рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго). Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами. Дети садятся за столы и выполняют работу. В конце занятия проходит выставка детских работ. Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги. Ответы детей: Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство, Мы вместе, в этом наша сила!». Девочка в русском сарафане выносит на рушнике Саратовский калач и говорит стихи: Дорогих гостей встречаем Круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим Поклонясь, отведать просим. -Этот обычай существует и сейчас. -Издавна народ русский славился своим трудолюбием. Человека-труженика уважали, почитали и прославляли все народы на Руси, не только русские. Вот как об этом говорится в пословицах разных народов. Дети по очереди выходят называют национальность и говорят пословицу, принадлежащую данному народу (по2 пословицы) -азербайджанские, русские, татарские. чувашские, мордовские. -Сколько национальностей, столько и пословиц. У каждого народа свой фольклор. (песни. потешки. шутки, пословицы, поговорки, загадки придуманные народом). Правильно, к народному фольклору относятся и народные игры. -Что в играх отражал народ? (свою национальную культуру, особенности быта). -Правильно. В играх народ отражал свою национальную культуру. В играх много, много шуток, юмора, соревновательного задора. В них присутствуют заманчивые любимые детьми считалки, заклички, жеребьёвки. Они сохраняют свою художественную ценность. игровой фольклор. Игровой зачин помогает быстро организовать игру. настроить на объективный выбор ведущего, безоговорочное и точное выполнение правил игры. Предлагаю одному из детей позвать на игру: Кто со мной идёт играть? А потом не принимать. А потом не приняли За уши подняли. Башкирская игра "Юрта". Читают зачин, играют 2 раза, подводят итог. Во время игры звучит башкирская мелодия. Девочка в русском сарафане начинает игру "Заря-заряница". Звучит русская народная мелодия, играли 2 раза, подвели итог. Считалкой выбирают ведущего для татарской народной игры "Продаю горшки". Звучит татарская мелодия, играют 2 раза, подводят итог. Проводят игру "Колдунчик" -звучит украинская народная музыка, играем 2 раза, подводим итог. Азербайджанская народная игра "Отдай платок". Жеребьёвкой делятся на 2 команды. Подводим итог, отмечаем. что играли дружно. как выполняли правила игры. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: 1. Наша страна называется … (Россия). 2. Наша страна очень … (большая, огромная). 3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов). 4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне). - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.) - Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ. - Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.) - А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.) - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья». Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах. - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.) - Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. - А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. - Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта». В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, весёлые ребята, Соберёмся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России. Ребёнок читает стихотворение. В день солнечный июльский – Цветы, цветы вокруг! Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкой – Деревья до небес! Могуч язык наш русский, Как этот русский лес. И в радости, и в грусти – Он всякий час со мной, Родной язык мой русский, Как Родина родной! Рассматривание книг со сказками разных народов России. - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.) - Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. - Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.) - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Конспект НОД.docx
Конспект НОД «Народы России» Галина Сорокина  Конспект НОД «Народы России» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по развитию у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных  национальностей,проживающих на территории России. «Народы  России». Воспитатель:­ Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране,  которая называется Россия. Но чтобы быть не просто жителями, а  настоящими гражданами своей страны, надо много о ней знать, любить её  и гордиться ею. Ребята: ­ Россия ­ любимая наша страна Подумаем вместе, какая она. ­ Якут, что на Севере Крайнем живет, Нам скажет: «В ней снег очень часто идет, Лохматых оленей гуляют стада И много повсюду блестящего льда!» ­ А мальчик из Сочи задорно хохочет: «Да что вы, ребята! Какие морозы? Здесь пальмы растут и душистые розы!» ­ И кто из них прав? Правы оба, понятно: Россия огромна, сильна, необъятна! Воспитатель:­ Да, наша Россия ­ одна из самых больших стран.  Посмотрите на рисунок (показываю контур России на бумаге). Это не  какой­нибудь лоскуток. Так наша страна изображается на географических картах. А теперь посмотрите на экран. Вы видите географическую карту мира. А что такое географическая карта? Это рисунок или, вернее, чертеж, на  котором изображена поверхность Земли ­ огромные материки и маленькие острова, океаны и моря, реки и озера. Между материками раскинулись  обширные водные просторы ­ океаны. А сами материки поделены на небольшие части ­ это страны. Одна из самых больших стран ­  наша Россия. Внимательно посмотрите на карту мира ­ (показываю) и  найдите на ней Россию. А сейчас на своих листочках обведите контур России цветным  карандашом. Напишите по точкам крупными буквами красивое и гордое  название нашей Родины ­ Россия. ­Ребята, до скольких вы умеете считать (ответы детей) Всё равно я скажу вам, что в России живут 170 разных народов.  Некоторые из них названы в стихотворении А у нас в стране живут Русский, коми и якут, И нанаец, и мордвин, И колмык, и осетин, И тувинец, и бурят­ Все они дружить хотят! Воспитатель: ­ А сейчас мы поиграем: На картинках вы видите ребят в национальных костюмах. Угадайте, кому  какая вещь принадлежит? (карточки с изображением национальной  одежды и атрибутики). Воспитатель: ­ Люди разных национальностей могут отличаться друг от  друга цветом кожи: у одних она белая, у других ­ смуглая, а у третьих ­  совсем темная. Кроме того, они могут отличаться и формой глаз: у одних  они пошире, у других ­ поуже. У каждого народа свои обычаи. Но  все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и  никогда не ссориться друг с другом. Кабардинец и чуваш, В хоровод вставайте наш! Адыгеец и хакас, Вместе пустимся мы в пляс! И татарин, и башкир ­ Все за счастье, все за мир! Конспект занятия в старшей группе на тему  «Народы Поволжья» Татьяна Кирьянова  Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья» Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через  формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей  многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов  Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.  Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать  нравственные основы личности в процессе формирования представлений  о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с  достопримечательностями разных городов. Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и  физическую активность. Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.  Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,  социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое  развитие, художественно – эстетическое развитие. Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок.  Заучивание стихов, частушек, загадок. Слушание песен, музыки. Беседа о  быте, обычаях, разных народов Поволжья. Сбор, рассматривание  предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с  родителями. Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический. Ход занятия: Звучит отрывок песни «Родина моя»: Я, ты, он, она — Вместе целая страна, Вместе дружная семья, В слове «мы» — Сто тысяч «я»! Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых, В городах и селах. Воспитатель: ­ Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш  край. У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна ­  потому что она родина. Ребята, а что такое Родина? Дети: ­ это страна, в которой мы родились и живем; ­ это поля, леса и реки; ­это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка, сестренки и братишки. ­это место, где стоит наш детсад. ­это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю. ­ это самое дорогое, что есть у человека Воспитатель: Тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья», и сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья. Перед Волгой путь большой и долгий Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой, Матушкой, кормилицей, родной. А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится  физкультминутка). Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки,  какие народы на них изображены? Ответы детей: Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем,  по вашим наблюдениям, они отличаются? Ответы детей: Воспитатель: Правильно! Во­первых, люди разных национальностей  отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во­вторых,  национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней,  праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или,  точнее говоря, культурой. Ну и, в­третьих, своей внешностью, характером. Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о  любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например,  башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского  костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой.  Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения  у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра,  кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить  самую дорогую часть одежды». Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие.  Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки,  небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать  загадки Загадка №1 Что выше леса, краше света, без огня горит? Загадка №2 Кто, как только жарко станет, Шубу на плечи натянет. А нагрянет холод злой – Скинет с плеч её долой. Ответы детей Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти  слова на разных языках Солнце: «кече» – марийский, «хевеле» – чувашский, «кояш» – татарский. «чипай» ­ эрзянский Дерево: «пушенге» – марийский, «еивсе» – чувашский, «агач» – татарский. «чувто» ­ эрзянский Но как бы эти слова по­разному не звучали, солнышко светит всем нам  одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь  дружба – наша главная сила. Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как  трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами» ­ Вот так народы подружились (поздороваться за руки) ­ Вот так народы соединились (взяться за руки) ­ Вот так народы объединились (обняли друг другу) С тех пор наши народы живут в мире и согласии. Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у  марийского народатри священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку. Ответы детей. Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно  сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская  пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы  деревьев в лесу». Что означают эти слова? Ответы детей: Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше,  много­много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни  телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе,  пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас  на мордовский танец «Луганяса келуня» (Все танцуют под фонограмму) Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит  отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение  передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время –  потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть  в татарскую народную игру «Тимербай» Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают  водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит: Пять детей у Тимербая, Дружно, весело играют. В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались, Хорошенечко отмылись И красиво нарядились. И ни есть, ни пить не стали, В лес под вечер прибежали, Друг на друга поглядели, Сделали вот так! С последними словами вот так водящий делает какое­нибудь движение.  Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого­нибудь вместо  себя. Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя.  Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре  различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.). Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы? Ответы детей: Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о  нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова  Пинясова «Моя Мордовия») Мордовский край! Родимая Отчизна! Мне близок сердцу каждый уголок, И пенье птиц, и щебет соловьиный, Краса полей и широта лесов. Мордовский край! Любимая Отчизна! Твоя краса мне очень дорога, Знакомая тропинка к дому Знакомый пруд, крутые берега. Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью Овраг, ручей с прозрачною водой, И где­то вдали, журчит совсем неслышно, Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек. Какими выразить словами Всю красоту, что вижу я. Тебе, любимая Мордовия. Пою я гимн, любовь моя. Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион  России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется  мордовская вышивка. Дети рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом. Воспитатель: Назовите: какие цвета используют в мордовской  вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный. Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники, рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго). Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами. Дети садятся за столы и выполняют работу. В конце занятия проходит  выставка детских работ. Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали.  Давайте вместе подведем итоги. Ответы детей: Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня  мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство, Мы вместе, в этом наша сила!». Девочка в русском сарафане выносит на рушнике Саратовский калач и  говорит стихи: Дорогих гостей встречаем Круглым, пышным караваем. Каравай мы вам подносим Поклонясь, отведать просим. ­Этот обычай существует и сейчас. ­Издавна народ русский славился своим трудолюбием. Человека­ труженика уважали, почитали и прославляли все народы на Руси, не  только русские. Вот как об этом говорится в пословицах разных народов. Дети по очереди выходят называют национальность и говорят пословицу,  принадлежащую данному народу (по2 пословицы) ­азербайджанские,  русские, татарские. чувашские, мордовские. ­Сколько национальностей, столько и пословиц. У каждого народа свой  фольклор. (песни. потешки. шутки, пословицы, поговорки, загадки  придуманные народом). Правильно, к народному фольклору относятся и народные игры. ­Что в играх отражал народ? (свою национальную культуру, особенности  быта). ­Правильно. В играх народ отражал свою национальную культуру. В играх много, много шуток, юмора, соревновательного задора. В них присутствуют заманчивые любимые детьми считалки, заклички, жеребьёвки. Они  сохраняют свою художественную ценность. игровой фольклор. Игровой  зачин помогает быстро организовать игру. настроить на объективный  выбор ведущего, безоговорочное и точное выполнение правил игры. Предлагаю одному из детей позвать на игру: Кто со мной идёт играть? А потом не принимать. А потом не приняли За уши подняли. Башкирская игра "Юрта". Читают зачин, играют 2 раза, подводят итог. Во  время игры звучит башкирская мелодия. Девочка в русском сарафане начинает игру "Заря­заряница". Звучит  русская народная мелодия, играли 2 раза, подвели итог. Считалкой выбирают ведущего для татарской народной игры "Продаю  горшки". Звучит татарская мелодия, играют 2 раза, подводят итог. Проводят игру "Колдунчик" ­звучит украинская народная музыка, играем  2 раза, подводим итог. Азербайджанская народная игра "Отдай платок". Жеребьёвкой делятся  на 2 команды. Подводим итог, отмечаем. что играли дружно. как  выполняли правила игры. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»: Наша страна называется … (Россия). 1. Наша страна очень … (большая, огромная). 2. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, 3. Люди, которые живут в нашей стране, называются 4. городов). … (россияне). года, или началом - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. - Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.) - Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.) - Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени окончанием сельскохозяйственных работ. Какие русские народные праздники вы - знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.) - А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.) - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья». Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах. - Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.) - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.) - Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.) - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам. - А посмотрите, Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта». В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, весёлые ребята, Соберёмся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они - Посмотрите, быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. - У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России. Ребёнок читает стихотворение. В день солнечный июльский – Цветы, цветы вокруг! Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкой – Деревья до небес! Могуч язык наш русский, Как этот русский лес. И в радости, и в грусти – Он всякий час со мной, Родной язык мой русский, Как Родина родной! Рассматривание книг со сказками разных народов России. - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.) - Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость. - Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.) - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018