Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа
Детсад
25.11.2018
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Татьяна Кирьянова
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Задачи:
Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.
Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Заучивание стихов, частушек, загадок. Слушание песен, музыки. Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья. Сбор, рассматривание предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.
Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Ход занятия:
Звучит отрывок песни «Родина моя»:
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей
Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше
занятие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о
дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим
родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого
нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как
можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.
У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,
везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому
что она родина. Ребята, а что такое Родина?
Дети: - это страна, в которой мы родились и живем;
- это поля, леса и реки;
-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,
сестренки и братишки.
-это место, где стоит наш детсад.
-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.
- это самое дорогое, что есть у человека
Воспитатель: Тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья», и сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.
Перед Волгой путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.
А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка).
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.
Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».
Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки
Загадка №1
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Загадка №2
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках
Солнце:
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,
«кояш» – татарский.
«чипай» - эрзянский
Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.
«чувто» - эрзянский
Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.
Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
- Вот так народы соединились (взяться за руки)
- Вот так народы объединились (обняли друг другу)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии.
Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народатри священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?
Ответы детей:
Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на мордовский танец «Луганяса келуня»
(Все танцуют под фонограмму)
Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»
Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?
Ответы детей:
Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)
Мордовский край! Родимая Отчизна!
Мне близок сердцу каждый уголок,
И пенье птиц, и щебет соловьиный,
Краса полей и широта лесов.
Мордовский край! Любимая Отчизна!
Твоя краса мне очень дорога,
Знакомая тропинка к дому
Знакомый пруд, крутые берега.
Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью
Овраг, ручей с прозрачною водой,
И где-то вдали, журчит совсем неслышно,
Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.
Какими выразить словами
Всю красоту, что вижу я.
Тебе, любимая Мордовия.
Пою я гимн, любовь моя.
Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.
Дети рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом.
Воспитатель: Назовите: какие цвета используют в мордовской вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный.
Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники, рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго).
Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами.
Дети садятся за столы и выполняют работу. В конце занятия проходит выставка детских работ.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги.
Ответы детей:
Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».
Девочка в русском сарафане выносит на рушнике Саратовский калач и говорит стихи:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим.
-Этот обычай существует и сейчас.
-Издавна народ русский славился своим трудолюбием. Человека-труженика уважали, почитали и прославляли все народы на Руси, не только русские. Вот как об этом говорится в пословицах разных народов.
Дети по очереди выходят называют национальность и говорят пословицу, принадлежащую данному народу (по2 пословицы) -азербайджанские, русские, татарские. чувашские, мордовские.
-Сколько национальностей, столько и пословиц. У каждого народа свой фольклор. (песни. потешки. шутки, пословицы, поговорки, загадки придуманные народом).
Правильно, к народному фольклору относятся и народные игры.
-Что в играх отражал народ? (свою национальную культуру, особенности быта).
-Правильно. В играх народ отражал свою национальную культуру. В играх много, много шуток, юмора, соревновательного задора. В них присутствуют заманчивые любимые детьми считалки, заклички, жеребьёвки. Они сохраняют свою художественную ценность. игровой фольклор. Игровой зачин помогает быстро организовать игру. настроить на объективный выбор ведущего, безоговорочное и точное выполнение правил игры.
Предлагаю одному из детей позвать на игру:
Кто со мной идёт играть?
А потом не принимать.
А потом не приняли
За уши подняли.
Башкирская игра "Юрта". Читают зачин, играют 2 раза, подводят итог. Во время игры звучит башкирская мелодия.
Девочка в русском сарафане начинает игру "Заря-заряница". Звучит русская народная мелодия, играли 2 раза, подвели итог.
Считалкой выбирают ведущего для татарской народной игры "Продаю горшки".
Звучит татарская мелодия, играют 2 раза, подводят итог.
Проводят игру "Колдунчик" -звучит украинская народная музыка, играем 2 раза, подводим итог.
Азербайджанская народная игра "Отдай платок". Жеребьёвкой делятся на 2 команды. Подводим итог, отмечаем. что играли дружно. как выполняли правила игры.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
1. Наша страна называется … (Россия).
2. Наша страна очень … (большая, огромная).
3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
- Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Посвящён медведю.)
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
- Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
- У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Ребёнок читает стихотворение.
В день солнечный июльский –
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык наш русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Рассматривание книг со сказками разных народов России.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Конспект НОД.docx
Конспект НОД «Народы России»
Галина Сорокина
Конспект НОД «Народы России»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности по развитию
у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных
национальностей,проживающих на территории России. «Народы
России».
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране,
которая называется Россия. Но чтобы быть не просто жителями, а
настоящими гражданами своей страны, надо много о ней знать, любить её
и гордиться ею.
Ребята:
Россия любимая наша страна
Подумаем вместе, какая она.
Якут, что на Севере Крайнем живет,
Нам скажет: «В ней снег очень часто идет,
Лохматых оленей гуляют стада
И много повсюду блестящего льда!»
А мальчик из Сочи задорно хохочет:
«Да что вы, ребята! Какие морозы?
Здесь пальмы растут и душистые розы!»
И кто из них прав? Правы оба, понятно:
Россия огромна, сильна, необъятна!
Воспитатель: Да, наша Россия одна из самых больших стран.
Посмотрите на рисунок (показываю контур России на бумаге). Это не
какойнибудь лоскуток. Так наша страна изображается на географических
картах.
А теперь посмотрите на экран. Вы видите географическую карту мира.
А что такое географическая карта? Это рисунок или, вернее, чертеж, на
котором изображена поверхность Земли огромные материки и маленькие
острова, океаны и моря, реки и озера. Между материками раскинулись
обширные водные просторы океаны. А сами материки поделены на небольшие части это страны. Одна из самых больших стран
наша Россия. Внимательно посмотрите на карту мира (показываю) и
найдите на ней Россию.
А сейчас на своих листочках обведите контур России цветным
карандашом. Напишите по точкам крупными буквами красивое и гордое
название нашей Родины Россия.
Ребята, до скольких вы умеете считать (ответы детей)
Всё равно я скажу вам, что в России живут 170 разных народов.
Некоторые из них названы в стихотворении
А у нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец, и мордвин,
И колмык, и осетин,
И тувинец, и бурят
Все они дружить хотят!
Воспитатель: А сейчас мы поиграем:
На картинках вы видите ребят в национальных костюмах. Угадайте, кому
какая вещь принадлежит? (карточки с изображением национальной
одежды и атрибутики).
Воспитатель: Люди разных национальностей могут отличаться друг от
друга цветом кожи: у одних она белая, у других смуглая, а у третьих
совсем темная. Кроме того, они могут отличаться и формой глаз: у одних
они пошире, у других поуже. У каждого народа свои обычаи. Но
все народы похожи между собой тем, что хотят жить мирно, дружно и
никогда не ссориться друг с другом.
Кабардинец и чуваш,
В хоровод вставайте наш!
Адыгеец и хакас,
Вместе пустимся мы в пляс!
И татарин, и башкир
Все за счастье, все за мир!
Конспект занятия в старшей группе на тему
«Народы Поволжья» Татьяна Кирьянова
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через
формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Задачи:
Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей
многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов
Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать
нравственные основы личности в процессе формирования представлений
о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с
достопримечательностями разных городов.
Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и
физическую активность.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь.
Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое
развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок.
Заучивание стихов, частушек, загадок. Слушание песен, музыки. Беседа о
быте, обычаях, разных народов Поволжья. Сбор, рассматривание
предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с
родителями.
Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Ход занятия:
Звучит отрывок песни «Родина моя»:
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше
занятие?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о
дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим
родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого
нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как
можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш
край.
У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,
везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна
потому
что она родина. Ребята, а что такое Родина?
Дети: это страна, в которой мы родились и живем;
это поля, леса и реки;
это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,
сестренки и братишки.
это место, где стоит наш детсад.
это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.
это самое дорогое, что есть у человека
Воспитатель: Тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья», и сейчас
мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.
Перед Волгой путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей, родной.
А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз,
чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится
физкультминутка). Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки,
какие народы на них изображены?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем,
по вашим наблюдениям, они отличаются?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно! Вопервых, люди разных национальностей
отличаются друг от друга национальным или родным языком. Вовторых,
национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней,
праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или,
точнее говоря, культурой. Ну и, втретьих, своей внешностью, характером.
Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о
любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например,
башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского
костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой.
Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения
у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра,
кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался
калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало
поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить
самую дорогую часть одежды».
Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие.
Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки,
небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать
загадки
Загадка №1
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Загадка №2
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти
слова на разных языках
Солнце:
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский, «кояш» – татарский.
«чипай» эрзянский
Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.
«чувто» эрзянский
Но как бы эти слова поразному не звучали, солнышко светит всем нам
одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь
дружба – наша главная сила.
Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как
трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»
Вот так народы подружились (поздороваться за руки)
Вот так народы соединились (взяться за руки)
Вот так народы объединились (обняли друг другу)
С тех пор наши народы живут в мире и согласии.
Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у
марийского народатри священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно
сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская
пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы
деревьев в лесу». Что означают эти слова?
Ответы детей:
Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше,
многомного лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни
телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе,
пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас
на мордовский танец «Луганяса келуня»
(Все танцуют под фонограмму)
Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит
отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение
передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время –
потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть
в татарскую народную игру «Тимербай»
Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают
водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались, Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какоенибудь движение.
Все должны повторить его. Затем водящий выбирает когонибудь вместо
себя.
Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя.
Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре
различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?
Ответы детей:
Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о
нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова
Пинясова «Моя Мордовия»)
Мордовский край! Родимая Отчизна!
Мне близок сердцу каждый уголок,
И пенье птиц, и щебет соловьиный,
Краса полей и широта лесов.
Мордовский край! Любимая Отчизна!
Твоя краса мне очень дорога,
Знакомая тропинка к дому
Знакомый пруд, крутые берега.
Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью
Овраг, ручей с прозрачною водой,
И гдето вдали, журчит совсем неслышно,
Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек. Какими выразить словами
Всю красоту, что вижу я.
Тебе, любимая Мордовия.
Пою я гимн, любовь моя.
Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион
России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется
мордовская вышивка.
Дети рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом.
Воспитатель: Назовите: какие цвета используют в мордовской
вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный.
Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай,
передники, рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго).
Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами.
Дети садятся за столы и выполняют работу. В конце занятия проходит
выставка детских работ.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали.
Давайте вместе подведем итоги.
Ответы детей:
Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня
мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».
Девочка в русском сарафане выносит на рушнике Саратовский калач и
говорит стихи:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим
Поклонясь, отведать просим.
Этот обычай существует и сейчас.
Издавна народ русский славился своим трудолюбием. Человека
труженика уважали, почитали и прославляли все народы на Руси, не
только русские. Вот как об этом говорится в пословицах разных народов. Дети по очереди выходят называют национальность и говорят пословицу,
принадлежащую данному народу (по2 пословицы) азербайджанские,
русские, татарские. чувашские, мордовские.
Сколько национальностей, столько и пословиц. У каждого народа свой
фольклор. (песни. потешки. шутки, пословицы, поговорки, загадки
придуманные народом).
Правильно, к народному фольклору относятся и народные игры.
Что в играх отражал народ? (свою национальную культуру, особенности
быта).
Правильно. В играх народ отражал свою национальную культуру. В играх
много, много шуток, юмора, соревновательного задора. В них присутствуют
заманчивые любимые детьми считалки, заклички, жеребьёвки. Они
сохраняют свою художественную ценность. игровой фольклор. Игровой
зачин помогает быстро организовать игру. настроить на объективный
выбор ведущего, безоговорочное и точное выполнение правил игры.
Предлагаю одному из детей позвать на игру:
Кто со мной идёт играть?
А потом не принимать.
А потом не приняли
За уши подняли.
Башкирская игра "Юрта". Читают зачин, играют 2 раза, подводят итог. Во
время игры звучит башкирская мелодия.
Девочка в русском сарафане начинает игру "Зарязаряница". Звучит
русская народная мелодия, играли 2 раза, подвели итог.
Считалкой выбирают ведущего для татарской народной игры "Продаю
горшки".
Звучит татарская мелодия, играют 2 раза, подводят итог.
Проводят игру "Колдунчик" звучит украинская народная музыка, играем
2 раза, подводим итог.
Азербайджанская народная игра "Отдай платок". Жеребьёвкой делятся
на 2 команды. Подводим итог, отмечаем. что играли дружно. как
выполняли правила игры.
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
Наша страна называется … (Россия).
1.
Наша страна очень … (большая, огромная).
2.
В ней много … (рек, озёр, животных, лесов,
3.
Люди, которые живут в нашей стране, называются
4.
городов).
… (россияне). года,
или
началом
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна –
это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде
всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша
страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
- Люди каких национальностей живут в нашей
стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и
др.)
- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою
историю, культуру, традиции. Что такое народные
традиции? (Ответы детей.)
- Это то, что передаётся из поколения в поколение.
Например, народные праздники, свадебные традиции. У
каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой
времени
окончанием
сельскохозяйственных работ.
Какие русские народные праздники вы
-
знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это
праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны
отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое
кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева
молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник
возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый
праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это
за праздник? (Посвящён медведю.)
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не
делает один народ хуже или лучше другого, наоборот,
культура разных народов делает богатой и разнообразной
культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в
сокровищницу культуры и истории нашего государства. У
каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.
Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Ребёнок читает стихотворение В. Степанова
«Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод. Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Рассматривание иллюстраций с изображением
людей в национальных костюмах.
- Посмотрите на русский национальный костюм. Как
одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный
сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка,
штаны у мужчины.)
- Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут
отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим
их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете,
почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда
чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она
должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с
капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная
одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
какой красивый мордовский
национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского
женского костюма – красивый пояс – пулай.
что особенного в татарском
национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В
основе рисунка, которым украшен татарский костюм,
преобладает геометрический орнамент.)
- Каждый народ, создавая национальный костюм,
стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду
в старину надевали только по праздникам.
- А посмотрите,
Физпауза. Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из
которых образует круг по углам площадки. В центре каждого
круга стоит стул, на котором повешен платок с
национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя
кругами переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом
перемещаются в общий круг. По окончании музыки они
-
Посмотрите, быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его
над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
- У каждого народа свой язык. Люди разных народов
нашей страны знают два языка: свой, национальный,
например, мордовский или татарский, и обязательно русский
язык. Потому что русский – это государственный язык России.
На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём
обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём
издаются законы России.
Ребёнок читает стихотворение.
В день солнечный июльский –
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык наш русский,
Как этот русский лес.
И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
Рассматривание книг со сказками разных народов
России.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из
поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую.
Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
- Да, в них добро побеждает зло, они учат людей
мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло,
жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много
хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому
народы России так крепко дружат между собой, живут рядом
друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда
приходят друг другу на помощь.
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.