Конспект занятия внеурочной деятельности курса "Я - исследователь" 3 класс
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
3 кл
15.07.2018
Предлагаю подробный конспект занятия курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" в 3 классе по теме: "Учимся выдвигать гипотезы". В конспекте подробно указаны цели, задачи, оборудование для данного занятия, а так же занимательный материал, который необходим для проведения данного занятия в школе.Конспект занятия внеурочной деятельности курса "Я - исследователь"
Конспект занятия.docx
МБОУ СОШ № 3 г. Амурска
Занятие внеурочной деятельности курса «Я – исследователь»
в 3 классе
Руководитель: Бурменко Елена Владимировна
Тема: Учимся выдвигать гипотезы
Цель занятия: развивать умение выдвигать гипотезы и подтверждать их
Задачи:
1) учить ставить вопросы
2) учить выдвигать гипотезы, подтверждать их с помощью эксперимента
3) развивать умение работать в паре, умение слушать друг друга.
4) развивать критическое и творческое мышление, речь
Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, нетбуки,
оборудование для эксперимента: стакан, трубочка для коктейля, вода,
растительное масло – по количеству групп.
1. Организационный момент.
СЛАЙД 2: В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Сегодня мы продолжаем работу на нашем занятии «Я исследователь»
2. Введение в тему.
Каким должен быть исследователь? (наблюдательным, умеющим задавать
вопросы, уметь находить ответы на вопросы, проводить эксперименты)
СЛАЙД 2: (Звучит запись пения птиц)
Что вы услышали? (красивое и завораживающее пение птиц.)
Слушая пение птиц, что вы почувствовали? (радость)
Действительно это так, и многие люди, восхищаясь пением птиц, заводят
певчих птичек у себя дома. А у кого из вас дома живет птица?
А мне хочется сегодня вам рассказать историю, которая произошла с
девочкой Наташей.
«У Наташи был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Наташа
подошла к нему и сказала:
Пора тебе чиж петь.
А чиж немного подумал и сказал:
1 Пусти меня на волю, на воле я буду весь день петь.
Какая проблема, была у чижа? Что случилось с чижом? (Ученики: он не
хотел петь в клетке.)
Как вы думаете, какую проблему должна решить Наташа? (Ученики:
создать условия, чтобы чижу захотелось петь.)
Для того чтобы продолжить размышлять над проблемой Наташи и чижа
воспользуемся словами:
СЛАЙД 3: предположим, допустим, если, возможно
Сегодня эти слова нам будут помогать на протяжении нашего занятия.
Продолжите мою мысль.
Если Наташа выпустит чижа из клетки, то…
А что если чиж останется жить в клетке?..
Допустим, Наташа уже открыла дверцу клетки, как себя поведёт чиж?...
А мы както это можем проверить? (Нет, мы можем это только
предположить.)
3. Формулирование нового понятия.
А как это называется предположение в исследовании?
Ответ вы найдете, разгадав эту головоломку.
СЛАЙД 4: Гиря ря + по + тер – р + за = ?
Определите тему нашего занятия.
Чем будем заниматься на занятии? (тренироваться выдвигать гипотезы.)
Где можно отыскать научное определение слова гипотеза? (в книге, в
интернете)
СЛАЙД 5: СЛОВАРЬ: Гипотеза – это предположительное, вероятное знание,
еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это
предвидение событий.
Как вы думаете, ребята, могут гипотезы возникнуть просто так, на
пустом месте? Скажите мне гипотезу
4. Теоретическая часть
Гипотезы возникают на основе имеющихся знаний, интуиции.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.
Давайте попробуем. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем, Как
птицы узнают дорогу на юг?
Давайте попробуем к данному вопросу поставить гипотезу.
Выслушать ответы детей: (предположим, допустим, если, возможно)
2 Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения:
деревья, траву и т.д. и они указывают им направление полета; птиц ведут те,
кто уже летал на юг и знает дорогу; птицы находят теплые воздушные потоки
и летят по ним. А может быть, у них есть внутренний природный компас,
почти такой, как в самолете или на корабле
Учитель: Гипотезы бывают разные. Бывают и совершенно особенные,
неправдоподобные гипотезы, их обычно называют «провокационными
идеями». В нашем случае это может быть, например, такая идея: «птицы
точно находят дорогу на юг по тому, что они ловят специальные сигналы
из космоса».
СЛАЙД 3: Делая предположения, мы обычно используем следующие
слова:
Может быть;
Предположим;
Допустим;
Возможно;
Что если…
5. Практическая часть
5.1. Формулирование гипотезы на основе эксперимента
Потренируемся выдвигать гипотезы в опоре на практику.
Проведем эксперимент
Нужно стакан, коктейльная трубочка, растительное масло, вода
Проведение эксперимента:
1) Налить в стакан чуть больше половины воды.
2) Взять трубочку, опустить ее в воду и немного повращать.
3) Перед тем, как опустить трубочку в воду, нужно предположить (или
выдвинуть гипотезу) что произойдет с трубочкой. (Предположим, что
трубочка исчезнет, трубочка поменяет цвет, увеличиться количество воды)
Чья гипотеза подтвердилась? А остальные
правильные? Сделать
правильный вывод.
4) Добавить в стакан растительное масло на 1 см выше уровня воды. Масло не
смешается с водой, а будет плавать на поверхности воды. (Масло не
смешивается с водой изза разной плотности этих жидкостей, об этом мы
будем говорить, когда будем изучать физику)
5) Опустить трубочку в стакан с водой и растительным маслом, Что теперь
произойдет? (выдвижение гипотез, предположений: трубочка всплывет,
3 изменится цвет) Трубочку можно немного поворачивать. (Разделиться на три
части)
Свет немного переходит в другую среду, меняет направление своего
распространения, поэтому лучи света, идущие от трубочки, имеют другое
направление. Это называется преломление света.
Совпали ли ваши предположения, с тем, что вы увидели?
Вывод: Гипотезы могут быть правильными и неправильными, но об этом мы
будем говорить на следующих занятиях.
5.2. Практическая самостоятельная работа
Работаем самостоятельно. Определитесь, как выбудет трудиться, в группе
или самостоятельно. Попробуем выдвигать гипотезы к разным темам
Я предлагаю вам пройди к нетбукам. В папке «Гипотеза» предложено
несколько тем, ваша задача выбрать одну тему и к данной теме
сформулировать гипотезу. Можно взять свою тему, которую вы принесли на
занятие на флэш карте.
СЛАЙД 6: Выдвинуть гипотезу к данным темам:
Дети стали больше играть во дворах;
Миша весь вечер играл со строительным конструктором;
Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
Тайны воды
Великолепные снежинки
Каким должен быть портфель ученика
5.3. Проверка самостоятельной работы.
Все дети подходят к каждому нетбуку и авторы зачитывают тему и гипотезу.
Обсуждение коллективно.
6. Итог занятия
Какова цель нашего занятия?
Достигли мы ее?
Почему так считаете?
Закончите одно из предложений: СЛАЙД 7
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
4
•
•
•
•
• •
Я попробую…
На следующем занятии мы будем выдвигать гипотезы по своим темам
исследования.
5
Конспект занятия внеурочной деятельности курса "Я - исследователь" 3 класс
Конспект занятия внеурочной деятельности курса "Я - исследователь" 3 класс
Конспект занятия внеурочной деятельности курса "Я - исследователь" 3 класс
Конспект занятия внеурочной деятельности курса "Я - исследователь" 3 класс
Конспект занятия внеурочной деятельности курса "Я - исследователь" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.